Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 09 дек 2016, 16:30

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане! Просим на каждое занятие заводить отдельную тему...



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 окт 2012, 15:17 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
Julia_Xexbr писал(а):
Так для чего работаем? Работа ради работы? Человек - это только винтик в машине, рабтающей на холостом ходу?
Юль, я прекрасно понимаю, что фраза избитая и высмеяна всеми, кому не лень,... но тем не менее: "Труд сделал из обезьяны человека". И ведь давно же уже известно о связи развития мелкой моторики рук у ребенка и его речи и мышления. А вот здесь http://www.dinos.ru/articles/117.htm очень интересное исследование антропологов о связи труда и речи и абстрактного мышления у древних людей.
Сколько трудиться, как трудиться и для чего трудиться решает сам человек. Отсюда и радость или брюзжание. Отдавать, делиться можно только результатами своего труда. Именно это и приносит радость. Все остальное приносит удовольствие или наслаждение, что чаще всего связано с потреблением, а не с трудом. Кстати стремление только к удовольствиям дальше по сказке превратит Пиноккио в осла, который был вынужден работать уже просто потому, что его заставляли.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 окт 2012, 19:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Труд - это прекрасно. Но Юля говорит о другом. Труд - не только сделал из обезьяны человека, но и привёл его к деградации. Вы не задумывались, куда катится наша цивилизация? Пиноккио идёт к морю, я уверенна, к той исторической точке, которая в Библии называется "Изгнание из рая". Я считаю, что библейские слова: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Бытие, гл. 3, ст. 19) содержат пророчество. Я не знаю, что там дальше будет. Но Пиноккио нужно будет найти эту землю, из которой он взят, чтобы исполнить это пророчество, чтобы без пота добывать хлеб, но это не безделье, а особое сотрудничество (сотворчество) с Миром. Об этом слова Иисуса: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?"

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 окт 2012, 21:19 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
КС писал(а):
Но Юля говорит о другом. Труд - не только сделал из обезьяны человека, но и привёл его к деградации.

Не знаю. Возможно, Юля имела в виду какой-то иной труд. Но мы говорим о сказке Карло Коллоди, а он все время подчеркивает на протяжении всей сказки, что только труд и учеба, т.е. внутренние усилия, делают из деревянной марионетки настоящего мальчишку. Как только усилия прекращаются, как только Пиноккио попадает в Страну Развлечений, он постепенно деградирует, превращается в осла. А мальчишкой, настоящим мальчишкой, он становится тогда, когда в поте лица добывает для себя и своего больного отца хлеб, с раннего утра до поздней ночи плетя корзины. И при этом по вечерам продолжает учиться читать и писать.

Слова Иисуса из Нагорной проповеди, это предупреждение избегать чрезмерной заботы о материальном, а заботиться, прежде всего, о духовном. Вот полный текст этого отрывка…
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

(Матфея 6:24-34)

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 окт 2012, 21:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Селена, да мы говорим о сказке К.Коллодди. У него, действительно, постоянно формулируется мысль о необходимости работы и учёбы. При этом он чётко определяет цель этих действий - Пиноккио из деревянного мальчика должен превратится в настоящего мальчика. Но в настоящего мальчика он превращается не только благодаря труду, но и нарушая установки на труд и учёбу. Благодаря своему бунту и отрицанию учёбы/работы, он получает необходимый опыт. Этот опыт важен, потому что он помогает найти дорогу к первоисточнику. Эта мысль акцентирована в русских сказках (Емеля, Иванушка-дурачок). Именно по этому признаку (умению ленится) волшебная сила находит своего ученика. В сказке "Ох" или "Гагай" старичок с зелёной бородой (кстати, в сказке К.Колоди будет похожий персонаж, рыбак, живущий в пещере. Вместо волос у него трава и зелёная борода), старичок встречает сидящего на пне мужчину, который жалуется на своего сына-лодыря; мол, тот ничего не делает, на печке лежит, золу перебирает. Но старичок, который оказывается колдуном, по этому признаку определяет годность к учёбе и просит его в ученики. В Новом Завете есть даже притча о двух сёстрах, одна хлопочет, трудится, другая слушает Иисуса. Только в состоянии не-деяния (термин "неделание" есть у К.Кастанеды) мы можем слышать голоса Бога. Нужно как-то уметь в себе соединить противоположности: труд-лень. Человек это противоречивое существо, которое может их в себе уравновесить.

