Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Кантианские вариации
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=1054
Страница 4 из 5

Автор:  Сергей [ 21 мар 2012, 08:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

То, что у Канта,
да и вообще в философии называется
существованием или бытием,
относится не
к наглядным содержаниям или
к логическим идеальным содержаниям, а
есть термин, фиксирующий
сам факт наличия чего-то.

Существующая чтойность,
совершенно не мыслимая нами
в терминах содержания.

Факт —
есть это или этого нет —
имеет последствия

Пространство и время являются
непосредственными образованиями,
сложными и в то же время неразложимыми —
здесь точка остановки разложения.

Эти образования являются
чувственно-духовными.

И только на их уровне и
при условии их присутствия
мы можем говорить о
событиях в чувственности
как об имевших место —
говорить, что событие случилось.

А иначе,
по содержанию чувствительного состояния,
мы даже не можем сказать,
видели мы кошку или не видели, —
там нет определенности.

… абстракцию когитального сознания:
я мыслю — я существую.

И эта абстракция есть
абстракция феномена осознавания.

Такого нечто, существование чего
является присутствием самому себе.

Это присутствие сознания сознанию,
а не сознание какого-либо содержания.

… нечто, сведенное к терминам
трансцендентального Я, есть предельное.
И непосредственное — это
не предельная абстракция,
к которой мы идем,
накладывая на какой-то низший
мир более высокий мир, а
на этот высокий мир еще
какой-то высокий.

Нет. Это такая абстракция,
которая, одновременно будучи верхом,
присутствует и внизу.

Автор:  Сергей [ 22 мар 2012, 07:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Кант применяет термин "самоаффекция Я",
или, в других случаях, он говорит о
действиях рассудка на чувственность,
странных и непостижимых.

То есть мы расширяемся в результате
самоаффекции Я точно так же, как
чувственность расширяется
в воздействии на нее рассудка.

В каком смысле она расширяется?

В том смысле, что то,
что называется пространством и временем
как формами созерцания,
не есть просто продукты нашего
естественного физического устройства или
психофизического устройства, а
суть трансцендентальные продукты, всегда
большие, чем их содержание,
которое мы можем черпать только
из нашей чувственности.

Кант говорит о том, что
образование формы созерцания,
например пространства, есть
насилие над нашей чувственностью,
потому что,
впечатления продолжают падать
в последовательности, так же как они
падали на чувственность любого животного, а
синтез возвращает и располагает их
по вертикали к горизонтальной линии
продолжения падения этих впечатлений
на нашу чувственность.

И тем самым совершается насилие,
которое не имеет природного смысла,
бессмысленно по отношению к
природным процессам, но
целесообразно по отношению к
расширению нашей души.
...
Мысль … рассматривается нами
как сторона упорядоченного
объекта.

То есть некая упорядоченность
должна случиться, реально иметь место, чтобы
мысль случилась в качестве
стороны или содержания
этой упорядоченности, в то время как
природные процессы своим воздействием
на чувственность не порождают
этого события.

Для его порождения нужны какие-то
дополнительные зависимости и связи.

Бытие, или существование, есть то, что
не может быть, в свою очередь,
сделано предметом.

Оно нами ухватывается только как
независимая от нас сила,
действующая в нас самих и
проявляющаяся в нас
расширением, или амплификацией,
наших естественных способностей и
наших естественных состояний.

Автор:  Сергей [ 23 мар 2012, 10:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Если бы мы предположили, что
у предмета есть свое время или свое пространство, то
мы должны были бы предположить и
все сознание, весь трансцендентальный объем сознания
целиком бы присутствовал.

Тем самым мы гляделись бы в вещь, как
в магический кристалл, в котором виден
образ самих себя, глядящих в кристалл.

И там было бы существо, видящее
себя глядящим в кристалл,
и так далее.

В пространстве опыта
предмет внешен самому себе, а
для меня интуитивен, поэтому Кант
называет пространство и время
интуициями.

Интуитивен, то есть непосредственно различителен.

