Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Кантианские вариации
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=1054
Страница 3 из 5

Автор:  Сергей [ 01 мар 2012, 08:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

На волне эмоций Кант пишет стихотворение,
где пробивается всегда одна нота:
не думай истинно, чтобы
поступать истинно, а
поступай, чтобы
мыслить истинно.

Для Канта существует своего рода естественный
… предел всякой социальной и этической теории.

Этот предел устанавливается вопросом —
как нам жить и поступать?

Размерность развития теории
не совпадает с размерностью вопроса —
как нам жить и поступать?

Повторяю,
поступать нужно сейчас, и
каждый акт жизни,
совершённый сейчас,
содержит в себе все целое жизни.

Мы в нем целиком присутствуем,
независимо от того,
что узнаем через год,
как мы разовьемся через пять лет,
каким светом теория, идущая постепенно,
осветит нам наше
действительное положение в мире и
последствия наших поступков.

Это предел,
налагаемый на любые
теоретические рассуждения.

И это именно предел в мышлении
для всякой теории вообще.

Он звучит простым вопросом,
уловить его предельность сложно,
потому что вопрос кажется очень простым.

Поэтому и трудно настроиться,
чтобы увидеть вещь в другом срезе.

Кант рассуждает об этом так:
что я должен думать,
имея в виду, что то,
что я должен подумать по этому поводу,
я не могу отложить на завтра,
когда еще что-то выяснится...

Автор:  Сергей [ 02 мар 2012, 10:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

у Беркли чувственные вещи
суть божественные идеи в том виде,
как они предстают или представлены
конечным человеческим духом.
В собственно божественном восприятии,
то есть в некоем бесконечно мощном мышлении,
они прообразы и архетипы,
в конечных же духах,
то есть в том виде,
как они представлены
конечному сознанию,—
это идеи

… Беркли и проделал свой эксперимент,
рассуждая о том, что Бог
не имеет сенсорного аппарата и
не может воспринимать чувственный мир.

… Бог вообще
тогда и не мог бы познавать, ибо
не отличал бы предметы от
проявлений самого себя, от своих состояний.

Итак, Бог не имеет сенсорного аппарата,
кроме того,
он бесконечен, независим, активен и совершенен.

Он не воспринимает последовательности идей и вещей.

Прошлое, будущее, настоящее —
все актуально существует для божественного духа.

Внутри него мы не можем —
это было бы нелепо, нарушением любой логики —
располагать что-нибудь в последовательности.

Отсюда Беркли делает очень простой ход.

Поскольку мы показали, что
воспринимаемое Богом качественно отличается
от того, что воспринимается конечным духом,
поскольку пространство и время
сведены к видимости,
обязанной положению человеческого наблюдателя, то
отсюда получаем вывод об иллюзорности, или
галлюцинаторности,
всякого опытного, чувственного познания.


И вот из этого хода рассуждения
каким-то смещением взгляда
Кант приходит
к прямо противоположному выводу.

Он делает вывод о единственной
возможности конечного познания,
о счастливом обстоятельстве,
о позитивной силе конечного ограничения,
накладываемого наглядностью.

Кант говорит так:
только конечное и делает познание возможным.

А его успех вероятен.

Или:
конечное делает познание возможным,
а его успех вероятным.

Именно пространственно-временной характер
нашего конечного восприятия
и делает это возможным.

Это слабость, делающая познание возможным.

Тем самым божественное, бесконечное
получает статус неопределенного,
не являющегося идеальным объектом
особой способности человека.

Как конечные существа
мы имеем иллюзорный, или галлюцинаторный опыт,
но у нас, слава богу,
есть способность трансцендирования —
актом трансцендирования
мы можем ухватывать
некоторые особые сущности,
специальные предметы,
только этому акту и доступные.

