Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 11 дек 2016, 10:53

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане, напишите, пожалуйста, ваши наблюдения о связи карт Таро с явлениями человеческой культуры.
Для каждой карты Таро создавайте отдельную тему.

Просьбу доктора Данилина об этом смотрите здесь в теме Культурология Таро.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 июн 2011, 14:47 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
Первый Великий Аркан – Чародей (Маг).
(эфир от 06.05.2010г.)

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто участвует в путешествии в глубины человеческой души с помощью старинной колоды карт Таро.
Мы начинаем второй круг наших передач. И это собственно путешествие по Великим Арканам. Путешествие, которое мы надеемся предпринять вместе с вами. И начинается это путешествие как всегда с начала. Разумеется с буквы А или с Великого Аркана Таро №1, который в традиционных колодах называется Магом или же фокусником. А нам показалось, что самое подходящее по смыслу, по внутреннему звучанию русское слово, соответствующее этой картинке, это слово Чародей.
Вы наверно помните, я рассказывал, что самими очертаниями своими эта карта напоминает букву А. Практически во всех колодах на ней изображен молодой человек, который стоит за прямоугольным столиком. Его ноги под крышкой стола расставлены так, что тело, перечеркнутое столешницей, напоминает букву А. В той колоде, которая сейчас лежит перед вами изображение Мага не совсем привычное. Дело в том, что в поднятой левой руке, обратите внимание, именно левой, Маг держит бокал или кубок. Мне показалось, что это, как и вид Мага из старинной французской колоды, которую мы используем в нашем тренинге, будет чрезвычайно символичным. Поскольку это Маг, который больше всего надежд связывает с каким-то химическим веществом, возможно алкоголем, а возможно с каким-то алхимическим напитком. Однако в подавляющем большинстве традиционных колод Маг держит в руке вовсе не бокал, а жезл. Сверху на этом жезле луковицеобразное навершие. Правая рука опущена и указывает на столик. А на столике в большинстве колод лежат символы малых арканов. Т.е. там обычно лежат вовсе не принадлежности, похожие на принадлежности сапожника, как на нашем рисунке. Там стоит кубок, лежит посох или палка и круглый диск или монета, т.е. символы, которые лежат на столе Мага, это символы мастей или малых Арканов Таро. Как вы помните, они знаменуют в нашем рассказе базовые экзистенциальные характеристики человеческой души. А в традиционных интерпретациях они символизируют четыре стихии, искусство управления которыми, хочет продемонстрировать нам Маг. На голове у Мага, как и в нашем случае, надета шапка, очертания которой напоминают горизонтальную восьмерку, знак бесконечности. А во многих знаменитых колодах, как скажем в Таро Райдера, над головой у Мага просто изображен сам этот знак, знак бесконечности. То, что поднята левая рука, возможно очень характерно. Это ведь знак. Знак того, что мы смотримся в эту карту как в зеркало. Карта отражает того, кто на нее смотрит, намекая на то, что это ты. Поскольку подавляющее большинство человечества, с точки зрения великого круга алфавита или Великих Арканов Таро, так никогда и не выходит из точки А.
Что же это за точка А? Да это вечное человеческое желание, желание быть Магом или, если говорить на языке нашей колоды, желание быть Чародеем.
Жест Мага, кроме всего прочего, напоминает приветствие. Маг как будто приветствует каждого из нас, указывая: это ты. И действительно, чем больше смотришь на Мага и задумываешься об этой карте, тем больше понимаешь, что в ней как будто сосредоточены образы детства и юности человеческой души. В сущности своей, а выходим ли мы когда-нибудь из этого возраста? Ну сколько нам должно быть лет, чтобы мы внутренне,… внутренне, искренне чувствовали себя, ну хотя бы, сорокалетними?
А – это точка, из которой нужно двигаться дальше. Но дело в том, что уйти из нее вовсе не так просто. Для этого надо задуматься. А вот этого как раз Маг и не умеет.