Иными словами, я там,
а не он во мне.

Пространство и время не есть
галлюцинации в сознании, не есть
какие-то прирожденные рамки
нашего сознания, но
наше там присутствие.

Пространство и время суть
термины нашего там в мире присутствия.
...
Как говорит Кант — гениальная фраза,—
в строгом смысле слова мы вовне
вообще не встречаемся с одухотворенными, или
одушевленными, существами.

Если я вас воспринимаю как внешнее явление, то
никакого отношения
к душе, к одушевленности вы не имеете, а
если я предполагаю в вас одушевленность, то,
во-первых,
не на основании эмпирического опыта, а
на каких-то других основаниях, и,
во-вторых,
я не могу построить никаких
объективных утверждений о вас.

…свободным явлением он полагает самоаффекцию,
действие на меня Я как представителя
внутри меня независимого мира —
Я действует на эмпирическое Я…

В наблюдении свободных явлений
нарушается правило внешнего пространства,
отделимого от объекта наблюдения,
отделимого так, что
это внешнее пространство объекта становится
пространством моего наблюдения.

Свободное явление не может быть предметом,
как не может быть предметом
совесть, свобода как таковая.

Свободу мы не можем обосновать.

Попытка обосновать свободу была бы как раз
нарушением условия, на котором
случается свободное явление, — а
случание свободных явлений есть
основа и условие того, что
мы вообще можем организовать и осуществлять
эмпирический, научный, объективный опыт.

Сделать же условие опыта, в свою очередь,
предметом внутри опыта мы не можем и не должны.

Автор:  Сергей [ 26 мар 2012, 08:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Когда я говорю "я не могу иначе",
я говорю только о форме.

Она есть высший закон нравственности,
закон в той мере, в какой он
ничего конкретного не выражает.

Он не указывает ни на какое содержание,
которое было бы привилегированным, особо ценным,
которое было бы высоким, высокой ценностью, —
он указывает лишь на самого себя, то есть на
проявление в нас независимого мира,
голос которого мы можем
только слышать или сознавать.

Представление "я мыслю"
есть лишь форма сознания, то есть
одновременно и созерцание и мышление, и
эмпирическое и вневременное, и
знание и незнание;
сознание есть то, благодаря чему
знание есть знание, потому что если бы
не было сознания, то не было бы знания.

Но в этом знании я не могу знать сознание,
не могу сделать его предметом.

В этом смысле сознание есть
некоторое мыслящее представление, или,
как говорит Кант, логическая личность …

Это есть мыслящее представление,
непосредственно содержащее знание и
являющееся условием того, что
все остальное может быть знанием.

Сознавая,
я имею непосредственное знание
некоторого содержания, за которым
не стоит никакого референта.

Одновременно это и универсальное сознание,
то есть вмещающее в себя весь мир
наподобие того, как абсолютное пространство
вмещало бы в себя все
пространственные и временные предметы.

… внизу мы имеем дело с протофизикой,
или формальной физикой.

Пространство и время суть формальная физика.
А наверху плавным продолжением этого
на уровне чистого сознания
трансцендентальной апперцепции
мы имеем протологику в виде
тавтологий бытия и понимания.

Тавтологии бытия и понимания
закодированы в представление "я мыслю",
которое мы можем лишь раскодировать.

Автор:  Сергей [ 27 мар 2012, 07:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… есть представление о добре, и
кантовская трансцендентальная точка зрения
состоит в том, что если
люди разделяют и понимают идеалы добра одинаково, то
это и означает, что они согласованы —
их согласованность есть
условие понимания, а не продукт понимания.

Чтобы нам понять друг друга в наших представлениях,
что добро, а что зло,
мы уже должны быть согласованы на
эмпирически не связанных друг с другом
расстояниях пространства и времени.

И согласованность до была условием, что
случилось наше эмпирическое общение, что
мы одно и то же признали добрым.

То же самое относится к истине, к красоте.