Украинская сказка "Ох": http://mirskazki.com.ua/skazkionlineua/860-ox.html

_________________
Катя Сафонова.


Последний раз редактировалось КС 28 окт 2012, 20:19, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 окт 2012, 14:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Леша, посмотри, как интересно: Пиноккио видит, что человек толкает ДВЕ тачки, что женщина несет ДВА кувшина, но почему-то ему не приходит в голову самоочевидное- предложить свою помощь? Вместо этого он просит у них милостыню. Что "голова деревянная", это понятно. А все-таки- почему? Для чего Пиноккио (или настоящие мальчишки и девчонки) ходят в школу? Чтобы получить образование, устроиться на хорошую работу и получать много денег. Чтобы стать важными сеньорами! Но до этого еще далеко деревянному мальчишке. И он сразу ведет себя, как важный сеньор- работать ему стыдно, еще стыднее, чем просить, работа дураков любит, потому что сколько бы не работал, всегда работа останется, то есть надо будет еще что-нибудь делать. Вот тоска-то зеленая, правда, Лешка? Сеньору тоже скучно? Почему? Ничего делать не надо, и денег не надо, у него уже все есть? Ой, Лешечка, а как же тут быть? Пиноккио старается для Джапетто? Когда они все встретятся, и мама, и папа, будет радость, говоришь.. Так для чего работать людям надо- для всеобщей радости, что-ли? Ладно, завтра дальше читать будем!
..Подожди. Скажи мне вот что- а когда мальчишки дразнили Пиноккио, это была "общая радость?" Для них- была?! Ясно, что не для Пиноккио.. А ему что надо делать, чтобы вместе со всеми радоваться? Делать, что все делают. Если все работают и учатся- и ему надо это же делать. Если все с уроков сбегают- и ему надо сбегать. Вот и будет "общая радость"! Все деревянные человечки радостно маршируют, туда.. куда все.. Вот и получается- если голова у тебя деревянная, то будешь маршировать вслед за всеми. Вот радость-то, думать самому не надо будет! Я, Леша, может и непедагогично поступаю, что тебе это скажу, только мне нравится, что Пиноккио драку затеял. Когда сам думать начинаешь, колотушки так со всех сторон и посыпятся, так что и кулаками придется поработать иногда..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 окт 2012, 16:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
Так и Я о сказке Коллоди!
Почему Коллоди упорно подводит к мысли, чтобы стать человеком, необходимо учиться и трудиться. А Джапетто - не трудится?
А жители "Трудолюбивых Пчёл" - не трудятся?
И если Пиноккио мечтает стать знатным сеньором, то не потому ли, что "знатным сеньорам" работать уже не нужно?

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 окт 2012, 18:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 19:14
Сообщения: 894
Откуда: Адлер
Julia_Xexbr писал(а):
Что-то, всё-таки, есть странное и неправильное в сказке. Никак не могу это уловить. ….

Согласен…. Что-то здесь не так… Не зря может и появилась восточная альтернатива Буратине…
Есть и крамольная гипотеза, глобальная, типа того: а как нужно было в принципе воспитывать малышей в стране – будущей родины орг.преступности (мафии) и фашизма???…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 окт 2012, 19:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
Хм. Как.
Не могу вспомнить автора шведской (или норвежской) сказки про чудесную сороку.
Тоже о воспитании "трудом и учёбой".
Он был из страшно бедной семьи. И неожиданно узнал, что если поймать сороку и насыпать той соли на хвост, она обязательно исполнит заветное желание. Ловил он сороку, ловил, но никак не мог поймать. Увидев, как мальчик расстроен, сорока обещает ему за ножик и добросовестную учёбу подпустить так близко, что удастся насыпать соли. Мальчик начинает помогать соседям, зарабатывает нужную сумму, но ... Сорока, взглянув на ножик, возмущается и требует уже санки. тогда мальчик этим ножом начинает вырезать из дерева полезные вещи и продавать их на рынке... ну, и так далее, пока он не становится владельцем прекрасного богатого дома и поместья.
Ну, тут сорока и заявляет, что он и так уже всего достиг, чего хотел. И зачем ему тогда сыпать соль? Впрочем, она знает, что ещё нужно ... И всё заканчивается свадьбой. А ножик - торжественно передаётся потом сыну.