Карл Юнг называл эту фигуру “пуэр”, имея в виду универсальное состояние юности. Но только ли в юности? Ведь желание быть Магом – это первое, в строгом смысле этого слова, духовное желание человека. Ведь когда-то в детстве, в нашем собственном детстве, мы ведь все были Магами. Ну правда. Стоило нам совершить какое угодно возможное действие и реальность, которая нас окружала, нам отвечала. Стоило нам закричать, и появлялась или материнская грудь, или бутылочка с соской. Ласковые руки защищали нас, меняли неуютные мокрые пеленки. Отсюда такую роль в нашей жизни занимает реклама подгузников, ну или других осушающих средств. Главное, чтоб было сухо. Отсюда наверно ее столь гипнотическое действие. Это ведь воспоминание о магическом удовлетворении любого нашего желания.
Между прочим, Маг играет или хочет играть со стихиями или с вещами, расположенными у него на столе, как с игрушками. Они ведь в игровом пространстве, там же, где сейчас стоят компьютеры. Первая наша любимая игрушка, которую мы порой помним, а порой и храним всю жизнь, тоже игрушка магическая. Она была для нас рычагом связи с внешним миром или тем самым рычагом, с помощью которого Пифагор обещал перевернуть Землю, всем внешним миром. С помощью ее мы совершали магические операции. Придумывали разные действия и желания, которые через наши магические действия управляли, конечно же, наши родители. По крайней мере, в своих мечтах или в том, что он хочет нам продемонстрировать, Маг тоже играет в игрушки, надеясь, что взрослый мир, благодаря этой игре легко подчинится ему и выполнит его желания. Разве не пытается коллекционер двигать марками в своем альбоме для того, чтобы добиться какого-то магического результата? И разве наша практически главная взрослая игрушка, бутылочка с водкой, это не попытка снова сделать так, чтобы в ответ на детский крик “я хочу”, мир выполнил наше желание? Да и вообще. Разве опьянение это не попытка вернуться в магическое детство, во времена, когда весь мир состоял из игрушек, которыми мы могли управлять как маги? Разве нет? Это не так? Почему нас так удивляет страсть к азартным и компьютерным играм? Это ведь попытка стать магами, управляющими своей цифровой Вселенной. Реальностью управлять очень сложно, этому надо учиться, на это нужно тратить усилия. И человек их тратит и тратит, а мир все равно кажется непонятным. Условия компьютерной игры гораздо проще. Чем больше времени подрастающий ребенок, юноша отдает компьютерной игре, тем более трудной и непонятной ему кажется реальность, которую устроили мы, взрослые. Там очень трудно разобраться, там трудно стать Магом. Вот здесь в заданных условиях компьютерной игры быть Магом легко. И главные действующие лица тех самых компьютерных игр, несомненно, Маги или люди, обладающие поистине магическими способностями. Даже, если эти игры военные или агрессивные. Любой ценой почувствовать себя Магом, вот в чем главный вопрос первого Аркана.
Карта Маг – это ответ на проблему компьютерных игр. Стоит оказаться в условиях игры и взять в руки магические предметы или кнопки, какая разница, чтобы оказаться в условиях бесконечности. Конечно же, Маг в бесконечность еще не попал, недаром он первая буква алфавита. Он хочет чувствовать себя в ней. Он хочет чувствовать, что жизнь его можно перезагрузить и что он легко и свободно способен справляться со всеми четырьмя стихиями компьютерной игры или игры в жизнь. В сущности одно чрезвычайно похожее на другое.
В нашей колоде это видно не так явно. В большинстве колод жесты Мага более отчетливы. Его левая рука поднята вверх и жезлом, как в нашей колоде рюмкой, он связывает себя с небесами. А правая рука указывает на стол, на землю, на мир, на реальность, которой он хочет управлять. Я когда-то писал, что в моих собственных медитациях на Таро, Маг как будто вырастает из собственного пояса. В нашей колоде это тоже не очень заметно, но есть много колод, в которых Маг одет в пояс в виде змеи, которая кусает саму себя за хвост. Это ураборос, один из символов первичной цельности. Я сейчас не хочу погружаться в него надолго.
