Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 11 дек 2016, 14:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


В этом разделе можно задавать вопросы. Мы имеем в виду любые вопросы, касающиеся проблем личности, неврозов,
внутренних страхов.
О том, как задать вопрос, посмотрите, пожалуйста, тему "Прочитайте перед тем, как задать вопрос".



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1138 ]  Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 76  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 авг 2012, 15:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 апр 2011, 22:34
Сообщения: 16
Откуда: Санкт-Петербург
Александр Геннадьевич, доброго времени суток! Скажите, а остались ли еще книги, которые Вы хотели бы прочесть, но пока не успели? Читаете ли Вы сейчас столько же, сколько в молодости или, скажем, пятнадцать лет назад? Часто ли перечитываете любимых авторов?..

.. И в каком примерно возрасте Вы поняли, что у Вас хватает сил и знаний, чтобы вести столь сложную программу на радио?

_________________
Артем Б., начинающий физик-лазерщик.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 авг 2012, 19:06 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Картонный писал(а):
Александр Геннадьевич, доброго времени суток! Скажите, а остались ли еще книги, которые Вы хотели бы прочесть, но пока не успели? Читаете ли Вы сейчас столько же, сколько в молодости или, скажем, пятнадцать лет назад? Часто ли перечитываете любимых авторов?..

.. И в каком примерно возрасте Вы поняли, что у Вас хватает сил и знаний, чтобы вести столь сложную программу на радио?


Книг, которые человек хочет прочесть, всегда больше тех, что он уже прочел. Читаю я сейчас, наверное, больше чем в молодости, поскольку сам пытаюсь писать. "Чукча", конечно, не читатель - он писатель, но без чтения не обойтись. Конечно, я перечитываю не всех любимых авторов, а тех, в основном, с которыми связаны размышления передачи и книга, которую у меня никак не получается дописать.
С перечитыванием вообще связано странное чувство. Платона, Ницше, Юнга, Александра Меня, - я могу составить очень длинный список, - невозможно "перечитывать": каждый раз читаешь, как будто в первый - абсолютно по-новому. Великих и близких тебе авторов невозможно "окончательно прочесть" - с ними нужен внутренний диалог; так или иначе, я продолжаю его всю жизнь.

У меня есть тайное подозрение, что я пишу книги и веду передачи именно для того, чтобы продолжать читать или слушать и собирать музыку. Приходит некоторый возраст, в котором ты понимаешь: интеллектуальное чтение - это средство, необходимое человеку для того, чтобы сказать что-то самому. Что-то сказать человек может только опираясь на то, что до него поняли и почувствовали другие.

Ни в каком возрасте! Я и сейчас не уверен, что у меня хватает сил и знаний, чтобы вести эту передачу.
Если появится уверенность в том, что знаний "хватает", то я даже читать перестану :)-(:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 авг 2012, 21:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4342
Александр Геннадьевич, мой вопрос как-то сам-собой возник во время перепрочтения романа Рея Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"

Ваша книга "LSD: Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости." попала в своё время в список запрещённых вместе с такими авторами и их работами как:

Вулф Т. Электропрохладительный кислотный тест.
Аллах не любит Америку (ред. Адам Парфрей).
Уэлш И. На игле.
Антология совр.анархизма и левого радикализма Т. 1 (сост. Цветков А.)
Антология совр.анархизма и левого радикализма Т. 2 (сост. Цветков А.)
Кроули А. Дневник наркомана
Ронин Р. Коммандос Своя разведка Способы вербовки агентуры... Практ. пос.
Гринспун Л., Бакалар Дж. Марихуана: Запретное лекарство.
Новгородцев С. Секс/Наркотики/Рок-н-ролл.
Сардар З., Дэвис М. В. Почему люди ненавидят Америку?
Видал Г. Почему нас ненавидят? Вечная война ради вечного мира.
Хлебников П. Ю. Разговор с варваром. Беседы с чеченским полевым командиром Хож-Ахмедом Нухаевым о бандитизме и исламе.
Сказки про нашего Президента.
Ширянов Б. П. Верховный пилотаж.
Ширянов Б. П. Пономарь.
Ширянов Б. П. Срединный пилотаж.
Стивенс Дж. Штурмуя небеса. Подлинная история ЛСД от расцвета до запрета.
Виткевич С. И. Наркотики/Единственный выход.


если можно, хотелось бы узнать, какой была Ваша реакция и какие чувства Вы испытывали на тот момент когда "LSD" "приговорили" изъять с полок книжных магазинов?

