Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 04 дек 2016, 00:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


В этом разделе можно задавать вопросы. Мы имеем в виду любые вопросы, касающиеся проблем личности, неврозов,
внутренних страхов.
О том, как задать вопрос, посмотрите, пожалуйста, тему "Прочитайте перед тем, как задать вопрос".



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1138 ]  Пред.  1 ... 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 ... 76  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2015, 12:43 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Maria писал(а):
Александр Геннадьевич, после непродолжительного опыта общения с психологами у меня возникло такое вот наблюдение, возможно, очень упрощенное, но которое заронило во мне какое-то общее недоверие к психологии:
- когда я рассказывала психологам о том, что считаю себя виноватой в определенных проблемах своего сына, они мне говорили: "Не вините себя!". А вот верующие говорят о раскаянии...
- когда я говорила психологам о различных стесняющих меня обстоятельствах, "мучающих" меня людях (в том числе, близких), они советовали мне дистанцироваться, отвлечься, каким-либо другим образом освободить себя от этих проблем. А в религии один из главных принципов говорит "неси свой крест!"...
Есть ли в них на самом деле противоречие? противоречит ли вообще христианское учение тем советам, которые мы можем прочесть в 90% психологических книжек или услышать на приеме у среднестатистического психолога?

И да, и нет...
Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку сам отвечающий неминуемо занимает одну из мировоззренческих позиций: или психолога (ученого) или христианина (верующего).
Противоречия существуют, потому что предпосылки мышления о человеке разные. Верующий мыслит (по крайней мере, должен пытаться) от общего к частному: от Бога и его заповедей - к судьбе конкретного человека и окружающим его вещам. Ученый мыслит от частного к общему: от эмпирических фактов - к наиболее общим закономерностям вселенной (или души человеческой).

Однако оба варианта логики пересекаются.
Точка их пересечения лежит где-то в глубине человеческой души... Не забывайте, для христианина где-то там лежит и Царствие небесное...
"Зону пересечения" двух направлений мышления можно ощутить с помощью символов. Ожившие символы - эмпирически знакомые нам "доказательства" существования этой зоны - мы называем "искусством".
Именно поэтому я все время пытаюсь повторять, что психотерапия (или практическая психология) это область искусства, - не религии и не науки...
Поэтому и принимаю с удовольствием предложения выступить то с театром фламенко, то с балетом. Искусство и есть лучшая форма психотерапии... только мы разучились понимать его язык.

Не одна лишь психотерапия, конечно, является искусством взаимодействия с душой человека. Принятие исповеди - величайшее и сложнейшее искусство священника. Ему можно учиться всю жизнь. Искусство проповеди в России XIX века было, несомненно,... самым популярным литературным жанром. Сборники проповедей Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Родиона Путятина,... и многих других продавались тиражами в десятки раз большими чем любая художественная литература. Проповеди эти соответствовали современной авторам психологии народа и отвечали на главные вопросы, стоявшие перед душой человека... Только вот в школе и даже в ВУЗе мы давно не изучаем этот великий и выстраданный жанр русской литературы.
Книги великих психологов XX века - Фрейда, Юнга, Кэмпбелла, Морено, Мэя и многих других - тоже являются, на мой взгляд, особым жанром искусства, поскольку их авторы хотят почувствовать то, что находится в глубине человеческой души, двигаться от общего к частному, а мы... все никак не хотим этого признавать и пытаемся считать такую литературу наукой.

Часто спрашивают: как отличить хорошего врача (любой специальности) от плохого?
- Научные критерии отличия сформулировать невозможно. Но можно понять: врач, которого пациент субъективно воспринимает как "плохого", действует "по науке" (по "стандартам"). "Хороший" врач использует свою науку, как художник кисть: он каждый раз старается создать здоровье конкретного человека, как художник создает картину. Художественное полотно неповторимо... как человек.

Искусство исповеди, искусство проповеди, как и искусство врачевания сегодня, как мне думается, утеряны...
Сегодня мы можем "услышать на приеме у среднестатистического"... священника примерно тоже самое, что у "среднестатистического психолога": "молиться надо больше"...

Почему?
- Потому что по промыслу Бога или в связи с генетическим полиморфизмом (здесь исходная точка зрения неважна) свобода - одно из неотъемлемых свойств человеческой души.
У каждого человека своя душа и свой Крест.
Крест ведь нужно еще заслужить... Крест - это ответ косного мира на проповедь искусства Любви.

Не может быть ни общего учения о чувстве вины, ни общих "техник преодоления" этого чувства, поскольку человек без чувства вины лишается способности менять свою жизнь и поведение.
Точно так же не может быть общего для всех учения о грехе... Христос же простил блудницу...

Каждая мать несомненно "виновата" в жизни своего сына, но так как у него есть свобода, она никак не может быть "программистом", определяющим каждый шаг (и "запас жизней") своего ребенка. Мы довольно много можем сделать в судьбе своих детей, но... они вырастают нормальными людьми только в том случае, когда мы вовремя предоставляем им свободу.

Порой чувство вины оказывается не мотивом к действию, но оправданием бездействия.
"...Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи..."
Можно по разному относиться к подобной позиции личности, но то, что она не способствует помощи собственным детям, по-моему, несомненно.

"Мучения", которые вы принимаете от близких, могут быть вызваны вашими проекциями - возможно, ваши близкие не хотят жить так, как вы считаете "правильным". И психолог и духовник постараются освободить вас от подобных страданий. Для психолога их вызывает "нарциссизм", для священника - "гордыня".
Но бывает это и так, что мучения вызваны болезнью родных и тогда Крест любви обязывает нас продолжать мучиться.

