Александровский писал(а):
Здравствуйте, Александр Геннадьевич. Мой вопрос касается образа Софии Премудрости Божией. Под Софией, я понимаю, если коротко - доступные человеческому познанию Божественные энергии нашего, тварного мира, исходящие от Божественной Природы Троицы и ей управляемые. Пытаюсь делать первые робкие шаги в кинематографе, только учусь. Для меня притягателен образ Софии. Мне почему-то важно, чтобы он был в моей работе. Разумеется многое зависит от того Как сделано, подано, то или иное, но очевидно, что не всё. Так вот, как по- Вашему, что есть этот образ для нашей души? Мать? Анима? То, что... Связывает?... или же нет однозначного ответа?... Далек ли он от Христа и если уводит нас, то в какую сторону?Как он откликается, какие общие для всех нас струны в бездне души он оживляет?
Я, к сожалению, не могу ответить на вопрос, "что есть этот образ для
нашей души"?
Могу лишь ответить, что этот образ значит для моей собственной души в ее сегодняшнем состоянии.
"Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
когда утверждал вверху облака,
когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его,
когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день,
веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его,
и радость моя была с сынами человеческими (Притч. 8; 22-31)". Для меня сегодняшнего идея Софии - это идея... Мудрости - метафизического начала
организующего стихийную непреодолимую и самоутверждающуюся
волю Творца вселенной. Волю, при этом, я понимаю вполне в смысле Шопенгауэра.
София - создатель каузальности (причинности) бытия.
Благодаря ее знанию Творец может творить, а человек - чувствовать себя свободным. София оживляет в нашей душе струну свободы. Благодаря этой метафизической инстанции ни Творец, ни человек не в состоянии разрушить мировую гармонию. София полагает каждой свободе свое место и свой предел, создавая художественное полотно мира.
Если опираться на того же Шопенгауэра, то любое человеческое знание, по сути своей -
бред (паранойя - в прямом клиническом смысле этого слова). Познающий сворачивает горизонт знания вокруг себя - собственного эго или "своих интересов". София знает, где кроется единство в наших бесконечных спорах.
София не мать и не жена... Это другая система терминологии - другой язык. Не стоит путать метафизику и психоанализ.
"Анима" Юнга и Anima mundi (душа мира) Цицерона и схоластиков - разные понятия.
Анима, как архетип проявляется в мужских сновидениях и проекциях в гендерных отношениях - когда мужчина приписывает реальной женщины черты своего внутреннего идеала. Культ прекрасной дамы эпохи рыцарей - лучшая иллюстрация проявления Анимы в культуре. Но это - максимум. Юнг не занимался метафизикой... По крайней мере - делал вид, что не занимается
У него есть представления о четырех типах гендерной идентичности женщин:Ева, Елена, София и Мария. Но это сведение метафизики к психологии: они соответствуют основным традиционным характеристикам женского начала психики вообще - импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и добродетели. Содержание каждой типа зависит от качества и степени выраженности ее энергетических характеристик:света, страсти или тьмы (Тени).
Если хотите, то метафизическая Мать - скорее Христос, по крайней мере, в восприятии тех верующих, которые не являются философами. Он Утешитель и Искупитель грехов духовных детей. Он, как мать все простит и все поймет. Он вечно, как мама, приносит Себя в жертву за наше будущее. Поэтому так важен образ Девы Марии.
Нет, на взгляд С.Н. Булгакова София не уводит нас от Христа. Он - Любовь, а София - Мудрость - высшее знание. Она
приемлет любое человеческое знание и находит ему свое место.
Недавно на русском языке появилась замечательная книжка немецкого философа Михаэля Френча "Лик Премудрости". Он считает русскую Софиологию выходом из тупиков западной философии и приводит блистательный обзор близких к софиологии идей западных мистиков. Книга сложная, но вам я думаю, стоит неторопливо ее прочесть.