[
Елена И_ писал(а):
Здравствуйте,Александр Геннадиевич !
Скажите ,пожалуйста, знакомы ли вы с творчеством Максима Кантора , а так же работой его отца (философа) Карла Кантора "Двойная спираль истории" ? Очень интересно было бы узнать как вы лично оцениваете литературные произведения и картины Максима Кантора....,и изданный труд Карла Кантора...
- Мне все не нравится.
- В жизни или в искусстве?
- Нигде.
М. Кантор. «Учебник рисования».
Разговор о
выпущенных книгах или
выставляющихся картинах, не может быть некорректным. И все-же... неловкость чувствуется. Есть люди, говоря о которых невольно говоришь о себе, а это всегда
неудобно.
Я
отношусь к поколению Максима Карловича Кантора и считаю его одним из главных художников нашего поколения. Я немного, по-хорошему (если зависть бывает хорошей), завидую его способности выразить рисунком то, что наше поколение так и не смогло выразить словами...
Все поколение, включая сюда и меня, и его самого.
На "карикатурах" Кантора - измученные
ложью люди, но в глубине их искаженных лиц и тел хранится свет икон. Они не способны почувствовать этот свет, но он в них есть!
Поэтому я прочел "Учебник рисования", сразу после того, как он вышел. Не стану скрывать: было трудно - больше полутора тысяч страниц. И... больше ничего у Кантора я читать не буду.
Почему?
Потому что я с болью узнаю себя.
Художник, обожавший своего отца, пытается стать философом, но не решается писать философский текст и пишет "роман" без сюжета. Для меня этот роман - прямое подражание "Зияющим высотам" близкого друга семьи (А.А. Зиновьева), но... из подражания ничего путного не вырастает. "Высоты", для меня, несравнимо более искренняя и цельная вещь.
И все таки, написав предыдущие строки, я снова ловлю себя на зависти. Наверное, я всю жизнь завидовал людям у которых были отцы и друзья семьи, способные дать сыновьям
традицию мысли. Это ведь и есть настоящее наследство.
В сущности, кто я такой, чтобы
оценивать Кантора?
Я врач, неудачно пытающийся философствовать. Врач, не решающийся сформулировать собственную философию, и, от этого, стыдливо прячущийся за великими спинами... Данте или Коллоди.
Когда я пишу - тоже все время ловлю себя на желании написать книжку... обо всем.
"Учебник рисования" - попытка написать книгу обо всем.
Сам Кантор, скромно, говорил: "Можете считать мой роман энциклопедией нашей жизни».
Поэтому, на мой завистливый взгляд,... книги и не получилось.
Попытка рассказать обо всем со своей точки зрения, неминуемо связана с превращением точки зрения в... "кочку".
Кочка зрения - это суд над всеми.В книге Кантор делает то, что ему удалось миновать в живописи (впрочем, я знаю и людей, считающих, что и здесь не удалось).
Попытка написать обо всем приводит к искривлению видимого пространства - ведь точкой отсчета - "создателем всего", оказываешься ты сам.
Чаще всего, человек, оказываясь в этой точке отсчета получает возможность высказать свои
обиды на мир. Но высказать их прямо - тоже не получается. Нельзя! Ты же пишешь (создаешь) "объективную" книгу - "энциклопедию жизни".
В результате книга обо всем, оказывается книгой ни о чем.
Невозможно яростно ненавидеть "либеральную интеллигенцию", оставаясь... либеральным интеллигентом и сыном либерального интеллигента.
Невозможно яростно ненавидеть живопись авангарда, оставаясь авангардистом.
Невозможно создать очередную "энциклопедию русской жизни", долгие годы живя за рубежом, выставляясь и продаваясь там же.
Оттуда можно, конечно, писать о национальном поражении, но пытаясь спасти Россию с запада, практически невозможно продолжать эксплуатировать тему "заговора" против России злобных западных заговорщиков...
«А я последние годы притворялся. Притворялся, когда ходил в галереи, когда ходил на выставки, когда спорил об искусстве. Да, я все время врал, все время прятался. Я встречался с художниками и притворялся, что я с ними заодно… Работаю с галеристом Поставцом, участвую в выставках авангардистов, продаю рисунки в западные коллекции – а сам ненавижу их всех, да – презираю и ненавижу. Ненавижу их – дельцов, которые покупают мои рисунки, музейных директоров, которые лебезят перед деньгами. Ненавижу критиков, которые слюнявыми губами говорят то, что ждут от них дельцы… Я взорву эту мерзость до основания, до самой последней детали, до самой маленькой неправды… Я сделаю такую выставку, которая все это взорвет. Люди снова увидят картины – они забыли, что бывают картины, а не значки, не закорючки, не инсталляции из горшочков с калом – но картины про людей и их поступки…».
Это слова лирического альтерэго Кантора - Павла Рихтера. Этому герою он, с умилением, передает авторство лучших своих картин – «Палаты №7», «Государства», «Одинокой толпы», «Реквиема террористу», …
В реальности никто никакой "взрывательной" выставки не провел.
Значит, автор притворялся и продолжает притворяться.
Где же настоящий Кантор - в картинах или в книге?
В Романе философом оказывается не отец, а дед Павла Рихтера - Соломон Моисеевич Рихтер. Но и там главный труд философа называется «Двойная спираль истории» (так называется итоговая книга Карла Моисеевича Кантора). Взгляды Карла Моисеевича изложены в романе так подробно, что монографию отца художника... можно не читать.
Монография эта вызвала у меня двойственное чувство. С одной стороны - отечественных работ по историософии крайне мало, но с другой - они есть! В книге чувствуется попытка написать что-то оригинальное, не задумываясь о "Смысле истории" Бердяева или "Философии истории" Карсавина... чисто марксисткая привычка.
Хотя "Двойная спираль" - это спираль веры и знания, совместно творящих исторический процесс, в книге проведена странная операция. В ней идеи превращены в самостоятельные -
внешние объекты анализа, а о внутреннем мире человека живущего в истории нет ни слова. Хотя Бог и отношения с Ним упоминаются постоянно - Он тоже лишь
внешний объект участвующий в общественных отношениях.
Одним словом, лучше не читал бы я никогда этих книг.
После их прочтения я как-то перестал замечать внутренний свет на полотнах Кантора. Может он мне просто померещился когда-то?
Я пытаюсь ответить на вопрос честно... и
осуждаю. Завидую, наверное... свободе высказанных обид, плохо скрываемой коньюктурности и искренности в объявлении себя спасителем.
Впрочем, возможно, заметить все это (и позавидовать) может только человек, пытавшийся писать книги обо всем.
Для того, чтобы книги освободились от брызганья ядовитыми слюнями обиды, нужно совершить простую операцию: поместить себя среди своих карикатур с искаженными лицами, а не среди "спасителей отечества".
Правда, в русской литературе, это удалось, по-моему, только Достоевскому и Гаршину....
Селена прислала мне в ЛС свои размышления о живописи Кантора. По-моему, ей удалось точно выразить мысль, которую я сформулировал несколько неуклюже. С ее разрешения приведу фрагмент сообщения:Селена писал(а):
...
Колорист он чудесный. Каждый штрих цвета просто просится рядом с соседним. И если смотреть только на цветовую фактуру, невероятная гармония, та самая световая. А вот формы,… формы разорваны и изломаны. В них света нет. И эти два пласта в какой-то неспрягаемой параллели находятся. Да, как мы,… как я в совсем еще недалекие времена… Но от этого надо уходить. Посмотреть, понять и уходить.