Часто отличить первое от второго не так просто.
И тогда логика: "терапевтические схемы" или догматы помогают плохо. Помогает только искусство со-чувствия или эмпатии. Из способности поставить себя на место другого человека и простить его за то, что он не такой как ты, рождается ткань психологических слов или упражнений, узор молитв или слов духовника.

В основе этого искусства, как и любого другого, лежит способность удивляться той непостижимой бесконечности, которая открывается в глубине каждого отдельного феномена нашей жизни. Наверное, Бог - самое общее имя этой бесконечности. Мне думается, что именно это чувство присутствия бесконечности в разговоре двоих очень медленно, но неуклонно делает психологов и священников все ближе друг другу.

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 фев 2015, 05:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 дек 2013, 07:57
Сообщения: 33
Откуда: Томск
Добрый день, Александр Геннадьевич.

Не давно в ветке "Сновидения" вы писали, что фата это маска за которой невеста прячет свое истинное лицо и мысли. Нам когда-то на уроках МХК в школе рассказывали, что у древних людей белое платье невесты - это погребальная одежда, а девичник - отпевание невесты. А фата которая как правило отделяет лицо, это граница между живыми и мертвыми.
И вот я мучаюсь вопросом, что невеста прячет за фатой? Какие мысли? Что она мертва? Какие книги можно почитать по этому вопросу?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 фев 2015, 13:16 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Set писал(а):
Set писал(а):
Не давно в ветке "Сновидения" вы писали, что фата это маска за которой невеста прячет свое истинное лицо и мысли. Нам когда-то на уроках МХК в школе рассказывали, что у древних людей белое платье невесты - это погребальная одежда, а девичник - отпевание невесты. А фата которая как правило отделяет лицо, это граница между живыми и мертвыми.
И вот я мучаюсь вопросом, что невеста прячет за фатой? Какие мысли? Что она мертва? Какие книги можно почитать по этому вопросу?


Видимо, вам что-то не полностью объяснили на уроках МХК :cry_ing:

Свадебную одежду можно считать и "погребальной", но на самом деле это не так, конечно. Все зависит от того, какого цвета фата. Белая фата, практически во всем мире, несомненно, цвет жизни, целостности, чистоты.
Во многих русских губерниях до дня свадьбы невеста носила черную фату. Вот она и была символом смерти.

Свадьба - это обряд перехода, - обряд смерти - возрождения.
Превращаясь из девицы в жену девушка "умирала" для своего дома, своей семьи (для своего рода) и переходила... в другой мир - в дом и род мужа. Если вдуматься, то и сейчас переход новобрачного из родительской семьи в другую семью ощущается, как смена "вселенных". В древности, каждый род оберегали собственные духи предков, а вместе с ними и собственные родовые традиции, талисманы и обереги - это была куда более целостная и замкнутая вселенная, чем современная семья. Девушка должна была умереть в своей детской вселенной (для этого на нее одевали черное платье и фату) и родиться во вселенной мужа (для этого она надевала белую фату и платье в день свадьбы).

Особенно интересно почувствовать пространство, лежавшее между домами (родами, деревнями, тейпами и т.д.). Между двумя организованными мирами (помните, на Руси "миром" называли крестьянскую общину), как между двумя галактиками лежало "ничейное" пространство хаоса.
Хаосом, понятное дело, владели злые духи, которых можно умаслить и задобрить исключительно с помощью подарков и жертв. Последний представитель злых духов, пытающихся умыкнуть невесту, тот самый дружка жениха, который пытается не пускать молодых в подъезд, требуя выкуп... в виде бутылки водки...
Жаль! - Когда наши злые духи становятся сильно пьющими мы, почему-то, деградируем следом за ними.

Извините, отвлекся.
Итак, что может преодолеть пространство между двумя галактиками?
- Ракета!
Процесс наряживания ("ряжения") невесты и есть процесс превращения ее в "ракету", способную преодолеть мир хаоса.
Во всяком случае ее, несомненно, нужно укутать ("укупорить") до такой степени, чтобы злые духи не смогли просочиться сквозь щели и увидеть ее человеческую природу.
Кроме того, она конечно должна "умереть" (сама стать духом).... или притвориться, что она дух.
Ракеты, как и духи не имеют лиц, поэтому лицо (личность, личина) обязательно закрывается фатой.
Если хотите черная фата это не смерть - это маска смерти. Скрывая лицо человек выглядит, как "дух". Духи предков часто скрывают лица под масками.
Вот и судите сами, что "что невеста прячет под фатой?".
- Она должна прятать, что она жива!
... А заодно, - все что она захочет - все свои чувства (от страха до восторга, от неуверенности до глупого хихиканья).
Обряд - это ритуал, - оживший символ. У него всегда две стороны: мирская и божественная. - иррациональная. С одной стороны девушка притворялась мертвой и могла побыть наедине с собой. С другой стороны она была мертвой (родители и родственники старались не замечать девушку в черном платье,- вели себя так как будто ее нет) и чувствовала всю серьезность происходящих с ней изменений, - свою трансформацию.

Рыдая на девичнике, девушки не хоронят подружку. Они пытаются обмануть злых духов, караулящих вокруг избы, - убедить их что невеста умерла и ее душу можно пропустить через хаос. Поэтому громкие и неестественно визгливые рыдания поощряются.
Понятно, что превратиться в злобного духа невеста... успеет немного позже (о чем, кстати свадебный обряд тоже предупреждает).
А сейчас, для преодоления "зоны хаоса" ей нужно стать духом настолько чистым и сильным, чтобы злые силы отскакивали от нее... как метеориты от ракеты.

