Juda писал(а):
Не могли бы вы рассказать о болезни, настигшей в конце жизни философа Фридриха Ницше? В частности, любопытно какой диагноз был ему поставлен. Это интересно, так как сейчас можно встретить мнение, что Ницше, в силу особенности своей мысли, безумием довел её до логического предела. Проще говоря, начал философствовать на таком уровне, что стал не понимаем для окружающих окончательно.
Я все откладываю ответ на этот вопрос.... Слишком сильно попытка "поставить диагноз" или, хотя бы, кратко описать выводы, которые делаешь в попытке понять
для себя притчу чужой жизни напоминает суд. Слишком много написано о Ницше.
Разве что
истинный психиатр осмелится судить самого популярного мыслителя на свете. А я уже давно стараюсь не мыслить о человеке "диагнозами".
Впрочем, вопрос есть вопрос...
С "диагнозом", как раз все ясно. Ницше лечили от "прогрессивного паралича", то есть наследственной формы сифилиса нервной системы. Проблема в том, что Э.Гоффман и Ф. Шаудин открыли возбудителя заболевания - бледную трепонему - в 1905 году, через 5 лет после смерти Ницше. Поэтому, "серологическое подтверждение", как сказали бы сейчас, было невозможно. Кроме того у Ницше не было никаких других других, необходимых для "окончательного диагноза" клинических проявлений сифилиса.
Нужно сказать, что "диагноз" этот он, в начале, поставил себе сам и лечиться начал самостоятельно: «…в течение нескольких дней терзал свой организм опиумными и танинными клистирами, а также ляписными микстурами… », - только после этого, с уже готовым диагнозом, он обратился к врачам. Врачи, в те времена, особенно спорить с подобным диагнозом возможности не имели,... а Ницше всегда считал себя самым умным среди окружающих его людей.
В общем, мой сегодняшний взгляд гораздо ближе к точке зрения людей, считающих, что Ницше "безумием довел свою мысль до логического предела". Правда, я действительно вижу в этом не гениальность, а болезнь, пусть и не сифилис мозга.
Для меня притча жизни Ницше - это притча о человеке, который с помощью титанического усилия мысли совершил попытку
отодрать себя от Единого, скрывающегося в глубине человеческой души (подробности смотрите в первых лекциях по метафизике).
Ницше попытался убить в себе Бога -
это столько стоит.
Флоренский чувствовал себя человеком вне времени, утратившим общность с людьми. Однако его общность,
его люди, все таки существовали и вокруг него и в прошлом - в истории. Отец Павел был одиноким человеком, но он восполнял одиночество любовью к (пусть в своем понимании и пусть к немногочисленным) духовным чадам.
Но, главное, в его жизни - в мистерии Имяславия - всегда присутствовал живой Бог - Единое начало вселенной.
Его попытка воплотить в себе "новое средневековье" была безумной, но отец Павел до конца жизни сохранял поразительно ясный разум. Психической болезни не было.
Его безумие (гордыня) имела явную социальную направленность и он получил, социальное воздаяние - пал жертвой социального безумия.
Его убил безумный антихрист, которого призывала его собственная средневековая логика.
Ницше попытался стать Заратуштрой - Индивидом отделенным от всех и вознесшимся над всеми, индивидом убившем в себе Бога (не стоит, наверное, писать о том, что его Сверхчеловек никакого отношения к пророку Зороастризма не имеет).
О чем-то вроде этого мечтает множество "непризнанных гениев" всех времен и народов. Поэтому, наверное, Ницше и до сих пор популярнее любого мыслителя на свете.
Как правило, им увлекаются в юности, а потом "перерастают".
Мечты мечтами, но все мы живем в обществе... да и кушать, что-то нужно.
Большинство людей перерастает свой нарциссизм. Да и представить себе философски мыслящего Нарцисса довольно трудно. Ведь человек мыслит и излагает свои мысли
для других. Если бы возможно мышление исключительно для самого себя, то человек так и не научился бы говорить.
Из мыслителей подобного типа мне в голову приходят только Ницше и наш Григорий Перельман. Похожим мыслителем был и обожаемый Ницше Шопенгауэр, но куда там Шопенгауэру до "Воли к власти"!
Для того, чтобы убить в себе Бога, нужно убить в себе любовь.
