Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 10 дек 2016, 04:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


В этом разделе можно задавать вопросы. Мы имеем в виду любые вопросы, касающиеся проблем личности, неврозов,
внутренних страхов.
О том, как задать вопрос, посмотрите, пожалуйста, тему "Прочитайте перед тем, как задать вопрос".



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1138 ]  Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 76  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 май 2012, 02:25 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
Здравствуйте, Александр Геннадиевич!

Буква "я" в русском языке стоит на последнем месте. Она же обозначает личность человека. А, например, в английском языке аналогичная буква не последняя. Какое этому есть объяснение? Что это для всех нас значит? На своем ли месте стоит буква "я"?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 май 2012, 13:18 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Niка писал(а):
Буква "я" в русском языке стоит на последнем месте. Она же обозначает личность человека. А, например, в английском языке аналогичная буква не последняя. Какое этому есть объяснение? Что это для всех нас значит? На своем ли месте стоит буква "я"?


Эх! Если бы она могла занять свое место... :du_ma_et:

Очень сложная история с Русским алфавитом.
Слишком много реформ...
"Я", это фактически и есть "Азъ" - местоимения первого лица единственного числа. Можно сказать, что в церковно-славянском языке алфавит начинался с "Я" , а нынешний… им заканчивается.

Если не углубляться в историю языка, а споры здесь прямо-таки бесконечны, то церковно-славянский язык был языком литературы и культуры, общим для всех славян.
«Церковно-славянский язык выполнял роль верхнего культурного слоя в языке — того слоя, который обслуживал высокие формы языка — на протяжении всей истории русского языка. … Отторжение церковно-славянского языка от русского привело к обеднению последнего…» (Панин Л.Г.). Русские поэты, начиная с Ломоносова, для создания "высокого стиля" всегда использовали церковно-славянские элементы. До Ломоносова церковно-славянский был единственным языком поэзии.
В церковно-славянском буква "Я" то же была, но стояла седьмой от конца и играла подчиненную роль: ее начертание, в латинском эквиваленте можно прочесть как начало некоторой общности - "и я"... в том числе.
Алфавит заканчивала буква "Пси" являвшаяся вариантом изображения греческой омеги, но с элементом троицы - "трезубец пси".
Кирилл и Мефодий строили христианский сакральный алфавит:«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель»

После реформ (начиная с Петра) в алфавите осталось 35 букв. "Я" переместилась и осталась третьей с конца: за ней следовали "фета" и "ижица" (упрощенное, лишенное троичности изображение все той же "омеги")

Все языковые реформы по сути сводились к укорочению алфавита и устранению из его "тела" звуков, аналогичных "отрезанным".
Декретом секретариата Народного комиссариата просвещения 23 декабря 1917 года алфавит был урезан до буквы "Я" - она стала последней в алфавите.
Сакральный алфавит, разумеется, содержит в себе духовный смысл. Это движение души от "Азъ" к Богу. Все реформы отрезали от алфавита... звук "Ом", как сказали бы говорящие на санскрите.
Можно сказать: "Если Бога нет, то человек - венец творения". Последняя буква развития души заключается в открытии значимости своего "Я". Спираль жизни замыкается в кольцо: "Я" рождает ребёнка - "Азъ", и всё начинается сначала.
Тем самым "высокий стиль или само высокое - вертикаль бытия, как бы попытались "вырезать" из семиотики речи - из самого его корня.

Другой вопрос, что это оказалось невозможным. Вертикаль легче обнаружить в буквенных символах, но они сами не есть эта вертикаль или Бог.
Если вы имеете в виду наши разговоры о символах Таро, то я, конечно, всё упростил. В алфавите Кирилла и Мефодия, в отличие от остальных языков, буква "Я" всё-таки была и, видимо, символизировала некоторое состояние человеческой души перед её путешествием по высшим мирам. Кроме того, сколь бы скоропалительной не была последняя реформа, она оказалась во многом естественной для народной русской речи. Возникновение алфавитного круга от "А" до "Я" оказалось мифологически и исторически предуготовленным. Вот я и попытался поискать в символах Таро происхождение этой архетипической предуготовленности.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2012, 01:59 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
Александр Геннадиевич, спасибо за ответ! @->--

Подразумевала я вот что:
Кому из нас начиная с самого детства, не говорили, чтобы мы не выпячивали своё «Я»? Учили, чтобы сочинения писали без «Я»?
В доказательство приводили факт: даже в алфавите буква «я» последняя. Вот и болит у меня о ней душа…Теперь болит осознанно, а в детстве была подавленность. Помню это своё чувство про букву «Я». И ощущение несвободы, наверно, тогда уже было. :wo)(ll:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2012, 13:19 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Niка писал(а):
Кому из нас начиная с самого детства, не говорили, чтобы мы не выпячивали своё «Я»? Учили, чтобы сочинения писали без «Я»?
В доказательство приводили факт: даже в алфавите буква «я» последняя. Вот и болит у меня о ней душа…Теперь болит осознанно, а в детстве была подавленность.