Однако у карты Маг есть отчетливый положительный аспект. Положительный аспект заключается в страстном желании вернуться к какой-то очень трудно формулируемой словами первичной цельности. Вернуться к неразрывности, к связи того, что вверху, куда указывает левая рука, и того, что внизу, куда указывает правая рука. Это для этого, для того, чтобы почувствовать себя цельным и подлинным Магу нужна власть над стихиями, магический жезл и наверное, существующее там за границей карты, зрители. Они должны проявлять восхищение. Это ведь на них Маг смотрит сосредоточенно, слегка сощурив глаза.
С чего начинается “я”, с чего начинается индивидуальность, человеческий поступок? Да с эгоцентризма, конечно. Маг прорастает из собственного пояса, из некой мандалы, круга цельности, единства. Что ему нужно в первую очередь нащупать? Да самого себя. Испытать, понять, кто же он такой. И первым необходимым чувством для того, чтобы понять самого себя, как это ни удивительно, является гордыня. Маг с первого Аркана хочет чувствовать себя равным богам. Он любуется собой и собственным могуществом. Я не знаю, что он демонстрирует публике: фокусы или магические опыты. Но в этом есть одно его главное свойство. Я бы назвал это свойство русским словом “дерзание”. Он как будто бы бросает вызов и богам, которые наверху, и зрителям, которые внизу и перед ним. Он любуется собой и собственным величием. В дерзновении Мага есть удивительная прелесть. Есть прелесть в дерзновении и в дерзости. Точно также впрочем, как и в дерзании. Так и кажется, что люди, которые смотрят за фокусами Мага с первого Аркана, пойдут за ним. Он их в чем-то убедит. Убедит даже в том случае, если поведет их прямой дорогой в ад. Он, как ребенок, находится в состоянии абсолютной уверенности в своей правоте. Мир должен подчиниться его химическим опытам, научным экспериментам или просто фокусам. Он в этом убежден. Но когда ты веришь в собственный успех и просто действуешь, люди пойдут за тобой. Им почти наплевать, во что именно ты веришь, лишь бы ты во что-нибудь верил. Если ты страстно желаешь чего-то, если ты неравнодушен, люди все равно пойдут за тобой, потому что им покажется, тебе известно нечто, недоступное остальным. Словно бы у тебя и правда есть некая волшебная палочка, магический ключ к целой вселенной.
В движениях Мага, в его позе, как и в самой букве А, с широко расставленными ногами, есть страсть. Страсть вещь сложная. За ней очень часто может скрываться полная пустота. Если, например, какой-нибудь исполнитель рэпа пылко чешет со сцены о том, как он круто поет рэп, его страсть направляет и ведет в пустоту. Его вера самодовлеюща и пуста. Однако если рэпер поет об обществе, тирании и социальной несправедливости, он желает что-то доказать миру. Страсть без цели подобна заполнению горючим бензобака машины без колес. Весь пыл уходит в никуда. Так и кажется, что на картинке стоит живой вопрос: в тебе есть что-то кроме самолюбования, Маг? Стоит ли за тобой идти, в чем смысл твоих фокусов? На чем держится твоя уверенность в себе? Не пытаешься ли ты нам что-то доказать, ощущая собственную слабость и пустоту?
Наверное, Маг умеет хорошо говорить. Скорее всего, он должен быть остроумным и легко приспосабливаться к своим зрителям. В процессе доказательства самому себе своего собственного могущества Маг, наверное, должен уметь легко менять личины. Вот на этой карте он в одежде мастерового, а может быть даже сапожника или масона. Подойдут все эти лики. Кто знает, может быть этот Маг работает на радио или телевидении и демонстрирует там заряженную своей энергией воду. Ну ведь именно так он держит бокал. Маг, возможно в худшем случае, использует лишь обман и хитрость для того, чтобы манипулировать своей публикой. Маг хочет, чтобы мир вертелся в соответствии с его желаниями. Маг хочет, чтобы “мир прогнулся под нас”. И ровным счетом ничего удивительного в этом нет. Поскольку этого хотим мы все. В каждом из нас есть эта буква А.
