Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 09 дек 2016, 02:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Правила раздела:

1. К участию допускаются все зарегистрированные пользователи Форума.

2. Для открытия собственной рубрики необходимо подать заявку, отправив ЛС (личное сообщение) пользователю Афалина, с указанием:
- заголовка вашей рубрики
- основно....

Подробнее viewtopic.php?f=52&t=1555



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 янв 2012, 11:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
С подачи Ивана Журавского прочёл Книгу Мераба Мамардашвили «Кантианские вариации».
Много что понял, ещё больше – не понял. Главное же – почувствовал: Я стал немного другим. Немного – в том смысле, что я – тот же что и до прочтения и в то же время - очень даже другой.
Это действует то о чём говорил Мераб: «Ведь на мысль тоже распространяются законы жизни. Для многих вещей нужно быть живым. Если мы живы, то жив и Кант. И, наоборот, если Кант для нас жив, тогда живы и мы» Кант и Мераб живы.
Нашёл повод прочесть книгу ещё раз. При чтении некоторые места меня «цепляли» - возникали реакции – удивление, восхищение, соГласие. Прочитав же о различии математика и философа я подумал, что работа философа по сути медитация. Упражнение «Каково было Ваше лицо до рождения?» - рядовая задача для пятого (философского) класса. Я буду вытаскивать фрагменты из книги, которые по моему мнению подходят для медитации. Вот – первый.

У Канта есть одна очень странная фраза. … "Душа (не речь), преисполненная чувства, есть величайшее совершенство".
Под "преисполненностью чувств" Кант, конечно, не имеет в виду чувствительную душу.
Он имеет в виду состояние человека, который максимально долго находится в напряжении, в состоянии интенсивности восприятия и концентрации мышления.
Кант понимал, что само явление души, полной чувств, в мире есть чудо и невероятное событие.
Ведь часто там, где мы должны мыслить, мы тупо стоим перед вещами и смотрим на них.
Например, свидание, о котором мечтал несколько лет, наконец состоялось — и ничего нет, скучно, хочется, чтобы это свидание скорее кончилось.
Тогда действительно понимаешь, что душа, полная чувств, есть величайшее совершенство.
И что для Канта это не просто фраза, а событие в мире, у которого какие-то условия, не совпадающие с содержанием переживания души.
Например, у любовного волнения есть свое содержание, но еще есть условия волнения, не совпадающие с его содержанием.
У Пруста, кстати, по этому поводу есть прекрасное описание. Пруст-юноша мечтает о том, как в коляске прокатится с красивой дамой по Булонскому лесу. И он тут же описывает исполнение своей мечты: он действительно сидит в коляске, рядом с ним прекрасная женщина, но ничего не происходит, ни радости, ни волнения.

Душа, преисполненная чувства, есть величайшее совершенство


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 янв 2012, 14:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
… сочетание трех слов, промелькнувшее у Канта в работе "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика": вяжущая сила самопознания.
Мне в этой связи сразу представляется образ какой-то массы энергетически напряженных элементов, которые, если они не приведены в связь, разорвут тебя или окружающий мир на части.
То, что их соединяет в одну могучую единицу, излучающую энергию, и есть вяжущая сила самопознания.
Когда она выполнила работу — текст излучает когерированный луч.
... эпиграф Гердера, взятый им из римского поэта Персия, звучит так:
"Кем быть тебе велено богом и занимать суждено средь людей положенье какое. Это познай".
В этом весь Кант. Он с удивлением и недоумением смотрит вокруг себя, на людей (кажется даже, что он и нас видит), которые хотели бы, чтобы Бог был в мире сам собой, независимо от их нравственного усилия и от выполнения ими движения по траектории вяжущей силы самопознания.
Он видит, что эти люди хотели бы, чтобы мир был устроен до них, без них и после них так же надежно, и не понимает, как такое вообще можно предполагать, как можно прибегать к образу Бога в смысле такого устройства мира.
Ведь Я, движущееся по траектории вяжущей силы самопознания, есть элемент в мире, без которого этого мира не было бы.
Мир есть то, что создается после того и в зависимости от того, как каждый выполнит завет:
"Кем быть тебе велено богом и занимать суждено средь людей положенье какое. Это познай..."