… у Канта везде появляются
тавтологические формулы:
красота — это то, что
всеобщим образом считается красивым.
Ведь здесь фактически сказано, что
красивое красиво...



Кант в работе о Сведенборге вдруг говорит
о системном устройстве некоторого
невидимого мира с невидимыми существами,
то есть мира душ, который
предполагается Сведенборгом.

И Кант говорит, что он принимает
факт согласованности существа до того, как
вспыхнут акты в пространстве и времени.

А необходимость что-либо объяснять
говорит о том, что согласования
нет и никогда не будет.

Такова наша эмпирическая жизнь, где
мы все время объясняемся.
Но сам факт, что приходится объясняться,
например, мужу и жене, говорит о том, что
все уже безнадежно запутано, что
в этом пространстве ничего не будет и
нужно выходить в другое пространство.

Или мы понимаем или
не понимаем и не поймем никогда.

Это, конечно, вопрос попадания
в пространство понимания или
выпадения из него, но это
не психологическая проблема
неспособности понять.

Это продукт совершенно другой, космической игры

Автор:  Сергей [ 28 мар 2012, 09:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Обозначим это условно — пси,

Пытаясь понять пси, мы должны
представить его расположенным —
согласование есть то, что расположено
одновременно в разных точках:
у вас и у меня, если мы понимаем друг друга,
у вас и у Платона и
у любого другого сознательного существа
в любое другое время и
в любом другом географическом пространстве,
там, где мы вступили в общение и сказали —
это человек.

Мы можем сказать — это человек, когда
это очерчено одновременным бытием
в разных местах, случается
в разных точках чего-то всеохватывающего и
в то же время невидимого, потому что
мы видим предметы понимания, а
согласование понимания мы не видим.

Мы договариваемся о предметах, они
видимые, и знаки, их обозначающие, тоже
видимые, но условием того, что
все это сцепилось на эмпирическом уровне,
является некая согласованность, и это
невидимое нами условие.

Кант называет мир индивидом,
что есть одновременно следствие
из его теоремы сознания:
"Сознание есть нечто, что
существует в одном экземпляре".

Есть один очень интересный мыслитель-физик,
который всю жизнь полагал, что
призван заниматься философией,
а вот занимался почему-то физикой.

У Шредингера есть блестящая работа, …
под названием "Материя и сознание".
Там как раз есть мысль, что
сознание такой объект, который отличается
свойством быть данным в одном экземпляре.

Нет философии, которая
не считала бы, что сознание существует
в одном-единственном экземпляре.

И везде структурой возникновения иллюзий
оказывается естественным образом
происходящее нарушение в наших представлениях —
нарушение принципа одно-экземплярности сознания
как космологического участника
до-определения и индивидуации мира
(из числа возможных миров).

В языке должно быть только то, чего
исключить нельзя.

Почему ощущения должны быть исключены?

если бы они не были исключены и включались
в формулировку физических законов, то
физические законы не описывали бы
ничего объективного, а описывали лишь
совокупность чисто земных ощущений, то есть
случайностей того, как в потоке какого-то сознания,
которое даже и сознанием назвать нельзя,
сцепляются один с другим какие-то
признаки и какие-то привидения.

Пока нет языка, ничего
о мире сказать нельзя, а когда
он есть — то это необратимо:
многие вещи определяются нами
в возможностях именно этого,
а не другого языка.

Иначе говоря, сначала,
когда нет языка,
мы ничего не можем сказать,
а когда язык есть,
сказать мы можем не все.

Автор:  Сергей [ 29 мар 2012, 07:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Узлы ткани опыта состоят из ноуменальных объектов,
которые не есть трансцендентное, но
ткань самого опыта.

Скажем, везде, где Кант аргументирует
против понятия Бога
как внеопытного предмета,
против других ноуменальных представлений или объектов, —
везде он стоит на границе и твердо
удерживается в этом своем стоянии.

А устоять там очень трудно.
Очень просто соскользнуть в сторону
чисто эмпирического или в сторону
мистически невыразимого.