Для этого, во многих традиционных обществах служит еще одна - "красная" - стадия свадебного обряда.
Учтите, - это мое собственное условное определение "стадий": "черная фата" - символическая "смерть".
"Белая фата" - переодевание в белое свидетельствует о чистоте, цельности и непорочности души: злые силы к такой душе ней приставать не смеют.
"Красная стадия" - придания "ускорения" (сил, энергии) необходимого для быстрого "пролета через хаос" (чтобы злые духи не успели опомнится и все понять). "Красная стадия" - это последние минуты перед выходом невесты из отчего дома...
Перечислить все элементы этой стадии затруднительно: где-то над головой девушки крутят красные ленты, где-то те же ленты вплетают в элементы фаты, где-то на фату надевают красный венок, а девушку в венке водят определенное количество раз вокруг огня, где-то красные ленты - это оперение стрел которые выпускают над головой девушки. Где-то (в Нагорном Карабахе, по моему) на черную фату ("маску") надевают оранжевую....

Конечно, в путешествии между вселенными невесту провожает эскорт охраны в виде друзей жениха. Путешествие через мир хаоса может и должно быть наполнено неожиданностями и опасностями: где-то невесту похищают и жених должен ее найти и отбить у "похитителей". Где-то ей завязывают глаза, сажают в телегу и долго возят кругами, пока она не начнет волноваться, где-то ее неожиданно окунают в вводу...

Видимо, современные катания молодых на лимузинах со всевозможными сюрпризами и есть жалкий остаток тех "древних красивых обычаев". - ... ну не могу не вспомнить "Кавказскую пленницу", - там Трус, Балбес и Бывалый, как раз организуют "невесте" те самые "неожиданности", - они натуральные злые духи хаоса, только по-советски.

У этих приключений есть и психологический смысл. В ходе "путешествия через хаос", даже если невесте замуж хочется как-то не очень, она с нетерпением ждет, когда же, наконец, ее мучения закончатся и она окажется на твердой почве - в доме жениха. Переступая через порог своего нового дома, девушка "рождается вновь", - открывает лицо, демонстрируя тем самым рождение новой личности - личности жены.

Вот теперь и спросите у меня: где я все это взял... :ar_ti_st:
Пишу по памяти. Свадебный отряд - один из главных обрядов человеческой жизни и он описан в любой серьезной этнографической литературе, начиная, не только с Владимира Даля ("Поэтические воззрения славян на природу"), но и раньше. Библиографию свадебного обряда, извините, даже пытаться составлять не буду.
Во множестве источников вы найдете те или иные элементы из краткого описания. приведенного выше.
Главное читать этнографическую литературу, а не рекламные буклетики "свадебных услуг", а то услуги эти, как-то и правда становятся похожи на похоронные.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 фев 2015, 13:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 25 дек 2013, 07:57
Сообщения: 33
Откуда: Томск
Спасибо Александр Геннадьевич за ответ!
Очень интересное сравнение, что невеста делает вид, что она ракета. Вспомнился Винни-Пух на воздушном шарике:
"Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь!". Видимо пчелы были злыми духами.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 фев 2015, 13:49 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Set писал(а):
Очень интересное сравнение, что невеста делает вид, что она ракета. Вспомнился Винни-Пух на воздушном шарике:
"Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь!". Видимо пчелы были злыми духами.

Невеста вовсе не "делает вид, что она ракета", - это моя не очень удачная метафора. Хотя... современная невеста вполне может делать вид, что она... штурмовой бомбардировщик. К обряду это отношения не имеет.

Мальчики (Винни-Пух в мечтах Кристофера Робина) проходили через другой обряд трансформации - обряд посвящения во взрослые...
Но я не думаю, что Винни стоит ассоциировать со свадебными обрядами. Пух в роли невесты... это, право же, слишком современно! :ps_ih:

Я думаю урок этого эпизода проще и универсальнее: любая попытка найти новое, оригинальное, самостоятельное решение (в данном случае - оригинальный способ добыть себе покушать, что характерно ;;-))) ) приводит к немедленному столкновению со "злыми духами" или противодействующими пчелами...
Ты хотел быть не таким как все?
Это столько стоит....


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 фев 2015, 14:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 фев 2015, 11:41
Сообщения: 8
Откуда: Москва
Александр Геннадьевич, спасибо Вам за ответ про психологию и веру. Глубокий и интересный. Из-за некоторых технических накладок не получилось сказать Вам это раньше

Хотела бы также задать Вам еще один вопрос: имеет ли (какое?) значение личность психолога? ее соотношение с личностью "пациента"? (для достижения положительных результатов, разумеется:))

