голубка писал(а):
Моему сыну 7 лет, он окончил 1-й класс.Частенько в состоянии гнева, обиды сын высказывает такие мысли:" лучше бы меня не было, я не хочу жить, я дурак !"Я хочу заметить что ребёнок у нас с мужем один, любимый.Мы с мужем испугались этих мыслей о суициде и обратились к психологу в июне.В течение месяца психолог проводил диагностику( сказал,что интеллект у ребёнка очень высокий, ребёнок общителен, адекватен),но вразумительного совета не дал.Ещё нас беспокоит то, что наш сын перестал гулять со сверстниками, объясняя это тем что ему не интересно и у него дома много дел.Очень много читает, любознательный.Александр Геннадьевич, подскажите ,пожалуйста, если можете,
как нам вести себя с сыном в этой ситуации?И как реагировать на его слова о суициде во время вспышек гнева?
Вести себя, как со взрослым! -
Это главное.
7 лет - очень серьезный возраст - первый кризис индивидуации. Школа заставляет молодого человека почувствовать себя отдельным от родителей, у него появляются "свои проблемы".
Родители, чаще всего, признавать "взрослость" не хотят и, по инерции, строят отношения на системе запретов и долженствований: этого нельзя - а это нужно.
Мы продолжаем "сюсюкать" - ..."вот, ведут себя как с маленьким, как будто я сам не знаю, что можно, а чего нельзя".
Обычно, кризис связан с тем, что каждый ребенокв своей семье "самый лучший" и любимый. В школе возникает конкуренция. Фактически (я сильно упрощаю), там можно быть или "веселее" (что бы стать лидером затей), или "умнее" других. Именно в этом возрасте дети выбирают некоторую стратегию - по Юнгу стратегию интроверта (как ваш сын) или экстраверта - для достижения успеха в новой для себя социальной среде.
Именно потому, что он хочет стать умнее, он и "перестал гулять со сверстниками, объясняя это тем что ему не интересно".
Я сам в 8-мь лет раздарил всех своих любимых игрушечных солдатиков и заявил, что читаю только научные книги, не мало напугав этим родителей))
Неизвестно, кому труднее, но главная трудность интроверта как раз в том, что, читая книги, молодой человек понимает, что на свете... есть множество людей умнее его. Я думаю, что именно это чувство ваш сын имеет в ввиду, говоря:"я дурак, я не хочу жить". В сущности, эта фраза означает: "никак у меня не получается стать самым умным".
Вот этого стремления стать самым умным и побыстрей, он высказать не может, а вы, с его точки зрения, не хотите его понимать.
Старайтесь услышать, что ваш ребенок хочет сказать
на самом деле. Проще всего для этого вспомнить, что вы сами хотели сказать родителям в том же возрасте.
Причины "вспышек гнева" бывают различными, но, чаще всего, они как раз и связаны с невозможностью высказать собственные чувства. Он не умеет их формулировать? - Значит, мы должны ему помочь.
В этом возрасте (и еще лет 5) с детьми проще, чем со взрослыми - они воспринимают информацию более непосредственно, не преломляя ее через собственную "кочку зрения".
Перестаньте видеть во всем "отклонения от нормы". Никто из нас не знает кто она такая - эта самая "норма".
С ребенком нужно обсуждать его эмоции. Не в моменты гнева, разумеется, но когда он успокоится, нужно садиться и разговаривать! Нужно обсуждать, что в гневе человек становится другим, какие неприятности гнев может вызывать в классе и в обществе.
Не бойтесь обсуждать и то, почему
именно он "не хочет жить", и
что нужно ЕМУ сделать, что бы жить хотелось. Иногда, банальная мысль о том, что у него еще много времени, что бы добиться того, что он хочет, надолго решает проблему (обратите внимание - он еще не знает, что у него навалом времени).
Тут же, кстати: "Давай решим, чего именно ты хочешь. Если поставить цель ее легче будет добиться, а криком горю не поможешь. Составим план. Сразу такие задачи не решаются, но если запланировать, то все получится" и т.д.
Быть самым умным во всем нельзя - значит нужно выбрать, в чем именно мы будем самыми умными!
Скорее всего, его гнев связан с кризисом его доверия к вам (вы его "не понимаете"). Нужно восстанавливать доверие. Старайтесь побольше ему доверять, предоставляя самостоятельность там, где это возможно. Разрешите ему самому решать сколько и как общаться со сверстниками,...и эта "проблема" незаметно уйдет сама собой.
В диалогах нужно обязательно выслушивать его мнение и приводить встречные аргументы. Просите его пересказывать вам смысл книг, которые он читает, но не "проверяя уроки", а говоря: "я не читала", а мне то же это интересно". Советуйтесь с ним по проблемам семьи (там, где это возможно), спрашивайте, какое платье вам одеть, на каких продуктах можно экономить деньги, как интереснее провести досуг и т.д. Разумеется, когда человек дает советы - он должен и отвечать за них, обсуждение его ошибок и их причин - обязательно! Нельзя ограничиваться констатацией неправоты - нужно все объяснять!
Когда вы выясните, что гнев вреден, нужно ввести какие нибудь игровые правила помогающие бороться с агрессией. Например - знаменитый "кричащий стакан". Как только "сэр" изволит гневаться - все бегут за конкретным стаканом или кастрюлей в которую он должен кричать. Можно сделать 10 отжиманий, "помутузить" боксерскую грушу, еще лучше - забытую большую мягкую игрушку - "мальчик (слоненок) для битья" (такие метафорические вещи лечат гнев лучше всего) или "гневную подушку",... как договоритесь.
Во время самих приступов гнева, на него никто не должен обращать внимания! Выдаете стакан или игрушку... и все! Покажите, что вашего внимания можно добиться, ТОЛЬКО разговаривая нормально. Не надо причитать "ох маленький, что с тобой случилось", зато мягкая ирония по отношению к ребенку в гневе чрезвычайно полезна. Я говорю именно об ироничном отношении: (заботливым голосом) "Может быть, тебе микрофон купить - ты сегодня тише кричишь, чем обычно". Откровенным смехом доверия не вызовешь.
Должен подчеркнуть: для того, чтобы судить о причинах агрессии и высказываниях конкретного ребенка, у меня слишком мало данных. Поэтому я пишу общие и достаточно банальные мысли о детской агрессии. Что делать - практика показывает, что и агрессия и "суицидальные" мысли у детей быстро проходят, если родители начинают задумываться... о банальных вещах.
Удачи!