Всякая вещь в себе, или ноумен,
есть такая вещь, которая
целиком определена из самой себя.

Как бы далеко мы ни ушли, говорит Кант,
в глубины тайн предметов,
как бы мы ни реконструировали
внутреннее скрытое строение природы,
мы всегда будем иметь дело
только с явлениями и
никогда с вещью в себе как предметом познания.

Поэтому у Канта везде уравнивается
вещь в себе с субъектом —
не с непознаваемым объектом, а с субъектом,
то есть вещь в себе уравнивается
с внутренним, духовноподобным.

Есть один ходячий пример
вещи в себе — это человек.

Его самоаффицирует сознание,
внутри него действует вещь в себе.

Все языковые элементы есть продукты самоаффекции,
но они отличны от оставляемого неопределенным, от
аффицирующего, независимого мира.

То, как вещь в себе действует в человеке,
Кант называет сверхъестественным,
непостижимым внутренним воздействием.

И оно должно оставаться непостижимым, чтобы
были постижимы явления, которые
порождаются в мире человека и
в языке человека.

Итак,
человек есть, во-первых,
ходячая вещь в себе, и, во-вторых,
человек есть аналогон познания, то есть
такой объект, который содержит язык,
по аналогиям и метафорам которого
постигается все остальное.

… Кант высказывает, казалось бы, мистическую формулу — что
человек всё постигает через свою душу.

… естествопознавание есть естествоузнавание, а
основа его возможности — аналогия
("аналогия" языка как выразимости мира, ведь
о многом можно судить не по содержанию, а по
одинаковой структуре выразимости; вот где
Кант показывает, что
нет необходимости заглядывать вовнутрь и
угадывать — мы можем понимать
по структуре выразимости).

Так вот, "язык", то есть человек
(Платон сказал бы "символ-человек"), есть то,
на чем вещь в себе засекается,
действуя на уровне трансцендентальной апперцепции —
перцепции "себя" в качестве познающего,
в качестве существующего и
допускаемого в своем существовании
законами самого мира,
в котором случившееся существование
согласовано сразу по всему миру.

Этот человек есть, конечно, аналогон познания, и
это объясняет неожиданную кантовскую формулу, что
миро-познавание есть мироузнавание
через свою душу.

Автор:  Сергей [ 30 мар 2012, 08:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Мы, когда мыслим, говорит он, и в особенности
когда мыслим интеллигибельными объектами, более того,
когда мы уже в коллапсированном мире, то есть в таком,
где имеет место определенное сознание,
где мы можем посредством чистых понятий рассудка,
то есть категорий,
формулировать какие-то
физические связи, последовательности, процессы и прочее, —
мы уже имеем так много, что
не нуждаемся для понимания в добавлении влияния еще
какого-либо чисто духовного естественного существа.

(Бог был бы таким
чисто духовным и в то же время естественным
существом, потому что ему приписывали бы
действия в наблюдаемом мире.)

И более того, пишет Кант,
таким допущением применение разума
лишь раздроблялось бы.

Кант имеет в виду, что
каждый раз мы должны были бы строить
частный, специальный механизм такого влияния
для отдельных явлений, то есть
так называемые гипотезы и доказательства ad hoc,
которые выстраиваются всякий раз
специально, отдельно для каждого случая.

Что, конечно, нарушает принцип гомогенности,
непрерывности физического, или научного, мышления.

вся сила мысли Канта,

расцепить то, как мы
прилепились к миру, считая, что
наши человеческие представления и есть
мир сам по себе.

Мир сам по себе
в смысле различения Птолемей — Коперник,
в смысле различия антропоцентризма и антиантропоцентризма.

Для Канта объективная реальность,
описываемая физикой как независимая от состояния субъекта,
была вещью само собой разумеющейся.

По глубокой мысли Канта,
мир может понимать только физическое существо, то есть
такое мыслящее существо, которое имеет
физические приспособления,
распростертые в мире, протянутые в мир.

Чистый дух не понимает мира.