"Девственность" Фридриха Ницше вошла в легенду. Действительно, во время пребывания в психиатрической больнице в конце жизни он написал книгу «Моя сестра и я», содержащую рассказ о единственных в его жизни сексуальных контактах со своей родной сестрой Элизабет. Однажды сестра сама забралась к нему в постель. Ему было 9, ей - 7. Она играла с его половым членом, а он на всю жизнь запомнил ее чудесные пальцы. Их игры продолжались несколько лет, пока Ницше не уехал учиться в знаменитую гимназию "Пфорта".... Эта взаимная детская мастурбация стала практически единственным сексуальным опытом в его жизни.
Это не значит, что Ницше не стремился к женщинам. Это они избегали Фридриха, всегда подчеркивавшего свою "особость" - несопоставимость с родом человеческим. По всей видимости его разговоры о интимных отношениях тоже были наполнены описанием собственной необычности.
Луиза Густавовна Саломе, которую Ницше считал "самой умной из всех встреченных людей", скупо опишет их отношения в книге "Эротика" (1910): "Поскольку жестокие люди являются всегда и мазохистами, целое связано с определенного рода бисексуальностью. И в этом сокрыт глубокий смысл. Первый, с кем я в жизни обсуждала эту тему, был Ницше (этот садомазохист по отношению к самому себе), ... после этого мы не решались больше видеться друг с другом".
Мне думается, что Ницше в том разговоре, как всегда фантазировал и наговаривал на самого себя, но... он делал это на полном серьезе и юную девушку (Саломе был 21 год) это изрядно напугало. Во всяком случае от предложенной руки и сердца Ницше она поспешно отказалась.
О своем воздержании от секса он много говорил и писал сам, считая, что «чистота обогощает мысль», делая ее
независимой от мнения других людей. Его Заратуштра утверждал, что "мысленные прозрения" приносят ему наслаждение, которое "низкие люди" могут испытывать только во время интимной близости.
На всю жизнь Ницше сохранил и другую "детскую болезнь" - фантазии о "высоком происхождении" или "иных родителях". Отец назвал его в честь Фридриха Великого и Ницше всегда подозревал, что мать навсегда сохранила тайну его рождение от "лица королевской крови". Второй возможной версией было происхождение от польских дворян. В "Автобиографии" он писал: "Мои предки были польские дворяне; должно быть, тип хорошо сохранился вопреки трем немецким "матерям". За границей меня обычно принимают за поляка. Мне говорят, что моя голова встречается на полотнах Матейко".
Речь идет о внешности... никаких других подтверждений не нашлось.
С немногими близкими и покровительствующими ему людьми Ницше очень быстро рвал отношения. Знаменитого филолога Фридриха Ричля, который видел в Ницше своего приемника и настоял на предоставлении 24-х летнему студенту кафедры и профессорского звания, Фридрих публично обвинил в бездарности, и ушел из университета ради "свободных занятий философией"... На Рихарда Вагнера, которого некоторое время боготворил Ницше, философ смертельно обиделся из-за его переезда в Байрет (по приглашению Баварского короля), - до Байрета Ницше было крайне трудно доехать и он... написал несколько гневных текстов в адрес бывшего друга....
В 1878 году Ницше выпускает книгу "Человеческое слишком человеческое", в которой яростно отринет все то, что любил и ценил прежде - философию классической Греции, Шопенгауэра и Вагнера. Вагнер расценит ее, как... "свидетельство душевной болезни автора".
Ницше, как будто сознательно стремился отгородить себя от людей. Он чувствовал себя хорошо только наедине с собой: "Кто избрал себе такой путь, тот не найдет спутников. Никто не придет помочь ему; он должен быть готов один на все, что ни встретится ему - опасность, несчастье, злоба, ненастье. Он идет сам по себе...".
С самого начала своего философствования Ницше пытался нащупать "внутренний горизонт" уверенности человека в себе:
"все живое может стать здоровым, сильным и плодотворным только внутри известного горизонта; если же оно не способно ограничить себя известным горизонтом и в то же время слишком себялюбиво, чтобы проникнуть взором в пределы чужого, то оно истощается, медленно ослабевая, или порывисто идет к преждевременной гибели".
Ницше так и не научился проникать взором "в пределы чужого"....
Борьба с любовью внутри себя самого приводит к тому, что и в другом ты видишь только самого себя.Отсутствие личной жизни не дает человеку возможности взрослеть...