Не очень верно мы по-моему интерпретируем родной алфавит. Никто нас этому не учил.
Мне сегодняшнему думается, что "выпячиванию "Я" соответствует буква "А" (Азъ), а за ней следует длинная учёба по поиску своего подлинного "Я", своей целостности. Поэтому "Я" и оказалось в конце алфавита. Только если человек найдёт это прячущееся "Я" - он может спокойно завершить алфавит своей жизни.
Поиск "Я" немного затрудняет то, что исчезли следующие за "Я" буквы алфавита. В результате мы хронически ошибаемся, считая, что "Я" - это то, что необходимо выпятить. На самом деле подлинное "Я" - это то, что прячется, то, что необходимо в себе обнаружить, то, путь к чему всегда неявен и не прост. Это путь через весь алфавит.

P.S.: "Мы" в наших школьных сочинениях, как и в научных работах, вполне корректно. Это "Мы" полностью соответствует значению церковно-славянского "iя" (И Я).
Дело в том, что невозможно написать сочинение от себя лично. Сочинения пишутся, опираясь мысли автора, критиков, философов... Словом, всех тех, явных и неявных соавторов, без которых написание школьного сочинения в принципе невозможно.
Возможно ли создать произведение искусства без... Божьей помощи?
По-моему - нет. Вот этому пониманию местоимения "Мы" и учила церковно-славянская буква "Я" ("iя"). Именно поэтому, например, практически до конца ХVIII века на русских книгах и журнальных статьях вообще не было имени автора, именно поэтому так много авторов используют псевдоним: человек, который пишет текст, музыку или рисует картину - это уже не совсем тот "Вася Иванов", у которого возникло намерение это сделать. На его месте возникла некоторое загадочное "Мы" ("iя")
Если человек пытается писать картину или стихи только от имени своего разума - возникает абсолютно искусственное "конструктивистское" произведение, способное вызвать изумление "клиникой", но не ту экстатическую радость, которую ощущает человек, встречаясь с подлинным произведением искусства.
В вашей обиде есть общее свойство культуры социализма. Как алфавит, лишённый последних "божественных букв", наши учителя умели сформулировать правило или закон, но не умели и к сожалению не умеют и по сей день, объяснить духовную основу соответствующего правила. Поэтому все заповеди социализма оказались пустыми внутри - лишёнными смысла и распались, как декорация в последних строках романа Набокова "Приглашение на казнь".

В современном языке слово "Мы" приобрело оттенок избегания ответственности: не я отвечаю за научную работу, а мы все, включая сюда покойных авторов, которым уже всё-равно.
В настоящей научной работе "Мы" имеет оттенок "и я тоже" ("iя") в смысле: "И я тоже несу ответственность за то, что утверждаю". Легко заметить как с исчезновением "высокой буквы" исчезает "высокое местоимение".


Sorry, сам не заметил, как длинный текст написал %)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 май 2012, 17:52 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
Anya Seredina писал(а):
Смысл, смысловая загрузка жизни может стать идеалом.