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 янв 2012, 10:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2010, 15:34
Сообщения: 1213
В сочинениях В.Г.Белинского том2 со страници 93-где очень интересно описывается мировозрение, немецкое и французкое.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 янв 2012, 11:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
… как нам понимать вот такое высказывание Канта:
"Упование на Бога настолько абсолютно, что мы не можем вовлекать надежду на него ни в какие свои дела"
Понятно, да? Но выразить это понимание, объяснить его невозможно.
Как объяснить, что упование на Бога настолько абсолютно, что обращаться к его помощи и ожидать ее в своих действиях, поступках, занимая какую-то позицию, не следует, нельзя; то есть мы уповаем настолько, что не должны уповать.
Или, иначе говоря, если у нас есть надежда, то в нас нет действительного образа устроительного действия Бога.
Не может быть надежды как формы провоцирования Бога или хитрого расчета на него в своих делах.
Оберну это иначе. Кант утверждает, например, что мы свободны лишь потому, что виноваты, лишь полная вина делает нас свободными.
Как это понять? Мне это абсолютно понятно. Вам тоже.
Вот это и есть свет. Когда мы внутри него, мы понимаем.
Но нельзя о свете, который внутри тебя, говорить, потому что говорить — значит, по определению, говорить со стороны.


В действительности, конечно, семя и ядро того, о чем я говорил сегодня, —
в уповании на Бога, которое настолько абсолютно, что нечего уповать,
в том, что вина настолько полна, что можно быть свободным, то есть ответственным и вменяемым,
что только потому, что мы такие жалкие, мы можем быть высокими, то есть нравственными,
и что если мы не стремимся быть богами, тогда в нас родится нравственный свет и мы окажемся в сфере нравственности.

Это семя в античном смысле слова, ядро, из которого все вырастает и которое содержит все во всем.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 янв 2012, 08:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Пока человек не пришел в движение, любой ученый — с бездной мудрости в голове, — он такой же, как и рядом сидящий тупица, считал Кант и говорил:

приведите человека в движение каким-нибудь вопросом, и
он во время рассказа, или объяснения, или доказательства
сам для себя с удивлением обнаружит, что
знает такие вещи, которые даже не предполагал.

мы читаем фразу Канта:
"Я, конечно, никогда не скажу всего того, что думаю,
но всегда буду говорить лишь то, что думаю,
но, наверное, никогда не скажу всего, что думаю".

… мы всякий раз заново должны начинать искать свое место в мире.
Оно отведено нам, можно не беспокоиться, оно есть для каждого, — только нам трудно узнать, потому что окна нашей души замазаны и загрязнены, засорены.
Их надо прочистить.
Философия и есть один из человеческих, жалких способов прочищения

… нам часто снится типичный сон, что нам угрожает какая-то ужасная опасность и мы от нее должны бежать, мы двигаем ногами, а они вязнут — как выразился немецкий поэт Готфрид Келлер, как будто скачешь без коня.
Так вот, если что-то поймешь, то как бы просыпаешься с ощущением стыдного пробуждения от дурного навеянного сна, оглядываешься вокруг, вновь завязывая порвавшиеся духовные нити, нити годов, дней, столетий, стран.
Думаешь невольно: господи, как вообще все это могло быть и кем навеяно? Как мы могли забыть — что, когда, почему?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 янв 2012, 08:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Фанатиков он определяет (в маленькой работе "О болезнях головы") как людей, которые находятся в состоянии непосредственного вдохновения и чувства по поводу несомненного для них общения с небесными силами.
...
Непосредственное нравственное чувство, если оно испытано и понято,
не нуждается в излишествах в смысле построения, пристроения к этому чувству
каких-либо сложных машин проникновения в метафизический мир.
Фанатик — это жертва химеры излишества.
Он-то знает, как устроен действительный, то есть тот мир, —
а действительным миром, конечно, является только тот мир, а не этот.
...
И вот эту замеченную им хитрую рассудительность Кант выражает следующим образом.
Он говорит, что химера излишества — это излишнее для нравственности знание о том,
как устроен тайный и высший мир, или, что то же самое, тайный мир будущего,
мир, в котором мы на самом деле живем.
Хитрая рассудительность состоит в том, чтобы посредством подчинения
(расшифруйте: подчинение идеалу, законам истории, подчинение колесу истории,
которое известно фанатику, находящемуся как бы в непосредственном вдохновении и
близком общении с железными законами истории,
на службе их неумолимого движения по земле)
вовлекать в свои дела и планы высшее существо.
Вот в чем Кант видит хитрость —
посредством такого видимого подчинения неумолимым законам истории
вовлекать в свои дела и планы высшее существо.
Такая подмигивающая хитрость "я подчиняюсь" заключается в несомненном для меня убеждении,
что высшие силы существуют для меня, что я их использую, что они служат мне в моих планах и делах.
...
... истинное, исходное для философа чувство — понимание того, что то, во что мы верим, абсолютно, и полагаться на это, вовлекать это в свои расчеты нельзя.
...
Кант хотел жить в мире, в котором он с его предназначением и выполняемыми актами жизни и мысли не был бы лишен места.
Мы лишние, если действительно можно придумать и построить или Бог может придумать и построить
такой правильный и упорядоченный мир, который, будучи предоставлен сам себе,
мог бы оставаться, пребывать упорядоченным и правильным.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 янв 2012, 08:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
"Предрассудок как бы создан для человека, он содействует беспечности и себялюбию —
двум свойствам, от которых можно избавиться, лишь отказываясь от человеческой природы.
Поэтому, до тех пор пока тщеславие будет еще владеть умами людей,
предрассудок будет оставаться в силе, то есть он никогда не исчезнет".