и ещё мне интересно Ваше мнение на запрет к прокату фильма "Клип"

"Победитель Роттердамского кинофестиваля 2012 года фильм "Клип" режиссера Майи Милош не получил прокатного удостоверения Минкультуры РФ, так как в нем демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера", сообщает РИА "Новости" со ссылкой на Департамент кинематографии и модернизационных программ министерства."

http://www.newsru.com/cinema/18aug2012/noprokat.html

Заранее благодарю за ответ.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 авг 2012, 12:15 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Molli писал(а):
Александр Геннадьевич, мой вопрос как-то сам-собой возник во время перепрочтения романа Рея Брэдбери "451 градус по Фаренгейту"
Ваша книга "LSD: Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости." попала в своё время в список запрещённых вместе с такими авторами и их работами как:

Вулф Т. Электропрохладительный кислотный тест.
Аллах не любит Америку (ред. Адам Парфрей).
Уэлш И. На игле.
Антология совр.анархизма и левого радикализма Т. 1 (сост. Цветков А.)
Антология совр.анархизма и левого радикализма Т. 2 (сост. Цветков А.)
Кроули А. Дневник наркомана
Ронин Р. Коммандос Своя разведка Способы вербовки агентуры... Практ. пос.
Гринспун Л., Бакалар Дж. Марихуана: Запретное лекарство.
Новгородцев С. Секс/Наркотики/Рок-н-ролл.
Сардар З., Дэвис М. В. Почему люди ненавидят Америку?
Видал Г. Почему нас ненавидят? Вечная война ради вечного мира.
Хлебников П. Ю. Разговор с варваром. Беседы с чеченским полевым командиром Хож-Ахмедом Нухаевым о бандитизме и исламе.
Сказки про нашего Президента.
Ширянов Б. П. Верховный пилотаж.
Ширянов Б. П. Пономарь.
Ширянов Б. П. Срединный пилотаж.
Стивенс Дж. Штурмуя небеса. Подлинная история ЛСД от расцвета до запрета.
Виткевич С. И. Наркотики/Единственный выход.


если можно, хотелось бы узнать, какой была Ваша реакция и какие чувства Вы испытывали на тот момент когда "LSD" "приговорили" изъять с полок книжных магазинов?

и ещё мне интересно Ваше мнение на запрет к прокату фильма "Клип"

"Победитель Роттердамского кинофестиваля 2012 года фильм "Клип" режиссера Майи Милош не получил прокатного удостоверения Минкультуры РФ, так как в нем демонстрируются сцены, содержащие нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера", сообщает РИА "Новости" со ссылкой на Департамент кинематографии и модернизационных программ министерства."


Какой была реакция? - Обидно было, конечно, - ведь книга была направлена однозначно против наркотиков. Чуть позже, когда увидел список, я понял, что в нашей стране это, загадочным образом, почетно. Все-таки, попасть в одну компанию с Виткевичем, Вульфом, Севой Новгородцевым, Маккеной (вы приводите не весь список) не может быть только обидно.
Кроме того, за несколько лет я понял, что запрет привел к тому, что книгу прочли даже те, кого тема наркотиков вообще не интересовала. Сразу после запрета, она стала продаваться у букинистов, которые просили за нее серьезные деньги. Так что я имел основания убедиться в сладости "запретного плода".

Самое обидное в запрете заключалось в том, что ни мне, ни издательству никто ничего официально не сообщил. О существовании списка мне рассказали знакомые, о том, что книгу где-то "торжественно" сжигали в урнах - журналисты, просившие дать по этому поводу интервью. Только когда вышло второе, дополненное издание книги ("Человек зависимый") я узнал причину запрета. Издательство "Зебра" отправила книгу на экспертизу и из полученного акта я выяснил, что где-то в подзаконных актах ФСКН существует постановление, запрещающее описывать и обсуждать состояния наркотического опьянения (само измененное состояние сознания). Собственно измененное психическое состояние - главное в воздействии галлюциногенов, - там больше особенно нечего описывать.

Само существование такого запрета делает антинаркотическую пропаганду нелепой, поскольку мы можем говорить лишь о физическом вреде наркотиков. Слушая и читающие нас молодые люди остаются в недоумении: если все это только вредно, то почему миллионы людей употребляют наркотические вещества?
Впрочем, и эта запретительная санкция не вполне ясна. Станислав Гроф, например, во всех своих книгах обсуждает именно измененные состояния сознания под воздействием ЛСД. Скорее всего, он не вошел в этот список просто из-за нехватки эрудиции у судей.

Запрет на информацию вообще является признаком недостатка ума, профессионализма или образования.
"К цензуре, насилию, подавлению прибегает только тот, кто в глубине души не верит в свою идею", - писал о. Александр Мень.

