Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 11 дек 2016, 05:15

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане! Просим на каждое занятие заводить отдельную тему...



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Занятие 1.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 сен 2012, 15:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Привет, Пиноккио!


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 1.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 сен 2012, 19:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Для меня долгожданный цикл передач. В первой передаче меня буквально потрясли лингвистические и образные параллели. У Ка́рло Колло́ди настоящее имя Карло Лоренцини, писатель взял себе псевдоним Коллоди по названию деревушки Коллоди в Тоскане, где родилась его мать Анджела Ордзали. Его персонаж Пиноккио появляется из полена.
Изображение
Примечание: Полено (палить), дровяная плашка, кусок дров такой длины, как они идут в печь, обычно 10-12 вершков, колотые кругляки (из словаря В.Даля).

У полена есть синоним - колода.
Изображение
Примечание: Согласно словарю В.Даля - лежачее толстое дерево, бревно или немалый и толстый отрубок, срубленое голомя, лежачее дерево в лесу. Пень да колода.

Русское слово "колода" лингвистически схоже с названием деревушки Коллоди в Тоскане и соответственно с псевдонимом К.Коллоди (!).

Второе удивительное совпадение то, что в русском фольклоре существуют герои, которые рождаются похожим образом, что и Пиноккио. В Беломорской сказке "Иван Соснович" главный герой рождается так.
"В одно прекрасное время старуха и говорит:
– Слушай, старичок, у нас нет детей и не будет, а я вот слыхала в одном месте, как можно достать детей.
– Ну-ко, говори, бабушка, как можно достать детей, как мы уж стали стары.
– А вот как: сходи в лес, да выруби кусок сосны и сделай из сосны парня, не живого, конечно, а из сосны, и вот принеси его мне, а я положу в зыбку и буду качать три года, и родится у нас парень. Вот поверь мне, а я слыхала, испытаем".


Совпадение или нет, имя Пиноккио происходит от итал. pino — сосна, "Пиноккио" на тосканском диалекте означает "кедровый орешек" (!).

Есть ещё один сказочный герой из сказки "Терёшечка" (сборник А.Н.Афанасьева), который появляется из упоминаемой мною колоды. Цитата: "Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, положили в люлечку, стали качать да прибаюкивать — и вместо колодочки стал рость в пеленочках сынок Терешечка, настоящая ягодка!"

(продолжение следует)

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 1.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 сен 2012, 20:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Об образе Терёшечке (Терёшке) я хотела рассказать в связи с прошедшей передачей о страданиях юного Вертера (И.В.Гёте). В теме так поэтично говорили об этом герое, что я побоялась отзываться о нём и его страданиях скептически. Но вот, что я вспомнила, я недавно в поисковике искала всё, что касается имени Терёшка/Терёшечка и наткнулась на произведение нашего великого поэта А.С.Пушкин "Метель". Там фигурирует кучер Терёшка. Александр Сергеевич очень по доброму иронизирует над поэтичностью и романтичностью молодых/юных людей. Вот одна из цитат:

"Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек пылал равною страстию и что родители его любезной, заметя их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.
Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни. Там они клялися друг другу в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения. Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романическому воображению Марьи Гавриловны."


Сюжет повести строится так: молодые решают тайно обвенчаться. В день побега случается метель. Барышня с кучером Терёшкой отправляется в церковь, а молодой человек тем временем заблудился в непогоде. Он приезжает к уже закрытым вратам церкви. После Марья Гавриловна заболевает, она находится на грани жизни и смерти. В бреду она произносит имя своего возлюбленного. Родители думая, что болезнь её происходит из-за невозможности выйти замуж за любимого, решаются на неравный брак. К удивлению всех, её возлюбленный отвечает невразумительным отказом. После он отправляется на войну (с Наполеоном) и там погибает. Вокруг богатой барышни вьётся большое количество женихов, но она хранит верность памяти своего возлюбленного. Наконец, в её жизни появляется раненный на войне - Бурмин, помещик, живший по соседству. Они испытывают взаимную симпатию друг к другу. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашел Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит её, но не может стать её мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонек, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком "не он, не он" упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как её зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину. "Боже мой, Боже мой! - сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел... и бросился к её ногам...

