Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 07 дек 2016, 11:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане, просим для каждого занятия заводить отдельную тему...



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 мар 2014, 13:57 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Встреча Клариссы и Монтэга в романе «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери
цитата
Уже несколько раз, приближаясь вечером к повороту, за которым
освещенный звездами тротуар вел к его дому, он испытывал это странное
чувство. Ему казалось, что за мгновение до того, как ему повернуть, за углом
кто-то стоял. В воздухе была какая-то особая тишина, словно там, в двух
шагах, кто-то притаился и ждал и лишь за секунду до его появления вдруг
превратился в тень и пропустил его сквозь себя.
Может быть, его ноздри улавливали слабый аромат, может быть, кожей лица
и рук он ощущал чуть заметное повышение температуры вблизи того места, где
стоял кто-то невидимый, согревая воздух своим теплом. Понять это было
невозможно. Однако, завернув за угол, он всякий раз видел лишь белые плиты
пустынного тротуара. Только однажды ему показалось, будто чья-то тень
мелькнула через лужайку, но все исчезло, прежде чем он смог вглядеться или
произнести хоть слово.
Сегодня же у поворота он так замедлил шаги, что почти остановился.
Мысленно он уже был за углом - и уловил слабый шорох. Чье-то дыхание? Или
движение воздуха, вызванное присутствием кого-то, кто очень тихо стоял и
ждал?
Он завернул за угол.
По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и
казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит
над ними, подгоняемая ветром и листвой. Слегка нагнув голову, она смотрела,
как носки ее туфель задевают кружащуюся листву. Ее тонкое матовой белизны
лицо светилось ласковым, неутолимым любопытством. Оно выражало легкое
удивление. Темные глаза так пытливо смотрели на мир, что, казалось, ничто не
могло от них ускользнуть. На ней было белое платье, оно шелестело. Монтэгу
чудилось, что он слышит каждое движение ее рук в такт шагам, что он услышал
даже тот легчайший, неуловимый для слуха звук - светлый трепет ее лица,
когда, подняв голову, она увидела вдруг, что лишь несколько шагов отделяют
ее от мужчины, стоящего посреди тротуара.
Ветви над их головами, шурша, роняли сухой дождь листьев. Девушка
остановилась. Казалось, она готова была отпрянуть назад, но вместо того она
пристально поглядела на Монтэга, и ее темные, лучистые, живые глаза так
просияли, как будто он сказал ей что-то необыкновенно хорошее. Но он знал,
что его губы произнесли лишь простое приветствие.
Потом, видя, что девушка,
как завороженная, смотрит на изображение саламандры, на рукаве его тужурки и
на диск с фениксом, приколотый к груди, он заговорил:
- Вы, очевидно, наша новая соседка?
- А вы, должно быть...- она наконец оторвала глаза от эмблем его
профессии,- пожарник? - Голос ее замер.
- Как вы странно это сказали.
- Я... я догадалась бы даже с закрытыми глазами,- тихо проговорила она.
- Запах керосина, да? Моя жена всегда на это жалуется.- Он засмеялся.-
Дочиста его ни за что не отмоешь.
- Да. Не отмоешь,- промолвила она, и в голосе ее прозвучал страх.
Монтэгу казалось, будто она кружится вокруг него, вертит его во все
стороны, легонько встряхивает, выворачивает карманы, хотя она не двигалась с
места.
- Запах керосина,- сказал он, чтобы прервать затянувшееся молчание.- А
для меня он все равно, что духи.
- Неужели правда?
- Конечно. Почему бы и нет?
Она подумала, прежде чем ответить:
- Не знаю.- Потом она оглянулась назад, туда, где были их дома.- Можно,
я пойду с вами? Меня зовут Кларисса Маклеллан.
- Кларисса... А меня - Гай Монтэг. Ну что ж, идемте. А что вы тут
делаете одна и так поздно? Сколько вам лет?
Теплой ветреной ночью они шли по серебряному от луны тротуару, и
Монтэгу чудилось, будто вокруг веет тончайшим ароматом свежих абрикосов и
земляники. Он оглянулся и понял, что это невозможно - ведь на дворе осень.
Нет, ничего этого не было. Была только девушка, идущая рядом, и в
лунном свете лицо ее сияло, как снег. Он знал, что сейчас она обдумывает его
вопросы, соображает, как лучше ответить на них.