Мы с вами еще не обсуждали последствий принятого госдумой Федерального закона № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».
Вот эти-то "отдельные законодательные акты" существуют в количестве, вполне достаточном для обеспечения абсолютного произвола исполнителей закона. Закон внес в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе черного списка и блокировку запрещенных интернет-ресурсов без суда.
Я не могу исключить, что первыми под удар закона попадут вовсе не порнографические или экстремистские ресурсы сети, а такие беззащитные ресурсы, как наш сайт и информационные порталы типа Википедии.
Дело в том, что эксперты, привлекаемые для решения вопросов о запрете той или иной информации, в первую очередь заинтересованы не в "здоровье детей", а в том, чтобы их собственная точка зрения стала единственной. Для извлечения выгоды, проще всего уничтожить конкурентов... с помощью закона.

Не только в нашей стране - во всем мире важнейшим вопросом является вопрос Чацкого: "А судьи кто?"

Для того чтобы конкурировать с американским или европейским кино, в котором много секса и насилия, нужно создавать собственное кино, не содержащее насилия, но... не менее привлекательное для зрителя. Это сложнейшая творческая и экономическая задача.
Гораздо проще запретить чужое кино.

Правда, "Клип" режиссера Майи Милош, на мой взгляд, обычная "чернуха". Такой продукции и у нас снимают более чем достаточно. Все, кому очень захочется, смогут посмотреть этот фильм в интернете.
Поэтому сегодня речь, скорее, идет не об отдельных фактах запрета на ту или иную информацию, а о нарастании тенденции запрещать все, что не совсем понятно авторам запретительных актов.
Введение цензуры может остаться демонстративным фарсом по запрету отдельных книг и фильмов или судебных исков к певице Мадонне, а может вырасти в..."451 градус".
В нашей стране действует навязчивая привычка наступать на одни и те же грабли.
Привычка эта основана на все том же нежелании глубоко размышлять о проблемах человека и общества. Слишком многим у нас кажется, что если проблему запретить, то она исчезнет сама собой.
На самом деле, любой "железный занавес" - электронный или книжный - способен только вытеснить проблему в бессознательное культуры, порождая озлобленность и агрессию, - то самое, с чем боролся запрет.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 авг 2012, 11:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 авг 2012, 11:23
Сообщения: 12
Здравствуйте, Александр Геннадиевич. Слушаю вас давно, и всегда согласна с тем, что вы говорите, пишете. Но ваше мнение о Достоевском сбило меня с толку. Вот отрывок из вашей статьи Kill Балабанов!по поводу «Груза 200»:

"Гоголь и Достоевский «создали портрет России и русского человека». «Мертвые души» — это энциклопедия русской жизни». Конечно, это гениальные люди – национальное достояние России…

Но гениальность и помешательство удивительно близки. И никого сегодня не покоробит, если я скажу, что и Достоевский, и Гоголь были психически больными людьми и смотрели на окружающую реальность через призму собственного болезненного отчаяния."

Если честно, меня это покоробило. Какие есть основания считать Достоевского психически больным человеком? То что он был эпилептик? И если он действительно психически нездоров, то вытекает ли из этого, что к его книгам надо относиться как-то предвзято?

И еще, по поводу его рассказа "Кроткая". Почему героиня все-таки покончила жизнь самоубийством? У меня есть кое-какие мысли по этому поводу, но я не уверена, что они верны. А то, что я по этому поводу смогла найти и почитать, меня не удовлетворило.

И еще, по поводу Кириллова из "Бесов". "Он казался несколько задумчивым и рассеянным, говорил отрывисто и как-то не грамматически, как-то странно переставлял слова и путался, если приходилось составить фразу подлиннее." Как по вашему это свойство характеризует Кириллова?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 авг 2012, 15:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Дополнительная информация:

к вопросу viewtopic.php?p=64581#p64581
Зеро, если заинтересует, в дополнение можно посмотреть следующее:

Ф.М.Достоевский "Сон смешного человека" (обсуждение на Форуме)
Вопрос о том, почему произведения Достоевского считают "опасной" темой, ответы А.Г. Данилина
Аудиоверсия передачи
Ф.М.Достоевский "Легенда о великом инквизиторе" (обсуждение на Форуме)
Аудиоверсия передачи
Стенограмма занятия Клуба "Исолог" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
(произведение, вызывавшее возмущение, что его вредно читать и обсуждать)