Сохранились смутные слухи (документально не подтвержденные), что перед смертью с Ницше можно было говорить только о сексе.
Мне думается, что он так и не понял - если Заратуштра говорит: "Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою?", - он имеет в ввиду
свою собственную душу.
Это с "бедностью и грязью" своей собственной души всю жизнь боролся Ницше, считая, что борется с бедностью и грязью душ других людей.
Его "личным врагом" стало "золотое правило нравственности", не могу не привести знаменитой цитаты:
"Истинная справедливость основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - признак упадка. Ложным является и признак полезности - назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма: если и может у кого-либо быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия ближнего. Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Милосердие - пустая трата энергии на слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть: "Падающего подтолкни!".
Не буду приводить здесь множество интерпретаций последней фразы. Дело не в интерпретациях. Очевидно, что Ницше тратил колоссальные усилия, что бы мыслить себя в числе "сильных". Это возможно только в том случае, если человек мучительно переживает собственную
слабость.Постоянное отрицание значимости других людей... приводит к мучительной борьбе с самим собой.
Попытка оторвать себя от других приводит к разрыву внутри самого себя.... "Я сильный" (Сверхчеловек!) пытается отодрать себя от "слабого я".
"Слабое Я" - это христианство... Последовательное богоборчество мысли - тоже борьба с самим собой.
Это попытка отрыва
индивидуального я от
Я всеобщего - Попытка отрыва индивидуального сознания от своего корня - от своего начала.
Я не буду здесь подробно описывать восстание Ницше против Бога...
Вместо этого, попробую сформулировать "диагноз".
Эугенио Блейлер, описывая новую нозологическую единицу - "схизофрению" (шизофрению) использовал понятие "
раскол чревного разума". Ни сам психиатр, ни его последователи так и не дали определения этому самому "чревному разуму".
Мне сегодняшнему думается, что "чревный разум" это и есть... Бог - всеобщее начало сознания.
Если отталкиваться от понятия чревный разум, то "случай Ницше" можно описать как настоящую "схизофрению" - мучительный отрыв интеллекта от естества души. Учтите, я пишу это слово в кавычках, поскольку пишу о расколе чревного разума не по Блейеру, а по... Данилину
(стоит продолжить борьбу с собственной гордыней).
Для меня, сегодняшнего неясный психоз Ницше, быстро закончившийся слабоумием -
воздаяние за титаническую попытку отрыва души от своего истока.Ницше и Флоренский, каждый по своему поставили эксперимент над собой и... только Бог им судья.
Получается, что на пределе человеческих сил эта фраза обретает
буквальный смысл.
Мы не имеем права осуждать Ницше. Однако общество имеет право судить тех, кто решил воплотить
мысленный эксперимент Ницше в жизни других людей - в социальной реальности.
Эти люди не стали задумываться об уроке судьбы великого мыслителя... о притче его жизни. Ницше, пережив несколько апоплексических ударов (ишемических инсультов, скорее всего) умер в глубоком слабоумии (смерть наступила от пневмонии) в возрасте 56 лет...
Последние годы безумия Ленина до пугающей неотличимости похожи на последние годы Ницше. Ленин умер в 54 года в глубоком слабоумии. Наиболее вероятный диагноз - тоже сифилис мозга, но и здесь он не доказан.
Гитлер, страдающий в последние годы галлюцинациями, застрелился в бункере в 56 лет.
Джугашвили прожил дольше других... Но, перед смертью он перенес несколько апоплексических ударов (ишемических инсультов), что, по мнению большинства экспертов, привело не только к сосудистым нарушениям восприятия, но и прогрессирующему бредовому психозу.
...
"И это должно было быть добродетелью и называться добродетелью - достигать себялюбия! Быть «без себялюбия» — этого хотели бы с полным основанием сами себе все эти трусы и пауки-крестовики, уставшие от мира!
Но для всех для них приближается теперь день, перемена, меч судии, великий полдень: тогда откроется многое!
И кто называет «я» здоровым и священным, а себялюбие блаженным, тот, поистине, говорит, что знает он, как прорицатель: "Вот, он приближается, он близок, великий полдень!", - Так говорил Заратустра!
Что там спорить, как знает каждый из наших современников, "великий полдень" приблизился....
Эти строки вспоминают часто: именно в полдень, 25 августа 1900 года умер великий богоборец и тишайший одиночка Фридрих Ницше.