Примерно так.

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 окт 2012, 06:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Так как большая потасовка Пиноккио с товарищами похожа на библейскую историю Каина и Авеля, мне придумалось вот такое наставление:

Милый, Лёва! Когда ты пойдёшь в школу ты увидишь, как дети начнут делиться на послушных и не послушных, прилежных и не прилежных. Но мама с папой, как и учитель, всех детей любит одинаково. Только в воспитательных целях этого не показывают, а то дети перестанут стараться вести себя хорошо и учиться. Посмотри, на товарищей Пиноккио, они решили, что если они учатся не добросовестно, то учитель их презирает. Они считают, что Пиноккио должен стать как все, ведь их большинство. Но может быть самим ребятам нужно стать, как Пиноккио? Нет, Лёва, посмотри, в море водится множество разных рыб, и каждая рыба красива и интересна по-своему, и нет рыб, которые лучше, а которые хуже. Поэтому оставайся таким, какой ты есть.

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 окт 2012, 08:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
28_ПИНОККИО ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗЖАРЕН НА СКОВОРОДКЕ

О чём же эта история? Хм. А, понятно, эта история о катастрофах. Пиноккио и Алидоро попадают в воду. Для Пиноккио – это просто неприятность вымокнуть, а для Алидоро – катастрофа – он не умеет плавать. Странно, почему полицейская собака не умеет плавать? Это всё проделки сказочника Карло.
А вот когда Пиноккио и рыбы попадают в сеть – это для них общая катастрофа. Напрасно Пиноккио надеется, что это не его катастрофа потому, что он – не рыба. В воде – плавает, в сеть – попался, в сети есть известные рыбы. Значит, Пиноккио – рыба. Даже название есть – из семейства Деревянных Человечков. После приготовления, правда, выяснится, что этот вид рыб несъедобен.
В чрезвычайных ситуациях следует искать выход, а не рассчитывать на спасение потому, что ты не такой как все.

-----------------------------------------------------------------

29_ПИНОККИО ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ДОМ ФЕИ

В начале главы Пиноккио спасся от катастрофы. Её символизировал Зелёный Ужасный Рыбак. В конце – он попадает в тупик. Это закрытая дверь в доме Феи и Улитка Которая Никуда Не Спешит. Из Тупиков тоже следует искать выход. Если тупик – глухой и никто в нём не отзывается, придётся возвращаться назад и искать другой путь.
Однако если в тупике есть Улитка, следует спросить её обо всём – улитки ведь лишь медленно действуют, а отвечают быстро. Самое главное – набраться терпения. Это потому, что в тупике желания будут исполняться медленно. Исполнение их может оказаться не настоящим.
Не следует раздражаться и делать бесполезные действия, иначе в тупике можно и застрять.

---------------------------------------------------------------

30_ПИНОККИО ОТПРАВЛЯЕТСЯ В СТРАНУ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Эх, Пиноккио снова стало скучно. Фея это видит, и ничего сделать не может. Если бы она была – Фей тогда да, но, увы, фей – мужчин не бывает. А ведь даже Джепетто никак не придет, это часто бывает, папы часто уходят куда то. Часто в ту самую страну развлечений.
Как много Фитиль знает о Стране Развлечений, как будто он в ней уже был. Так он в неё уже попал. Фитиль не учит уроки – учителю скоро надоест ругаться. Он ничего не делает – мама и папа махнут рукой.
Однако что-то ему не хватает. В стране развлечений быстро становится одиноко. Фитиль всю свою хитрость и ум (а он умён) направляет на вовлечение Пиноккио в эту страну.
А Пиноккио? Ну что же, он всё ещё Деревянный Человечек. Подует ветер – Фея, он как дерево склонится в её сторону. Надо учиться, трудиться, не лениться.
Подует ветер – Фитиль, дерево Пиноккио склониться к нему. Ах, как хочется бегать, играть, есть пирожные с розовым ликёром.
И опять Пиноккио не задал вопрос: «Почему же, если в той стране так хорошо, все: Фея, Джепетто, полицейские, Кот с Лисой не перебрались туда?». Если б задал, значит уже начал превращаться в человека.

