Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 04 дек 2016, 06:54

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


В этом разделе можно задавать вопросы. Мы имеем в виду любые вопросы, касающиеся проблем личности, неврозов,
внутренних страхов.
О том, как задать вопрос, посмотрите, пожалуйста, тему "Прочитайте перед тем, как задать вопрос".



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1138 ]  Пред.  1 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 сен 2016, 22:32 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Александр Геннадиевич, спасибо за ваши размышления об иконах. Все это очень интересно и близко мне. Хотя я к своему стыду практически не задумываюсь об иконах.

Есть ли у меня любимая икона? Сначала я подумала, что нет. И как только подумала, сразу возник образ Спаса Нерукотворного. В любом новом храме я радуюсь, когда вижу и узнаю ее. Дома чаще всего именно на ней задерживаю взгляд. У меня есть несколько дедушкиных старых икон. Они не ценные, просто дороги, потому что дедушкины. И мне казалось, что я не выделяю из них какую-то особым своим расположением. Но вот ведь правда же, Спас Нерукотворный чаще притягивает внимание. И на службе, если передо мной есть эта икона, то именно на ней бессознательно останавливается взгляд. Т.е. вынырнув из каких-то своих переживаний, я вдруг замечаю, что смотрю именно на нее … или она смотрит на меня.
И я только сейчас собираю эти факты. И почему-то никогда не считала нужным объяснить их себе. А сейчас, после ваших рассказов об иконах, задумалась: почему так?

В общем, задумалась я об этой иконе. И если вы еще напишите свои рассуждения о ней, мне это очень много поможет.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2016, 07:54 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17780
Откуда: Москва
Александр Геннадиевич, благодарю Вас за интересные мысли об иконах и, в частности, за ответ на мой вопрос.
Могу от себя только добавить, что, когда я ещё и не видела самой иконы у меня сердце пронзило её название.
Пронзило до слёз каким-то неизвестным до того чувством, описать которое не берусь.
В этой иконе я чувствую потребность высшей силы утешить печаль души человеческой.
Печаль - как смирение в принятых страданиях как физических, так и душевных.
Спасибо.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2016, 11:15 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Селена писал(а):
Есть ли у меня любимая икона? Сначала я подумала, что нет. И как только подумала, сразу возник образ Спаса Нерукотворного. В любом новом храме я радуюсь, когда вижу и узнаю ее. Дома чаще всего именно на ней задерживаю взгляд. У меня есть несколько дедушкиных старых икон. Они не ценные, просто дороги, потому что дедушкины. И мне казалось, что я не выделяю из них какую-то особым своим расположением. Но вот ведь правда же, Спас Нерукотворный чаще притягивает внимание. И на службе, если передо мной есть эта икона, то именно на ней бессознательно останавливается взгляд. Т.е. вынырнув из каких-то своих переживаний, я вдруг замечаю, что смотрю именно на нее … или она смотрит на меня. И я только сейчас собираю эти факты. И почему-то никогда не считала нужным объяснить их себе. А сейчас, после ваших рассказов об иконах, задумалась: почему так?
В общем, задумалась я об этой иконе. И если вы еще напишите свои рассуждения о ней, мне это очень много поможет.

Изображение
Спас Нерукотворный, московская школа, 2-я половина XIV века. (Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева).

Ох...
Я хочу извиниться перед всеми, читающими эти строки...
Мои ответы рассматривают икону с человеческой стороны.
Я, при этом, ни в коем случае не отрицаю факт мистического... несказанного слияния человека и иконы. Просто писать об этом... невозможно...