Автор:  Эльмира [ 02 мар 2012, 16:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Сергей, не перестаю удивляться идее писать философские тексты как СТИХИ! @->--

Автор:  Danilin [ 03 мар 2012, 17:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Эльмира писал(а):
Сергей, не перестаю удивляться идее писать философские тексты как СТИХИ! @->--


Такой жанр принято называть "верлибром" и... я что-то не припомню талантливых примеров этого жанра на русском языке за последний век. Даже отзывы писать боюсь, что бы не сбивать дыхание этих замечательных страниц. Спасибо, Сергей!

Автор:  Сергей [ 05 мар 2012, 11:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Эльмира, Док, - я и сам в удивлении. Это всё Мамардашвили. Я лишь вытаскиваю яркие фрагменты и делю на строчки - чаще всего по запятым, иногда - по впечатлению.
Я рад, что получается нечто большее, чем просто цитирование.

Автор:  Сергей [ 05 мар 2012, 11:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… термин "форма" прилагается
не к чему-то, что трансцендентно
по отношению к опыту, а прилагается
к стихии, или медиуму, или среде самого опыта, и
тем самым составляет
внутреннюю ткань опыта, узлы ткани опыта, а
не какие-то особые предметы,
которые лежали бы вне этого опыта.

… проблема Всего, или Одного,
или проблема формы,
формальной материи мира,
трансцендентальной материи мира.

… мы всегда должны предполагать, что
есть что-то, что отличается от того, как
это что-то нам предстает.

Таким внутренним,
о котором мы ничего не знаем,
являются в том числе
сущностные силы.

Те, которые есть,
которые существуют, — и
одновременно их нет нигде в мире.

… мы представляем себе так, что
мы начинаем идти и
это целое, или бесконечность,
стоит в конце нашего движения.

Кант же показывает, что тотальность,
которую мы предполагаем выполняемой,
если она и выполняется где-то
в конце нашего движения —
она в действительности
в начале движения к ней.

… эфиром, или элементом,
в котором совершается дедукция,
является идеал разума,
то есть абсолютное Я,
один из идеалов разума, идея — и
она не в конце вовсе, а
в начале.

… полемизирует со Сведенборгом … очень деликатно.

… везде, где фигурируют термины
"сверхчувственное воздействие" или
"невидимая системная организация духов"
... Кант … говорит:
очень может быть, что есть
какая-то наша связь
с невидимым миром и с его существами,
находящимися между собой
в некоторых потусторонних связях.
"Когда я имею такого рода представления —
если имею
(Кант не спорит, имею или не имею), то я
не сознаю себя в качестве человека, а когда я
сознаю себя в качестве человека, я
не могу иметь эти представления"

Ниже сознания мы спуститься
ни к чему не можем, и
это очень существенно, потому что,
находясь в мире, в котором происходит
взаимодействие, полное общение,
мы допускаем или предполагаем, что
душа содержит в себе
отражения всего мира.

Автор:  Сергей [ 06 мар 2012, 07:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… лейбницевской идее бесконечного анализа.

Лишь человеческая ограниченность,
лишь связанность человека с материей,
как полагает Лейбниц,
делает темными те представления, которые
в нем, в душе как целом, имеются.

Отсюда у Лейбница появляются
бесконечно малые, как он выражался,
аппетиции, или апперцепции,
которые лишь в силу тяжести материи
живыми существами не осознаются.

Кант вводит феномен сознавания таким образом, что
тот содержит в себе конечный предел:
везде, где мы говорим о сознании,
мы не можем говорить о ясном или неясном сознании —
это всегда сознание.

Поэтому Кант разводит
мир сна и мир бодрствования.

… если мы говорим о каких-то представлениях,
называя их сознательными и
отличая от сновидений,
которые мы не знаем, то
в них присутствует все сознание целиком.

Не существует меньше сознания или больше сознания.

Могут быть лишь другие явления,
которые закрывают сознание.
Поэтому мы не можем, скажем,
непрерывным образом перейти от
некоторой допустимой гипотетической
разновидности сознания во сне,
какого-то иносказания —
к сознанию.

Если мы применяем термин "сознание" и
если какое-то представление
оказывается сознательным,
то есть мы знаем о нем, —
то это и есть сознание.