2009.04.29 ''Мёртвые души'' (Н.В. Гоголь)
2007.07.11 ''Простой человек'' -2, или Платон Каратаев (''Война и мир'' Л. Толстого)
и ''Мужик Марей'' (Ф.М. Достоевский)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 авг 2012, 17:09 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
зеро писал(а):
Здравствуйте, Александр Геннадиевич. Слушаю вас давно, и всегда согласна с тем, что вы говорите, пишете. Но ваше мнение о Достоевском сбило меня с толку. Вот отрывок из вашей статьи Kill Балабанов!по поводу «Груза 200»:
"Гоголь и Достоевский «создали портрет России и русского человека». «Мертвые души» — это энциклопедия русской жизни». Конечно, это гениальные люди – национальное достояние России…
Но гениальность и помешательство удивительно близки. И никого сегодня не покоробит, если я скажу, что и Достоевский, и Гоголь были психически больными людьми и смотрели на окружающую реальность через призму собственного болезненного отчаяния."
Если честно, меня это покоробило. Какие есть основания считать Достоевского психически больным человеком? То что он был эпилептик? И если он действительно психически нездоров, то вытекает ли из этого, что к его книгам надо относиться как-то предвзято?
И еще, по поводу его рассказа "Кроткая". Почему героиня все-таки покончила жизнь самоубийством? У меня есть кое-какие мысли по этому поводу, но я не уверена, что они верны. А то, что я по этому поводу смогла найти и почитать, меня не удовлетворило.
И еще, по поводу Кириллова из "Бесов". "Он казался несколько задумчивым и рассеянным, говорил отрывисто и как-то не грамматически, как-то странно переставлял слова и путался, если приходилось составить фразу подлиннее." Как по вашему это свойство характеризует Кириллова?


Да... За недосказанные мысли рано или поздно приходится отвечать.
В свое оправдание скажу только, что не собирался выражать "мнение о Достоевском" в статье о конкретном фильме.

Фильм Балабанова - явление массовой культуры. Я (неудачно) пытался выразить то влияние, которое оказывает на массовую культуру "прохождение" мимо Достоевского и Гоголя в школьной программе.
Поверхностное восприятие русского реализма создает призму "достоевщинки" (так этот феномен именовала советская критика) через которую целые поколения (и Балабанов в частности) смотрят на страну и людей, в ней проживающих.

Призма "достоевщинки" - это не вполне осознаваемое ощущение невозможности искренности, любви и добра вообще, в окружающей человека российской реальности. Не создает ли наше отношение к реальности - саму реальность?
Аристотель: «Что каждому кажется, то и достоверно» (Metaph. IX, 61).

В школе нам твердили, что творчество классиков - это именно реализм.

К творчеству Достоевского подобные утверждения имеют лишь поверхностное отношение. В частности "Кроткая", по мнению Достоевского - фантастический рассказ, а по мнению школьных учебников - шедевр реализма.
Нам нет дела до того, что Гоголь неоднократно писал, что плохо знаком с реальностью и предпочитает "мир мечтательный". Все равно - Ноздрев или Коробочка - представляют реальность жизни помещиков, хотя для самого Гоголя это скорее образы Апокалипсиса (Откровения Иоанна) перенесенные им в действительность русского общества.
Титанов русской литературы нужно учиться чувствовать и изучать, но это - требование только к себе самому, этого требует индивидуальная культура, а вовсе не массовая. Для экзаменов достаточно сверхкраткой критики.
Без учета фантастического реализма Достоевского и Гоголя и возникает отношение к русской реальности,... как к "чернухе".
Дальше эмоционального отношения к реальности дело не идет. Само высказывание (как фильм Балабанова), в отсутствии индивидуальной культуры, формируется без всякой опоры на русскую классику. Так возникает привычная "чернуха". Собственно "чернуха" - это сообщение о том, что реальность - это место, в котором возможны только насилие, извращение, цинизм и зло.

Мы как-то забыли о том, что такое отношение к реальности является свойством православного фундаментализма: мир, за пределами церквей и монастырей, погружен во зло - им правит "князь мира сего". Достоевский, Гоголь, Толстой и многие другие утверждали, что нравственное возрождение личности возможно и за пределами церкви. Отношение современной им церкви (Священного Синода) к светским писателям-богоискателям было, мягко говоря, далеко не однозначным.
Я вспоминаю об этом, поскольку мы не замечаем, что превалирование чернухи в "современном искусстве" как бы зовет культуру назад в средневековье, давая фундаментализму возможность утверждать себя в качестве единственно возможного проводника нравственности, позволяет требовать возвращения духовной цензуры.

Повинны ли во всем этом душевные болезни великих писателей (эпилепсия - душевное заболевание)?
Нет, конечно. Повинны всегда мы - читатели, не желающие задумываться ни о книгах, ни об их авторах. Мы не желаем учитывать особенности восприятия самих великих творцов.