Поясню в двух словах. Я не психолог, и не так много успела прочитать соответствующих книжек... Имею небольшой опыт общения с несколькими психологами по различным вопросам, в данный момент - из-за моего сына. И пока - скорее, отрицательный. Во-первых, почти все психологи, с которыми мы встречались, удивительно похожи друг на друга какой-то запредельной степенью спокойствия! т.е. отсутствие эмоций полное! Было впечатление, что они вообще не способны ни удивляться, не восхищаться, не интересоваться... просто рыбы какие-то! ... как говорят, "рыбья кровь" (шучу)
Во-вторых, несмотря на то, что все они были людьми неглупыми и говорили мне вполне рациональные вещи, у меня почему-то было внутреннее ощущение, что как люди... ну т.е. "по жизни".. они знают, мягко говоря, не намного больше меня... Ну да, они профессионалы! и я не берусь судить.... Но... просто с точки зрения жизненного опыта они не выглядели людьми мудрыми... (иногда просто старый и мудрый человек может посоветовать гораздо больше дипломированного психолога, имхо, что называется). Например, в последний раз я увидела перед собой плохо ухоженную девушку лет 27, явно отличницу по жизни, лепетавшую тоненьким голоском... Наверное, все у нее в жизни хорошо... пока... (хотя лично мне такие люди кажутся благополучными ВСЕГДА... такие они бесстрастные.....) Первой мыслью у меня было: чему же Вы можете меня научить? (К слову: из ее "диагноза" меня больше всего "убило", что мой сын - УЖЕ "компьютерный наркоман", и что это "не лечится как и любая наркомания".... Ох, хотелось бы верить в другое... )
Ну и в-третьих... и это отчасти касается моего сына... у них не было.... харизмы что ли? Т.е. они что-то лепетали своими безэмоциональными голосами себе под нос, и желания следовать их советам (как желания идти за кем-то, кто тебя вдохновляет) - не было никакого. :(( Мне кажется, что сын это чувствовал... поэтому и результат был нулевой...

Что это? Моя заносчивость? Их непрофессионализм?

PS Когда была у Вас на консультации, почувствовала "разницу":)) Надеюсь, Вы не откажетесь побеседовать со мной еще раз...:) Заранее Вам спасибо!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2015, 21:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4292
Здравствуйте, Александр Геннадьевич.
сегодня между разговороми на форуме, вспомнила, что была на СН тема, посвящённая творчеству Омара Хайяма.
в программе, Вы высказали предположение, что так часто упоминаемое "вино", не вино, в буквальном смысле. (ибо культура не имела отношения к виноделию)

а я сегодня снова задумалась над словами мудреца, и всё же упорно вижу в словах "вино"-привычное нашему пониманию- вино.
как всё-таки понимать Вашу трактовку "вина", Хайяма?

"Вино запрещено, но есть четыре "но":
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьёт вино.
При соблюдении сих четырёх условий
Всем здравомыслящим вино разрешено."


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2015, 22:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 06 ноя 2014, 18:10
Сообщения: 2728
Откуда: Новосибирск
Добрый вечер,это снова я.Вы упоминали Мопассана в крайней передаче тренинга,25.02.Забавно-но дня за 2 до этого я сама о нём подумала и полезла перечитывать сборник его новелл (предпочитаю классику любым оттенкам серого,да хоть фиолетового). Мопассан-вне времени и пространства.Он умер,"сражённый психическим заболеванием"...я поняла,что он предчувствовал нечто подобное,потому так много выпустил за 11 лет-хотел успеть...Что с ним случилось,эфенди? Сам себя в припадке...? глубокая "несознанка"? кровоизлияние в мозг? это меня очень волнует;жалко его-такие хорошие книги написал.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 фев 2015, 11:55 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Maria писал(а):
Хотела бы также задать Вам еще один вопрос: имеет ли (какое?) значение личность психолога? ее соотношение с личностью "пациента"? (для достижения положительных результатов, разумеется:))
Во-первых, почти все психологи, с которыми мы встречались, удивительно похожи друг на друга какой-то запредельной степенью спокойствия! т.е. отсутствие эмоций полное! Было впечатление, что они вообще не способны ни удивляться, не восхищаться, не интересоваться... просто рыбы какие-то! ... как говорят, "рыбья кровь" (шучу)
Во-вторых, несмотря на то, что все они были людьми неглупыми и говорили мне вполне рациональные вещи, у меня почему-то было внутреннее ощущение, что как люди... ну т.е. "по жизни".. они знают, мягко говоря, не намного больше меня... Ну да, они профессионалы! и я не берусь судить.... Но... просто с точки зрения жизненного опыта они не выглядели людьми мудрыми... (иногда просто старый и мудрый человек может посоветовать гораздо больше дипломированного психолога, имхо, что называется). Например, в последний раз я увидела перед собой плохо ухоженную девушку лет 27, явно отличницу по жизни, лепетавшую тоненьким голоском... Наверное, все у нее в жизни хорошо... пока... К слову: из ее "диагноза" меня больше всего "убило", что мой сын - УЖЕ "компьютерный наркоман", и что это "не лечится как и любая наркомания".... Ох, хотелось бы верить в другое...
Что это? Моя заносчивость? Их непрофессионализм?

Я по-разному уже отвечал на этот вопрос. С похожего вопроса, например, начинается этот раздел форума: viewtopic.php?f=43&t=1106#p52847

Собственно говоря, только личность и "имеет значение".
Однако то, что вы рассказываете о психологах, на мой взгляд, к их личности не имеет никакого отношения (по крайней мере, в рамках моего понимания слова "личность").
Личность - это нечто гораздо большее, чем человек в своей повседневной жизни и самоощущении.
Личность - это гармонический синтез изначальной двойственности человека: инстинктивных влечений и духовности, сознания и "тени", веры и разума. Для Юнга это синтез эго и самости.
Он же утверждал, что крест - пересечение вертикали духа с горизонталью бытия - идеальный символ личности, а Христос - воплощение личности в истории.
Личность человек может осознавать (или создавать в себе) всю жизнь. Нет более сложного вопроса, чем отношения двух личностей...
Точнее говоря, это и есть вопрос искусства, но, по меркам сегодняшнего дня, отнюдь не "профессионализма". Нет ни одного ВУЗа, в котором студента учили бы быть личностью.

