Агни писал(а):
1. Ваше личное мнение об одержимости?
2. Имеет ли право на существование обряд экзоцизма, проводимый разными священниками (например, как психологический прием, позволяющий сознанию адаптировать собственное негативное поведение в прошлом, сделав винавтым некоего внешнего одержителя, чтобы человек мог спокойно вернуться в общество)?
3. Были ли в вашей практике интересные случаи, когда пациент жаловался на одержание будучи больным психически, или какие-то необъяснимые случаи (по крайней мере, необъяснимые с точки зрения классической медицины)?
4. Оценка материалов сайта (взгляд на проблему одержимости, описание сознания в системе антахкарана-панчака, описание тонкоматериально структуры человекка в трудах Рерихов и Блаватской и др.) - общее мнение и критика очень приветствуется.
Я придерживаюсь точки зрения психоанализа и аналитической психологии, которые рассматривают "одержимость" через понятия
расщепления и
проективной идентификации. Именно об этих процессах вы пытаетесь спрашивать в пункте 2. Популярно я пытался рассказать об этом вот в этом видео, ссылку на которое привела Селена. В июне я попытаюсь поговорить о расщеплении в прямом эфире.
"Объяснимость" или "необъяснимость" случая, - это субъективная оценка. Она зависит от мировоззрения "объяснителя". Могут ли быть в практике мусульманского (джинны) или еврейского (диббук) шамана, в системе антахкарана-панчака...
необъяснимые случаи?
Врач или психоаналитик не могут работать "с необъяснимыми случаями". Поэтому в моей практике было много случаев, когда мои объяснения человеку не подошли, было много случаев, когда я вместо неподходящего объяснения искал подходящее (это и есть профессиональный рост),... поэтому наверное, у меня "необъяснимых" случаев не было.
Кстати, о антахкарана-панчаке
Давайте проследим представления об одержимости у сиддхов.
Итак: если человек использует только манас ("операционную систему" мышления), то случайно попадая в джадатту ("оцепенение") мы соприкасаемся с буддхи (интуитивным сознанием, "божественной искрой", "процессором").
Однако, у манаса нет языка, способного описать возникшие переживания. Ведь проницательность (мати) и, главное
психическая стабильность (дхрити) - это функция читты или
осознанности - следующего уровня сознания. Достижение этого уровня требует работы по очищению
внутреннего инструмента (собственно антахкараны) от вечных метаний и иллюзий манаса. Эта работа ведется с помощью концентрации, самоисследования и медитации.
Если человек не ведет подобной работы, то ощущения полученные во время джадатты связываются с неосознанными "отпечатками" или "печатями" (самскарами), которые у нас часто ошибочно именуют "кармическими следами". Если человек начинает пестовать эту связь, (если манас продолжает считать ее единственной реальностью), то его память (смрити) незаметно превращается в память асура или прета. Человек оказывается "в мире асуров" или "мире прета". Отрицательные качества человека, которые он не в состоянии признать (осознать) приобретают в его "внутреннем инструменте" черты независимой личности: асура или преты.
Асуры (демоны), завидуя богам, проявляют гнев, гордость, хвастовство и воинственность их интересует только власть и известность. Прета (души умерших, в течение некоторого времени после смерти остающиеся жить среди людей), завидуя людям, видят их (свою) жизнь, как вечную несправедливость, эксплуатацию и грязь; они вечно жалуются, скулят и плачут о своей несчастной судьбе.
Впрочем, вторые вполне могут превращаться в первых. Если прета не будет работать над собой, то она легко может превратиться в бхути - демона из свиты Шивы... Что то похожее происходит с трансформациями "борова" в "Мастере и Маргарите".
Для примера: боги, глядя на реку видят ее как поток нектара; асуры, глядя на реку, видят как с ее помощью можно поразить противника на другом берегу; преты, глядя на реку, видят ее как поток грязи и гноя - источник всяческих опасностей.
Человеку нужно научиться видеть... как боги.
Конечно, антахкарана-панчака окажется близкой моему способу думать. Выше я пытался говорить на древнем языке, но изложенные мысли, лишь формой отличаются от мыслей Юнга, Ухтомского, Винникота, Минделла и многих других.
На современном языке джадатты, например, окажутся измененными состояниями сознания.
Самскары - комплексами (в смысле Юнга) или доминантами (по Ухтомскому).
Кармические следы - архетипами.
Буддхи - до боли напоминает коллективное бессознательное Юнга.
Смрити - более или менее соответствует индивидуальному бессознательному Фрейда, манас - его же "эго" .
"Одержимость" в антахкарана-панчаке окажется удивительно поэтичным описанием того самого процесса, который в психоанализе именуется "проективной идентификацией" (человек идентифицирует себя с бессознательными структурами собственного воображения - "демонами").
А весь описанный процесс окажется объяснением (путем к пониманию) таких современных понятий, как "множественная личность" или "шизофрения".
Вы заметили, наверно, что в антахкарана-панчаке, "одержимость" имеет отношение и к "типологии личности". Только здесь "типология" (как и "одержимость" имеет отношение только к уровню "манас". В антахкарана-панчаке, как и в психоанализе человек, с помощью осознания, может изменяться не зависимо от прегрешений и ошибок своего прошлого (не зависимо от накопленной кармы).
А вот советская психиатрия и психология, до сих пор пытаются лишить его этого права. Кстати говоря, и экзорцизм - это область "религии рабов", поскольку исходно считается, что человек сам не в состоянии совладать со своими "демонами".
Дискутировать с вашим сайтом бессмысленно, поскольку вы используете только религиозные и оккультные мнения. Они требуют веры. Для психологии вера - это то, что принимается человеком без критики - независимо от аргументов. Вы, незаметно для себя, приводите на сайте лишь принципиально "необъяснимую" информацию... и что тогда обсуждать?
Кто решится спорить с антахкарана-панчакой?
Включите психологические материалы (лучше серьезные) на свой сайт, тогда появится множество тем для обсуждения.