Невероятно сложная тема. Читаю Толстого. Практически со всем согласна. Поспорить можно только в частностях, в деталях. И все-таки, … все-таки на дне согласия остается осадок утопии, социальной утопии. Книга Л.Н. Толстого называется: ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ ВАС, ИЛИ ХРИСТИАНСТВО НЕ КАК МИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ, А КАК НОВОЕ ЖИЗНЕПОНИМАНИЕ.
Описывая свое жизнепонимание, Лев Николаевич пытается все рационально объяснить. Зло относительно, считает он …. “Вопрос ведь состоит в том: каким образом разрешать столкновения людей, когда одни люди считают злом то, что другие считают добром, и наоборот? И потому считать, что зло есть то, что я считаю злом, несмотря на то, что противник мой считает это добром, не есть ответ. Ответов может быть только два: или тот, чтобы найти верный и неоспоримый критериум того, что есть зло, или тот, чтобы не противиться злу насилием”. … и поэтому… “Первый выход был пробован с начала исторических времен и, как мы все знаем, не привел до сих пор к успешным результатам. Второй ответ -- не противиться насилием тому, что мы считаем злом, до тех пор, пока мы не нашли общего критериума, -- этот ответ предложен Христом”. Все это так, все это логично и рационально,… только вот каждый личный индивидуальный случай общего критерия зла не ищет. Он зло чувствует и осязает и общие рациональные убеждения в таких случаях мало помогают.
Совсем без врагов даже Толстой обойтись не смог. Врагами для него стали государство и церковь. Любить он их не собирался, смиряться с их действиями тоже. К насилию против них, правда, не призывал, считал, что все, что отягчено насилием, будет им же и раздавлено. Его христианство – высший божественный нравственный закон. И вот именно такое рациональное христианство, построенное на нагорной проповеди, вне его мистической сути для меня утопично.
“Нет по этому учению поступков, которые бы могли оправдать человека, сделать его праведным, есть только влекущий к себе сердца образец истины для внутреннего совершенства в лице Христа, а для внешнего--в осуществлении царства божия. Исполнение учения -- только в движении по указанному пути, в приближении к совершенству внутреннему -- подражания Христу, и внешнему -- установления царства божия. Большее или меньшее благо человека зависит по этому учению не от той степени совершенства, до которого он достигает, а от большего или меньшего ускорения движения”. Для Толстого Христос – образец истины. Будешь Ему следовать и во вне установится царство Божие. Так считает Толстой. И вот как-то вот такое упрощение христианства мне совсем не близко.
Так почему мы не хотим использовать заповедь "Возлюби врага своего"? Мне кажется, эта заповедь требует особенно много внутренних усилий. Отказ от насилия всегда требует внутренних усилий. И покориться власти, обладающей силой, проще, чем смирить гордыню и самолюбие. И ненавидеть проще, чем любить. И враги понятнее, чем друзья. Гуманистические философские взгляды Толстого мне близки. Но это все-таки не христианство.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|