Сегодня "профессионализмом" считается ограничение личности конкретным набором профессиональных клише. И обусловлено это скорее технической революцией, чем личностью конкретного психолога. Клиенты сами приходят к психологу в поисках "диагнозов" и "технологий", то есть в поисках все новых способов самоограничения, но отнюдь не развития (расширения) личности. Об этом, собственно, идет речь в последнем видео на сайте http://serebniti.ru/2015/02/trevoga-lyu ... ost-itogi/

Так все-таки, почему?
- Потому, что так проще.
Что значит быть личностью?

... Копаясь в собственной библиотеке обнаружил книжку Афанасия Васильевича Васильева (1851— 1929) "Русское миросозерцание" с автографом автора... и заинтересовался его жизнью. Юрист по образованию, он служил в Государственном контроле - генерал-контролер Департамента железнодорожной отчетности (!). Представляете себе всю выгоду положения контролера железнодорожной отчетности сегодня?..
Нажив себе влиятельного врага в лице министра финансов С.Ю. Витте (не все и тогда было гладко на железных дорогах), в 1896 был перемещен на должность генерал-контролера Департамента военно-морской отчетности. В 1904—1917 член Совета Государственного контроля... С 1910 — гласный С.-Петербургской городской думы.
Один из самых честных чиновников Российской Империи. Две трети зарплаты всегда отдавал на благотворительность, был председателем Общества для вспомоществования нуждающимся переселенцам и председателем 19-го городского попечительства о бедных г. С.-Петербурга.
Много писал, создавая собственную версию славянофильства. Призывал к созданию «соборного строя Земли Русской и свободного в ней труда», «соборной самоуправляющейся, свободной в своих решениях и действиях Церкви». Был одним из учредителей и членом Совета "Русского Собрания" (PC). Однако, когда РС начало превращаться в политическую партию и в воздухе запахло погромами, Васильев со скандалом вышел из организации, объясняя свой поступок тем, что РС отошло от "соборных, общечеловеческих идеалов славянофильства". В 1905 основал собственную организацию (не популярную) «Соборная Россия», пытавшуюся сформулировать "гуманистическую альтернативу" русской революции. В 1908 г. издал за свой счет удивительно честную книгу «Миру-Народу. Мой отчет за прожитое время», в которую вошли опубликованные и неопубликованные статьи, стихи и заметки о христианской нравственности в области права и... государственного контроля за хозяйством страны... После 1917 в эмиграции. Скончался в Белграде... Прочно забыт.

"Оставаться русским в тяжелые времена... значит проявлять мужество любви к близкому и далекому", - писал Васильев в обнаруженной мной книжке.
Замените "оставаться русским" на "оставаться личностью" и вы получите ответ на свой вопрос: это требует мужества.

Личность никак не может следовать мейнстриму и не помещается в "дружных рядах единомышленников". Следование "общему мнению" - это отсутствие личности.
Однако если ты не подстраиваешься к общему мнению, то... никак не можешь достичь популярности (поскольку "популярность" и "общее мнение" - одно и то же), к твоим словам будут прислушиваться единицы...
При жизни Христа было именно так.
Это и есть крест любви.

Психолог не может ставить "диагноз". Поэтому то, что вас "больше всего "убило" - слова, что ваш "сын - УЖЕ "компьютерный наркоман" и что это "не лечится как и любая наркомания", - профессиональный нонсенс...
Точнее, это нонсенс "мейнстрима". Взрослым дяденькам-наркологам выгодно плодить "неизлечимые зависимости", поскольку, если они все равно неизлечимы, то их можно, пугая родителей, за деньги лечить всю жизнь... как в голову взбредет.
А психологи что... "рыжие", что ли?

В 1905 году мейнстримом уже стал социализм и материализм. Об А.В. Васильеве пресса писала: "... а генерал-контролер отрастил бороду и совсем сошел с ума от своей соборности...", - не удивительно, правда?

Главная проблема сегодняшних взглядов на "болезненную зависимость" как раз в том и заключается, что "специалист по зависимостям" не должен понимать различия между зависимостью и любовью.
Он же специалист по болезням, а это значит, что здоровые чувства его ничуть не занимают.
Здорового человека нужно любить (понимать), а больного можно просто лечить.
Достаточно объявить любовь... болезненной зависимостью, чтобы лечить можно было всех.
Психически "здоровыми" окажутся только наркологи, поскольку их собственностью являются критерии "диагноза".
Это не шутка. Это реальность сегодняшнего дня.

Всю проблему можно сформулировать и так: зависит человек от виртуального пространства или... любит его?
Но для этого "специалисту" нужны ясные взгляды на любовь, а их нет... и не предвидится, поскольку любовь невозможно запихнуть в стандарты и технологии. Любви нужна личность, а это... требует мужества.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 фев 2015, 13:37 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Molli писал(а):
а я сегодня снова задумалась над словами мудреца, и всё же упорно вижу в словах "вино"-привычное нашему пониманию- вино.
как всё-таки понимать Вашу трактовку "вина", Хайяма?

"Вино запрещено, но есть четыре "но":
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьёт вино.
При соблюдении сих четырёх условий
Всем здравомыслящим вино разрешено."


"Я... упорно вижу в словах" - это фраза, отметающая всякий диалог. Вы имеете право "упорно видеть" все что угодно, как в словах Хайяма, так и в любых других словах.