Помните, мы с вами вместе задумывались о том, что такое счастье. Мы шли от противного, слово “несчастье”. И пришли к выводу, что несчастье – это фактически зависимость, обусловленность. Чем более стесненным обстоятельствами человек себя чувствует, тем более он несчастен. Ну правда, мы называем несчастьем болезни и стихийные бедствия. Мы называем самым большим несчастьем смерть близкого. Болезнь обуславливает нашу невозможность что-то делать. Нам все время кажется, что мы не можем избавиться от болезни, что это рок, который ведет нашей судьбой, и чувствуем себя несчастными, зависимыми от болезни, обусловленными. Ну чего не дает нам делать например болезнь? Чего-то, что нам хочется. Мы называем счастьем состояние, когда мир прогибается под нас, когда он соответствует нашим желаниям. И если быть честными до конца, мы не очень хотим и умеем учитывать при этом желание других, их желание счастья или несчастья. Вот это вот желание счастья, в результате которого сама реальность ведет себя так как хочется нам, и есть желание быть Магом, буква А, которая прячется внутри у каждого из нас. Хочется, чтобы мир вращался вокруг нас, а не вокруг кого-то другого. На самом деле человек может потратить всю свою жизнь на то, чтобы любой ценой добиться ощущения того, что мир вращается вокруг него. И 85 (в моей скромной статистике) процентов людей, выбирая с помощью нашего расклада, разыскивающего интересные и неинтересные карты, отложит карту Мага или Чародея вверх при первом же выборе. Надо, правда, отдельно сказать, что я никогда не работал в этом качестве с колодой, которую предложил вам для совместного анализа. Это имеет отношение к такому выбору с помощью колоды Таро Райдера. Но вот что важно. Раз человек отложит эту карту вверх, то это значит, что она будет означать главную его проблему. Этой главной проблемой и главной бедой будет все тот же нарциссизм. Это позиция Нарцисса. Пусть мы редко вспоминаем конец этого прекрасного мифа. В нем множество отвергнутых Нарциссом женщин попросили богиню справедливости Немезиду наказать гордеца. Богиня правосудия всего лишь заставила Нарцисса споткнуться у источника. И он увидел свое отражение в воде. Он так влюбился в него, что больше не смог оторвать от поверхности воды своего взора.
Это риск. Риск, который заключается в том, чтобы навсегда остаться одному, не только без женщин как у Нарцисса, но и вообще без публики, которая кричала бы: “О, да, Нарцисс. О, да, как ты прекрасен”.
Этот риск выражен в одной из самых древних историй на земле, в истории об ученике Чародея. Ведь все, что натворил ученик Чародея в мастерской своего учителя, он натворил только ради того, чтобы доказать свое бесконечное могущество самому себе.
Вот, пожалуй, то главное, что мне хочется сказать о Маге. Впрочем, это далеко не конец. Это ведь зеркало. Помните. А в зеркале каждый из нас. И у зазеркалья есть другая сторона, точнее множество сторон. Множество ваших отражений в зеркалах. Но о них, если позволите, продолжим в следующей передаче.
Спокойной ночи.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Последний раз редактировалось Селена 15 июн 2011, 17:39, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 июн 2011, 14:49 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
Первый Великий Аркан – Чародей (Маг) (продолжение).
(эфир от 11.05.2010г.)

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто вместе с ведущим радиотеатра фантазий программы “Серебряные нити” совершает путешествие в мир старинной карточной колоды.