И снова... Для меня Спас Нерукотворный - одна из важнейших икон.
В качестве общеизвестной, но обязательной справки: существуют, как минимум, два предания о происхождении образа: общецерковное восточное предание и западное средневековое предание:
1. Прослеживается с первой половины IV века. Авгарь, царь города Эдесса, заболел проказой (вариант - подагрой), долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе (уже после Его Воскресения), он посылает к Нему своего слугу (художника) с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Художник не может нарисовать портрет Христа, тогда попросив принести Ему чистый холст, Спаситель прикладывает Свой Лик к ткани и Его образ нерукотворно запечатлевается на нем.
Изображение
Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись к нему, тут же получает исцеление от своей страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Когда однажды город осаждают враги и исход битвы неясен, Авгарь приказывает замуровать святыню в стену над воротами, дабы она не досталась врагу и не была осквернена. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо — изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде (есть и другая версия). Видя это непонятное явление, враги поворачивают в страхе от стен города, отказавшись от осады. Таким образом, чудотворный Лик спасает и царя, и целый город.
Так в византийской и русской иконографии появляются два чудотворных образа: — Мандилио́н - «Спас на убрусе», то есть на куске ткани и Керамидион - «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для Лика становится стена.
Изначально, списки обоих образов изображались на чистом фоне. Крест на фоне, плат завязанный в углах узлами, подчеркнутые складки и... многое другое появились в русской иконографии гораздо позже. Даже изображение убруса встречается только начиная с XII века.
Согласно преданию Спаситель, перед тем как приложить Лицо к холсту умылся. Борода при этом намокла и осталась на холсте в виде клина. Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно в византийских источниках, однако, только на русской почве это изображение оформилось в отдельный иконографический канон, получивший название «Спас Мокрая Брада».
Изображение
На фоне - убрус.
2. Википедия: "Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники», хранится в соборе св. Петра в Риме".

Как видите, в обеих легендах речь снова идет... об отпечатках, то есть, о некотором варианте "следов".
Только это "след" Лица, на мой взгляд - след Личности Христа, постоянно и неявно присутствующий в душах человеческих - во внутреннем, а не в реальном мире.
Мне думается, что огромная популярность этого образа на Руси говорит о нашей развернутости к внутреннему миру - к тому, что скрывается за "дверью", которой именовал себя Христос:
"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Иоанн 10:9)".

Где еще можно так буквально ощутить эту дверь, если не во взгляде огромных глаз Спасителя с иконы Спас Нерукотворный?
Никаких деталей - только Лик наедине с тобою. Если Лик Синайского Спас асимметричен и потому очеловечен, то Лик Спаса Нерукотворного симметричен и потому Божественен - это дверь к Богу в душе человеческой.
Он мгновенно входит в тебя и... становится тобою.
Он неожиданно оказывается зеркалом: Бог отражается в тебе, а ты - в Боге.
И ты начинаешь смотреть на мир и самого себя Его грустными и все понимающими глазами.
Эффект, которого мы достигали вот на этом занятии https://www.youtube.com/watch?v=BlOltmp8D-M возникает сам собою.

Спас Нерукотворный спасает самим фактом своего вечного присутствия в душе.
Эта икона явно выражает, забытую многими, главную цель жизни христианина – необходимость для каждого установить личные отношения с Богом.
Вот слова Андрея Охоцимского:
"Икона-портрет дарит значительно большее ощущение прямого контакта, чем икона с повествовательным содержанием. Если повествовательная икона передает историю, то икона-портрет выражает присутствие. Икона-портрет не отвлекает внимание на одежду, предметы или жесты. Иисус здесь не благословляет и не предлагает словесных формул спасения, за которые можно спрятаться. Он предлагает только Себя. Он есть Путь и Спасение. Остальные иконы – это о Нём, а здесь Он сам".
"Икона - портрет" и есть "след" - отпечаток в душе.