- Ну вот,- сказала она,- мне семнадцать лет, и я помешанная. Мой дядя
утверждает, что одно неизбежно сопутствует другому. Он говорит: если
спросят, сколько тебе лет, отвечай, что тебе семнадцать и что ты
сумасшедшая. Хорошо гулять ночью, правда? Я люблю смотреть на вещи, вдыхать
их запах, и бывает, что я брожу вот так всю ночь напролет и встречаю восход
солнца.
Некоторое время они шли молча. Потом она сказала задумчиво:
- Знаете, я совсем вас не боюсь.
- А почему вы должны меня бояться? - удивленно спросил он.
- Многие боятся вас. Я хочу сказать, боятся пожарников. Но ведь вы, в
конце концов, такой же человек...
В ее глазах, как в двух блестящих капельках прозрачной воды, он увидел
свое отражение, темное и крохотное, но до мельчайших подробностей точное -
даже складки у рта,- как будто ее глаза были двумя волшебными кусочками
лилового янтаря, навеки заключившими в себе его образ. Ее лицо, обращенное
теперь к нему, казалось хрупким, матово-белым кристаллом, светящимся изнутри
ровным, немеркнущим светом. То был не электрический свет, пронзительный и
резкий, а странно успокаивающее, мягкое мерцание свечи. Как-то раз, когда он
был ребенком, погасло электричество, и его мать отыскала и зажгла последнюю
свечу. Этот короткий час, пока горела свеча, был часом чудесных открытий:
мир изменился, пространство перестало быть огромным и уютно сомкнулось
вокруг них. Мать и сын сидели вдвоем, странно преображенные, искренне желая,
чтобы электричество не включалось как можно дольше
. Вдруг Кларисса сказала:
- Можно спросить вас?.. Вы давно работаете пожарником?
- С тех пор как мне исполнилось двадцать. Вот уже десять лет.
- А вы когда-нибудь читаете книги, которые сжигаете?
Он рассмеялся.
- Это карается законом.
- Да-а... Конечно.
- Это неплохая работа. В понедельник жечь книги Эдны Миллей, в среду -
Уитмена, в пятницу - Фолкнера. Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел.
Таков наш профессиональный девиз.
Они прошли еще немного. Вдруг девушка спросила:
- Правда ли, что когда-то, давно, пожарники тушили пожары, а не
разжигали их?
- Нет. Дома всегда были несгораемыми. Поверьте моему слову.
- Странно. Я слыхала, что было время, когда дома загорались сами собой,
от какой-нибудь неосторожности. И тогда пожарные были нужны, чтобы тушить
огонь.
Он рассмеялся. Девушка быстро вскинула на него глаза.
- Почему вы смеетесь?
- Не знаю.- Он снова засмеялся, но вдруг умолк.- А что?
- Вы смеетесь, хотя я не сказала ничего смешного. И вы на все отвечаете
сразу. Вы совсем не задумываетесь над тем, что я спросила. Монтэг
остановился.
- А вы и правда очень странная,- сказал он, разглядывая ее.- У вас как
будто совсем нет уважения к собеседнику!
- Я не хотела вас обидеть. Должно быть, я просто чересчур люблю
приглядываться к людям.
- А это вам разве ничего не говорит? - Он легонько похлопал пальцами по
цифре 451 на рукаве своей угольно-черной куртки.
- Говорит,- прошептала она, ускоряя шаги.- Скажите, вы когда-нибудь
обращали внимание, как вон там, по бульварам, мчатся ракетные автомобили?
- Меняете тему разговора?
- Мне иногда кажется, что те, кто на них ездит, просто не знают, что
такое трава или цветы. Они ведь никогда их не видят иначе, как на большой
скорости,- продолжала она.- Покажите им зеленое пятно, и они скажут: ага,
это трава! Покажите розовое - они скажут: а, это розарий! Белые пятна -
дома, коричневые - коровы. Однажды мой дядя попробовал проехаться по шоссе
со скоростью не более сорока миль в час. Его арестовали и посадили на два
дня в тюрьму. Смешно, правда? И грустно.
- Вы слишком много думаете,- заметил Монтэг, испытывая неловкость.