И в этом смысле учение Канта
о формах созерцания, или эстетика, есть
наложение физических ограничений на мышление, есть
подчинение наблюдателя законам физики.

… мы не можем пройти к какой-то точке, где
мы увидим человека вне языка и сознания
(и тем самым вывести вторым шагом язык и сознание),
точно так же мы не могли бы зайти в некоторую точку,
откуда можно увидеть человека вне
произведений искусства.

Даже археология, поиски, раскопки, выясняющие
проблему антропогенеза, показывают
на материальных останках это.

…нечто, называемое неопределенным сознанием, или X, …

Мир, который в нашем языке обозначается
лишь словами "неопределенное, X", —
свободен, в том числе от нас.

Вот вам снова Коперник.

Но эта свобода от действует и на стороне субъекта.

Мы, в смысле существования
трансцендентального субъекта
(а мы являемся одним из представлений
существования трансцендентального субъекта),
тоже имеем свободу от нас самих.

Автор:  Сергей [ 02 апр 2012, 08:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

Для того чтобы не усмотрели
непоследовательности в том, что теперь я
называю свободу условием морального закона, а потом —
в самом исследовании — утверждаю, что
моральный закон есть условие, лишь
при котором мы можем осознать свободу, я хочу
напомнить только то, что свобода есть, конечно,
ratio essendi (основание бытия) морального закона, а
моральный закон есть
ratio cognoscendi (познавательное основание)
свободы.

Вот это и есть пример и образец
онтологической тавтологии.

Здесь тавтологически связаны и замкнуты
основания познания и основания бытия.

Сама сфера человеческого феномена,
описываемая феноменом свободы,
открывается, начинается за точкой, где
нет никаких "для чего" и "почему".

Пока мы говорим:
я добр для того, чтобы меня наградили,
мы не в сфере морали —
не в сфере плохой или хорошей морали,—
мы вообще вне сферы человеческого феномена.

Нет, этим не отрицается, что
к воровству или ко лжи могут толкать
плохое воспитание, бедность или что-то еще.

Но мыслить об этом нужно по закону
в момент, когда — и здесь
вся ответственность едина и неделима.

Потому что
все равно можно не солгать,
все равно можно не украсть.

В мире все необходимые связи, которые
формулируются в терминах физических законов,
в метафизическом смысле случайны,
содержание мира случайно.

Думание всегда содержит в себе большее,
чем подуманное.

Еще одним словом для большего у Канта
является слово "идея".

Идея есть связующее представление
бесконечных многообразий, которые
непроходимы эмпирически, …

И конечно,
без идеи свободы нельзя помыслить то,
что мы помыслили об акте лжи.

Она выступает как связующее представление
бесконечного многообразия,
без этого нельзя сказать правду там, где
весь предметный ряд ведет тебя к тому, чтобы
сказать ложь.

То есть связующие представления
бесконечных многообразий являются
элементами в реализации человеческого феномена
в качестве человеческого, иначе говоря,
реализацией нашего акта существования
в сфере морали (свободы)
вопреки природной причинности и
понуждениям натуры.

Сфера морали открывается там, где
нет причинных терминов,
нет терминов ряда
для чего, почему
и так далее.

Мы люди тогда, когда
мы внутри онтологических тавтологий, или
тавтологий существования и понимания, —
вопреки всем силам природы и
потокам естественной необходимости.

Автор:  Сергей [ 03 апр 2012, 08:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… от того, как держатся, удерживаются ли
людьми законы существования этих объектов
(например, продолжает ли полис держаться усилием,
а он только усилием и может держаться),
выполняют ли люди те вещи, которые
для них являются указаниями складывающейся
как живое существо судьбы
(а судьба складывается в метафизическом Y-топосе),
зависит судьба обществ.

Как эмпирическая, или эмпирически наблюдаемая,
она просто необъяснима.

Почему исчезла греческая цивилизация?

Требуя эмпирического ответа на этот вопрос,
мы не получим его.