Наверное, это происходит не только за счет "трансовых" свойств изображения (они, разумеется, тоже есть)...
В ключе первой легенды:
Дело, наверное, в том, что мы тоже хотим оставить свой след - свой "отпечаток на убрусе". Мы хотим оставить не столько материальный, сколько духовный след в душах любимых людей, детей, друзей, коллег... потомков... и страшно расстраиваемся, когда это не получается.
Мы хотим, чтобы о нас помнили только с лучшей стороны.
Эта - лучшая - сторона нашей души и есть сторона Христа.
В ключе второй легенды:
Мы хотим, чтобы свой след оставили наши страдания. Мы хотим, чтобы мы и наши дети страдали не зря. Что бы во всех наших болезнях, в наших обманутых надеждах, в бессмысленно растраченной любви... скрывался какой-то вечный смысл. Мы хотим, чтобы страдания приблизили нас к бессмертию...

Разве нет?
- Эта тайная надежда хранится в лике Спаса Нерукотворного.
Спас Нерукотворный - это точка в которой Реальное и Нереальное сливаются, становясь содержанием души.

Давайте посмотрим на икону с неожиданной стороны...
Меня всегда интересовали эксперименты художников новейшего времени с образом Спаса Нерукотворного. Наверное, это происходит потому, что у меня в кабинете, практически с юности хранится два таких полотна. Можно говорить о том, что в современном искусстве сложилась целая традиция самовыражения через обнаружение образа Нерукотворного Спаса внутри собственной души. В Интернете, мне пока удалось найти не очень много.
Вот пропавшая работа И.И. Ершова (1979):
Изображение
Вот две работы Отари Кандаурова (1970, и 2006):
Изображение
Изображение
Как видите, с возрастом внутренний - нерукотворный Христос меняет Свой облик.
Кандауров вообще очень много размышлял в живописи о "нерукотворности". У него есть "нерукотворные" образы Достоевского, Флоренского, Рублева...
Нерукотворный Спас - попытка выразить, что-то главное и невыразимое словами в душе самого художника
В заключении немного о "трансовых" эффектах:

Изображение

Мы храним в своей памяти лица любимых... Встреча с лицом интимна - так близко, как с Ликом на иконе мы встречаемся только с лицами очень близких людей. В нашей памяти - тоже лики, мы не храним в ней воспоминаний о дефектах кожи... Простота иконописного изображения напоминает нам встречу с лицами из собственной памяти...

...На самом раннем в России и самом известном Спасе Нерукотворном, глаза на симметричном Лике Христа не симметричны - ориентированы по разным осям. Зритель хочет "поймать" взгляд Бога... и не может этого сделать, мгновенно впадая в транс. Поэтому при пристальном взгляде в глаза Спаса икона как будто "разворачивается" внутри самого человека.

Этот эффект усилил в 1870-е годы немецкий художник Габриель фон Макс на картине "Платок святой Вероники":
Изображение
Приведу небольшую цитату из журнала "Наука и Жизнь" http://www.nkj.ru/archive/articles/1027/
"В 1879 году в Петербурге проходила выставка немецких художников. Один из них, Габриель фон Макс, представил картину "Платок Святой Вероники" с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Необычность картины состояла в том, что зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: "Смотрит! Смотрит!"
Разумеется, загадочная картина привлекла внимание столичных художников, которые пытались разгадать секрет, а художник Иван Крамской написал о ней статью для журнала "Новое время", где раскрыл прием, с помощью которого немецкий автор добивался нужного эффекта...
...От знатока русского искусства священника Валентина Дронова услышал я историю, которую привожу здесь дословно: "Два или три раза в жизни приходилось мне видеть икону "Спас Нерукотворный", являвшую чудесное свойство. Глаза Иисуса на ней казались то открытыми, то закрытыми. Это зависело от душевного состояния молящегося. Если он был спокоен - Спаситель как будто спал. Если же находился в волнении - глаза открывались". Дома у отца Валентина хранилась фотография этого изображения, которая здесь приводится".