Казалось бы, все так просто, но, оказывается, передать словами систему смыслов, связанных с картинкой, бывает очень непросто. В небольшой колоде Великих Арканов Таро надо сказать, что наш Маг не очень юн и слегка помят. А может быть, мне это кажется в связи с нашими родными культурными ассоциациями. Похоже, что Маг в чем-то обманывается или он в чем-то обманывает тех, кто смотрит на его изображение, как в зеркало. И обманывает сам себя. Может быть, меня заставляет об этом задуматься рюмка в руке у Мага. Ведь именно для того, чтобы стать Магом, из подобных бокалов пьют водку русские мужчины. Без всяких кавычек. Именно и конкретно за этим. В состоянии опьянения проблемы, заботы, чувство ответственности куда-то отступают, забываются на время и кажется, что весь мир и люди вокруг, ну, по крайней мере, сейчас пока человек пьян, ведут себя так, как хочется этого Магу. Ведь это же его самое главное желание. Не правда ли? Так начинаешь понимать, как раз то самое перевернутое значение карты. И вовсе не обязательно, чтобы карта в раскладах приходила к вам в перевернутом положении. Ведь карты, которые вы видите перед собой – это зеркала. А в зеркало мы стараемся смотреться тогда, когда этого никто не видит. И тогда мы сами прекрасно знаем, какое значение этой карты положительное или отрицательное играет большую роль в нашей жизни. Сама картинка перевернутой вверх ногами буквы А или перевернутого Мага напоминает подростка или ребенка, который совершив проступок, кричит: “Это не я. Я этого не делал. Меня тут вообще не было”. Вполне возможно, что поднятый бокал в руке Мага вдруг превращается в жест отчаяния. Может быть, он просто не в состоянии выполнить каких-то задач, которые поставил перед собой в жизни и только поэтому сейчас в этой ситуации пробует себя в роли фокусника или шарлатана. Если эта карта интересна и значима для вас, то может быть вам хочется отказаться от ответственности или просто вы не в состоянии контролировать ситуацию. Возможно в той ситуации, которая сложилась в жизни, вы никак не можете оценить ее более или менее объективно, чуть-чуть отстраниться, уйти из этой ситуации. Возможно, существует риск или переоценки своих возможностей или, вглядитесь в лицо Мага, наоборот, в недооценке своих способностей. Не складывается ли у вас впечатление, что бокал в руке Мага, может говорить о том, что он или вы, смотрящийся в зеркало, потеряли контакт с глубинами собственной души и стали надеяться на какие-то внешние предметы. А может быть вы просто не тот, кем кажитесь.
Магу вообще свойственна способность менять обличия. И это может быть легко использовано для обмана, как я уже говорил, и самого себя и других. Может быть вы дошли до того, что манипулируете людьми и играете на их уверенности в себе ради достижения каких-то собственных эгоцентрических целей. Короче говоря, в неком отрицательном смысле эта карта может означать философию изворотливости. Вообще говоря, это всеобщая уловка. Уловка, свойственная огромному большинству людей, которые находятся на том же уровне, на котором находится буква А и Аркан Маг. Изворотливость – это всеобщая уловка, которая состоит в том, что мы пытаемся жить не за счет наших собственных усилий, а благодаря некой, вовсе не мистической, а душевной энергии, которую мы ловко крадем у мира, у тех, кого мы любим или ненавидим. Действительно, меня же не спрашивали, когда мама рождала меня на свет божий. И в этом смысле я освобожден от ответственности за свое собственное рождение. И в том же самом смысле я надеюсь, что могу быть свободен и от смерти. Можно утверждать, источник существования большинства из нас – это энергия незаконная, украденная. Пытаться перенести ответственность на кого-то другого, в смысле желаний, веры, любви, решений – это вовсе не отречение от самого себя, это просто стратегия. Вы делаете другого человека своей судьбой и извлекаете из этого энергию свободы. По той простой причине, что вам просто не нужно думать о том, что за вас будет желать или делать другой человек. Эта стратегия изворотливости все время проплывает под флагом детства. Дети движутся внутри пространства взрослых, манипулируя ими. Хотя их оружием являются всего-навсего игрушки, которые лежат в ящике для игрушек так же уютно как инструменты, лежащие на столе у Мага.
И, в перевернутом смысле, Мага мы очень хорошо знаем. Он представляет собой вора, лжеца и афериста даже в мелочах. Хотя, еще раз подчеркиваю, это может быть попытка получить энергию жизни, пытаясь превратить других в марионетки. Сам Маг будет “серым кардиналом”, который будет дергать марионеток за ниточки, сам при этом не показываясь на сцене.
Однако, есть в этой картинке и в этом Аркане, и вообще в значении слова Маг или Чародей, в нашем языке некоторая легкость. И даже в словах: вор, лжец и аферист всегда существует этот оттенок. И в этом есть великая тайна Мага. То, что он пропускает, то, что он просматривает, то, в чем он ошибается. Большинство интерпретаторов этого Аркана, рисуя или наблюдая знак бесконечности над головой или на голове у Мага, в случае нашей колоды все традиционно, это шляпа, поля которой изогнуты в виде горизонтальной восьмерки. Но мне все время думается немножко по другому. Раз бесконечность находится над головой у Мага, раз она принимает форму шляпы, то проблема заключается в том, что Маг ее не видит. Он делает что-то необыкновенно важное, связанное с бесконечностью. Его дерзание, одно из ключевых слов этого Аркана, которое так легко в нашем языке переворачивается, превращаясь в дерзость,… Не правда ли?... содержит в себе что-то верное, потому что, если бы этого верного не было, то было бы невозможно перейти от первой карты ко второй и дальше. Он, возможно шарлатан, возможно фокусник, возможно просто человек, который ищет технических приемов манипуляции собой и миром, в чем-то прав.
