Knijnick писал(а):
1 При ознакомлении с некоторомы вашими материалами, у меня сложилось мнение, что вы активно продвигаете религию и культуру в массы?
Религия и "культ"ура, навязанные обществом человеку, изначально имели благие цели, многие из них остались и по сей день. Но в них есть и отрицательная сторона - управления массами, а это не всегда используется в благих целях. Определённая часть людей видит в этом только отрицательную сторону. В определённых кругах, даже модно агрессивное отношение.
2 Как вы можете предложить избавиться от этого негативного отношения обществу?
Если продвигать в общесто идеологию культурных и религиозных ценностей, мне кажется сами принципы религии и культуры должны преобразиться так, чтобы манипуляция массами, фанатизм и другие отрицательно-побочные эффекты, не имели возможность происходить.
3 Как вы считаете, возможны ли такие изменение?
4 Гипотетически, какие изменения должны произойти, чтобы защитить людей от отрицательных воздействий р. и к.?
Обычно такие вопросы возникают в случае, когда люди не пытаются задумываться о смысле таких понятий как "религия" или "культура".
В сущности, на этом можно было бы закончить ответ, поскольку именно наше нежелание формулировать собственную точку зрения по отношению к таким многозначным понятиям как "религия", "культура", "любовь" или "добродетель" приводит к возможности манипулирования нами. Вместо того, чтобы выработать собственное мнение, мы
разделяем точку зрения манипулятора: жреца, священника, политика, писателя или врача.
Попытаюсь чуть-чуть подробнее.
Мы забываем о том, что религия (хочу подчеркнуть, что религия и вера - понятия принципиально разные) и культура - это произведения рук человеческих, сумма идей и действий отдельных личностей . Поэтому не религия или культура манипулируют нами, а отдельные люди манипулируют друг другом.
Мне-сегодняшнему очень близко определение культуры Андрея Белого:
«…культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше „Я“; единственно данная нам интуиция;
культура всегда есть культура какого-то „Я“».
Манипуляция - тоже понятие неоднозначное. Дело в том, что любой акт нашего повседневного общения можно представить себе как систему взаимных манипуляций. Мы ведь всегда чего-то хотим друг от друга, даже если это "что-то" - сочувствие или поддержка.
Полностью избавиться от манипуляций невозможно, потому что они - средство коммуникации. Стоит ли мне, например, отвечать на ваш вопрос, если я заранее знаю, что вы не будете учитывать мое мнение?
А если будете, то можно сказать, что я манипулирую вами.
Но вы сами задаете вопрос, следовательно, испытываете желание узнать мою точку зрения.
Это правило универсально. Манипулировать обществом невозможно, если общество не испытывает потребности в том, чтобы им манипулировали. Люди сами испытывают потребность в потреблении готовых, тщательно пережеванных кем-то другим истин и законов.
Мы, например, не хотим задумываться о своем душевном состоянии или психологических причинах своих болезней - мы предпочитаем, чтобы об этом думал врач. Мы не хотим участвовать в собственном лечении - мы хотим, чтобы нас
вылечили таблетки, "гипнотизеры" или "экстрасенсы".
Любой гипноз возможен только в том случае, если человек по каким-то причинам нуждается в этом состоянии сознания.Я уже не говорю о традиционном стремлении к тому, чтобы порядок в обществе "навел" кто-то другой. Со времен Сталина, мы называем это желанием "твердой руки" у власти. Тем самым, мы как бы расписываемся в том, что не в состоянии сами принимать участие в наведении порядка в наших городах, дворах... и семьях.
С религией происходит примерно то же самое: большинство верующих хотят не христианской любви и свободы, а жесткой догматики, которой, надо отметить, в Новом Завете нет.
Отнюдь не случайно, текст Нового Завета сделали доступным народам Европы только протестанты - Притчи могли разбудить слишком много самостоятельных мыслей. Итого: все зависит от желания каждого конкретного человека осознавать понятия, используемые религией и культурой, формируя при этом собственную точку зрения.
С чего начать?
Например, Георгий Гурджиев, мистик, духовный учитель и актер, обожавший розыгрыши, в своем «Институте гармонического развития человека» в Фонтенбло использовал
четыре правила (привожу эти правила по книге Тимоти Лири "История будущего"):
1) Никогда не делай чего-то только потому, что это делают другие.
2) Никогда не пытайся думать так же, как думают другие.
3) Пытайся добраться до сути событий, от которых остальные люди отмахиваются, как от таинственных и загадочных.
4) Доверяй только собственному видению мира, а не тому, как видят его другие, но и собственному мнению доверяй ненадолго. Понять, что такое твоя собственная точка зрения и чем она отличается от общепринятой, можно с помощью все тех же объектов культуры. Я рекомендую использовать для этого
медленное чтение.
В отличие от быстрого чтения, чтение медленное — это всегда диалог: диалог с автором книги, или с самой книгой, ее изданием. Легче разговаривать с бумажной книгой, чем с электронным текстом, поскольку он лишен формы, следовательно — лишен качеств индивидуальности.
Смысл диалога заключается в вашей реакции — ответе ваших мыслей на прочитанные строки.
Прочтите тот объем текста, в котором вы сможете уловить законченную мысль, затем закройте глаза и попытайтесь воспроизвести идею текста у себя в сознании.
Прислушайтесь. То, что вы сейчас формулируете — это уже не мысль автора — это ваша мысль. В ответ на нее у вас возникает поток образов, словесных ассоциаций или воспоминаний.
Запишите главное из того, что пришло вам в голову. Заведите «дневник читателя» и после «сеанса» медленного чтения записывайте в нем свои главные ассоциации. Через некоторое время этот дневник станет зримым вещественным подтверждением существования вашего собственного мнения. Жаль, что этот процесс приходится описывать как упражнение. Еще совсем недавно книги именно так и читали.
Разумеется, такая внутренняя работа необходима во взаимоотношениях с любыми произведениями искусства: на концерте, в театре, в музее или в кино.
Гурджиев абсолютно прав. То, что вы запишете на листе бумаги во время медленного чтения, будет отражать мнение
вас-сегодняшнего. Помните, что мнение может и должно меняться. Это динамический процесс, но осознание процесса собственных размышлений над произведениями культуры или текстами религии является единственным эффективным способом противостояния манипуляциям. Для того чтобы противостоять, необходимо формировать собственное "Я". В процессе потребления оно не может быть осознанно - на месте "Я" оказываются чужие ценности и идеи.