Виталий Вячеславович писал(а):
Вы должно быть смотрели фильм Феллини "Дольче Вита". Там был один характер, которого называли "готическим шпилем". Нам его представляют как героя с разнообразными интересами, любящего свободную природную стихию и свою семью. В какой-то момент он кончает жизнь самоубийством, предварительно прикончив своих детей.
Его друг отзывается о нём как о человеке, "который боялся самого себя".
Очень хочется понять, что это может значить, когда человек испытывает страх самого себя.
Спасибо.
Сложно... Вы говорите об одном из лучших фильмов мирового кино. Феллини каждый должен понимать сам...
Героя зовут, профессор Штейнер, если я не ошибаюсь (Ален Кюни его играет).
Главный герой фильма Марчело Рубини (Мастрояни) журналист - пытается жить по образцам глянцевых журналов того времени: "искусство для искусства", идеал в браке, но много любовниц... и т.д. Штейнер - для него - единственный образец - надежда на "нормальную жизнь" - человек обладающий, с его точки зрения, хоть какими-то духовными ценностями.
Дальше происходит то, о чем вы пишите.
Боится ли Штейнер себя?
Нет,
для меня это не так - все сложнее.
Он разуверился в том, что его ценности могут хоть что-то изменить в этом мире. Все тонет в "сладкой патоке". Он боится, что сладкая пасть - "легкой жизни" поглотит и его детей. Его ценности здесь никому не нужны. Если говорить современным языком: "он безнадежно устарел".
НО...
Его ценности требуют подтверждения со стороны "общества" - он не хочет гордо жить в "башне из слоновой кости" - он хочет
влиять на общество.
Он повторяет поступок Геббельса - убивает детей (Феллини с ужасом вспоминал это в интервью).
Преступление подтверждает, что "духовные ценности" Штейнера были мнимыми: как и Геббельс он стремился к власти и хотел, что бы потомки ужаснулись... Его "образцовая духовность" - лишь маска, надетая в ожидании всеобщего восхищения.
Если он чего-то и боится в себе, то неуемной жажды власти: захватывающей душу пустоты, под маской "духовности"...
НО...
У таких людей это чаще не страх себя - это злоба... на общество или Бога, которые не дали им того, что они заслужили... "храня ценности".
Я думаю, что "штейнер" - некоторый аспект души любого интеллигента и самого Феллини. Феллини славили в прессе за эстетизм кадров, то есть за... гламур, а его предупреждений никто не хотел слышать... Феллини расстраивался и обнаруживал у себя в душе "штейнера". Автор боялся штейнера в себе, а не герой фильма ))
Так или иначе, но Марчелло ("Зелиг" от журналистики) лишается последнего образца для подражания.
Или он начнет думать и чувствовать сам... или сладкий апокалипсис неизбежен.
Нино Рота, там классно играет мелодией "Мекки Нож" из "Трехгрошовой оперы".
Примерно так эти события в фильме чувствую я, сегодняшний)) Если "я завтрашний" почувствую иначе - отпишу.
Может быть вы помните суфийскую притчу о "смене вод", которую я вспоминал в книжках?
Я думаю, что "страх себя" это о другом)). На мой взгляд это недоверие к собственным мыслям и чувствам: как будто во Фрейдовом "бессознательном" черти водятся - это страх заглянуть в себя - страх остаться наедине с собой.