Мы не можем перейти от некоторого
тайного мира сновидений, или грез ясновидца,
к миру, в котором мы говорим
о предметах, о связях, о действиях, о явлениях.

Лейбниц говорил о нефизическом действии,
называя это предустановленной гармонией.

Тем самым предполагалось, что
Бог отладил два параллельных ряда явлений —
в данном случае внешнее воздействие и
внутреннее состояние —
таким образом, что всегда
на внешнее и происходящее на
далеких расстояниях и временах
имеется соответствующий ответ.

Кант же говорит — нет.
Мы не можем допустить
нефизическое действие,
однако мы должны допустить
физическое действие,
не принадлежащее миру или
не находящееся внутри него.

Кант называет это границей мира,
другое имя — трансцендентальное
абсолютное Я.

Он будет называть это также
абсолютным пространством и временем
как идеалом разума.
И каждый раз это будет нечто,
внутри чего определяются предметы
в их отношениях друг к другу,
но что само не является частью мира.

Автор:  Сергей [ 07 мар 2012, 07:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Кант, отличая
философствующего человека от нефилософствующего:
нефилософствующий человек есть человек,
находящийся в мире и
не являющийся границей мира.

Кант показывает, что
само стремление к наслаждениям,
придание ценности наслаждениям
неминуемо порождает
противоположные предметам наслаждения
неприятные предметы, которые как бы
уничтожают эти приятные предметы.

Увеличивая силу наслаждения
от какого-то предмета,
мы увеличиваем неприятность всегда
имеющихся эмпирических препятствий
для нашего наслаждения.

Имея целью увеличить наслаждение,
мы увеличиваем тем самым неудовольствие.

Кант берет эти силы на точке их
взаимного уничтожения,
или приведения к нулю.

Мышление о мире, или
философская позиция, для Канта
есть пограничная позиция, то есть
помещение себя на границе так, чтобы
все действующее в мире было
в этом смысле нулевым.

В этой форме Кант выражает
очень древний мотив философского умозрения —
совпадения, или совмещения,
противоположностей.

Истинный мудрец не может бегать
за наслаждениями именно потому, что
каждой силе в мире есть противоположная, а
философское видение жизни и мира
предполагает совмещение, или держание,
противоположностей,
обращающее содержание мира в нуль.

О мире мы мыслим
в терминах законов, но
объяснять согласование законов
в терминах самих законов
мы не можем.

Для этого нам нужно дополнительное понятие.

Это понятие Одного, Всего или
некоторого божественного существа,
которое, в свою очередь,
не может и не должно быть
поставлено в предметный ряд
в качестве предмета наряду
с другими предметами.

Природа философского мышления,
следовательно, и состоит в том, чтобы
утверждать, что в мире имеет место Бог, что
есть такой предмет, называемый Богом, или
предмет, называемый Одним или Всем.

Автор:  Сергей [ 11 мар 2012, 07:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… понятия мировой связи и единства вещей,
которые суть основа
доказательства бытия Бога.

Понятие бога,
некий квазирелигиозный концепт
божественного интеллекта и
божественного действия
не есть просто бантик или пришлепка
ко всему корпусу, или зданию,
классического физического и философского
мышления XVII и XVIII веков.

Понятие бога нельзя выкинуть
как причуду, как оставшийся след
непоследовательности Канта или Декарта,
как некоторый признак их личной
религиозной богобоязненности, набожности.

Все эти последние вещи
лежат в сфере религиозного познания и
являются элементом его истории.

Мы же находимся в сфере философии и науки.

И здесь мы четко видим, что
концепт бога в самом
корпусе и здании мышления
не есть теологическое понятие, а
есть необходимое звено, необходимый элемент,
посредством которого или
через косвенную форму которого —
через рассуждение о некотором
гипотетическом божественном сверхмощном,
нечеловеческом интеллекте — нами
рассматривается вопрос о частных законах, и
мы понимаем, что
законы эти появляются в нашем мире и
сами термины их даются после того,
как что-то случилось.
...
Исходная интуиция Канта
связана с необходимостью
обращения внимания на объяснение мира,
на то, как мы объясняем мир и
какие ограничения этого объяснения
на нас накладываются.