Вот такую удивительную историю написал А.С.Пушкин. Но как это всё связывается со страданиями юного Вертера? Мне кажется, ключ к этой тайне лежит через имя "Терёшка". В белорусской традиции существовали обряды, которые позволяли примерить на себя новые социальные роли, например, женатых людей. Среди таких обрядов был обряд под названием "Женитьба Терешки". Цитата: Женитьба Терешки – это свадьба понарошку. Так называется колядная игра, которая являлась довольно популярной в наших краях вплоть до середины прошлого века. Сейчас она "живет" в Минской и Витебской области. Наверняка, она и была распространена в наибольшей степени в этих районах. Первоначальной функцией этой игры было поближе познакомить неженатую молодежь. Как из одной деревни, так и из других местностей. Читать полностью: http://www.prazdnik.by/content/detail/8/25/50584/

Соединив Гёте "Страдания юного Вертера", прошедшую передачу А.Г.Данилина об этом произведении, повесть А.С.Пушкина "Метель" и белорусский обряд "Женитьба Терёшки" мы получаем некие сведение о ещё не сформированных чувствах юных людей. Их можно назвать, если не истинной любовью, то скорее "пробной любовью", "пробным браком". Кстати, в теме о Вертере приводится в пример Ромео и Джульетта, но вспомните, Ромео вначале пылал любовь к другой девушке. Пылким и романтическим юношеским чувствам требуется "вызревание", хотя бы в таких мудрых обрядах, как "Женитьба Терёшки". А.С.Пушкина в повести "Метель" раскрывает и показывает выход из проблемы, обозначенной в романе Гёте о страданиях Вертера. Выводы делайте сами.

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 1.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2012, 08:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Я пыталась сделать выводы сама, но мне это так трудно даётся, поэтому я лучше расскажу об ассоциациях, которые возникли в результате этих размышлений. Если вы будете читать повесть А.С.Пушкина "Метель", то обратите внимание, что первый возлюбленный Марьи Гавриловны называется только по имени - Владимиром. Имя - это наша индивидуальность. Пушкин описывает привязанность Марьи Гавриловны к своим родителям, побег из родного дома психологически дался ей с большим трудом, может быть поэтому, Пушкин наделяет её отчеством. А вот новая любовь барышни называется исключительно по фамилии - Бурмин. Пушкин немного иронично, но подчёркивает зрелость этой личности: "Бурмин был в самом деле очень милый молодой человек. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый. Поведение его с Марьей Гавриловной было просто и свободно; но что б она ни сказала или ни сделала, душа и взоры его так за нею и следовали. Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою, и это не вредило ему во мнении Марьи Гавриловны, которая (как и все молодые дамы вообще) с удовольствием извиняла шалости, обнаруживающие смелость и пылкость характера".

Когда Александр Геннадьевич написал, что поэт служит Белой Богине, я подумала, а кому служу я? Ответ пришёл незамедлительно: Богу Рода. В наших фамилиях запечатлевается родовая информация, фамилия это наш Род. Мне вспомнился звонок радиослушательницы Ирины (передача "Оптимальное воспитание"), цитата: "...в семье должна присутствовать искренняя ценность нравственная, и неважно сколько денег в семье, и неважно на каком уровне папа или мама, и ребёнок должен отличать этот высокий статус семьи, который страшно уважаем предками, и он должен впитывать это с детства, и вот это даст ему такой стрежень, что кем бы он потом не был, по какой бы дороге он не пошёл, он будет человеком. Никогда не забуду, что мне когда-то сказала мама. Когда все начинали гулять с мальчиками, и гуляли за полночь, и мамы рылись в их дневниках, и мамы с ума сходили, и я видела то, что происходит в семьях моих подруг. Моя мама совершенно спокойно, ничего не спрашивая у меня, никуда не лезла. И мне самой это стало интересно: "Мама, ну как же так, ты не лезешь, не выпытываешь, не спрашиваешь, где я была в половине первого ночи?". Мама ответила: "Ты моя дочь и ты носишь нашу фамилию".

Белая Богиня в нашей культуре имеет имя - Татьяна. Существует древняя песня "Таня, Танюша, Таня белая". "Итак, она звалась Татьяной" - я не сомневаюсь, что Пушкин в "Евгении Онегине" не столько воспевал свой женский идеал, сколько общий для всех поэтов образ Белой Богини. Татьяна это Зима. В России с 17 века повелось праздновать в январе Татьянин День (Бабий кут, Солныш, Татьяна, Татьяна Крещенская). Белая Богиня, так же как и поэтичность, имеет двойственную природу. Я изобразила её так на своей карте Таро "Заповедь. Закон"
Изображение
С одной стороны - метель, вьюга, сильный ветер. Тот же Пушкин в своём стихотворении "Бесы" описывает свой путь с ямщиком в метель. Бесы - это дух отрицания. Это очень свойственно юношескому возрасту. Через отрицание молодой человек ищет свою индивидуальность, ищет своё Имя.
Именно зимой на колядки проводили обряд "Женитьба Терёшки". Примечание: Коляда́ — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству. Считалось, что именно перед Рождеством силу набирает нечистая сила, вспомнить хотя бы Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством", кстати, обряд "Женитьба Терёшки" молодёжь проводила перед Рождеством и тоже ночью. Может быть молодым людям это помогало почувствовать в себе "бесовскую" силу эгоизма и отрицания. Вот как описывается этот праздник: "На данных вечеринках-играх господствовала довольно раскрепощенная обстановка. Чаще они заканчивались поцелуями, объятьями, фривольными подколками и шутками".