В 1892 году психиатр и писатель Макс Нордау (еврей по происхождению, он стал позже одним из основателей сионисткого движения) выпустил в Париже книгу «Вырождение». Я думаю, что эта книга входит в десяток книг XIX века, более всего повлиявших на мировоззрение потомков. В России она вышла только один раз - в 1902 году (следующее издание случилось через 90 лет), но и здесь произвела потрясающий эффект.
Нордау писал об охватившем европейскую культуру моральном разложении, ниспровержении традиционных этических ценностей. Анализируя произведения писателей, художников, композиторов и философов своего времени (Оскара Уальда, Льва Толстого, Эмиля Золя, Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Генрика Ибсена и многих других) автор приходит к выводу, что их искусство является «лакмусовой бумажкой» болезненного состояния общества. «Вырождение» и «дегенерация» (следствие кровосмешения) обуславливают болезненную эмоциональную чувствительность творцов, делая их лидерами декаданса — упадка культуры, — считал Нордау.
Странная речь Кириллова в "Бесах" рисует... клиническую картину того, что Нордау назовет "вырождением". Подобные понятия к тому времени были широко распространены в психиатрии: "моральное безумие" Пинеля, "психопатическая неполноценность" Коха и т.д. В "Бесах" Достоевского (как и в книгах психиатров) "бесы" - люди с нравственным дефектом - имеют свои внешние приметы, - мы должны научиться их узнавать...
Понимал ли Достоевский, что всю жизнь боролся с бесовством в себе самом?
Мысли Нордау и Достоевского окончательно смешает в кучу Георгий Климов....
Термины Макса Нордау получили широчайшее распространение. Понятия «вырождение» и «дегенерация», в его время не имевшие под собой никаких объективных оснований, были приняты научной медициной. Спасением общества от влияния «дегенератов» психиатрия и по сей день считает своим долгом. Понятие «дегенеративного искусства» было подхвачено немецкой психиатрией и национал-социалистами.
Эти же понятия (без упоминания Нордау) использовала и советская пропаганда. Хрущев имел ввиду что-то похожее громя в 1962 году художников-авангардистов: "Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! … Что это такое? Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать? Есть у вас совесть?".
Хрущев не назвал художников "болезнью общества", - так говорил Сталин.
Хотим мы этого или нет, но Нордау оказался пророком в большей степени, чем большинство "ясновидящих". 110 лет тому назад он писал о том, что животный секс вытеснит институт брака, о распространении гомосексуализма и превращении сцен насилия в эстетическое зрелище.

О книге Нордау спорят и по сей день. Однако, используя его термины в выгодном для себя смысле, внимательно читать его книгу идеологи тоже не захотели. Говоря об особенностях психики талантливых людей, он писал не об их "вине", а о том, что человек с болезненной эмоциональной чувствительностью, в первую очередь, остро реагирует на отрицательные стороны жизни... Следовательно, именно о них он и будет писать... или рисовать.
Читатель или зритель, не желающий учитывать особенностей психики "дегенератов", под влиянием их таланта тоже будет видеть в реальности лишь боль и зло, оправдывая этим бессмысленность собственной жизни.
После депрессий Лермонтова быть "лишним человеком" почетно и поэтично....
Нордау описывал процесс формирования "призмы восприятия".

Гоголь и Достоевский описывали свою душевную боль и учились ее преодолевать. Слишком многие их читатели успевают замечать лишь боль и безнадежность. Никакое творчество нельзя считать отражением "объективной реальности" - это реальность сугубо субъективная и, слишком часто, созданная болезненным воображением.

"Чехов — самый беспросветный из писателей. В годы войны я было дал его книги тяжело заболевшему тогда другу, так тот буквально взмолился, чтобы я забрал их назад: простое их чтение лишало его сил сопротивляться недугам". Эмиль Мишель Чоран

Боюсь, что после этого экскурса, даже краткие мысли о "Кроткой" окажутся избыточными.
Два слова: "Кроткая" - по натуре гордячка. Больше всего на свете она гордится своей честностью и искренностью - правом всегда говорить, что думает и делать, как чувствует.
Замужество загоняет героиню в ловушку между долгом и гордыней. Согласно долгу, она должна принять "систему" офицера-ростовщика и не выходить из дома. Согласно искренней любви, которую исповедует,.. - должна то же.
Гордость не дает принять судьбу. Вот она и находит один единственный выход из дома, позволяющий сохранить гордость, не подчиняться "системе", и... не изменять при этом себе - своей искренней любви. Она выходит в окно, совершая смертный грех.
Для меня эта вещь - о противостоянии идеалов долга и искренности (честности): отстаиваешь одно - предаешь другое.