---------------------------------------------------------------------------------

31_ПИНОККИО ЗАМЕЧАЕТ

Какой странный фургон прибыл ночью, тихо. У осликов – сапожки, чтобы не было цоканья копыт. Хозяин такой хорошенький, упитанный. Как может быть Страна Развлечений? Откуда орехи, велосипеды, деревянные лошадки, и прочее для всех?
Пиноккио пришлось отдать целый цехин за ужин и ночь в гостинице для троих. Значит, кто-то платит кучу цехинов, чтобы эта Страна была. И этот кто-то хочет с выгодой получить свои цехины обратно.
Нечто очень похожее уже было. Это история про ужасного Рыбака. Он потратился на сеть, потрудился раскинуть её в море, развел костёр, чтобы привлечь рыбу. И всё для того, чтобы наесться жареной рыбы. Для рыбака – выгода, а для рыбы и Пиноккио – ужасная катастрофа.
Ужасные события ждут пассажиров фургона и Пиноккио. Его предупреждает об этом ослик. А он не понимает, не понимает.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 окт 2012, 09:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Вот дзенская притча (по памяти)

Ученик долго был у Учителя и никак не получал просветления.
Учитель сказал ему: «Пойди в люди и спрашивай у всех как обрести просветление».
Ученик пошёл и спрашивал.
Повстречался ему крестьянин, нёсший вязанку хвороста.
Ученик задал ему свой вопрос.
Крестьянин остановился, опустил вязанку.
Ученик воскликнул: «Я понял! Надо освободиться от повседневности!»
Крестьянин улыбнулся и вскинул вязанку на плечо.
Тут ученик и достиг просветления.

----------------------

Я полагаю, без труда не будет просветления, однако труд не создаёт просветления.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 окт 2012, 13:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Сергей, да, всё зиждется на противоречивых гранях. Пиноккио всегда находится между двух огней. Одна сторона говорит: будь послушным, будь трудолюбивым, учись. Другая сторона: расслабляйся, получай удовольствие от жизни. Там и там подстерегают ловушки. Когда Пиноккио лодырь - то мы видим негативные последствия этого отождествления. Когда Пиноккио становится прилежным и послушным - его подстерегают другие ловушки, и они не обязательно внешние; это и гордыня, это и чувство "избранности", это и доносительство, ведь однажды он выдал воровок - четырёх куниц и ему ничего не стоит по тому же принципу "сдать" своих товарищей-лодырей. И этот поступок будет иметь другую окраску, это будет уже настоящим оговором, которое мы видели во времена тоталитарных режимов: инквизиции, коммунизма и фашизма. Зелёный рыбак преподаёт Пиноккио урок равенства и солидарности.

Ребёнку, важно не попасть ни в то, ни в другое отождествление, а найти себя, свою индивидуальность. Вчера мой психолог дала нам список тёплых слов, которые мы должны говорить своему ребёнку. Вот например слова поддержки для детей 7-13 лет (мне кажется, в этом возрасте пребывает Пиннокио, когда он наконец-то попал в школу):

1. В школе ты можешь быть самим собой, я поддержу тебя в этом (Но Пиноккио выполняет установки учителя и Феи, он не является собою).
2. Хорошо учиться делать различные вещи своим собственным способом.
3. Хорошо обдумывать, пробовать, проверять их прежде чем усвоишь.
4. Ты можешь доверять своим решениям: единственное, что тебе нужно - это брать ответственность за последствия своих выборов. (Сам выбрал - сам виноват)
.

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 окт 2012, 15:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
КС, странное впечатление от Вашего текста. Нет связи с контекстом сказки. Это же 1881 год. В 1880 году Достоевский закончил «Братья Карамазовы». Обсуждали из романа «Легенду о великом инквизиторе». И «Сон смешного человека».
Это сейчас «…всё зиждется на противоречивых гранях. Пиноккио всегда находится между двух огней. Одна сторона говорит: будь послушным, будь трудолюбивым, учись. Другая сторона: расслабляйся, получай удовольствие от жизни. …»
Тогда «расслабляться» могли лишь важные сеньоры. Любой другой просто умирал с голоду или «выламывался из жизни». (Выломившиеся из жизни – обитатели «дна» пьесы Горького «На дне»)
Ребёнок по природе своей «важный сеньор». В сказке ему предъявляются два пути: трудиться – стать как все, народом; или выломиться – стать Лисой, Котом, Фитилём – осликом, куницами, фургонщиком … т.е. выломившимися из жизни.
Как остаться «важным сеньором» в сказке нет в принципе. Этот – единицы из народа у кого есть талант (Дар Божий), или единицы из «дна» - «Крёстные отцы»

Да, в наше время много людей так и остались «важными сеньорами» за счёт родителей или удачного устройства на тёплое местечко. «Дно» достаётся тем, у кого не получилось, не повезло. Отсюда и отсутствие тогдашней жёсткой дилеммы, и массовое распространение иллюзий на этот счёт.