- Я редко смотрю телевизионные передачи, и не бываю на автомобильных
гонках, и не хожу в парки развлечений. Вот у меня и остается время для
всяких сумасбродных мыслей. Вы видели на шоссе за городом рекламные щиты?
Сейчас они длиною в двести футов. А знаете ли вы, что когда-то они были
длиною всего в двадцать футов? Но теперь автомобили несутся по дорогам с
такой скоростью, что рекламы пришлось удлинить, а то бы никто их и прочитать
не смог.
- Нет, я этого не знал!-Монтэг коротко рассмеялся.
- А я еще кое-что знаю, чего вы, наверно, не знаете. По утрам на траве
лежит роса.
Он попытался вспомнить, знал ли он это когда-нибудь, но так и не смог и
вдруг почувствовал раздражение.
- А если посмотреть туда,- она кивнула на небо,- то можно увидеть
человечка на луне.
Но ему уже давно не случалось глядеть на небо...
Дальше они шли молча, она - задумавшись, он - досадуя и чувствуя
неловкость, по временам бросая на нее укоризненные взгляды.
Они подошли к ее дому. Все окна были ярко освещены.
- Что здесь происходит? - Монтэгу никогда еще не приходилось видеть
такое освещение в жилом доме.
- Да ничего. Просто мама, отец и дядя сидят вместе и разговаривают.
Сейчас это редкость, все равно как ходить пешком. Говорила я вам, что дядю
еще раз арестовали? Да, за то, что он шел пешком. О, мы очень странные люди.
- Но о чем же вы разговариваете? Девушка засмеялась.
- Спокойной ночи! - сказала она и повернула к дому. Но вдруг
остановилась, словно что-то вспомнив, опять подошла к нему и с удивлением и
любопытством вгляделась в его лицо.
- Вы счастливы? - спросила она.
- Что? - воскликнул Монтэг.
Но девушки перед ним уже не было - она бежала прочь по залитой лунным
светом дорожке. В доме тихо затворилась дверь.
- Счастлив ли я? Что за вздор!

Монтэг перестал смеяться. Он сунул руку в специальную скважину во
входной двери своего дома. В ответ на прикосновение его пальцев дверь
открылась.
- Конечно, я счастлив. Как же иначе? А она что думает - что я
несчастлив? - спрашивал он у пустых комнат. В передней взор его упал на
вентиляционную решетку. И вдруг он вспомнил, что там спрятано. Оно как будто
поглядело на него оттуда. И он быстро отвел глаза.
Какая странная ночь, и какая странная встреча! Такого с ним еще не
случалось.
Свернуть

воспоминание о девушке
Монтэг тряхнул головой. Он взглянул на пустую стену перед собой, и
тотчас на ней возникло лицо девушки - такое, каким оно сохранилось в его
памяти,- прекрасное, даже больше, удивительное. Это тонкое лицо напоминало
циферблат небольших часов, слабо светящийся в темной комнате, когда,
проснувшись среди ночи, хочешь узнать время и видишь, что стрелки точно
показывают час, минуту и секунду, и этот светлый молчаливый лик спокойно и
уверенно говорит тебе, что ночь проходит, хотя и становится темнее, и скоро
снова взойдет солнце.
- В чем дело? - спросил Монтэг у своего второго, подсознательного "я",
у этого чудачка, который временами вдруг выходит из повиновения и болтает
неведомо что, не подчиняясь ни воле, ни привычке, ни рассудку.
Он снова взглянул на стену. Как похоже ее лицо на зеркало. Просто
невероятно! Многих ли ты еще знаешь, кто мог бы так отражать твой
собственный свет? Люди больше похожи на... он помедлил в поисках сравнения,
потом нашел его, вспомнив о своем ремесле,- на факелы, которые полыхают во
всю мочь, пока их не потушат. Но как редко на лице другого человека можно
увидеть отражение твоего собственного лица, твоих сокровенных трепетных
мыслей!
Какой невероятной способностью перевоплощения обладала эта девушка! Она
смотрела на него, Монтэга, как зачарованный зритель в театре марионеток,
предвосхищала каждый взмах его ресниц, каждый жест руки, каждое движение
пальцев.