Ань, разговор шел об идеале не как высшей цели, а как о воплощенном совершенном образце. И я поняла, что А.Г. считает, что только увиденное в конкретном образе реального человека или литературного героя образ собственных идеальных вершин дает человеку возможность будущего. Просто смыслы, мысли, образы и действия идеалами не являются. Не могут являться идеалом также реальные люди, которые рядом. Про тех, кто рядом, это понятно. Они живые, неидеальные в любом случае. Идеализируя несовершенное, либо размываешь высоту идеала, либо предъявляешь невыносимые претензии к этим самым близким людям.
Таким образом, Шварценеггер под идеал подходит идеально. Реальный, конкретный образ спортсмена, актера, бизнесмена, политика, но далекий. Человеческие несовершенства нечетки и не видны и легко исключаются из образа идеала, так как те, кто его идеализирует, близкого контакта никогда с ним иметь не будут. Из того же Эльмириного интервью другой молодой человек просто перечислил те направления деятельности, которые он видит для себя идеальными для своего воплощения, что Док уже идеалом не считает. Как-то так я поняла из программы.
Идеал – это конкретный образ, реальный или вымышленный, который для тебя содержит высоту твоих собственных устремлений. Все остальное идеалом не является. Идеал – это не смысл или цели. Идеал – это воплощенный в культуре образ, указывающий тебе реальный путь к идеальным для тебя устремлениям. И только обладая идеалами, конкретными воплощенными образами культуры, человек обретает будущее.
Я поняла из программы именно это. Впрочем, возможно плохо слушала…. И все совсем не так, как услышала и поняла.



P.S. Этот и четыре следующих сообщения перенесены из темы Идеал Человека. "Делать жизнь - с кого?"
Селена

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 май 2012, 17:52 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Селена писал(а):
Anya Seredina писал(а):
Смысл, смысловая загрузка жизни может стать идеалом.

Ань, разговор шел об идеале не как высшей цели, а как о воплощенном совершенном образце. И я поняла, что А.Г. считает, что только увиденное в конкретном образе реального человека или литературного героя образ собственных идеальных вершин дает человеку возможность будущего. Просто смыслы, мысли, образы и действия идеалами не являются. Не могут являться идеалом также реальные люди, которые рядом. ...
Идеал – это конкретный образ, реальный или вымышленный, который для тебя содержит высоту твоих собственных устремлений. Все остальное идеалом не является. Идеал – это не смысл или цели. Идеал – это воплощенный в культуре образ, указывающий тебе реальный путь к идеальным для тебя устремлениям. И только обладая идеалами, конкретными воплощенными образами культуры, человек обретает будущее.
Я поняла из программы именно это. Впрочем, возможно плохо слушала…. И все совсем не так, как услышала и поняла.


Чем слово наше отзовется?
Мне казалось, что я в самом начале передачи сказал, что говорю не о кумирах, а об идеалах. Кроме того, я так же сказал, что речь идет именно о собирательных образах, поскольку то, что я говорил, например, о своем идеале, вовсе не означает, что я подражаю Ленину, как кумиру: конечно, в моем идеале есть и черты Ивана Гирина, и Мастера, и Бендера...
Я всего лишь хотел, чтобы слушатели задумались об образе идеала в своей душе, поскольку тот сотканный с годами из разных образов литературных героев и реальных людей образ идеала - и есть "внутреннее Я" - духовный двойник или "близнец", который в состоянии преодолеть границу смерти. Так что никаких особенных противоречий с тем, о чем пишете вы, в моих мыслях нет.
Я хочу сказать, что это именно образ, а не идея или заповедь. Для тех, кто настаивает, что является "аудиалом", образом может явиться имя. Имя Иисус Христос может быть идеалом; "заповедь" или "смысл" - нет: это идеология, то есть система умственных ограничений. Ни у какой идеологии нет будущего, потому что изменения в идеологии порождают новую идеологию. Идеологии определяют отношение человека к согласованной реальности, внутренний мир идеологией не определишь. Поэтому любая идеология, включая сюда и догматическое христианство, имеет в качестве своего идеала, разве что, Зелига Вудди Алена, - бегство от себя через подражание каким-то правилам, законам или традициям внешнего мира.
Образ-идеал не может быть не составным, поскольку иначе превращается в психическую болезнь. Заповедь "Не сотвори себе кумира" именно про это.
Человек Арнольд Шварценеггер не может быть кумиром, поскольку мы ничего о нем не знаем. Мы знаем только мифы, которые создают кинематограф и PR-агентства. Но если у человека в юности есть система подобных мифов, то у него в голове образуется некоторая иерархия: сначала - бизнесмен, потом - спортсмен, затем - актер и политик.
Если молодой человек из интервью Эльмиры будет двигаться по этим ступеням, он на каждой из них будет включать в свой внутренний образ каких-то других бизнесменов, политиков, спортсменов, которые будут вызывать его восхищение. Это и есть то самое "Мы" в школьном реферате, о котором я писал в разделе вопросы, отвечая пользователю Nika.
Мишель Фуко называл систему образов, которые создает в нас культура - "эпистемой". Если она у нас не формируется, то мы не понимаем современников.
Иисус Христос-Человек не является идеалом Ники, поскольку Он - нищий, бродячий проповедник, - у Него нет "ни кола ни двора", ни жены, ни детей. Он не записал ни одной строчки. Никто не знает, как Он выглядел, и от столетия к столетию описания Его внешности радикальным образом меняются. Все остальное - мифы, которые тысячелетия создавали люди. Зато Христос может быть Именем внутреннего двойника, соединяющим в себе все лучшие чаяния и надежды души.
Миф о Ленине - это атеистическая изнанка все того же мифа о Христе. Ленин не заботится о себе - он заботится только о народе. Он тоже страстный бродячий проповедник (только очень много пишет), но при этом чрезвычайно "домовит" - очень любит жену (свою) и детей (всех скопом). Разумеется, он тоже "вечно живой". Поэтому мне думается, что в современном отечественном сознании мифы о Христе и о Ленине смешались в единый "колтун".
Вообще, невообразимая душевная путаница в душе современного человека возникает потому, что образ-идеал нужно создавать нужно создавать - это один из видов работы, направленный на созидание души. Без такой работы мы ведем себя как цыгане, почти венерическим способом "подхватывающие" внешние приметы культуры, в пространстве которой кочуют их кибитки. Мы не отводим время на то, чтобы изучить образы Христа, Ленина, Сталина или Шварценеггера. Мы считаем их данными априори - "ваааще".
Внутри эпистемы ("культурного бульона", содержащегося в голове отдельного человека) образы, которые соответствуют тебе, нужно изучать, иначе можно "свариться вкрутую". Размышления над образами позволяют выделить ту их часть, которая соответствует твоему "внутреннему Я". Эта работа превращает поклонение кумиру в личное отношение, в твою собственную мысль. Но человек устроен так, что без самих этих образов или имен, он не может формировать себя. То, что мы любим, должно внутри нашей души иметь имя или Лик - образ.