Видимо, картину фон Макса у нас неоднократно воспроизводили, в качестве иконы... а с иконой мгновенно оказалась связана целая туча всевозможных суеверий.
Поэтому, я все время пытаюсь объяснить, что лучше пользоваться отражениями Бога в наших древних Ликах. Все остальное - лишь отражение индивидуальности художника - его амбиций и его смирения.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2016, 15:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 авг 2016, 12:55
Сообщения: 91
Уважаемый А.Г. Не даёт покоя Иов. Тогда ещё споткнулась на словах:"... удалялся от зла." Почему не отвращался, а удалялся? Это же чистоплюйство какое-то. Может быть, за желание быть ЧИСТОплюем даётся ГРЯЗНАЯ болезнь? Существует ли такой список: чтоб слева - болезни, а справа их нравственные причины?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2016, 17:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 сен 2013, 06:16
Сообщения: 280
Откуда: Москва
Александр Геннадиевич, огромное спасибо за Ваши развернутые ответы.
читаю всё, ибо иконы в последнее время меня очень интересуют.
у меня еще вопрос. Можно ли провести аналогию иконы "Спас силы" и иконы "Неопалимая Купина"?
(про Неопалимую Купину прочла, и на форуме тоже)
похожи, ведь :smu:sche_nie: и цвета, и то, что изображения помещены в два ромба, образующие восьмиугольник, и круг
или же это мои фантазии?

Изображение Изображение
Свернуть

_________________
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 сен 2016, 23:07 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Елена Март писал(а):
Уважаемый А.Г. Не даёт покоя Иов. Тогда ещё споткнулась на словах:"... удалялся от зла." Почему не отвращался, а удалялся? Это же чистоплюйство какое-то. Может быть, за желание быть ЧИСТОплюем даётся ГРЯЗНАЯ болезнь? Существует ли такой список: чтоб слева - болезни, а справа их нравственные причины?

Может быть... Собственно говоря современные элитные группы образуются на основе "удаления от зла" - от болезней, старости, нищеты, умственного убожества... Я пытался сказать это во время последних видео эфиров, не очень удачно, наверное. В результате зло (в кабале - "клипот") неминуемо накрывает сами элиты.
Вот краткий комментарий к 15 строфе 33 Псалма Псалтири:
Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
"Уклоняйся от зла… ищи мира" - оборот "ищи мира" означает в буквальном переводе с иврита "проси о благополучии других". Поэтому "уклоняться от зла" - это только полпути. Нужно также желать блага окружающим. Катав Сойфер.

Да. Такие "списки" существуют - в них каждая болезнь связана с определенным смертным грехом, только не просите меня их воспроизводить... уж больно из меня плохой нравственный судия получился.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 сен 2016, 12:18 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Ириния писал(а):
у меня еще вопрос. Можно ли провести аналогию иконы "Спас силы" и иконы "Неопалимая Купина"?
похожи, ведь :smu:sche_nie: и цвета, и то, что изображения помещены в два ромба, образующие восьмиугольник, и круг
или же это мои фантазии?
Изображение Изображение


Догматически аналогию провести нельзя. Икона Неопалимая Купина - ветхозаветный прообраз лика Богоматери. Спас в Силах - это один из вариантов канона Пантократор (Вседержитель). Символика иконы, как принято считать, сложилась на основании Теофании (Богоявления), описанного в Новозаветном Апокалипсисе:
«Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом — море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

Правда, вот эта фраза: "...Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет", - позволяет задуматься о вашей правоте.
Эта мысль допускает явление прообразов Нового Завета в Завете Ветхом. В частности, догматический взгляд допускает существование прообразов Апокалипсиса (а следовательно и Спаса в Силах) в видении Иезекииля.