А я, в свою очередь, упорно... напоминаю: Омар Хайям был великим шиитским философом, учителем суфизма, астрономом, математиком и поэтом XI века. Он получил религиозное образование: в 12 лет поступив в Нишапурское медресе и блестяще закончив курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима - врача. Хайям никогда не отказывался от заветов Корана и, следовательно, употреблять вино никак не мог.
Принятое им во взрослом возрасте первое имя Гиясадди́н означает "Столп веры"... Трудно ожидать принятия такого имени от атеиста, бабника и тайного пьяницы.

На русском языке суфийская "расшифровка" Рубайята впервые опубликована в книге популярного в России йога Рамачараки "Религии и тайные учения Востока" в издательстве "Новый Человек", в 1914 году. Однако, Рамачарака читал в России лекции и Бальмонт, публикуя в 1910 году первый перевод Рубайята, уже ссылался на Рамачараку и мистический смысл посланий Хайяма. Сегодня мистическое прочтение четверостиший скорее стало общим местом для востоковедения. Иначе и не может быть. Как иначе могут понимать поэта в мусульманских странах?
Там, как вы знаете, никаких "диссидентов" от классической литературы быть не может, а Хайям почитаем и любим.

Я бы не стал повторяться, если бы приведенное вами четверостишие не содержало в себе очень важную информацию для современных доморощенных искателей просветления (в том числе с помощью всевозможных химических веществ).

"Вино" и опьянение у Хаяйма - символ особого экстатического состояния. Целью экстаза является озарение, в котором человек способен встретиться с Божественным знанием, ощутить себя в центре вселенной, ощутить всеединство, свою связь со всем на свете...
Мне думается, что точно такое же значение понятие "вино" имеет и в Библии: это метафора экстаза, возникающего при снисхождении Божественной Благодати.

Проблема в том, что это состояние... куда опаснее алкогольного опьянения. Подобное переживание способно развалить душу неподготовленного человека на куски или вызвать бред собственного величия.
Поэтому "вино запрещено".

В четверостишии Хаям называет условия при которых "вино разрешено".

Кто может "пить вино"?
- только ученик, прошедший длительный путь послушания и смирения (ничего необычного).
"С кем"?
- только с учителем (с муршидом). Без помощи учителя вводить себя в экстаз ученику категорически запрещено.
"Когда"?
- Для каждого ученика существуют конкретные и очень короткие периоды времени, во время которых он может пережить озарение. Эти периоды определяет муршид. Насколько мне известно, они связаны с определенным положением в "нафс" (тонком теле) "латаифов" (каналов связи). Впрочем это из современной этнографии суфийских общин. Возможно во времена Хайяма подобных терминов и не было и учителя изъяснялись с помощью метафор и фрагментов сур Корана. Во всяком случае, главная часть обучения суфия - это постижение притч и поэзии.

Итоговым выводом является "здравомыслие". Что это такое?
- Мне думается, что это как раз следование нормам смысла, которые в мусульманской культуре определяет Коран. Если ты твердо следуешь священному писанию, то сможешь назвать (разместить в сознании, объяснить самому себе) свои экстатические переживания... и безумие тебе не грозит.

Сказала роза: «Я свободы заждалась,
Чуть не сошла с ума, и вот мечта сбылась.
Не удивительно, что в кровь ободралась:
Был тесен мой бутон, наружу я рвалась».


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 фев 2015, 14:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4292
Спасибо, за Ваше мнение, искренне не понимаю, почему все (во всяком случае большинство) видят одно, а Вы видите другое..

@->--

бунтарство или раскаяние..

"Несовместимых мы всегда полны желаний:
В одной руке бокал, другая - на коране.
И так вот мы живем под сводом голубым,
Полубезбожники и полумусульмане."


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 фев 2015, 14:47 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
мирра писал(а):
Предпочитаю классику любым оттенкам серого, да хоть фиолетового.

Трудно не согласиться... Только иногда проблема души человеческой как раз и сводится к страсти к этим самым "оттенкам серого".
мирра писал(а):
Мопассан-вне времени и пространства.Он умер,"сражённый психическим заболеванием"...я поняла,что он предчувствовал нечто подобное,потому так много выпустил за 11 лет-хотел успеть...Что с ним случилось,эфенди? Сам себя в припадке...? глубокая "несознанка"? кровоизлияние в мозг? это меня очень волнует;жалко его-такие хорошие книги написал.

"Эффенди" не знает, к сожалению. Точнее говоря, знает не больше чем все: "сифилис, прогрессивный паралич"...
Вопрос тот же, что и в случае Ницше: гистологию тогда никто не проводил, а о личной жизни Мопассана практически ничего не известно. Он с невероятным педантизмом следил, чтобы подробности его интимной жизни оставались в тайне, уничтожал личную переписку. Подробности истории болезни из клиники доктора Бланши в Пасси, где писатель находился до самой смерти, насколько мне известно, никогда не были опубликованы.
Судя по сохранившимся сведениям, Мопассан вполне мог страдать прогрессивным параличом...

Правда, смерть Мопассана не только в этом схожа со смертью Ницше.
viewtopic.php?f=43&t=1106&p=91084&hilit=%D0%9D%D0%B8%D1%86%D1%88%D0%B5#p91040
Конечно, Мопассан не пытался убить в себе Бога.
Однако, работая в невероятном напряжении те самые 11 лет, он ставил перед собой задачу не просто реализма, но "реализма чувств". Он пытался описать чувства полностью - с их малейшими оттенками и колебаниями. Спустя одиннадцать лет перед ним, со всей неизбежностью, встал вопрос: "Что скрывается за чувствами"?
Что скрывается в их глубине и является их причиной?
Это почти как вопрос передачи о происхождении мысли...
Он не хотел ограничиться мифом, как это сделал ведущий передачи. Он был реалистом и пытался реально нащупать в себе настоящую причину - источник чувств.
Перечитайте «Орля» (Horla) - там это чувствуется особенно остро.