По-поводу... "как слово наше отзовется": Ролан Барт считал подлинным автором литературного произведения - читателя, а не писателя (см. работу "Смерть автора"), поскольку именно читатель придает смысл прочитанному или услышанному. Этот смысл может соответствовать тому, что хотел сказать автор, а может быть совершенно противоположным - и это хорошо! Главное, что мы вместе задумались, - значит, передача свою работу выполнила.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 май 2012, 17:59 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
Danilin писал(а):
Я всего лишь хотел, чтобы слушатели задумались об образе идеала в своей душе, поскольку тот сотканный с годами из разных образов литературных героев и реальных людей образ идеала - и есть "внутреннее Я" - духовный двойник или "близнец", который в состоянии преодолеть границу смерти. Так что никаких особенных противоречий с тем, о чем пишете вы, в моих мыслях нет.

Образ-идеал не может быть не составным, поскольку иначе превращается в психическую болезнь.

Вообще, невообразимая душевная путаница в душе современного человека возникает потому, что образ-идеал нужно создавать нужно создавать - это один из видов работы, направленный на созидание души.

Александр Геннадиевич, правда-честно, если это прозвучало в программе, я прослушала. :smu:sche_nie: С каждым Вашим словом здесь согласна. Да, это именно образ. Да, образ идеала собирателен. И ощущается он как образ внутреннего Я, а не внешнего культурного или литературного образа. Возникает как отражение от реального прототипа культуры, но не как он сам, т.е. прототип. Просто что-то какие-то черты, качества, поступки, чувства,… ну не знаю что еще и как,… но что-то отзывается и внутри отражается идеальным эталоном собственной личности. Именно идеальным, который стремишься воплотить в соответствующие моменты жизни, к которым стремишься приблизиться. Но, честно говоря, уже и не помню, что, где и от каких литературных и реальных прототипов во мне появлялось, проявлялось и появляется. Иногда как возражение и неприятие, иногда как восторг и восхищение, но всегда внутри, как очередная грань моего идеала.
Danilin писал(а):
Главное, что мы вместе задумались, - значит, передача свою работу выполнила.