В других местах Кант говорит об этом словами: леность и трусость.
Они органически присущи нам, они есть то, что держит нас, нашу душу в тюрьме, и
отказаться от них можно, только отказываясь от человеческой природы,
но как бы мы от нее ни отказывались — мы люди и,
поскольку мы принадлежим человеческой природе,
в нас будут каждый раз порождаться эти леность и трусость,
держащие нашу душу в плену

… каждый раз; то есть все время снова приходится все делать, каждый раз заново,
независимо от того, свершился ли мир до этого момента,
проявилось ли в нем действие законов, упорядочивающих мир,—
все прошедшие времена безразличны, ибо
теперь и сейчас ты должен воспроизводить из себя и мир и себя в мире.

Декарт называл это еще теорией непрерывного рождения, или
непрерывного поддержания Богом мира, то есть непрерывного участия.
Нельзя одним актом раз и навсегда установить мир.

...[фраза] "каждый раз" выражает у Канта твердое сознание, что
мы не можем придумать и построить такой правильный и упорядоченный мир,
который, будучи один раз заведен,
мог быть предоставлен сам себе и двигаться упорядоченно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 янв 2012, 12:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
… в содержании знания будут какие-то конкретные законы, но
само содержание закона и факт извлечения закона — разные вещи.

Кант идет со стороны факта извлечения закона — того, что
я занимаю место в мире и это такое место, что
по законам мира, в котором я занимаю место,
я об этом мире могу что-то узнать, чему-то научиться необратимым образом.

Потому что факт научения есть необратимый факт, меняющий состояние мира.

Мы не можем вернуть мир в прежнее состояние, посмотреть на него со стороны,
как он есть вне и до необратимо происшедшего акта извлечения опыта.

Причем речь должна идти о таких изменениях,
о которых некто изменяющийся знает как о своих,
как об изменениях своего состояния души.

Ведь можно иметь изменения и не знать о них.

Такого рода изменение не есть восприятие.

Некое живое существо может иметь изменение и даже не знать о том, что
оно это изменение имеет, что его состояние изменилось.

Эту тему Канта я сокращенно назову темой вождения кем-то.
Более поздний Кант будет выражаться так:
в нашей душе может быть игра представлений,
являющаяся фактически игрой нами,
мы можем иметь изменение состояния,
не зная об этом и, следовательно,
не восприняв мир.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2012, 08:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Здесь Кант имеет дело с тем, что …
называется откровением, откровенно полученным.

Это откровение и есть та символическая структура сознания,
внутри которой Кант мог, например,
отстраняться от возможной игры представлений, то есть
от возможного вождения нас кем-то другим.

Эта тема вынырнула из глубин того,
как вообще наша душа устроена, и
что мы можем знать, и
чего знать не можем, и
как мы знаем,
если что-либо знаем.

Если мы что-либо знаем,
то знаем вполне определенным образом,
если попали на путь, у которого есть своя структура.

На этом пути, в этой структуре сознания
Кант как раз и отстраняется, смотрит косвенным взглядом.

