Очень интересный фильм. Немного затянутый, как мне показалось, где-то в середине, но с другой стороны все это погружает в действие и финал захватывает внимание целиком и держит в напряжении душу.
По ходу мультфильма вспоминались два фильма: “Таинственный лес” М. Найта Шьямалана и “Аватар” Джеймса Кэмерона. Впрочем мультфильм снят раньше. Значит это Шьямалан и Кэмерон возможно черпали свое вдохновение у Хаяо Миядзаки.
В центре фильма – поиск источника ненависти, которая в виде злого духа, охватившего дикого вепря, подобралась к границам деревни племени Эмиси. Эта деревня – остатки некогда могучего и сильного народа, почти истребленного 500 лет назад. Древняя знахарка этого рода видит причину одержимости в странном куске металла найденном в теле вепря. Принц Аситака отправятся на поиски разгадки тайны этого кусочка металла, ведь и его коснулось проклятье злого демона. Его рука поражена ненавистью и достаточно скоро он убеждается, как велика эта злая сила. Убеждается и ужасается этому.
А дальше в фильме разворачивается смертельная борьба двух женщин: юной принцессы Мононоке и правительницы Железного Города госпожи Эбоси. Они смертельно ненавидят друг друга, они враждуют и готовы убить друг друга при встрече. Хотя… на самом деле, на мой взгляд, это не убийство, это … самоубийство. Принцесса Мононоке и госпожа Эбоси – это два противоположных начала человеческой души, оказавшихся в состоянии конфликта, неразрешимого конфликта.
Итак, кто они: Сан (принцесса Мононоке) и госпожа Эбоси?
Сан – юное, вечно юное начало, живущее радом с божественными силами и воспитанное ими. У Юнга есть архетип Божественного Ребенка. Так вот мне кажется, что Сан – это и есть этот архетип.
“Сознание - со всех сторон защищенное психическими силами и ведомое или же находящееся под угрозой и обманутое - есть праопыт человечества. Этот опыт спроецировался на архетип ребенка, который выражает целостность человечества. Он есть нечто покинутое и заброшенное, но одновременно нечто божественно-могущественное, начало - невидимое и сомнительное, а также - триумфальный конец. «Вечный» ребенок в человеке - это неописуемый опыт, нечто неприспособленное, изъян - и - божественная прерогатива, нечто неуловимое, что составляет последнюю ценность и бесценность личности”.Карл Густав Юнг: Божественный ребёнок"
http://portal21.ru/news/we_recommend.ph ... NT_ID=5351Госпожа Эбоси – это такая функция сознания, которая и строит систему защит, чтобы сохранить хрупкое Эго от мощных разрушительных сил бессознательного. Однако чем крепче защита, чем сильнее вытеснение, тем мощнее натиск теневой стороны на личность. Вепри нападают на город.
Госпожа Эбоси заботится об униженных и оскорбленных. В ее городе собрались отверженные и отвергаемые слои общества: проститутки и прокаженные. Она дает им кров и работу. Она защищает их человеческое достоинство и при этом не замечает, как сама оказывается уловленной и вовлеченной в игры человеческого разума.
Госпожа Эбоси – это некоторая эмоциональная сила ограниченности наших сознательных установок. Это сила нашей самоуверенности. Она пытается вытеснить и отгородиться от животных инстинктов человеческой природы и подавляет при этом и божественные силы. Они же все там за границами наших защит в лесу бессознательного. И нередко объединяются, когда тирания сознания становится слишком самоуверенной.
В борьбе госпожи Эбоси и принцессы Мононоке и рождается ненависть. Именно поэтому борьба эта всегда самоубийственна.
Наше самоуверенное неприятие и отрицание наших бессознательных теневых сторон приводит к желанию, безумному желанию, обезглавить Духа Леса, который есть бог жизни и смерти. По преданию его голова дарует бессмертие. Человек пытается овладеть секретами бессмертия и его самоуверенность превращается в гордыню.
Бог жизни и смерти смертен в виде оленя, в которого он превращается с рассветом. А ночью он становится огромным бессмертным духом, Ночным Скитальцем. Его удается лишить головы как раз в этом пограничном состоянии перехода из оленя в Ночного Скитальца. И бог жизни и смерти становится богом смерти. Он ищет свою голову и сеет вокруг смерть.
Попытка Аситаки и Сан вернуть ему голову для меня оказались самыми захватывающими эпизодами фильма. Здесь вовлекли меня в фильм всю, с мозгами и эмоциями.
Принц Аситака – это дух разума, ищущий смыслы и противостоящий бессмысленным импульсам. Только вместе с Сан ему удается побороть ненависть и вернуть Духу Леса его голову, вернуть смысл жизни, и тогда бессмысленность смерти отступает.
Принцесса Мононоке возвращается в лес. Принц Аситака решает остаться в городе, чтобы помочь восстановить его.
Какой он будет этот новый город? … все зависит от самого человека.
Ненависть – это рикошет обезглавленного божественного духа жизни и смерти. Убрать из этой божественной энергии смысл и получается железная пуля ненависти. Она опасна, передается как вирус проклятия и вырастает до демонических разрушительных размеров. Только вернув смысл жизни этой энергии, можно снять проклятие ненависти.
Нельзя уничтожить ни госпожу Эбоси – нашу энергию самоутверждения (наверное и так ее можно интерпретировать), ни принцессу Мононоке – спонтанную энергию нашего развития и роста. Жизнь нашей души и нашей личности заключена между этими полюсами. Только между ними может появиться принц Аситака – наше стремление осмыслить и свое самоутверждение, и свое самостановление.