Если существует государство, то
мы не можем иметь своим идеалом или
мыслить иное, нежели правовое государство, хотя
большинство существующих и существовавших государств
неправовые, в том числе и мы живем
в неправовом государстве.

Но считать достойным мы можем, конечно, лишь то, что
участвует в идеале правового государства.

Если мы мыслим
(а можем, конечно, не мыслить), то
мы не можем мыслить иначе,
так работают тавтологии …

… подобного рода представления фиксируют,
точно держась в незримом
(а онтологические абстракции порядка
обладают этим свойством незримости),
способ переживания людьми своего
онтологического места и устройства, то есть
не чего-то в мире, а действия через людей
независимого мира, который фиксируется как граница
действительного мира.

Существование таких эмпирически неразрешимых
представлений, особого рода немыслимостей,
как выражается Кант, есть
способ переживания людьми независимого мира…

Онтологическое место человека и его
онтологическое устройство не могут
быть прямым предметом.

Но существование определенного рода представлений, или
абсолютных элементов языка, говорит о том
(или можно сказать —
является символическим косвенным выражением того),
что нельзя выразить прямо.

Бесконечное
также относится к представлениям, в которых
фиксируется способ переживания элемента "пси", или
онтологических абстракций порядка.

Это
тот способ, которым мы отдаем себе отчет
в нашем собственном моральном устройстве,
в силу которого, например, люди не могут не мыслить
в терминах морального идеала или, скажем,
в терминах идеала правового государства.

Они не могут не накладывать этот идеал
на факты социально-исторического устройства,
не могут не давать этим мыслям господствовать
над их мышлением независимо
от каких бы то ни было эмпирических
естественноисторических оснований.

В этой невозможности мыслить иначе
дано одновременно сознание согласия,
или сообщенности, моего мышления с другими.

Я не могу мыслить иначе и
каждый раз узнаю, что это так, и
в этом узнавании есть сознание согласованности
с другими человеческими существами,
сообщенности с ними.

Автор:  Сергей [ 04 апр 2012, 07:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… говорил Декарт, вводя в "Принципах для руководства ума"
фактически те же тавтологии,
вводя срез бытийного мышления, в котором
нет ни истины, ни заблуждения, которые
появляются лишь в выражении или суждении.

Помечу, вопреки существующей теории
разделения истин на относительные и абсолютные, что
относительных истин не бывает, истины
могут быть только абсолютные —
относительными бывают знания, представляющие собой
знаково-логические структуры.

Декарт приводил одно аристотелевское понятие, где
нет различения истины и заблуждения —
это бытийное мышление.

Нет истины в том смысле, что
нет сопоставимого с ней заблуждения.

В области истинного бытийного мышления слово
"истина" мы даже не можем употреблять, потому что
она предполагает соотнесенность с заблуждением, а эта
соотнесенность появляется лишь на
уровне выражения или суждения.

И Декарт говорит:
но с этими вещами в теории делать нечего
(они не могут быть основой дедукции), поэтому
я буду заниматься теми вещами, с которыми
есть что делать, из которых
что-то можно выводить.

Иначе говоря, он задается вопросом:
каковы те основания нашего мышления,
из которых возможна дедукция?

Этот ход абсолютно тождествен кантовскому.

Автор:  Сергей [ 05 апр 2012, 07:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… к онтологическим абстракциям порядка,
к особым объектам, которые мы в нашем языке
называем ценностями и идеалами, но которые
суть явления, обладающие признаком
бытия, или существования.

… образования,
помещенные нами в четвертое измерение,
растут и пребывают именно как живые —
если под живым понимать то, что
происходит не по схеме сознательно контролируемого
человеческого действия, а растет
неразложимыми минимальными приращениями.

Метафорически я называю их
живыми организмами.

В этом смысле судьба есть живой организм,
который растет в некотором четвертом измерении, а
наша реальная жизнь есть соединение
каких-то кусков этого организма
с чем-то от эмпирической действительности.

Эти живые организмы являются
своего рода органами синтеза.