Потому что существо,
которое само сокращалось бы вместе с сокращением того,
чем оно пользуется как меркой,
могло быть спасено,
только получив дар косого взгляда,
то есть взгляда сбоку,
если бы оно не оставалось внутри взгляда,
а каким-то образом смогло
увидеть себя в точке своего соприкосновения,
во взаимодействиях с физическими силами.

… не только взаимодействовать, но и увидеть себя в точке взаимодействия.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 фев 2012, 08:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Возвращаюсь к тому, что я назвал откровением.
Говоря на другом языке, это то, что мы должны принять.

Я сказал, что внутри структуры сознания, а она символична,
мы только и можем впервые (и Кант это делает) отстраниться, высвободиться и
посмотреть на себя в точке взаимодействия с вещами.
Но не изнутри взаимодействия,
потому что если бы мы были только внутри взаимодействия, то
мы даже не знали бы, есть ли у нас представления.

Иными словами: если восприятие — то только осознаваемое восприятие.

Конечно, абстрактно говоря, в мире могут существовать какие-то психические акты,
внутри которых мы оказаться не можем.

Мы можем оказаться только внутри своих психических актов.

Но даже если предположить мир, наполненный чувствительностью, где,
как принято выражаться, "ощущение есть всеобщее свойство материи",
остается неизвестным, как о нем судить.

Кант считает, что о таком мире судить как раз нельзя, что
мы можем говорить об ощущении лишь тогда, когда
есть осознаваемое ощущение, то есть такое, в котором
я осознаю себя или знаю себя в качестве субъекта собственных изменений состояния
(а ощущения есть изменения состояния).

Так вот, увидев себя со стороны во взаимодействиях, то есть
увидев себя в точке воспринимающим,
увидев себя видящим, по Канту, я оказываюсь в ситуации, когда
должен что-то принять внутри другой объемлющей ситуации.

…. выскажу догматически один тезис:
то, что мы принимаем или должны
принять на уровне откровения,
не имеет ограниченного смысла и
не раскрывается в терминах мира (мирского) и
лишь поэтому его можно принять.


Держите внимание на этом принимаемом и вспомните, что я говорил о
кантовской теме вождения или теме игры нами.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2012, 13:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Философ, оказавшись в ситуации, которую я назвал "принятием", спрашивает — кому открывается?

Кому говорит откровение?

И как истинный философ отвечает: тому, кому уже открылось.

Чтобы принять откровение,
нужно его уже знать,
оно уже должно быть,
иначе мы не могли бы его даже узнать.

Кант говорит, что мы не могли бы вообще рассуждать о Боге и бессмертии,
о вещах в себе или сверхчувственном,
если бы эти цели, неограниченные и неразрешимые в терминах этого мира и
называемые призванием человеческого существа
(призвание, или откровение, по Канту, — это то, что
не ограничено условиями и пределами земной жизни, что
не исчерпывается и не разрешается в ее границах),
не были бы откровением откровенно призванному.

То есть откровение должно лежать в основе откровения;
добрый человек добр — это тавтология.

… мы всегда внутри тавтологии нравственности.
Мы не можем ее расцепить, если захотим узнать, откуда она.

Так же как мы не можем расцепить и тавтологию разума, если захотим узнать,
откуда и как образовались те формы чувственности и рассудка, которые у нас есть.

если у нас уже есть тавтология нравственности,
если есть та форма чувственности, которая есть,
если есть тот разум, который есть,
— то нет необходимости внешнего сравнения, достаточно
понять, что это.

Никакой прогресс цивилизации, прогресс науки, техники
не имеет отношения к узнаванию.

К узнаванию себя в качестве человеческого существа.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 фев 2012, 09:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Мы не можем познавать,
не можем построить корпус познания, …
если не поймем следующей вещи:
есть нечто, что мы берем из опыта принимаемых фактов,
они фактичны лишь потому, что
даны, а не потому, что
наглядны и предметны.

И это особый опыт — опыт свободы,
опыт сверхчувственного,
метафизический опыт.

Мы оказались в этой действительности, когда
приняли невыводимую возможность данной истины,
потому что выводимость ее возможности была бы
нарушением принципа определения своего места,
принципа незаместимости и призванности твоего акта,
который только ты можешь совершить,
акта индивидуации, или конкретизации.

Эту большую интуицию Канта я могу выразить еще так:
уже дано, и
тогда кое-что мы можем,
а что-то не можем.