Прощу прощения: сколь сложен вопрос - столь и ответ не легок)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 сен 2012, 21:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Александр Геннадьевич, вы все время уточняете свою позицию в каждом последующем посте, касающемся того или иного вопроса, теми более, что вопросы переплетаются, как нитки в размотанных клубках.
Хочу спросить Вас. Так что же Вы теперь вмещаете в свое представлении о себе, как "не правильном психотерапевте, не правильном психиатре, не правильном наркологе"? И добавлю еще, как не правильном астрологе, не правильном тарологе.? Не правильным ведущим радиопрограммы?)
Не знаю какие еще неправильности вы приписывает себе и на каком основании) Каковые у Вас несомненно имеются.
Да, и меня ни в малой степени не расстроит, как, надеюсь и Вас если Ваш ответ кому-то может показаться длинноватым, если Вы всеръез распишитесь)

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 сен 2012, 12:02 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Иван Журавский писал(а):
Хочу спросить Вас. Так что же Вы теперь вмещаете в свое представлении о себе, как "не правильном психотерапевте, не правильном психиатре, не правильном наркологе"? И добавлю еще, как не правильном астрологе, не правильном тарологе.? Не правильным ведущим радиопрограммы?)
Не знаю какие еще неправильности вы приписывает себе и на каком основании) Каковые у Вас несомненно имеются.
Да, и меня ни в малой степени не расстроит, как, надеюсь и Вас если Ваш ответ кому-то может показаться длинноватым, если Вы всеръез распишитесь)


"Расписаться" тут вряд ли возможно.

Дело в том, что я не умею мыслить в терминах "правильно - неправильно".
Не знаю, где вы взяли мои признания в "неправильности", но, как минимум, если человек считает себя "неправильным", то он признается в своем стремлении к "правильности". Вроде, за мной такого стремления пока не наблюдалось.

"Правильность" - это соответствие некоторым общепринятым идеологическим или профессиональным стандартам или "клише", - желание совпасть с "согласованным трансом" профессии или культуры. Это вариант подражательного поведения. Конечно, как и у всякого человека, желание не слишком "выпадать из ряда вон" у меня есть - мы же не можем полностью рвать связь со своим временем и профессией.

Чем больше профессия или социум требуют "правильности" мыслей, тем больше они превращаются в тоталитарную секту, но... существуем мы именно в структуре общества, в котором родились, и профессии, которую выбрали. Поэтому, я предпочитаю не спорить с общепринятыми клише, но глубже анализировать СМЫСЛ самих стандартов. Возможно поэтому, я стараюсь выбирать темы, в которых клише еще не окаменели окончательно: "правильного" таролога, как и правильного радиоведущего, по счастью, пока не существует, как не существует психотерапевта обязанного "правильно" понимать таро или астрологию.

Что касается моих "стонов и сожалений", то я все время ругаю себя за то, что не могу найти "золотую середину" между глубиной понимания и простотой изложения. Все время оказываюсь "слишком витиеватым". Для выбранного мной же самим способа взаимодействия с реальностью талантишка не хватает - сильно не хватает умения формулировать ясно (и в этом смысле - просто). Собственно, главная "неправильность", которую я ощущаю, - неумение говорить понятно для людей, не имеющих ни навыка самоанализа, ни психологических, а уж тем более философских знаний. Ни "Радио России", ни мою профессию никак не назовешь "элитарными" - значит, "правильными" здесь являются, в первую очередь, предельно понятные формулировки. Пытаюсь учиться.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 сен 2012, 16:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 ноя 2011, 15:54
Сообщения: 57
Откуда: Москва
Александр Геннадьевич, я, конечно, понимаю, что смешно спрашивать Вас о романе Джеймса Джойса здесь, так как это произведение требует очень длительного и пространного ответа. Но всё же, как Вы относитесь к роману "Улисс" и что этот роман по-вашему даёт человеческой душе?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 сен 2012, 17:25 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Белый Лебедь писал(а):
Александр Геннадьевич, я, конечно, понимаю, что смешно спрашивать Вас о романе Джеймса Джойса здесь, так как это произведение требует очень длительного и пространного ответа. Но всё же, как Вы относитесь к роману "Улисс" и что этот роман по-вашему даёт человеческой душе?


Образец для подражания дает человеческой душе этот роман.
У каждого в жизни своя "Одиссея", значит каждый из нас может (и должен) написать своего "Улисса", пусть даже не так блистательно (или не так занудно), как это сделал Джойс.
Впрочем, опора на Одиссею Гомера не обязательна, каждый может писать свое "Преступление и наказание", "Мастера и Маргариту", "Фауста",... или "Пиннокио".
Я думаю, что это одна из скрытых задач великих романов вообще - провоцировать читателя на осознание притчи собственной жизни. В "Улиссе" Джойса эта задача поставлена явно.

В жизни не бывает мелкого и не нужного - в ней все (даже измены) имеет отношение к тайне вселенной, выраженной в мифах и сказках. Нужно сделать лишь усилие, чтобы увидеть поэзию и символизм в обыденности, - роман помогает сделать именно это усилие.