Может ли парадоксальная задача "нащупать источник чувств" привести к разрушению мозга?
Не знаю.
Но не могу этого исключить.
Мать Мопассана всю жизнь жаловалась на множество страхов и почти не выходила на улицу. Его младший брат, врач, умер в лечебнице для душевнобольных. Мало вероятно, что писатель страдал наследственным сифилисом, поскольку, зная о "дурной наследственности" он всю жизнь занимался физическими упражнениями. Современники описывали его как "человека, пышущего здоровьем".
Вполне возможно, что начавшиеся у писателя в 34 года "нервные припадки черной меланхолии" могут быть связаны с наследственными сосудистыми заболеваниями мозга, характерными для европейских аристократических семей. Во всяком случае именно с состоянием сосудов и способностью нервной ткани ассимилировать кислород из крови связана повышенная эмоциональная чуткость и ранимость, столь характерные для прозы Мопассана.

Ишемическая болезнь мозга, например, могла стать "почвой" для психотических переживаний, но сами эти переживания могли быть вызваны той самой неразрешимой психологической задачей - добраться до источника чувств.

Как ни странно, в результате получится именно тот вариант безумия, о котором предупреждали суфии (и Хайям, по версии сегодняшнего ответа).
Суфийские парадоксальные притчи или коаны дзен являются одним из главных путей к просветлению...
Но что будет с реалистом, прагматиком, материалистом, глотнувшим "вино озарения"?

...Никто не знает, поскольку в нашей психиатрии все ответы все равно сведены к понятию "шизофрения".

Где-то проблему Мопассана назовут "шаманской болезнью".
Однако название не важно.
Для того, чтобы человек в такой ситуации выжил, рядом должен оказаться кто-то, знающий эту болезнь. Не врач, увы, но опытный шаман, муршид, наставник дзен...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 фев 2015, 14:50 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Molli писал(а):
Спасибо, за Ваше мнение, искренне не понимаю, почему все (во всяком случае большинство) видят одно, а Вы видите другое


Что делать, мне думается, что если все будут видеть одинаково... разовьется массовый дальтонизм: все будут видеть исключительно "пятьдесят оттенков серого".

Что касается приведенного вами четверостишия, то, как думается мне сегодняшнему, рубайи направлены против догматизма и фундаментализма. Полученное человеком откровение, личный опыт Богообщения ("вино") всегда конкурировали с требованием буквального понимания текста священных книг...

Неужто б я возвел хулу на Божество!
Здесь не было сердец вернее моего.
Но если даже я дошел до богохульства, —
Нет мусульманина! Нигде! Ни одного!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 фев 2015, 21:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 дек 2014, 16:07
Сообщения: 34
Здравствуйте!
Александр Геннадьевич, в одной из ваших передач вы упомянули Носовского и Фоменко, их толкование истории, и как я поняла, вы с ними не согласны.
Муж недавно увлекся их передачами, и мне тоже было интересно посмотреть, приведенные доказательства кажутся вполне логичными. Хотелось бы узнать ваше мнение, почему и в чем они не правы, и еще, как вы думаете, в этом случае верят ли они сами в свою теорию, т.е. искренне ли несут свои открытия, сами при этом заблуждаясь, или намеренно вводят в заблуждение других людей?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 мар 2015, 12:51 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Ibra писал(а):
Муж недавно увлекся их передачами, и мне тоже было интересно посмотреть, приведенные доказательства кажутся вполне логичными.

"Логика" - опасная вещь.
Ни один человек не может учесть все факторы, действующие в истории даже самого короткого и недавнего отрезка времени. Знаем ли мы ответ на вопросы: какие именно события и влияния привели к русской революции?; что именно произошло в Украине год назад?...
Если кто-то, читающий этот вопрос, мысленно воскликнет: "Я знаю, знаю!", то он... ошибается.
Его знание исходит из логики какого-то конкретного автора или "логики" сформированного СМИ мейнстрима. То есть "знает" не он, - "знает" кто-то за него...

Любой исследователь очень сложных феноменов (феноменов уровень неопределенности которых крайне высок) таких, как человеческая Душа, Бог или История начинает свое исследование... с "логики", а не с фактов.
Сначала он формирует некоторую гипотезу, а потом подбирает к ней факты.
...Но все исследователи претендуют на "научность" или "объективность".
В перечисленных областях знания, (как и во многих других) чистая - научная объективность невозможна.
Честный исследователь отличается от всех остальных только своей способностью признать, что факты не помещаются в его первоначальную гипотезу и... сформировать следующую. Однако, - это внутренние терзания автора. Читатель о них не узнает. Было бы странно прочесть в научной книге: возможно, было так, а возможно этак...

У читателя остается единственный выход: прочесть разные точки зрения на одни и те же события. Но... для этого нужно потратить силы и время, - нужна психическая энергия. Мы называем эту энергию "интересом" или "увлеченностью".
Как вы и пишите, увлеченность, чаще всего, вызывают не серьезные ("скучные") исторические труды, а конспирологические теории и фантастическая гипотезы, опровергающие все и вся.
Мне думается, что увлеченность читателя или зрителя - главное оправдание существования фантастических гипотез. Если человек и правда увлекся историей, он сам найдет способ разобраться, что в полученном знании "логично", а что - нет.