Значит мы можем допустить, что Бог, который говорил с Моисеем из горящего куста и был Иисусом Христом - Богом Нового Завета, который был, есть и грядет.
Тем более, что, честно говоря, изначально именно так этот ветхозаветный эпизод и понимался в Христианстве.
В первые века христианства, что совсем не удивительно, Иисуса ассоциировали с огнем. Ориген сообщал, что устное предание приписывало Иисусу фразу: «Кто приближается ко мне, приближается к огню».
Готика и витражи... Этот из Базилики Сен-Дени (1144 - год окончания строительства):
Изображение
Этот из собора Нотр-Дам в Лане (около 1200). Здесь Иисус с Новым Заветом в руке - практически это образ Пантократора:
Изображение
Вот иллюстрации из Ингеборгской Псалтыри конца XII века:
Изображение
На витражах и иллюстрации, Бог, как и положено в Христианстве - виден, - Его Лик открыт... Но в Торе все принципиально не так. Моисей не может видеть Бога - он... сгорит.
Но вот на месте Христа, Появляется Богоматерь. Фреска из Синайского монастыря XIV-XV век:
Изображение

Привожу все изображения, благодаря материалам Андрея Охоцимского. Вот, что он пишет:
"Здесь видим Богоматерь с «наложенным» на нее горящим кустом. Подобно чудесному кусту, Богоматерь, не сгорая, принимает Божественное пламя. Обратим внимание, что... отсутствует Иисус. Там где мы ожидаем увидеть младенца, видны горящие ветви. Но действительно ли Его нет или он присутствует в образе пламени? В поисках интерпретации обратимся к старообрядческому молитвеннику, сохранившему переводы старых византийских текстов. В воскресной полунощнице (аналог утрени), глас 7, читаем: «Явися при купине Моисеови Божии Слове, яко огонь снедаяй, неопаляя же отнюд: еже от Девы прообразуя твое воплощение, им же человеки вообразил еси». Рождество видится здесь не через сентиментальный образ Младенца, а как мощная огненная теофания: Иисус, «Божии Слове», воплощается в Деве яко «огонь снедаяй неопаляя же отнюд». Неопаленная Божественным огнем Дева рождает Бога, подавая пример высшей святости, доступной для смертных. Огненная тема видна и в традиционной иконографии Рождества – не случайно Богоматерь после родов изображают возлежащей на красном ложе".

Где-то между XII и XIV веками происходит трансформация образа Христа, говорящего с Моисеем в образ Богоматери. На грани XIV-XV веков на Руси, благодаря Андрею Рублеву, окончательно складывается канон Спас в Силах... Икона Неопалимая Купина известна в русской живописи с XVI века.
Имел ли Рублев в виду, являя символику иконы, Апокалипсис и видение Иезекииля или зеленый овал в центре которого восседает Пантократор... и есть несгораемый куст, до сих пор растущий в Синайском монастыре - это вопрос на который нужно отвечать догматически... или с точки зрения личной веры и ее образов.

Почему, тогда, образ Христа в Купине сменился образом Богоматери?
- Потому, что Он внутри куста и пока не видим... Куст носит Бога, как беременная Богородица.
Возможно здесь кроется и происхождение канона "Знамение". На последней фреске Богоматерь поднимает руки в позе адоранта. Вполне возможно, что огонь у нее внутри превращается в образ Спасителя в круге...
Метафора Купины - "куста" защищающего человека от хранящегося внутри огня, бессознательно казалась живописцам ближе к Богоматери, чем к Ее Сыну. Это видно и на приведенных выше витражах. На фреске Синайского монастыря она уже Куст - Она несет в Себе Огонь.
Мне думается, что здесь очень сильны византийские, а, следовательно, и греческие влияния.
Для греков и иудеев (для Ветхого Завета) всегда был очень важен принцип: Человек не может видеть Бога... в Силах - он немедленно сгорит в Божественном пламени.
И это первичная идея - архетип, лежащий в основе культуры и цивилизации...
Самый древний миф, описывающий этот архетип - миф о рождении Диониса, напомню:

Семела, дочь основателя Фив Кадма и Гармонии зачала от самого Зевса. Гера, супруга бога-громовержца, в приступе ревности, решила погубить соперницу. Прикинувшись Бероей - кормилицей Семелы, она убедила ее потребовать доказательств того, что ее возлюбленный — действительно тот бог, за которого он себя выдает. Семела потребовала, чтобы Зевс явился ей во всем блеске своего величия, с громом и молниями. Вынужденный своей клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней в пламени перунов; смертная женщина не выдержала небесного огня и... сгорела. Недоношенный в лоне матери плод, Зевс спас от гибели, вложив его в свое бедро и, когда наступило время, произвел на свет Диониса (Гесиод, Теогония, 940-942).