«… Когда Пиноккио становится прилежным и послушным - его подстерегают другие ловушки, и они не обязательно внешние; это и гордыня, это и чувство "избранности", …» - это про драку? Это прилежание и послушание ещё не органичное. Потому товарищи – лодыри и смогли его кинуть. Настоящим прилежание становится лишь в конце когда Пиноккио зарабатывал деньги трудом.
«… это и доносительство, ведь однажды он выдал воровок - четырёх куниц …» неужели по Вашему этот поступок Пиноккио хоть сколь ни будь морально сомнителен? По Вашему получается что, да поскольку Вы дальше достраиваете именно предательство «… и ему ничего не стоит по тому же принципу "сдать" своих товарищей-лодырей. …».
«… Зелёный рыбак преподаёт Пиноккио урок равенства и солидарности. …» Это почему!? Равенство и солидарность не предполагают «Зелёного рыбака». Ни рыбы, ни Пиноккио не породили его. Равенство и солидарность «Зелёного Рыбака» - равенство и солидарность перед Катастрофой.

«… найти себя, свою индивидуальность.» - именно это и предлагает в своей сказке Коллоди. Только став частью народа (тогда) а не частью «дна» человек сохранял индивидуальность. Подозреваю, что это и сейчас – так, однако, не так просто, не просто так.

Контекст сказки – теперь уже давно ушёл в историю. Я полагаю, следует создавать новый контекст сказки. Это и делает Док в тернинге. Он же призывает всех делать это сочиняя назидания.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 06:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Сергей писал(а):
КС, странное впечатление от Вашего текста. Нет связи с контекстом сказки.

На самом деле, я связь улавливаю. Просто мы с автором этой сказки смотрим из двух противоположных точек. Менталитет западной и восточной Европы отличается. У писателя Гончарова есть два образа: немца - Штольца и русского - Обломова, мы когда-то в школе писали сочинение какой герой кому ближе: предпочтения разделились попалам. Мне был ближе Обломов. Почему у А.Толстого Буратино - так и не дошёл до школы? Да, потому что мы воспитаны на русских сказках, где герой на печке лежит и учится у волшебной силы. Кстати, многие русские сказки звучат в обработке А.Толстого. Но не смотря на разность менталитета, и лодырь, и "прилежный ученик" попадают к "зелёному чудовищу"; только один из школы, а другой с печи:
Сравнение сказок
В украинской сказке "Ох" колдун трижды сжигает своего ученика и возрождает его из маленького уголька. В этой сказке этот колдун описывается так: "Вот как повёл его Ох, так и ведёт прямо на тот свет, под землю, и привёл к зелёной хатке, камышом утыканной. И всё в той хатке зелёное: и стены зелёные, и лавки зелёные, и жена Оха зелёная, и дети, словом — всё-всё. А работницами у Оха мавки — такие изумрудные, как рута...".
Изображение
Иллюстрация к украинской сказке "ОХ" http://mirskazki.com.ua/skazkionlineua/860-ox.html . На зелёном фоне - зелёный колдун Ох

А вот как у К.Коллоди описывается рыбак, который обвалял в тесте Пиноккио, собираясь его зажарить и съесть : "И тут он увидел, как из пещеры вышел рыбак, который был так безобразен, так исключительно безобразен, что напоминал морское чудище. Вместо волос у него на голове торчал толстый пучок зеленой травы, все его тело было зеленого цвета, и глаза зеленые, и зеленая длинная-предлинная борода. Он был похож на гигантскую зеленую ящерицу, вставшую на задние ноги".
Изображение
Иллюстрация Марайа к сказке "Приключение Пиноккио"

Огонь в сказках сжигает прежние индивидуации героя. Пиноккио от возможности быть зажаренным и съеденным спасает собака, а значит новая "собь" - индивидуальность.