Мне кажется, что Валентин Томберг первый обнаружил эту главную черту Мага, которую необходимо в себе заметить. Маг – это человек, который умеет превращать работу в игру. И это необыкновенно важный принцип, без которого нельзя двигаться дальше ни в жизни, ни в прослушивании нашего радиотеатра. Брови у Мага сдвинуты, он что-то нам показывает. Он сосредоточен. Но это сосредоточение без усилий, сосредоточение, как игра. Где-то потом не на уровне существования буквы А, разумеется, Великий Учитель скажет: “Иго мое благо и бремя мое легко”. Вот это самый главный урок первого Аркана. Слово долг, точно также как и слово работа, подразумевают тяжкое бремя ответственности, которое мы взваливаем на свои плечи. Однако все то, что является тяжким бременем, не может являться истинным человеческим призванием, призванием Мага. И может быть в этом состоит самая главная мысль. Томберг писал, цитирую: “Прежде всего, нужно научиться сосредоточению без усилий, работу, преобразуя в игру. Всякое иго, которое ты принял на себя, сделай благим и всякое бремя, которое несешь, легким”.
Сдвинутые брови, поиск решения предельно легкого, технического, того решения, которое сейчас поможет справиться с миром. Главное свойство Мага, это способность легко сконцентрировать максимальное внимание на минимальном пространстве. Взгляните на этот небольшой столик, так смахивающий на журнальный, стоящий перед Магом. Это ведь обязательное условие к достижению успеха, решительно в любой области человеческой деятельности, мужское условие. Другими словами, конечно же, Маг несет в себе обязательное условие дальнейшего развития души: это искусство сосредоточения. У него есть потребность легко и непринужденно управлять миром. Эта потребность есть в каждом из нас. Она требует концентрации. Непроизвольные движения Чита, ментальной субстанции, происходят автоматически сами собой. Такое движение, обычное наше состояние в жизни, прямо противоположно сосредоточению.
Взгляните на канатоходца в цирке. Ясно, что он полностью сосредоточен, иначе просто рухнул бы наземь. И спасает его именно предельная концентрация. Но, я думаю, что среди наших слушателей не найдется человека, который способен предположить, что, двигаясь по канату, канатоходец размышляет, прикидывает, просчитывает и планирует каждый следующий шаг. Конечно же, нет. Как только он начнет просчитывать, он немедленно упадет. Для того чтобы удержаться на канате, он должен подавить всякую деятельность интеллекта и воображения. Погасить страхи, возможные опасности. Это единственный способ проявить свое мастерство. Вместо напряженных размышлений включается ритмика тела, включается игра или танец, если хотите. Он должен совершать свои движения автоматически, не задумываясь ни о чем, кроме сути самого ритмического движения.
Между прочим, и это снова Томберг, с точки зрения интеллекта и воображения – это такое же чудо, как чудо святого Дионисия, апостола Галльского и первого епископа Парижского. Святой Дионисий, как вы помните, за исповедание Святой Троицы был перед статуей Меркурия обезглавлен мечом. Цитирую: “И тотчас тело его восстало. И он взял в руки голову. И ведомый Ангелом и великим Светом, шел две мили от места, называемого Монмартр, к месту, где по воли и промыслу Божьему он покоится доныне”. Всякому, кто бывал во Франции знакома эта история. Однако в этом есть что-то очень похожее на канатоходца. Кто знает, какие чудеса может сделать человек, сосредоточенный только на ритме движения своего тела и освободивший голову от всяких других мыслей, ощущений, ожиданий. И, конечно же, такого рода чудеса невозможны, если человек обдумывает каждое следующее свое движение.