"Что внизу, то и наверху": античная Итака, Дублин или Москва - непостижимым образом, одновременно весь мир; царь Одиссей, Блум и Василий Иванов всегда передают состоянии мужественность в мире; Пенелопа, жена Блума и Маша Иванова - всегда являются гримасами и метаморфозами вечной женственности.

Кроме того, "Улисс" - роман-шарада, роман-головоломка. Это образец книги для медленного чтения: роман невозможно "проглотить" или прочесть за один вечер, книгу нужно разгадывать.
Любая разгадка тайны романа - есть распаковка смыслов души самого читателя. Эта книга годится для познания бесконечности, прячущейся в нас самих. Честь ей и хвала книгам, позволяющим человеку познавать самого себя.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 сен 2012, 13:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 май 2011, 13:09
Сообщения: 3
Откуда: Москва
Александр Геннадьевич, не возникало ли у Вас ощущение того, что вы уже ответили на все вопросы - свои и других людей. Если нет, то на какие вопросы Вам хотелось бы ответить в первую очередь. Я имею в виду для самого себя. Есть ли какие вопросы, на которые, как вам кажется, ответить невозможно?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 сен 2012, 16:23 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
glago писал(а):
Александр Геннадьевич, не возникало ли у Вас ощущение того, что вы уже ответили на все вопросы - свои и других людей. Если нет, то на какие вопросы Вам хотелось бы ответить в первую очередь. Я имею в виду для самого себя. Есть ли какие вопросы, на которые, как вам кажется, ответить невозможно?


Мне сегодняшнему думается, что когда у людей иссякнут вопросы, это будет обозначать исчезновение сознания, то есть - конец рода человеческого. Задавать здесь самому себе вопросы и отвечать на них я, с вашего разрешения, не буду, поскольку пока вопросов и без того появляется вполне достаточно.
Из-за того, что я задаю себе слишком много вопросов, у меня никак не получается закончить очередную книгу. Наверное, по книгам проще всего получить представление о вопросах, на которые я пытаюсь отвечать самому себе.

Ответить можно на любые вопросы. Другое дело - устроит ли ответ того, кто задал вопрос?
Ответ никогда не является окончательной разгадкой тайны вопроса. Для меня, любой ответ - это лишь намек, позволяющий человеку разгадывать тайну его собственной души.

Нет вопросов, на которые нельзя дать ответ, но есть скрывающиеся за вопросами запросы, которые невозможно удовлетворить.
Невозможно удовлетворить запрос человека, который, спрашивая, хочет получить "волшебную палочку" - окончательные знания о своей душе или мгновенное решение проблемы. Невозможно удовлетворить запрос человека, который задает вопрос, для того чтобы почувствовать свое превосходство над тем, кто должен ему ответить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 сен 2012, 12:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 29 янв 2012, 12:59
Сообщения: 5
Откуда: Одесса
Александр Геннадиевич, добрый день!
Вопрос мой связан с предстоящим обучением на факультете последиполомного образования по специальности психология и размышлениями о том, в каком направлении хочется продолжить свою работу. Мне близок восточный взгляд на природу сознания и реальности, поэтому я с удовольствием читаю книги о дзэн, психологии йоги, буддизму и даосизму, недавно в руки попалась книга А. Уотса «Психотерапия. Восток и Запад» и Д. Кришнамурти «Первая и последняя свобода», и я убедилась в том, что эта грань психологии мне очень близка и интересна, кроме этого, из всего немногого, что удалось прочесть к этому времени, отмечу В. Франкла, Э. Фромма, Ваши книги, Юнга. Я не очень рассчитываю на качество предстоящего образования, поэтому хочу спросить Вас о том, какие книги или имена и школы исследователей Вы считаете, могли бы быть полезными на курсе самообразования, применимыми в дальней шей практической деятельности (меня сегодняшнюю интересует педагогика)?
Что Вы думаете о методе Гештальттерапии и телеснориентированной терапии?
В последнее время они очень популярны, но, признаюсь, работы Перлза мне так и не удалось осилить, и в практических упражнениях возникли большие трудности.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2012, 10:30 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
kirinka писал(а):
Александр Геннадиевич, добрый день!
Вопрос мой связан с предстоящим обучением на факультете последиполомного образования по специальности психология и размышлениями о том, в каком направлении хочется продолжить свою работу. Мне близок восточный взгляд на природу сознания и реальности, поэтому я с удовольствием читаю книги о дзэн, психологии йоги, буддизму и даосизму, недавно в руки попалась книга А. Уотса «Психотерапия. Восток и Запад» и Д. Кришнамурти «Первая и последняя свобода», и я убедилась в том, что эта грань психологии мне очень близка и интересна, кроме этого, из всего немногого, что удалось прочесть к этому времени, отмечу В. Франкла, Э. Фромма, Ваши книги, Юнга. Я не очень рассчитываю на качество предстоящего образования, поэтому хочу спросить Вас о том, какие книги или имена и школы исследователей Вы считаете, могли бы быть полезными на курсе самообразования, применимыми в дальней шей практической деятельности (меня сегодняшнюю интересует педагогика)?
Что Вы думаете о методе Гештальттерапии и телеснориентированной терапии?
В последнее время они очень популярны, но, признаюсь, работы Перлза мне так и не удалось осилить, и в практических упражнениях возникли большие трудности.