Как видите - в центре мифа женщина, которая не смогла выдержать давления огненных божественных Сил.
Семела - точка поворота цивилизаций...
Богоматерь смогла выдержать Божественный Огонь - она стала Неопалимой Купиной - Кустом из которого может говорить и являться Бог. Она - покров защищающий людей, включая и Ее Ребенка от огненных Сил.
Она Новая - выжившая Семела, рождающая Нового Бога - Бога ведомого - следовательно зримого. Культура и цивилизация должны измениться.
Собственно говоря и сами иконы - доски не горящие в огне образов, которые на них изображены (которые они несут), - вспомните икону Иринии из предыдущего вопроса, - становятся возможными именно потому, что Она смогла нести в себе живого Бога...
Изображение
"Apotheosis of Semele" ("Прославление Семелы") Antoine Caron (1521 - 1599).

Не знаю, смог ли я ответить на вопрос...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 сен 2016, 21:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 сен 2013, 06:16
Сообщения: 280
Откуда: Москва
Александр Геннадиевич, спасибо!
для меня очень важная информация.
И опять синхронизация. В фильме, ссылку на который давала Molly, художники-иконописцы тоже говорят о том, что иконы изображают вневременное.
https://www.youtube.com/watch?v=RhAd59EDgJs
говорят об иконе "Рождество Христово"
Изображение
Свернуть

о том, что младенец лежит в кроватке, похожей на гроб, и спеленутый, как пеленали покойников.
О сворачивании Времени в кольцо. и о предопределенности.
Получается, что на иконе не соблюдаются законы Пространства и Времени, но сохранено главное - благодать, которую мы принимаем

Спасибо огромное!

_________________
Все есть яд и все есть лекарство, и только мера делает одно другим


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 07:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 апр 2013, 21:12
Сообщения: 332
Откуда: Москва
да дохтур...

если вы сделаете книгу по иконам она будет пользоваться спросом имхо
---

_________________
Danilin писал(а):
крыгл писал(а):
ну вы не правы...

:co_ol:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 09:39 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Александр Геннадиевич, спасибо за ваши размышления об иконах.
Нет, интимные отношения с иконой они не упрощают. Наоборот, они помогают эти отношения осознать. А это делает более осмысленным твои внутренние состояния.

Эти состояния очень глубоки. До них не так-то легко добраться и осмыслить. Догматические и исторические сведения об иконах не позволяют прикоснуться к ним мыслью. А вот когда рассматриваешь символическую сторону иконы, то вдруг и начинаешь лучом мысли, размышлений освещать собственные глубины.

Ваши интерпретации очень глубоки и отзываются в сердце. Спасибо.
Изображение

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 сен 2016, 10:48 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2015, 10:35
Сообщения: 455
Откуда: Курган
Безумно интересно! Огромное спасибо!
Цитата:
Почему, тогда, образ Христа в Купине сменился образом Богоматери?
- Потому, что Он внутри куста и пока не видим... Куст носит Бога, как беременная Богородица.
Возможно здесь кроется и происхождение канона "Знамение". На последней фреске Богоматерь поднимает руки в позе адоранта. Вполне возможно, что огонь у нее внутри превращается в образ Спасителя в круге...
Метафора Купины - "куста" защищающего человека от хранящегося внутри огня, бессознательно казалась живописцам ближе к Богоматери, чем к Ее Сыну. Это видно и на приведенных выше витражах. На фреске Синайского монастыря она уже Куст - Она несет в Себе Огонь.