Сколько времени они шли рядом? Три минуты? Пять? И вместе с тем как
долго! Каким огромным казалось ему теперь ее отражение на стене, какую тень
отбрасывала ее тоненькая фигурка! Он чувствовал, что если у него зачешется
глаз, она моргнет, если чуть напрягутся мускулы лица, она зевнет еще раньше,
чем он сам это сделает.
И, вспомнив об их встрече, он подумал: "Да ведь, право же, она как
будто знала наперед, что я приду, как будто нарочно поджидала меня там, на
улице, в такой поздний час...
"
Свернуть

Девушка изумила Монтэга своим умением перевоплощаться и предугадывать его действия..
Чуть выше А.Г. говорил об Эдиповом комплексе (эпизод из детства героя, когда он сидит при свете свечи с мамой).
Упражнение Шерлока Холмса.
Александр Геннадиевич рассказывает в тренинге, как можно попробовать подарить радость другому, случайно встреченному человеку, постаравшись понять его и почувствовать своей беспомощностью его беспомощность.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 мар 2014, 14:33 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Очень понравилось в передаче упражнение Шерлока Холмса, особенно фраза: "почувствовать своей беспомощностью, слабостью, слабость и беспомощность другого" Как это верно! Если настроиться на эту волну, то не сможешь обидеть и задеть человека...
По поводу встречи Клариссы и Монтэга
Не знаю - кому как, а мне эта встреча напомнила встречу с Феей.
Кларисса не идёт, а как будто плывёт по асфальту, переволощается (как волшебница) и (даже) предугадывает действия и желания Монтэга.
В этом тоже, по-моему, сквозит Эдипов комплекс.. кто как думает?
У Монтэга было предчувствие встречи, которое свойственно поэтическим натурам. Он глядел на Клариссу глазами поэта.. Все ли люди ждут от любви такого чувства?
В одной из предыдущих передач одна из девушек, озвучивая свои "страхи", сказала Александру Геннадиевичу, что она боится этой "потери" себя в "розовых соплях".
Думаю, тот, кто хотя бы раз пережил безумие Влюблённости, легко поймёт эту девушку.
Чувственный туман, окутывающий мозг, парализует способность соображать и адекватно действовать в обычной реальности. Может, у мужчин, всё происходит менее "травматично", так как у них отключаются только определённые участки мозга, в то время как у девушек (женщин) полыхает весь мозг? (Так мы вроде выяснили в одной из веток форума с NatalyaS. Правда, там вспоминались слова психолога, говорившем о разной реакции мужчин и женщин на стресс)
Из недавно перечитанного наследия Антона Семёновича Макаренко
статья "Половое воспитание":
Цитата:
Некоторая нормальная приятная усталость к вечеру, представление об обязанностях и работах в течение дня, по утрам - все это создает очень важные предпосылки для правильного развития воображения, для равномерного распределения сил ребенка в течение дня. При таком условии у ребенка не остается ни психического, ни физического стремления к пустому, ленивому бродяжничеству, к излишней игре воображения, к случайным встречам и впечатлениям. Те дети, которые провели свое первое детство в условиях правильного и точного режима, обыкновенно и вырастают с симпатией к такому режиму, с привычкой к нему, у них и отношения к людям создаются более упорядоченные.

Выделила цветом удивившие меня слова. Антон Семёнович, происходивший из семьи рабочего, сторонился "излишней игры воображения". Но ведь это так! Беспорядочные случайные связи действительно происходят и от чрезмерной страсти к игре воображения (у людей творческих), в то время как у людей, привыкших к физическому труду, такие связи начинаются от другого - ленивого бродяжничества, наверное...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 мар 2014, 19:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
@->-- Александр Геннадьевич, спасибо Вам за слова о том, что "между ощущением и воспоминаниями, которое оно вызывает, такая же разница, как между стремлением к "первичному объекту" и живым человеком рядом", и о "червоточинах беспомощности, расположенных похоже". Слушая этот тренинг, я поняла, что до сих пор живу взаимоисключающими состояниями, живу или- или.. Или любовь- или ненависть. Или желание подчинятся- или гордость. Или доверие- или желание свернуться. Если есть ненависть- то нет любви.. Отдельные стояния, то есть позы. Танец не может сложится из стояний, движение непрерывно, нельзя сказать, что отдельное движение кончается в той точке, где оно переходит в следующее. Эта точка существует только в теории, в абстракции..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.044s | 16 Queries | GZIP : On ]