крыгл писал(а):
вот эта икона со мной срезонировала
судя по платку художник понимал что рисует -философ
платок это прокладка -человек грешен-а библия например свята
по этому в иконах часто библия лежит на платке-что бы не соприкасаться с телом
а здесь ...она убирает эту прокладку...
то есть или не боиться загрязнить христа
или его в принципе не возможно загрязнить
но меня больше занимает след ...
след как обобщение а не предание
получается что христианство след бога?
что то здесь очень красивое есть -через отрицание
от Филона до алмазной сутры
Вы конечно знаете, что пишите об иконе Божией матери Почаевской.
Икона сия находится в Успенской Почаевской лавре Волынской епархии (Украина) ; название Почаевской получила от местечка Почаева, находящегося между Кременцом и Бродами; от этого же села получила свое название и гора Почаевская, на которой находится лавра.
Гора эта значительно выше всех окружающих ее гор и в особенности замечательна по своей пещере, которая образовалась самою природою и очень удобна для помещения. В этой пещере поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы и воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божиею.
Один из этих подвижников взошел ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил о дивном видении своего сподвижника, и оба с благоговейным трепетом взирали на божественное явление. В то же время увидел это и пастух с мальчиками, пасшими под горою стадо, и, поспешив на гору, встретил там двух монахов, прославивших Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила вдавленным оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей твердый камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода, несмотря на то, что неисчислимые поклонники постоянно наполняют ею сосуды свои для исцеления от недугов. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Ее стопы на камне были около 1340 года. С того времени гора Почаевская сделалась селением божественной славы, а след стопы Преблагословенной Марии — неоскудевающим источником великих чудотворений.
В 1595 году Константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою благословил ее иконою Пресвятой Богородицы, привезенною им из Константинополя. Сначала эта святыня не многим была известна; но вскоре от иконы стали истекать чудеса, и сама Анна Гойская стала оказывать особенное благоговение к иконе и теплить пред нею неугасимую лампаду с тех пор, как увидела Пресвятую Богородицу, явившуюся ей в сиянии света. Анна Гойская удивлялась силе благодати от иконы Богоматери; но, когда ее брат Филипп Козинский, слепой от рождения, повергся со слезами и молитвою пред святою иконою и тут же получил зрение, тогда она устрашилась такую благодатную святыню держать в своем доме и потому в 1597 году при стечении многочисленного народа препроводила ее со свечами и молебным пением в Почаевскую обитель и отдала на вечное хранение инокам, обитавшим в пещере.
Вскоре на скале выстроена была и церковь в честь Успения Богоматери. По смерти Анны Гойской все ее имение и даже самая гора Почаевская достались по наследству Андрею Фирлею, проживавшему в местечке Козине. Он, будучи лютеранином, ненавидел Почаевский монастырь и его иноков, всегда стараясь делать им притеснения. Он отнял у них землю и леса, приказал сожигать кельи, бить монахов и запрещал народу приходить на Почаевскую гору для поклонения чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. Наконец придумал он отнять у них чудотворную икону и с множеством вооруженных единомышленников напал в 1623 году на монастырь, похитил церковные сокровища, ризницу и самую чудотворную икону. К довершению кощунства он приказал жене своей надеть церковные облачения и, взяв святую чашу в руки, явиться в кругу пирующих, изрыгая хулы на православие и святую икону. За такое кощунство жена его в ту же минуту была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил ее, пока Фирлей не возвратил чудотворную икону в Почаевскую обитель. По возвращении иконы в монастырь неоскудно продолжали изливаться от нее различные чудотворения. Слух о таких чудесных событиях быстро разносился по всем концам земли русской, и со всех сторон стали стекаться к ней толпы поклонников, ищущих помощи и спасения в милосердии Божием.
Свернуть
На оригинале иконы, разумеется, нет отпечатка стопы. Чудесное событие и обретение иконы разделяют почти 250 лет. Только очень поздние списки иконы объединяют ее оригинальный сюжет с явлением Богоматери камня.
Пресвятая Богородица, на этой иконе, держит на правой руке Предвечного Младенца, а левой заботливо укрывает Ему ноги и спину платком.
Богомладенец правой рукой подаёт благословение, а левую держит на плече Матери. Богоматерь, склонившись, с нежностью прижимает Свой Лик к Лику Младенца...
Как и положено, Богородица изображена в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин. Мафорий одевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, но и почти все тело.
На вашей иконе тон плата Богородицы темно-красный – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Христа - Царя души человеческой.
Для меня сегодняшнего, красный цвет одежд Богородицы означает ее близость идее Софии - Божественную Мудрость и Знание.
Под мафорием носили тунику ее голубой или синий цвет символизирует девство Богоматери, Ее небесную чистоту.
На более поздних списках, как на приводимом вами, платок в левой руке, как будто повисает отдельно...
Мне думается, что это знак того, что новые иконописцы не очень разбирались в особенностях одежды женщин древней Иудеи. Но, мне думается, что и тогда он предназначен для вытирания слез и пота - как Младенца, так и наших с вами...
К одеждам аналоя (на него во время службы кладут Евангелие или икону) - паволоке или аналойной пелене, этот платок не имеет ни малейшего отношения.
Отпечаток ступни Богоматери - вовсе не аналой. Это свойственное иконе совмещение разных времен и событий в единое целое.
Что касается самого отпечатка и легенды о явлении Богоматери в огненном столпе.
Вы знаете, конечно, что подобные отпечатки - древнейшее символическое свидетельство присутствия бога в мире. В Древнем Китае, в ареалах буддизма, ислама и христианства народ всегда почитал схожие с отпечатком ноги естественные и искусственные пустоты на камнях, рассматривавшихся как следы сверхъестественных и божественных существ. Такие почитаемые "следы" стоп святых, героев, великанов, дьявола и ведьм известны во многих местностях Центральной Европы и в России тоже.
Когда Будда Шакьямуни решил погрузиться в нирвану, он отправился в местечко Кушинара, встал на камень и обратился лицом к югу. И остался на этом камне отпечаток его стопы как память потомкам и свидетельство его пребывания на земле. Вырезанные на камне изображения стопы Будды являются талисманами и объектами поклонения. В контур стопы обычно вписаны священные знаки буддизма. Ровно тоже самое касается отпечатков "Лотосных стоп" Кришны и Радхи.
Очень знаменателен тот факт, что на Руси (сейчас Почаев - в Украине) оставила Свой след Богородица, а не Ее Сын...
Богородица стала более реальной, чем Иисус...
Для меня это означает невероятную важность материнских аспектов для отечественного сознания - аспектов заботы, защиты, нежности, материнской любви.
Это значит, что всего этого отчаянно не хватает отечественной культуре... и вам, и всем, написавшим вопросы об иконах Богородицы.
Писать о символике божественных следов можно бесконечно. Мне думается, что для вас важно, что они именно
следы.
Божественная личность оставляет следы... в качестве подсказки для последователей или приверженцев. В даосизме подобные следы бессмертных, идущие в противоположных направлениях, означают приход и уход, связь прошлого и настоящего, прошлого и будущего.
"Утром мы выходим искать священные знаки", - писал Рерих.
Мне думается, что вы запутавшийся от недостатка систематических знаний
"следопыт" (как, собственно, и я), пытающийся разыскивать следы Бога и тайных знаний ведущих к нему. Поэтому вас притягивает отпечаток ноги на иконе и красный цвет одежд Богородицы.
Только вы все время очень торопитесь! Все время бежите, пытаясь "
наследить"....
Вам, как и нам всем хочется чуда и... побыстрее!