Передача удалась, :co_ol: я в этом даже не сомневаюсь со вчерашней, т.е. сегодняшней ночи. Вчера долго размышляла, сегодня все свободное время к ней возвращаюсь. Давно у меня не было такой пристальной попытки объяснить самой себе в словах, в тексте, в образах то, что я чувствую как свой идеал. Если я прослушала Ваши основные мысли во вчерашней программе (я вообще-то обычно внимательна и легко удерживаю важные для меня моменты :smu:sche_nie: ), то видимо это было нужно мне самой. Необходимо было четкими словами обозначить эту важную составляющую души.
Спасибо огромное, что ответили. @->-- Правда, именно сейчас до конца в единое целое сложилось и собственное понимание, и Ваши вчерашние размышления соединила в единое целое.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 май 2012, 19:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Теперь пришел черед мне пугаться.... Внутреннее Я, Двойник, идеал - он получается действительно невоплотим? Или воплотим своим невоплощением и является именно тем замыслом Божьим о нас, который осознать до конца не дано. То есть, мы есть наш идеал, только не
осознаем этого и не должны осознать. Стремясь к образу, не замечаем, что воплощаем его?

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 май 2012, 19:26 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Anya Seredina писал(а):
Теперь пришел черед мне пугаться.... Внутреннее Я, Двойник, идеал - он получается действительно невоплотим? Или воплотим своим невоплощением и является именно тем замыслом Божьим о нас, который осознать до конца не дано. То есть, мы есть наш идеал, только не
осознаем этого и не должны осознать. Стремясь к образу, не замечаем, что воплощаем его?


Идеал не воплотим. Попытки воплощения идеала в согласованной реальности приводят к безумию. Идеал - это внутренний портрет "близнеца по имени Нереальность". Честно говоря, надеюсь завтра закончить аж три главы новой книжки, посвященные воображению, двойникам, - в общем, взаимоотношениям Реальности и Нереальности. Формулировать очень трудно. По-моему, уже даже наши издатели не верят, что я когда-нибудь закончу эти главы - считают, что я филоню )))
Так что, сдам книжку - размещу фрагменты глав. Там и поспорим ))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 июн 2012, 10:30 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Александр Геннадиевич, давно хочу Вас спросить (извините, если Вы уже об этом говорили и писали, а я не поняла или забыла):
отношение Данте к Беатриче ... называние им своей внутренней бесконечности именем любимой женщины - это разве не "сотворение себе кумира"?
(Ведь здесь есть приравнивание человека к Бог(ине), поклонение ей и вознесение её на небеса)
***
А если человек влюбляется в какое-то имя ещё до близкого знакомства с его обладателями (обладательницами) - здесь нет ли создания "идола" из имени?
Или, может, даже напротив - нет ли здесь унижения той бесконечности, которая таится в человеке, низведения её в сознании ищущего до набора определённых признаков, приписываемых им конкретному имени, до набора определённых звуковых сочетаний?
Считаете ли Вы вслед за Павлом Флоренским и имяславцами имя главным формообразующим элементом личности?
Согласны ли Вы с отцом Павлом, что потеря тесной связи со своим именем ведёт к распаду личности, имея в виду, как я поняла, психическое заболевание?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 июн 2012, 12:07 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Эльмира писал(а):
Александр Геннадиевич, давно хочу Вас спросить (извините, если Вы уже об этом говорили и писали, а я не поняла или забыла):
отношение Данте к Беатриче ... называние им своей внутренней бесконечности именем любимой женщины - это разве не "сотворение себе кумира"?
(Ведь здесь есть приравнивание человека к Бог(ине), поклонение ей и вознесение её на небеса)
***
А если человек влюбляется в какое-то имя ещё до близкого знакомства с его обладателями (обладательницами) - здесь нет ли создания "идола" из имени?
Или, может, даже напротив - нет ли здесь унижения той бесконечности, которая таится в человеке, низведения её в сознании ищущего до набора определённых признаков, приписываемых им конкретному имени, до набора определённых звуковых сочетаний?
Считаете ли Вы вслед за Павлом Флоренским и имяславцами имя главным формообразующим элементом личности?
Согласны ли Вы с отцом Павлом, что потеря тесной связи со своим именем ведёт к распаду личности, имея в виду, как я поняла, психическое заболевание (как пишет об этом отец Павел)?