Мне иногда кажется, что поэты говорят на каком-то общем и очень древнем пра-языке и остатки этого языка лучше всего сохранились в русском языке. Я уже проводила лингвистические параллели колода-Колодди. Гёте назвал своего героя Вертером очень созвучно с русским словом "ветер", а это и ветреность (легкомыслие, непостоянство, несерьёзность), это и "ветер в голове" (ребячливость, ветреность, несолидность, несерьезность, беспечность). Очень кстати в передаче звучала библейская притча, рассказанная Валентиной о пророке Илии, который шёл на гору Хаиф, чтобы услышать голос Господа: "... он шёл и поднялся сильный ветер, но "не в ветре Господь", потом он шёл и началось землетрясение, но "не в землетрясении Господь", потом "Господь не в огне". Господь в тихом ветре". Я открою небольшую тайну, на самом деле, Господь - в звоне; в звоне колокола или в звоне колокольчиков под дугой ямщика (об этом я писала в теме посвящённой карте Таро "Заповедь (Закон) viewtopic.php?f=8&t=791 ). Вот эту реальность я изобразила на другой половине карты Таро "Заповедь. Закон".

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 1.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2012, 09:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Было повторение тренинга "Волшебный город" и "Путешествие в мир символов". В первом тренинге мы "путешествовали" в свой внутренний город, во втором тренинге - были важны природные объекты: речка, горы, полянка и пр. Эти духовные ландшафты соответствую нашему внутреннему миру, возможно, восприятию нашего головного мозга. Я когда-то нарисовала образную карту строения нашего сознания.
Изображение

Но на этой карте есть третье пространство - "Зима". Я очень ждала третьего тренинга (театра-фантазий), который будет раскрывать знания именно этой, третьей области сознания. Пиноккио, как никто другой, может раскрыть эту тему. Зима. По снегу трудно пройти, в эту пору крестьяне снаряжали дровенки, и отправлялись в лес за дровами (поленьями). А ведь Пиноккио рождается из полена. В этой области сознания очень выражена дуальность. На моей карте есть бетонный забор, символизирующий глупость, ведь Вертер, в конечном счёте, совершает глупость - самоубийство. Есть и "звон" - это высоковольтные провода, которые в своих руках держать богатыри-великаны, они держат "нити начала", по которым текут знания первоистоков. Это выбор Гёте - стать одним из великанов, который получает-передаёт знания из прошлого в будущее. В области "Зима" человек должен сделать выбор: либо глупость и бесовство - метель, либо звон - знание, заповедь, закон.

_________________
Катя Сафонова.


Последний раз редактировалось КС 12 сен 2012, 10:31, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 1.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2012, 14:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Как странно, по началу я разочаровался - тема воспитания мне неинтересна - ввиду неактуальности. Потом обнаружил - музыки будто больше чем обычно и она заставляет меня двигаться. Нынче это было можно и я не стал тормозить себя.
Вот ведь, это Буратино не терпелось и он двигался, подпрыгивал ещё в Полене ... :du_ma_et:
Док, кроме педагогического, в этом тренинге у Вас есть ещё иной аспект ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 1.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2012, 15:11 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Сергей писал(а):
Док, кроме педагогического, в этом тренинге у Вас есть ещё иной аспект ?


Видимо, я давно разучился отличать "аспекты" друг от друга. Во всех тренингах мы учимся (и я в том числе) понимать тайну самого себя через текст, и тайну текста - через самого себя.

Вас мало интересует педагогический аспект. Однако, кто из нас может ответить на вопрос: когда и на чем заканчивается наше воспитание? Когда человек перестает нуждаться в педагоге (учителе)? В каком возрасте человек перестает нуждаться в сказках?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 1.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 сен 2012, 15:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Хм, видимо мне придётся прочитать Пиноккио. В своё время я прочёл массу сказок. Читал Буратино, Пиноккио - нет, в школьной библиотеке не было. Потом от кого-то слышал, что Пиноккио по сравнению с нашим Буратино - просто занудство.
С восПитанием оно кошешно - питать-ся мы перестаём понятно когда ...
И Учитель всё время нужен ... так где-ж его найти ... другие вот с надеждой смотрят - не скажу ли я чего. В итоге ... дело рук самих утопающих ... да и Вам спасибо, Док.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.042s | 18 Queries | GZIP : On ]