Например, когда мы объясняем мир,
мы уже своей душой
занимаем место в этом мире
и это — ограничение, накладываемое на нас.

Понимая это ограничение,
мы понимаем, что
миры множественны и мы не должны
разделять, расчленять в понятиях
саму возможность возможностей,
поскольку сама возможность опыта
впервые дала нам термины,
посредством которых
мы и определились в мире, и
эти термины нельзя второй раз использовать, чтобы
сам этот мир откуда-нибудь вывести.

Кант сразу понял —
может быть, потому, что он был протестант,
то есть человек делания чего-то на месте,
без ожидания последних оснований или
того, что свершится весь мир и наконец
все станет ясным.

Потому что ведь
любое наше действие является элементом
бесчисленных связей и их переплетений, и
если бы мы для того, чтобы
действовать по истине, ожидали бы
распутывания этого бесчисленного
нагромождения связей, то
никогда бы не действовали.

А мы действуем сейчас. Hic et nunc.

Автор:  Сергей [ 13 мар 2012, 09:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… произведение искусства
мы рассматриваем как
продукт непреднамеренного действия
или, что одно и то же,
гениальности, или стихии.

Слово "стихия" я здесь беру в особом значении —
элемента, связующего и всеохватывающего все
отношения и части мира,
самого являющегося миром или
его границей.

Это некоторая странная граница,
потому что для Канта она существует
внутри каждой точки мира и
она не поддается наглядному представлению,
например в виде территории, которой
положена некоторая граница.

Граница — это то, что пронизывает
изнутри все части или точки
охватываемого ею пространства


Он над ними много думал,
упершись взглядом в башню,
которая была видна из его окна и
созерцание которой ему было
совершенно необходимо.

Созерцание часами, настолько, что когда
через несколько лет там выросло дерево,
разрослось и закрыло своей кроной
вид на башню,
Кант был совершенно в отчаянии.

В таком отчаянии, что
можно было подумать, что
единственным и самым интенсивным
событием в жизни Канта было
смотрение на эту башню.

Но сосед был настолько любезен, что
обрезал верхушку дерева, для того чтобы
Кант мог продолжать смотреть
на верхушку этой башни.

Кант обсуждает проблему пустот,
имея в виду пустоты нашего
действия и актов мысли, если под
актом мысли понимать не просто
содержание мысли, а
тот факт, что она извлечена —
я подумал.

В познании, говорит Кант, мы можем,
а в этике должны.

В первом случае "можем" тоже
имеет оттенок долженствования, но
долженствование здесь не обязательно,
в принципе мы могли бы не познавать,
не заниматься этим делом,
долженствование возникает, если
мы уже занимаемся познанием.

Но в жизни мы поступать должны.

И вот мы поступаем,
и мы мыслим,
думаем о деле именно это,
а не другое.
Мы, говорит Кант,
должны и можем — в пустоте,
в такой ситуации, когда
для нас в принципе нет
знания или данности всех
относящихся к делу обстоятельств.

Автор:  Сергей [ 14 мар 2012, 08:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

проблема не просто в том, чтобы
описывать мир, а еще и в том, чтобы
описание понималось.

Не мир понимался, а
описание понималось.

То есть возможно описание мира
в некоторой особенной системе отсчета,
с которой мы не можем быть сообщены, — и
тогда это не будет для нас описанием.

Знание других возможных существ не является
по отношению к нам —
поскольку мы с ними не находимся
в связи взаимопроникновения, или
общения, или сообщности, —
некоторым описанием,
мы вообще не могли бы воспринять это
как описание.

Такие описания были бы для нас
вещами, которые мы должны
не понимать, но анализировать
как вещи.

Ведь вещи мы исследуем,
а явления духовные мы понимаем.

Скажем, бином Ньютона мы
не усваиваем путем исследования,
но понимаем.

А понимание, в отличие от знания,
располагается у Канта на этом
всеохватывающем, поперечном по отношению к
движению времени срезе, поперечном к той
плоскости, в которой развертывается
наш эмпирический опыт.