Последнее время я люблю смотреть на небо через сплетение ветвей. У меня кружится голова, и приходят силы. Природа- тоже икона.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 окт 2016, 20:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4292
Александр Геннадьевич, пересмотрела специально то место видеоэфира, где Вы комментируете разговор о доверии, репродукцией "Факелы Нерона"

Изображение

К кому или к чему здесь доверие?
Христиан и Нерона, если не ошибаюсь, никогда не связывали доверительные отношения, так что ведь, даже и о предательстве доверия речи не идёт.

Интересно, почему же Вы вспомнили эту картину к теме - доверие?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 окт 2016, 10:15 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Molli писал(а):
К кому или к чему здесь доверие?
Христиан и Нерона, если не ошибаюсь, никогда не связывали доверительные отношения, так что ведь, даже и о предательстве доверия речи не идёт.
Интересно, почему же Вы вспомнили эту картину к теме - доверие?


Я, вроде, говорил о доверии к Богу и причинах недоверия между людьми...
... И не договорил о том, что у нас, иногда, принято считать доверием.

Способны ли римляне, готовящиеся любоваться мучительной смертью христиан доверять друг другу?
Ведь именно они, - римская элита (на такую казнь могли попасть далеко не все), их позы и лица занимают большую часть пространства полотна.

У каждого своя вера...
Но можно ли доверять друг-другу, одновременно убивая других людей?
Можно ли любить друг-друга, зная, что кто-то мучается рядом?

Круговая порука - это доверие или нет?
- На мой взгляд и, по моему, на взгляд Семирадского - нет...
Что-то пустеет в душе... уходит из нее.

Конечно, для меня полотно Семирадского еще одна метафора нашей жизни - причин того, что с нами происходит сегодня.
Во времена Сталина люди исчезали и партийной элите было хорошо известно, что их расстреливают и отправляют в ГУЛАГ без суда и следствия... но все продолжали свой маленький пир (в рамках возможного), надеясь что их минует чаша сия...
Все это - вполне понятная "маленькая человеческая слабость". У каждого - своя вера...

Однако, продолжая вытеснять эту и другие Тени из личного и общественного сознания сможем ли мы продолжать доверять друг-другу?
- По моему - нет... И не доверяем.

Почему мы не любим друг-друга?
Если говорить словами Дмитрия, звонившего вчера в видеоэфир https://www.youtube.com/watch?v=IIismTiUrwo
...то мы вечно подозреваем, что кто-то должен оказаться "вертухаем", кто-то доносчиком, а кто-то ЗК.
Чем больше мы кричим про "позитивное мышление" или "патриотизм", тем больше подозреваем, что все лозунги - ложь... Громкость крика пропаганды для психоаналитика - свидетельство скрывающейся за ней неуверенности и страха. Чем громче кричим, тем больше нас одолевают сомнения. Не боимся ли мы в любой момент оказаться на "костре"?

Не поэтому ли погибла великая Римская Империя?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 окт 2016, 14:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4292
Александр Геннадьевич, спасибо за ответ. я вчера когда писала этот вопрос, тоже думала о сталинских репрессиях.
немножко в другом ключе правда, но всё равно удивительно, что у двух разных людей, одна и та же картина приводит к одинаковым ассоциациям.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 окт 2016, 15:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 дек 2011, 20:16
Сообщения: 172
Откуда: Ярославль
Привет всем!

Александр Геннадиевич, как вы считаете, существуют ли «исключения» из логики? Как бы вы определили логику?

Больше вопросов нет.

На такие глупые вопросы лучше не тратить время и отвечать кратко :-)

P. S. Спасибо техподдержке сайта, что на моём устройстве видны иллюстрации.

_________________
Я не надоедаю — я Шестикрылый Лев.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1138 ]  Пред.  1 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.044s | 17 Queries | GZIP : On ]