Почему нас увлекают именно такие гипотезы?
Потому, что мы жаждем чуда. Конкретно - излечения наших бессознательных психических травм.
Конспирологи утверждают: мы не виноваты в своей жизненной несостоятельности - виноваты враги, которые манипулируют нами - чистыми и невинными (мы недавно говорили об этом viewtopic.php?f=43&t=1094&p=104133#p104047 ).
Теория Фоменко и Носовского, в частности, предлагает простой способ преодоления национального комплекса неполноценности: Христос на самом деле был русским князем (!), - за это и страдаем,... чистые и невинные.
Авторов "Новой хронологии" на экранах не было давно. Отказываюсь считать простым совпадением, их новое появление на волне черносотенного "патриотизма" и поисков идеологии...
Еще раз: всегда нужно помнить, что многие теории нам "кажутся логичными", поскольку иной логики мы просто не знаем.
Ibra писал(а):
Хотелось бы узнать ваше мнение, почему и в чем они не правы

Все теории претендующие на все - на всеобъемлющую картину мира (истории) - могут быть не правы только... во всем.
Авторы еще в 2002 году публично отказались участвовать в научном обсуждении своих трудов, то есть, с точки зрения научного сообщества сами признали свою неправоту...
Я психотерапевт, а не историк. В сети вы можете найти множество обзоров кратко резюмирующих претензии к авторам: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0 ... 0.B8.D0.B8
Ibra писал(а):
как вы думаете, в этом случае верят ли они сами в свою теорию, т.е. искренне ли несут свои открытия, сами при этом заблуждаясь, или намеренно вводят в заблуждение других людей?

К сожалению, мне думается, что верят. Когда появились первые публикации я думал, что это научный "стеб", что-то вроде "Физики шутят".
Однако, сегодня - это серьезный бизнес. Выпущено что-то около 110 книг общим тиражом около миллиона экземпляров. Понятно, что на авторов работают "негры"... Но все равно даже для того, чтобы отредактировать и собрать такое количество книг нужны колоссальные затраты сил. Нужна все та же психическая энергия, а ее дает только абсолютное, почти бредовое чувство собственной правоты (и желания ее доказать). Если автор изволил шутить, то даже экономическая заинтересованность не сможет принудить его выполнить работу такого качества и объема.

Интересно, что энергия эта имеет свою историческую "генетику".
Возможно вы знаете, что автором "логики", использованной в "Новой хронологии" является не Фоменко, а фантастическая, прямо таки сюрреалистическая фигура русской революции - Николай Александрович Морозов (1854 - 1946). Достаточно сказать, что в возрасте 88 лет он воевал на Волховском фронте со снайперской винтовкой в руках. Советую всем прочесть его биографию, хотя бы в Википедии.
Страсть к жизни, энергия и продуктивность труда у Морозова были просто фантастическими!
Морозов был открытым оппонентом Ленина: доказывал невозможность социалистической революции в крестьянской России, необходимость сохранения буржуазии... Главное для нас заключается в том, что он был философским критиком марксизма... единственным, оставшимся в живых. Сталин, видимо, счел, что 30 лет, проведенных Морозовым в заключении (в Шлиссельрбургжской крепости - там он написал большую часть своих книг и сам себя вылечил от туберкулеза) на одного человека достаточно и отправил его в ссылку.
Морозов считал, что одного лишь огульного отрицания религии недостаточно, - "необходимо окончательно разгромить религию на захваченных ею философских, психологических и исторических фронтах".
Большая часть своей жизни он посвятил "научной" критике религии вообще и христианства в частности. Так и родилась "новая хронология". В написанной им в заключении и опубликованной в 20-е годы прошлого века книге "Христос" (в семи томах) он и выдвинул гипотезу "ложной хронологии" и славянского происхождения Христа. Понятно, что еще в советское время его взгляды были признанны ошибочными.
Изображение
Однако, Морозов пытался предложить математическую модель "истинной хронологии" и его гипотезы увлекли нашего замечательного математика М.М. Постникова, ставшего в МГУ 70-х годов яростным пропагандистом взглядов народовольца. Его учеником стал А.Т. Фоменко. Однако, насколько мне известно, они разошлись во взглядах и поссорились навсегда... Таким образом есть как минимум две "новые хронологии": по Морозову и Постникову и по Фоменко.

P.S. В заключение могу повторить свою мысль из "конспирологического" ответа. Я с огромным уважением отношусь к Н.А. Морозову, М.М. Постникову и А.Т. Фоменко. Это невероятно талантливые люди!
Философско - топологические иллюстрации Фоменко к "Мастеру и Маргарите" М. Булгакова - феноменальны, будят мысль...
Изображение
Изображение
... и выдают склонность автора к художественному, а не научному, в строгом смысле этого слова, творчеству.
Книги "новой хронологии", - это художественные книги, - книги про надежды, мечты и фантазии определенной части человечества.
Существуют психологические художественные тексты, религиозные художественные тексты (только что спорили о Хайяме), художественные тексты физиков и математиков, что же удивительного в том, что существуют исторические художественные тексты?
В сущности "новая хронология" - это блестящее многотомное фэнтези, только написанное на языке реальных исторических документов. Может быть поэтому этот жанр увлекает так много людей?

Мы слишком серьезно относимся к слову "наука". Стоит только понять, что это слово не несет в себе претензию на окончательную - "твердокаменную" истину, как... все становится на свои места.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 1138 ]  Пред.  1 ... 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 ... 76  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.109s | 16 Queries | GZIP : On ]