Мне вот о чем хочется сказать. Ситуация вокруг 57 школы – это ситуация не только этой школы, но и всего общества. Информации много, она противоречивая. Пишут все, и те, кто оказался внутри ситуации, и те, кто оказался около нее, и те, кто все это читает и смотрит на все это со стороны. Все написано… очень эмоционально. Факты давние. Для юридических доказательств материал собрать трудно. Оклеветать легко и ту, и другую сторону. Все это понимают и все равно пишут. Пишут исходя из своей эмоциональной реакции. Может быть именно эту эмоциональную реакцию нам и стоит понять? (прежде всего свою собственную)
Я пытаюсь все эти дни разобраться с собой. Во-первых, я верю девушкам, молодым женщинам, начавшим все это писать. И во-вторых, вся эта боль и грязь, по моим ощущениям, длилась так долго, оказалась возможной и не замеченной или не замечаемой благодаря новому отношению к сексу, сложившемуся в нашем обществе за последнее время.
В нашей стране секса не было очень долго. Говорить о нм мы никогда не умели. Мешал либо стыд, либо пуританство и ханжество. Но вот границы рухнули и секс стал … неотъемлемой частью нашей внешней культурной жизни (или бескультурной, не важно). Дело в том, что мы уже привыкли говорить о сексе как о физиологическом процессе, приносящем удовольствие. Нас теперь трогают и возмущают только разные формы его извращения. Как-то интуитивно мы чувствием, что это все неправильно, но почему? вряд ли над этим задумываемся и объясняем себе. Неэтично учителю спать со своими ученицами. Хотя если бы он спал с теми же самыми ученицами, но уже окончившими школу – это было бы проблемой его семейных отношений и интересовало бы только близкий круг его окружения. В признаниях одной из девушек было сказано, что она все свершившееся тогда с ней посчитала, что так и надо. И это проблема уже давно наша, взрослая. Девочки и мальчики уже давно считают, что так и надо, что взрослость – это сексуальный опыт, что приобретя его, можно считать себя взрослым. Что при этом происходит с твоими личными чувствами, мало кто задумывается. А тем более о чувствах партнера. А дальше… ну так и надо… юноши и девушки начинают перебирать половых партнеров, отыскивая тех, с кем удобнее. А чувства, страсти… они всегда мешают удобству. Да и понятны ли они сейчас кому-нибудь?
— Почему вы не покажете людям «Отелло» вместо этой гадости? — Я уже сказал — старья мы не даем им. К тому же они бы не поняли «Отелло». Да, это верно. Дикарь вспомнил, как насмешила Гельмгольца Джульетта. — Что ж, — сказал он после паузы, — тогда дайте им что-нибудь новое в духе «Отелло», понятное для них. — Вот именно такое нам хотелось бы написать, — вступил, наконец, Гельмгольц в разговор. — И такого вам написать не дано, — возразил Монд. — Поскольку, если оно и впрямь будет в духе «Отелло», то никто его не поймет, в какие новые одежды ни рядите. А если будет ново, то уж никак не сможет быть в духе «Отелло». — Но почему не сможет? — Да, почему? — подхватил Гельмгольц. Он тоже отвлекся на время от неприятной действительности. Не забыл о ней лишь Бернард, совсем позеленевший от злых предчувствий; но на него не обращали внимания. — Почему? — Потому что мир наш — уже не мир «Отелло». Как для «фордов» необходима сталь, так для трагедий необходима социальная нестабильность. Теперь же мир стабилен, устойчив. О.Хаксли. О дивный новый мир.
Для меня во всех этих событиях и обсуждениях страшно и грязно то, что они двигают наш мир от мира Шекспира в мир О. Хаксли. И мы уже не замечаем этого движения. Скандал утихнет. Школу перетрясут. Учителей заменят. Но образование наше по-прежнему упирает на развитие интеллекта, на способность встраиваться в бурно меняющийся поток информации, на личностную социальную адаптацию, на маркетинговую креативность, т.е. на способность уметь выгодно подавать все, даже себя, ради выгодной же продажи. Нам не нужны чувства и страсти. Мы теряем юность. Мы именно ее исключаем из пласта нашей культуры. Мы детей сразу делаем взрослыми. Мне кажется это не пройдет бесследно. Она однажды рванет своим собственным протестом. Каким?... хиппи?... хикикомори?.... или еще что-то?... И скандал в 57 школе возможно первые подземные толчки этого процесса.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|