мы понимаем — понимание одно, но
оно множественно дано в вас и во мне.

Это некоторая понимающая или
испытующая множественность —
прямо как щупальца и движения
живого организма,
какого-нибудь моллюска,
одного и множественно расположенного.

В этой связи можно проследить,
как у Канта в его размышлениях все время
появляется один оттенок.

Объясняя просвещение, которое он
определяет как необходимость
самому в себе и для себя мыслить и
находить то, что
могло бы быть всеобщим
(в самом себе, но всеобщим образом),
Кант вдруг резюмирует:
вся проблема просвещения, говорит он,
есть проблема Selbsterhaltung —
самоподдержания разума.

Самоподдержания вот этих живых организмов, или
онтологических абстракций порядка.

Та бесконечность,
которую имеет в виду Кант,
есть бесконечность как
сохранение и увеличение состояния.

Он дает один из вариантов этого определения
в связи с описанием одной
разновидности удовольствия
(кстати, Кант понимал удовольствие как
некоторое состояние, несводимое
к человеческой чувственности).

Это род удовольствия, называемый культурой,
которой как раз свойственно увеличивать себя.

Все наши удовольствия разрешаются
удовлетворением удовольствия —
если мы голодны и едим вкусную еду, то
удовольствие вкусной еды разрешается актом еды.

Но есть особые удовольствия, которые
бесконечно воспроизводят свой источник,
свой аппетит и увеличивают сами себя.

Частный случай этого удовольствия
Кант называет культурой.

Автор:  Сергей [ 06 апр 2012, 11:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… наша психическая жизнь не строится по
принципу перебора вариантов:
я вспоминаю лицо, пытаюсь узнать
человека, стоящего передо мной...

Есть какой-то дополнительный акт,
не содержащийся в самом составе образа,
который я узнал.

И узнал я не путем перебора возможностей.

В этом смысле слова данный
образ сам должен иметь какой-то модус дления, чтобы
актуализироваться в целом и целиком,
независимо от перебора вариантов
актуализироваться актом узнавания.

Именно эта чистая форма
всякой актуальности
называется у Канта трансцендентальным.

Трансцендентальное — просто термин для
обозначения всякой актуализации, или
всего актуального в чистом виде.

Трансцендентальное — это
фиксация чистых форм актуализации, или актуальности,
сознательной жизни как таковой.

И нет сознательной жизни, когда этого не происходит.

Только определенные явления выступают
символами актуального существования
сознательной жизни.

В этом смысле феномен совести есть
символ актуального существования
сознательной жизни.

… когда речь идет о
почерпнутости чего-либо из опыта, то
в опыте действуют
(то есть являются внутренним стержнем того, что
я называл узнаванием, актуализацией)
тавтологии,
понимательные тавтологии бытия.

Дело не просто в том, что
к невыводимому из понятий добавляются, присоединяются
какие-то совершенно случайные, произвольные
человеческие основания,
но в том, что
всякие добавления происходят
по механизму, по стержню, по пружине
действия в опыте
понимательных тавтологий бытия.

… есть действительное понимание того,
что есть феномен знания, что
оставляет место для свободного действия человека
в мире знания — том самом, который описывается
в детерминистических терминах.

Кант утверждает — и это
центральный пункт его философии,— что те же
условия, на которых возможно в мире
что-то знать детерминистически, являются
условиями, на которых возможно
свободное действие в мире или
свободная причинность.

Автор:  Сергей [ 09 апр 2012, 08:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… термин "истина", согласованный, как это было
и в древнем античном мышлении, с терминами
"красота" и "благо".

Иными словами, в ядре философского мышления
действительно сочленены, соединены эти три,
казалось бы, совершенно различные вещи.

То, что само себя воспроизводит так, что
я внутри этого феномена согласован со всеми остальными, то есть
я не могу подумать иначе, как думаю,
я сразу узнаю себя в качестве такового, и, во-вторых,
в этом узнавании у меня есть сознание согласованности
со всеми другими живыми существами — это и есть
одновременно высшее благо или, если угодно,
конечная цель мироздания.