Немного по другому выглядит колдун "Ох" в мультфильме "Волшебник ОХ", Киевнаучфильм, 1971 г.:
Свернуть


Сергей писал(а):
Цитата:
«… Когда Пиноккио становится прилежным и послушным - его подстерегают другие ловушки, и они не обязательно внешние; это и гордыня, это и чувство "избранности", …»
- это про драку? Это прилежание и послушание ещё не органичное. Потому товарищи – лодыри и смогли его кинуть. Настоящим прилежание становится лишь в конце когда Пиноккио зарабатывал деньги трудом.

С трудом понимаю твою реплику, поэтому выскажусь об отношении к этому эпизоду. Мне видится, что прилежание и послушание Пиноккио в этом эпизоде проходит испытание. Ну, так положено, так и в жизни бывает.

Сергей писал(а):
Цитата:
«… это и доносительство, ведь однажды он выдал воровок - четырёх куниц …»
неужели по Вашему этот поступок Пиноккио хоть сколь ни будь морально сомнителен? По Вашему получается что, да поскольку Вы дальше достраиваете именно предательство «… и ему ничего не стоит по тому же принципу "сдать" своих товарищей-лодырей. …».

Моральное сомнение должно присутствовать - в любом случае. По "Культуре" показывали документальный фильма, о том, как работало Гестапо. Там приводили пример; в одном небольшом немецком городе работало всего два гестаповца, у которых вся работа сводилась к обработке доносов. Когда журналисты нашли оставшихся в живых доносчиков, те не могли объяснить свой поступок. Сомнение рождает размышление. В этой главе очень хорошо показано, когда не нужно быть "стукачом". Собака Алидоро не "сдаёт" Пиноккио, который объявлен преступником, и не каким-то вором, а, если говорить современными терминами, подозреваемым в покушении на УБИЙСТВО! Собака Алидоро побывала в море (тонула в море), море - символ первоисточника, и наверное, сумела что-то прочувствовать. Дело даже не во взаимовыручке (Пиноккио спасает Алидоро), Куницы ведь тоже предлагали схемку "взаимовыручки" - ты мне, я тебе. И дело даже не в разборчивости; кто преступник, а кто нет, кто хороший человек, а кто нет. А это другое совсем понимание (это понимание демонстрировал скандинавский правозащитник, забыла как его зовут, о нём была передача в "Серебряных нитях").

Кстати, Пиноккио никому ведь не выдал, кто же на самом деле запустил книгой в голову одного из мальчишек.

Сергей писал(а):
Контекст сказки – теперь уже давно ушёл в историю. Я полагаю, следует создавать новый контекст сказки. Это и делает Док в тернинге. Он же призывает всех делать это сочиняя назидания.


Согласна. Только добавлю: "архетипы" старые, а переосмысливаются они каждым поколением по-новому.

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Пиноккио и назидания
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 ноя 2012, 15:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
33_ОСЛИК ПИНОККИО НАУЧИЛСЯ ТАНЦЕВАТЬ И ПРЫГАТЬ ЧЕРЕЗ ОБРУЧ

Оказывается Господинчик стал миллионером превращая лодырей в осликов. Кажется смешной выдумкой. Однако в жизни есть очень похожее явление, только очень страшное. Это наркотики. Господинчики продают белый порошок людям, которые хотят радоваться без усилий. Очень быстро эти люди не могут жить без этого порошка, заболевают, теряют человеческий облик. Все силы они тратят на деньги, чтобы купить этот порошок. Господинчики становятся миллионерами.
Ослик Пиноккио сожалеет о прошлом учении в школе. Но ведь и здесь он – учится не менее трудным вещам. Вместо чтения – прыжкам через обруч. Вместо письма – танцевать на задних ногах, вместо арифметики – пробивать головой бумажные бочки. Вместо двоек он получает удары бичом по шкуре.
В школе Пиноккио на самом деле был свободен. Он мог лениться, не слушать учителя, делать уроки кое-как или наоборот, хорошо учиться. В цирке – у него нет выбора. Или делать, или удары бичом. А если не можешь – шкуру на барабан деревенского оркестра.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 64 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.049s | 16 Queries | GZIP : On ]