… определение времени —
неуловимое, ненаблюдаемое, невыразимое,
нечто, обладающее частями
в зависимости от связи целого,
или то,
сами части чего определяются
в зависимости от связи целого.

… вызывающей наибольшие возражения
в современной феноменологической и
экзистенциальной философии,
является фраза:

"Должно
быть возможно, чтобы
я мыслю
сопровождало все мои представления".

…за этой фразой стоит
не требование
того, что мы должны
сопровождать какой-то
психологической реальностью,
какой-то тенью Я,
рефлексивной тенью себя самих
как психологических существ
все свои представления.

И в феноменологии, и в экзистенциализме
уже показано, что это
ирреальная картина нашей психики, что
нет такого сопровождения.

Представление "я мыслю"
есть задание структуры сознания.

По структуре сознания показывается что-то.

Автор:  Сергей [ 15 мар 2012, 08:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… человек в философии Канта
не есть объект науки или объект познания,
но есть объект, дающий язык.

мы не можем иметь
знание завершенной бесконечности,
такого рода знание недопустимо
в корпус научного знания.

И вот Кант вдруг говорит, что
пространство и время
суть бесконечное как данное.

Не — проходимое, а данное.

Время, говорит Кант, есть миг —
не временная последовательность,
не временное течение,
а миг, когда я что-либо понимаю.

А в самом миге
никакая последовательность
не определена.

Расположившийся миг
есть подвижное состояние,
которое смещается подобно центру,
который везде.

Это на самом деле
очень древняя метафора, или формула,
которая определяет Бога
как сферу, центр которой везде,
а периферия нигде.

у этого сознания окажется два рога —
один, уходящий в единичные созерцания, и
другой, уходящий в разум
как в сверхчувственный субстрат мира,
в сверхчувственную материю.

И раз это так, то
мы должны это принять,
ниже этого мы спуститься не можем, и
вверх тоже нельзя, потому что
трансцендентная операция запрещена.

Приняв это,
мы окажемся в мире, где
сознание читает, или считывает, показания
аппарата отражения, то есть нашего
чувственного психического устройства,
в том числе и искусственного, то есть
наших приборов.

Считывание сознанием показаний
аппарата отражения
макроскопично, или классично,
в силу предпосылки необратимости
времени и знания.

Кант будет выполнять
геометрическую аналогию на случае
оптической геометрии, и
у него появятся слова
"воображаемый фокус", "отражение",
"рефлексия" в смысле отражения лучей.

Он будет, с одной стороны,
рассказывать о том, что
"привидения" порождаются в разуме,
понятом как пространство и заданном как
система взаимоотражающих зеркал, где есть и
мнимые фокусы

(идеи являются мнимыми фокусами —
по буквальной формулировке Канта).

… у него будет дан образ человека,
который смотрит в некоторый
магический кристалл и
видит в нем себя.

А вся система понятий выстроится как
система уничтожения или обрезания
всех этих приведений разума как
способ остановки бесконечного
умножения самого себя
в пространстве и времени как созерцаниях,
потому что иначе получается
замкнутое размножение
образа самого себя,
смотрящего на самого себя,
смотрящего в предмет, и
так далее.

Автор:  Сергей [ 16 мар 2012, 11:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… существующим
является только тот мир,
который смог явиться.

… существующим для Канта
является мир,
частью которого мы являемся.

Это такой мир,
внутри которого мы возможны
в качестве явления, или
эмпирической стороны
некоторой логической личности Я.

То есть мир должен быть таким,
чтобы в нем могла случаться, или реализоваться,
эмпирическая сторона, что
равно явленности чего-то
инородного эмпирическому.

Например,
произведенным в моей голове
каким-то другим целым
было бы следующее:
если бы вы на моих глазах
нарочно сделали такой жест,
который я интерпретировал бы так, как
вы имеете в виду, чтобы
я его интерпретировал.

Это означало бы, что
вы меня обманули.

Интерпретация этого жеста
мною не была бы произведена
на основе автономии, или своезакония,
моей интерпретирующей мысли.