Не знаю я ответов на эти вопросы...
Я, сегодняшний, думаю примерно так:
Человек не может любить Бесконечность. Мы не можем любить неизвестное и неописуемое.
Непостижимое и безмерное вызывает страх.
Для того чтобы любить, нам нужно Имя.
Беатриче - имя идеала, а не реальной девушки. Однако любовь к реальной девушке необходима, поскольку она оказывается "дверью" - вратами, через которые Данте прикасается к единой сути женственности. Погружаясь в глубину своих чувств, Поэт обнаруживает в своей любимой и в себе самом Софию - Премудрость Божию.
На мой взгляд, "кумиром" Беатриче никак не назовешь, поскольку она не влияет на жизнь Поэта в нашей, "натуральной" реальности. Данте не подражает Беатриче, не пытается овладеть ею или построить свою жизнь на основе ее интересов. После ее смерти он придается горю, но не пытается покончить жизнь самоубийством, как многие поклонники земных кумиров. Он не пытается сконцентрировать свою жизнь на земном объекте, но открывает Бесконечность в своем чувстве любви.
При этом имя Беатриче становится... заветным или тайным именем самого Данте. Я думаю, что "тайное" или "подлинное имя" во многих древних традициях имеет в виду имя духа-защитника или ангела-хранителя, с которым носитель имени связан отношениями любви.
Вот это тайное имя и является формообразующим элементом ЛИЧНОСТИ. Точно также, как имя, данное родителями при рождении, является формообразующим элементом ИНДИВИДА.
Когда-то, при крещении человек получал новое имя.
Когда мы любим, мы тоже даем друг другу новые имена, или ласковые, тайные прозвища. Среди моих пациентов есть пара: их обоих зовут Сашами. Создает ли это какую-то особую близость или взаимопонимание? В общем, нет. Для того, чтобы такая близость возникла, нужно чтобы оба члена пары наполнили совпадение имен каким-то внутренним смыслом.
Совпадение, само по себе, не имеет никакого значения - человек должен наполнить его смыслом своей любви.

"Случай Данте" показывает: мало получить имя в честь того или иного святого - этого святого нужно любить, с ним нужно научиться общаться. Тогда имя может стать формообразующим элементом чего-то большего, чем индивид. Я думаю, что что-то вроде этого отец Павел и имеет в виду, когда говорит о тесной (любовной) связи носителя со своим именем.
Имена "Иисус" или "Беатриче" - не просто "мантры" (хотя и "просто мантры" - не просто мантры). Это имена, позволяющие любить Бесконечное или Единое, создавая собственную, личную бесконечность.
Каждый человек распят между Реальным и Нереальным, Индивидуальным и Всеобщим. Как собственно и утверждал Христос, подлинное имя (имя Любви) - ключ к новому рождению человека в Вечность. Этот "ключ" всегда скрывается в чувстве любви. Только мы вечно путаем любовь и власть - любовь и обладание. Мы пытаемся "сократить" любовь до объекта любви, забывая наполнить само чувство смыслом.

Ведет ли потеря тесной связи со своим именем к распаду личности? Никогда не замечал: у нас многие меняют имена и фамилии. Вон - все приехавшие кавказцы стали "Мишами" и "Ванями".
К распаду личности или культуры ведет как раз утрата подлинных или святых имен. Утрата имен, с помощь которых человек может открыть дверь в Бесконечность, возможно и есть причина безумия.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 июн 2012, 13:04 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Александр Геннадиевич, огромное Вам спасибо за ответ @->--
Стыдно "красть" у Вас время на свои вопросы... но всё же очень важно уточнить.. так как у нас и на форуме на эту тему разговор возникал:
- Как Вы дифференцируете "личность" и "индивида"?
Всё же, как я поняла отца Павла: любое "имя", носимое человеком, задаёт ему направление жизненного движения, формообразует его душу (и в каком-то месте даже прочла у него "формообразует дух"):
Цитата:
Имя предопределяет личность и намечает идеальные границы ее жизни. Но это не значит, что, именем определенная, личность не свободна в своем имени - в его пределах. И прежде всего: каждое данное имя есть целый спектр нравственных самоопределений и пучок различных жизненных путей. Верхний полюс имени - чистый индивидуальный луч божественного света, первообраз совершенства, мерцающий в святом данного имени. Нижний полюс того же имени уходит в геенну, как полное извращение божественной истины данного имени, но и тут остается инвариантным. Преступник и закоренелый злодей направляются к этому полюсу. Между верхним и нижним полюсом помещается точка нравственного безразличия, тоже по-своему предел, около которого, никогда не удерживаясь на нем в точности, собираются обыкновенные средние люди. Три предельные точки и, сообразно им, три типических разряда носителей данного имени. Три; и притом со всеми промежуточными степенями духовной высоты. Но это не мешает всем им осуществлять, хотя и по-разному, один инвариант духа, один духовный тип. С данным именем можно быть святым, можно быть обывателем, а можно - и негодяем, даже извергом. Но и святым, и обывателем, и негодяем, и извергом человек данного имени становится не как представитель другого имени на той же приблизительно ступени духовности, не как угодно, а по-своему, точнее сказать - по своему имени. Многообразны доступные ему степени просветления; но все они суть различные просветления одной и той же организации, они восходят к небу по склонам одной вершины, но это не значит, что вообще существует лишь единственная вершина восхождения. Эта единая вершина есть их единое имя. Оно - общая вертикаль многих подъемов и спусков; но совершенствование и падение других, носящих другие имена, определяется другими вертикалями.