Разрешите вас поблагодарить за то, что мои книги попали в столь замечательную компанию!
Отвечать на подобные вопросы всегда нелегко. Современные руководства по психотерапии перечисляют более 250 базовых методик. Самый правильный вариант выбора - нащупывать те подходы, которые ближе вашей собственной личности: не идет Перлз? - ну и не надо себя им насиловать.
Если вы с удовольствием читаете перечисленных вами авторов, то вы внутренне ориентированы на глубинные - мировоззренческие или философские подходы в психологии.
Педагогике, на мой взгляд, сегодня остро недостает возвращения именно глубины подхода к личности ученика.

Из перечисленных вами авторов, с моей точки зрения, сегодня, как никогда, актуален Фромм. Не просто внимательно прочесть, но и научиться пользоваться информацией его книг "Иметь или быть", "Душа человека" и "Искусство быть", педагогу нужно обязательно.

К книге Алана Уотса я обязательно добавил бы книжку "Древний Шаманизм, Средневековое Знахарство, Современная Психотерапия" Е. Фуллер Торрей, - книга позволяет трезво взглянуть на мир современной психологии и психотерапии.

Что касается дзэн и образования, то попробую порекомендовать вам две книги: одну большую Д.Т. Судзуки "Дзэн и японская культура", - эта книга позволяет совместить дзэн и модные восточные единоборства, дзэн и рисование, дзэн и чайную церемонию, в ней множество поводов для разговора с учениками....
И одну маленькую:"Учение дзэн Бездомного Кодо" Косё Утияма-роси, - самое краткое и современное изложение тех универсальных сторон дза-дзэн, которые важны для любой культуры.

Из направлений я думаю вам покажется наиболее близкой экзистенциальная психотерапия. Здесь могу рекомендовать три маленькие, но замечательные книжки Альфреда Лэнгле: "Что движет человеком", "Жизнь наполненная смыслом" (не помню название третьей). Это немецкий ученик Франкла, который замечательно совместил практический подход с глубиной мировоззренческих размышлений.
Обязательно нужно прочесть "Экзистенциальную психотерапию" Ирвина Ялома, - не другие его книги (я не считаю их удачными), а именно это руководство.

Педагогу стоит обратить внимание на французских авторов, которые назвали свой подход "Философское консультирование".
Кем работает психолог в педагогике, если не "философом - консультантом"?
Книжка Алена де Боттона "Утешение философией" блестяще подходит людям, которые хотят перестать бояться страшного слова "философия".

Собственно, именно философским консультированием занимался М.К. Мамардашвили, просто не было такого понятия. Можно начать его чтение, например, с "Вильнюсских лекций", недавно переизданных.

Кстати о лекциях. Прочтите лекции отца Александра Меня "Русская религиозная философия" Это замечательно простое, короткое и глубокое введение в область мысли, которая позволяет жителю России встретиться... с самим собой и со своим христианством.
По этой книге можно сориентироваться, что из русской философии вам захочется читать дальше (а захочется обязательно - обещаю!).

Конечно, я привожу только супер краткие рекомендации. Только помните: почти все перечисленные книги - это книги для медленного чтения! Не нужно пытаться "заглотить" их разом.

Что касается гештальт-терапии, то лично мне думается, что сегодня в моде методики, названия которых позволяют заниматься практически чем угодно, - достаточно выучить три-четыре слова. Фриц Перлз здесь решительно не при чем - просто в его модели многим мерещится возможность халявы. Примерно то же самое происходит с телесно-ориентированной терапией. Собственно классическая телесно-ориентированная терапия по Финделькранцу - сложнейшая методика осознания чувств и эмоций, связанных с мелкой моторикой. Сегодня у меня складывается впечатление, что в реальной телесно-ориентированной терапии сложился прямо противоположный принцип: "давайте подвигаемся, чтобы забыться и ничего не осознавать". Я утрирую, но, к сожалению, совсем немного.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1138 ]  Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 76  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.086s | 16 Queries | GZIP : On ]