Демокрит различал
законорожденную мысль и
незаконорожденную или вообще
случайную, хаотическую, нерациональную мысль.

Законорожденная мысль
не есть мысль о законах,
а есть мысль,
рождаемая законами.

Автор:  Сергей [ 19 мар 2012, 08:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… называет способностью суждения,
в отличие от рассудка, разума и чувственности.

… способность суждения
подводит все явления под разум
и, соответственно, является
способностью подводить нечто под
имеющиеся законы.

Существует содержание закона, а
еще мы каким-то актом видим, что
вот этот частный случай
является частным случаем
закона.

И это видение для Канта
равнозначно тому, что
мы способны судить.

А люди, которые
не могут видеть законы в этих
частных случаях,
не способны судить, или, в просторечии,
они просто глупые.

Мы видим, что
под способностью суждения Кант понимает
далее неразложимую способность,
являющуюся последним аргументом.

Ведь мы дальше констатации того, что
человек глуп, уже не идем;
сам факт употребления слова "глупость"
говорит о том, что мы дальше
ничего не объясняем, не доказываем —
глуп человек...

Так вот,
ученое название глупости —
это отсутствие способности суждения.

И, следовательно,
ученое название ума —
способность суждения.

…не философствуем или
философствуем плохо, то
оказываемся очень психологичными
в наших восприятиях.

Мы проецируем все на некоторую
таблицу наших способностей как
психологических существ.

Тем более, что
в психологии фигурирует
термин "способность".

И мы проскакиваем:
глуп, умен, способность суждения...

Нам кажется это
необязательным аргументом, мы
останавливаемся на
психологической понятности.

Но это
самое опасное — останавливаться на
видимой понятности, тем самым
мы сразу психологически
замыкаем понимание.

И конечно, непонятное в этом смысле
было бы плодотворней, чем
понятное.

Непонятное не дает нам остановиться...

Понятие цели
организует и руководит
нашим познанием, но
не является утверждением, что
в природных процессах есть
цели и ориентация на них.

Цели мы должны видеть, но
видение цели не есть
утверждение цели.

Автор:  Сергей [ 20 мар 2012, 07:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… мы, зная, что такое добро, никогда
не можем из этого знания
прийти к тому, чтобы
определить добро в конкретной ситуации.

Мы как бы заново
должны его увидеть, и когда
мы его увидим, оно будет
соответствовать понятию добра.

Но подвести ситуацию под закон доброты,
тем самым устанавливая добро в
частных случаях, где всё
чудовищным образом переплетается,
мы не можем.

Значит,
фактически ничто не может избавить нас
… от труда жизни, от труда опыта.

Нельзя иметь мысль хотением мысли.

Нельзя хотеть подумать и подумать.

… нельзя волноваться перед лицом волнующего.

Если случается волнение,
которое мы ценим, то
оно случается не потому, что
мы его ценим или
хотим заволноваться.

Оно есть продукт каких-то
других отношений.

И каждый раз заново.

... тема, которую он называет
расширением души.

Кант вводит трансцендентальное сознание
как какую-то волну расширения души —
расширения помимо заданной
чувственной организации, поэтому и
чувственные продукты в этом поле
он будет называть
трансцендентальными продуктами.

Не продукты нашего
частного, конечного, случайного устройства, а
продукты, возникающие в нем
от удара этой расширяющей душу волны, которая
одновременно захватила низ, то есть
нашу чувственность, и верх, то есть
топологию событий знания и понимания.

Трансцендентальное сознание и есть
событие, или процесс,
расширения души,
располагающийся одновременно,
одним шагом и вверху и внизу,
захватывающий и связывающий
все вещи, но
связывающий их перевернуто.

…мы вполне рационально оперируем
немыслимостями особого рода.

Вплоть до идей,
созерцательный эквивалент которых
отсутствует.

Идеи будут мнимыми фокусами, но
фокусами расширяющимися, позволяющими
(Кант пользуется оптической аналогией)
нам видеть и то, что у нас за спиной.

Страница 3 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/