Полезно соотносить примеры различных духовных проявлений данного имени - около обоих полюсов и у точки безразличия. Так с особою четкостью проступают типичные линии именной организации, единой и равной себе во всех своих проявлениях.

(Павел Флоренский. Имена (Ономатология). Глава ХУ111)
- Александр Геннадиевич, а Вы находите общие черты у себя с тем типом людей, который отец Павел описывает в статье, посвящённой Александрам?
- Вы видите общее у себя с теми Сашами, Александрами, которых встречали в своей жизни?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 июн 2012, 17:58 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Эльмира писал(а):
- Как Вы дифференцируете "личность" и "индивида"?
Всё же, как я поняла отца Павла: любое "имя", носимое человеком, задаёт ему направление жизненного движения, формообразует его душу (и в каком-то месте даже прочла у него "формообразует дух"):


Позвольте мне не пускаться в сложнейшие рассуждения на эту тему - они потребуют начать с Древней Греции и закончить постмодернизмом. Я использую категории Фромма: индивид - априори данная форма, которую человек должен наполнить содержанием, для того чтобы стать цельной личностью, - чем-то гораздо большим, чем индивидуальное имя. Фромм именует Личность человека, достигшего социальной самореализации. Юнг именует так человека, достигшего контакта со своей "самостью". В любом случае, личность - это нечто существенно большее, чем первоначальный индивид, уже имеющий собственное имя.

Эльмира писал(а):
Александр Геннадиевич, а Вы находите общие черты у себя с тем типом людей, который отец Павел описывает в статье, посвящённой Александрам?
- Вы видите общее у себя с теми Сашами, Александрами, которых встречали в своей жизни?


- Конечно, нахожу...ни в большей и не в меньшей степени, чем нахожу в себе связи с архетипом Рыб или Водолея.
- То нахожу, то не нахожу. Я вообще не ощущаю человеческую общность на этом уровне. Я же нигде вроде не писал и не говорил, что полностью разделяю взгляды Павла Флоренского. Для меня все зависит от того, делает человек усилие для осознания жизни и деяний своего святого, как собственной "самости", или нет. Дело в том, что без усилий человека по поиску смысла своего имени, само именование и его роль в человеческой жизни ничем не отличается от игры в рулетку. Только усилие, направленное на осознание глубинного смысла своего имени или своего знака зодиака приводит к тому, что звезды или имя оказываются связанными с нашей личностью.
Человек по имени Данте Алигьери мог сохнуть по Беатриче сколько угодно - миллионы подобных воздыхателей канули в Лету. Алигьери превратился в ДАНТА благодаря титаническим усилиям духа, направленным на осознание своей любви и приведение ее в соответствие с гармонией Вселенной.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 июн 2012, 19:05 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Спасибо за ответ, Александр Геннадиевич)))
Danilin писал(а):
Только усилие, направленное на осознание глубинного смысла своего имени или своего знака зодиака приводит к тому, что звезды или имя оказываются связанными с нашей личностью.

Для меня это звучит как "Не имя красит человека, а человек - имя" (и знак зодиака свой тоже)
Чем больше людей называет нас с добрыми чувствами по имени, тем охотнее мы его принимаем, наверное.. значит, осталось немного - сделать так,чтоб память о нас была доброй..)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 июн 2012, 16:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 июн 2012, 16:39
Сообщения: 2
Откуда: Курск
Александр Геннадиевич, скажите пожалуйста,у вас есть передача про хиромантию? Если есть,то где её можно послушать или посмотреть? Очень интересно ваша точка зрения по этой науке!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1138 ]  Пред.  1 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 76  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.047s | 17 Queries | GZIP : On ]