Это же является и красотой, если
в слово "красота" вкладывать античный смысл.

Красота — наглядно зримая явленность истины;
истина, которая наглядно явлена
материальным расположением,
есть прекрасное.

Все три термина — истина, добро, красота —
являются свойствами того, что вслед за Кантом
я называю самоподдержанием разума.

Одновременно к этому применим термин
"гармония" — эти образования излучают
гармонию, звучат гармониями.

Я охотно верю древним, которые говорили, что
они слышали музыку небесных сфер.

Я тоже думаю, можно так настроиться, чтобы
воспринимать свое участие в гармониях как музыку,
потому что гармония и есть бытие, судьба, то, что
мы не можем нарушить,
нарушение чего выпадает на нашу сторону
роковыми последствиями.

Ведь вся проблема души —
и для античности, и для Канта —
есть проблема неразрушения своей души
как некоего порядка.

А все натуральные цепи —
наше участие в них возвращается к нам
как раз разрушением нас самих, мы как бы
нарушаем условия, на которых сами
можем существовать в качестве людей.

Скажем, участвуя
не в определении справедливости законом, а
в определении справедливости в цепи кровной мести
(кровная месть есть просто предельный образ
для выражения сцепления эмпирических
причин и следствий).

И мы всегда правы, —
никакое зло не совершается без доброго основания
в нашей психологии.

Садист, истязая другого,
не получает, как мы предполагаем, от этого
наслаждение — садист находится в пафосе, и
согласно терминам этого пафоса или страсти
виноват тот, кого он истязает.

Иначе откуда черпать энергию зла?

Еще Сократ показывал, что
участие в психологически достоверном
сцеплении, идущем в дурную бесконечность
связи причин или действий и ответов на них —
скажем, тебе выкололи глаза и ты выкалываешь,—
и есть разрушение упорядоченности, которая
называется твоей душой,
разрушение условий, на которых она сама может
повторяться или воспроизводиться в мире...

Автор:  Сергей [ 10 апр 2012, 07:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Кантианские вариации

… в трансцендентальном сознании образуется
некая стихия, или элемент-стихия, или
сфера, медиум,
среда бесконечного становления.

В этой среде амплифицируются,
доводятся и усиливаются наши акты,
совершаемые конкретным эмпирическим существом,
называемым "человек".

И тогда то, что он делает,
будет трансцендентальным продуктом.

Например,
формы созерцания будут трансцендентальным продуктом —
это то, что кристаллизовалось в усилительной среде
трансцендентального элемента,
элемента-стихии в античном смысле.

Обращаясь к наглядной модели,
которую я рисовал, мы понимаем, что
это усиление есть одновременно
экран.

Волна усиления создала экран,
по отношению к которому скрыто все, что
находится в субатомной области.

Она обозначена Кантом как X.
Для него сохранение неопределенности,
Х-характера в области первого шага
творения мира
является принципиальным.

Поскольку вслед за Декартом он считает, что
мир определен в том смысле, что
у нас есть язык, на котором
мы можем о нем говорить и
достигать уникальности описания
только на втором шаге.

На втором шаге мир уже
пророс в измерение понимания и смысла, то есть
какого-то определенного языка, но
он не определен в нем уникально и единственно,
в этом языке мы не можем говорить о том,
какова вещь в себе,
не можем сделать ее своим прямым предметом и
восходить от нее в обосновании своего мира,
строить его возможные описания.

Она действует лишь через нас —
как в нас независимый мир.

Но мы можем действие чего-то через нас
(а именно независимого мира, а
не мира явлений, не предметного мира)
схватывать вторичным
(Кант будет говорить также о косвенном явлении)
на уровне символов, или явлений явления.

Символы есть то, что
схемами-понятиями (схемами идей) обозначает
проявление в нас нашей спонтанности,
активности, свободного творения, которые
как таковые
определить мы не можем, да и познать не можем.

Страница 4 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/