Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 09 дек 2016, 10:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане, просим для каждого занятия заводить отдельную тему...



Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 май 2014, 19:10 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
Тристан и Изольда несколько раз встречались и… ничего. Но вот выпили любовный напиток и вспыхнула любовь.
Романтическая любовь – опьянение. А бывает ли любовь трезвая? И вообще, что такое романтизм?

Бердяев в “Самопознании”, рассказывая о романтизме, пишет…
“Моя собственная природа, вероятно, должна быть признана скорее романтической, чем классической, если сохранять эту терминологию. Но это требует большей индивидуализации, понятие романтического тут ограничительное. В чем-то самом главном в своем духовном и познавательном пути я отличаюсь от преобладающего типа романтиков. Я все-таки всю жизнь искал истину и смысл; "что" было для меня важнее, чем "как". Но истина и смысл не были для меня законом и нормой разума. Люди романтического типа более всего стремятся пережить состояние экстатического подъема, независимо от того, связано ли это с достижением истины и смысла. Это есть экзальтация эмоциональной жизни. Для меня же был ценен экстатический подъем, направленный на "что", на истину и смысл. Эмоциональная экзальтация сама по себе меня даже отталкивала”.
Н. Бердяев. О романтизме.
Когда я оказался в изгнании на Западе, то застал интеллектуальную Европу, в преобладающих ее течениях, в состоянии реакции против романтизма и против XIX века вообще. Классицизм, объективизм, вражда к эмоциональной жизни, организованность и порядок, подчинение человека авторитарным началам вдохновляло intellectuels Западной Европы. Боялись более всего анархии в душах и анархии в обществе. Это связано было с тем, что общество приходило в жидкое состояние. В этом отношении характерны были томизм в католичестве, бартианство в протестантизме, тяга к классицизму в искусстве, искание повсюду объективного порядка, отталкивание от субъективности, создающей беспорядок. Ответственным за всякого рода беспорядок был сделан XIX век, который был проклят. Реакция против романтизма особенно обнаружилась во Франции, и она началась уже довольно давно. Романтизм был признан источником революции. Против романтизма воинствующе выступил Ш. Моррас, хотя сам был романтиком монархизма и классического века. Характерна была книга П. Лассера о французском романтизме, несправедливая и неприятная. Таковы все книги Сейлльера, который видит повсюду романтизм и называет романтизмом все, что ему не нравится. Против романтизма выступили томисты. Руссо был признан источником европейского романтизма. От него пошли все несчастья. Но нет ничего более неопределенного, чем слово романтизм. Определить романтизм очень трудно. Я старался вникнуть в характер реакции против романтизма, которая мне была антипатична. И я пришел к тому заключению, что реакция против романтизма есть, в сущности, реакция против человеческого, против экзальтации человека и человечности. Романтизм экзальтировал душевную жизнь человека, он утверждал, раскрывал и развивал эмоциональную природу человека. Я не очень любил Руссо. Книги его мне всегда казались скучными, мысль его казалась лишенной остроты и силы. Не думаю также, чтобы он был главным источником европейского романтизма. Но Руссо имел большую заслугу в истории европейского человека, как и романтизм вообще, – он много сделал для разворачивания душевной жизни человека, для возникновения новой чувствительности. Правда "природы" в человеке получила возможность восставать против неправды в цивилизации и обществе. После Руссо, после романтического движения XIX века, появились новые души, с более сложной и более свободно развернутой душевной жизнью. Человек вышел из покорности объективированному порядку и обнаружились богатства его субъективного мира. Этому соответствовало необыкновенное развитие романа в XIX веке и расцвет музыки. И возврат к объективированному порядку, предшествовавшему романтизму, означает страшное насилие над человеческой душой. Романтизм в судьбах европейского человека означает разрыв между объективным и субъективным. Через это неизбежно было пройти. По-настоящему, новый мир может быть создан лишь из глубины субъективного. Иной путь есть лишь насильническая реакция, создание призрачного объективного порядка. Для меня это связано с темой о свободе. Я всегда готов сейчас защищать романтизм, но я не считаю себя романтиком в точном и типическом смысле слова.
Свернуть

В романтизме видел Бердяев выражение человека и человечности. Романтизм противопоставляет детерминизму конечного устремление в бесконечное, к вечному, к идеальному. Видимо поэтому романтическая любовь была любовью платонической. Человек несовершенен, сколь бы прекрасен душой и телом он не был. Поэтому Прекрасная Дама всего лишь внешний образ внутреннего идеала.

Если рассматривать романтическую любовь так, как рассматривает романтизм Бердяев, то и здесь окажется “что” и “как”.
Чаще всего романтические отношения удовлетворяются самим романтическим переживанием, переживанием эмоционального экстаза. Но ведь это же всегда внутреннее субъективное переживание. Это прикосновение внутри себя к чему-то прекрасному, совершенному, вечному. Именно эти переживания и делают человека человеком.
Однако хоть эти переживания происходят в субъективности, но то, что их вызывает, не есть субъективность. Это есть проявления какого-то иного мира, к которому в момент экстатического подъема прикасается человек. Однако в любви иной мир и реальность бытия совмещаются в одном человеке. Через него, через чувство любви к нему осуществляется трансценденция к идеальному, к совершенному, к вечному. Но состояние опьянения не позволяет увидеть наложения двух разных пространств и человек очаровывается реальностью, забывая про главную задачу: понять к чему прикасаешься ты в момент романтической влюбленности.

Любое опьянение проходит. И трезвость предъявляет к конечному миру условия бесконечного, к несовершенному рамки идеального, ко временному отношения вечного. Но конечное, несовершенное, временное не выдерживает испытания. Очарование сменяется разочарованием. А душа не выносит условий трезвления и снова требует опьянения или остается в уверенности, что все пережитое есть иллюзия.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.057s | 18 Queries | GZIP : On ]