Проблема Канта рождается из того, что
предшествующая метафизика, в том числе и лейбницевская,
едва не испарила мир в знании.

Человек
как познающее существо,
как живое, нравственное существо
все более оказывался призраком,
почти элементом божественного сновидения.

Все становилось ирреальным
по сравнению с глубиной и бесконечностью
божественного знания.

А Кант высвобождает место для действия, говоря:
понимаю мир как такой,
в котором ничего не из чего не вытекает.

Пространство и время не призрак, скажет Кант.

И придет он ко всему этому,
уцепившись за следующее понимание акта восприятия:
когда мы можем сказать, что
акт восприятия совершился,
мы уже находимся внутри определившегося мира, поскольку
имплицитным элементом самой возможности установить,
воспринято или не воспринято,
является пространство, или пространственная расположенность.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 фев 2012, 11:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
… внутреннее биение нерва мысли Канта — это проблема:
не призрак ли я в этом мире.

Или, иначе говоря, проблема реальности.

Очень странная вещь.

На основании моего опыта жизни и чтения
у меня сложилось твердое убеждение, что
у так называемых идеалистов было
какое-то рвение, какая-то плодотворная страсть
доказать реальность мира, реальность вещей вне нас.

Тогда как у материалистов,
какими были, скажем, Гольбах или Гельвеций,
такого рвения не было.

Им это казалось само собой разумеющимся.
Поэтому очень часто их воображение тупо молчало,
мысль не приходила в движение.

Рука не уставала бить кремень о металл,
но искры не высекались.

Это пример того, как опасно считать что-то
само собой разумеющимся.

А с другой стороны,
опасно в присутствии дураков проявлять рвение,
доказывая реальность внешнего мира,
потому что по ходу доказательства
ты многое ставишь под вопрос,
многое становится сомнительным и
слишком много ограничений накладывается
на человеческое познание и сознание,
на его возможность что-либо утверждать о вещах.

Мы очень не любим ограничений,
хотя всякий грамотный физик и математик, и
даже не очень грамотный философ,
скажет, что научная мысль начинается с запретов.

Законы науки есть прежде всего ограничения.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 фев 2012, 08:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
И когда Кант говорит о мире,
частью которого мы являемся, то
в этой формулировке у него присутствует
устойчивая тема некоторых сущностей,
которые могут находиться вне связей нашего мира,
образовывать совершенно особый мир.

Он особый потому, что образуются эти сущности
по пространственной связи какого-то иного рода.

Причем располагаются в точке, где
мы определились согласно своему пространственному расположению, а
другой мир не знаем и не видим.

Не обязательно предполагать другой мир где-то
на бесконечных, миллионных расстояниях —
достаточно допустить множественность миров
в метафизическом смысле, то есть даже в точке.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Кантианские вариации
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 фев 2012, 07:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Кант отталкивается от экзистенциального принципа cogito,
то есть принципа существования Я,
когда в мире возможны акты познания.

И в этой связке у Канта есть одно интересное различение:
того, что можно воспринять, не зная и
не задавая вопросов о причинах воспринимаемого, и
того, что нельзя воспринять, не зная.

Маленький пример.

Представьте себе, что кто-то,
принадлежащий к другой, инопланетной цивилизации,
наблюдает театр на Таганке или японский театр.

На сцене движутся люди.

Допустим, что этот кто-то обладает таким словарем знания,
в силу которого он узнает,
что это человеческие существа,
движущиеся и что-то говорящие
на какой-то деревянной площадке.

При этом он может соотнести
произносимые слова с некоторыми предметами.

Сказанное ими слово и
одновременное указание пальцем на предмет
соотносятся в его сознании, и тогда
слово приобретает значение.

Однако что он мог бы понять в этом представлении?

Очевидно, существует то,
чего он не мог бы понять,
если бы не знал, что это театр!

Ведь знание о том, что это театр,
не задано внешним описанием,
оно дополнительно к нему.

Если вы не знаете, что перед вами театр,
то ни из чего, что говорится и делается на сцене,
не вытекает знание, что это театр.

Вы должны уже знать, что это театр,
чтобы воспринимать все как театр.

Так же как вы должны знать,
что трековые следы в камере Вильсона есть следы частиц,
ибо сами следы не несут на себе надписи "мы частицы".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.042s | 18 Queries | GZIP : On ]