И вот что удивительно, вполне возможно, что святой Дионисий был не случайно обезглавлен именно перед статуей Меркурия. Как-то так сложилось, что ассоциация букв, старинных символов, да и человеческих мыслей, мыслеформ, если хотите, с языческими богами входит в некоторую традицию. Если кто-то читал книгу “Поиск видения” нашей радиопрограммы или слушал мои воспоминания о встречах с учительницей Катей, тот, наверное, помнит, что она ассоциировала определенные группы мечтаний, фантазий и мыслей с вполне конкретными русскими языческими богами. Каково же было мое удивление когда, открыв последнюю книжку Виктора Пелевина, я прочитал:

“- А как видели сотворение мира последователи многобожия?
— Они считали, что творение происходит до сих пор — непрерывно, миг за мигом. В разное время нас создают разные божества — или, выражаясь менее торжественно, разные сущности. Если сформулировать доктрину многобожия совсем коротко, боги постоянно заняты созданием мира и не отдыхают ни минуты. Ева ежесекундно возникает из ребра Адама, а живут они в Вавилонской башне, которую непрерывно перестраивают божественные руки. Древние пантеоны богов — просто яркая, но недоступная профану метафора, в которой запечатлено это откровение…
— Мне трудно поверить, — сказал Т., — что эллины строили такие причудливые мистические теории. Насколько я представляю, они были простыми и солнечными людьми. А во всем этом чудится нечто математическое, немецкое. Или даже иудейское.

— Продолжайте, прошу вас, — сказал он, придвигая к себе тарелку. — Вы не сказали, как именно боги создают нас. Они трудятся над нами все вместе? Или по очереди?
— Имеет место и то, и другое.
— Не могли бы вы пояснить на примере?
— Попробую. Вот представьте себе — некий человек зашел в церковь, отстоял службу и испытал религиозное умиление. Дал себе слово всегда быть кротким и прощать обидчиков… А потом отправился гулять по бульвару и наткнулся на компанию бездельников. И один из этих бездельников позволил себе нелестно выразиться о фасоне панталон нашего героя. Пощечина, дуэль, смерть противника, каторжные работы. Неужели вы полагаете, что у всех этих действий один и тот же автор? Вот так разные сущности создают нас, действуя поочередно. А если вы представите себе, что и в церкви, и во время прогулки по бульвару, и особенно в каторжном заточении наш герой то и дело думал о плотской любви в ее самых грубых и вульгарных формах, мы получим пример того, как разные сущности создают нас, действуя одновременно.
Т. кивнул.
— Я думал о чем-то подобном применительно к смертной казни, — сказал он. — Она лишена смысла именно потому, что несчастный, на которого обрушивается кара, уже совсем не тот человек, что совершил преступление. Он успевает десять раз раскаяться в содеянном. Но его вешают все равно…
— Вот именно, — сказала княгиня Тараканова. — Неужели тот, кто убивает, и тот, кто потом кается — это одно и то же существо?

— Я понял вашу мысль, — сказал Т. — Но вот вопрос. Кто создает богов, создающих нас? Другими словами, есть ли над ними высший бог, чьей воле они подвластны?
— Князь считал, что мы создаем этих богов так же, как они нас. Нас по очереди выдумывают Венера, Марс и Меркурий, а мы выдумываем их. Впрочем, в последние годы жизни князь полагал, что сегодняшнее дьяволочеловечество создают уже не благородные боги античности, а хор темных сущностей, преследующих весьма жуткие цели.”

Граф Т. – это намек на некоего виртуального Толстого. Впрочем, это даже абсолютно неважно. Дело в том, что ассоциация каждого Аркана Таро с богами классической древности, т.е. с богами Древней Греции, тоже стало традиционной и очень может быть, что она сможет помочь вам в ваших размышлениях, когда вы будете смотреть на картинку.
Как я уже рассказывал, на карте Маг большинства традиционных колод Таро Чародей или Маг держит в своей руке жезл, а вовсе не бокал. И это ясно указывает на Гермеса, посланца богов, главным атрибутом которого на большинстве изображений являлся кадуцей, магический жезл, обвитый двумя змеями или в другой системе изображений просто жезл с крылышками. Может быть, вы не знаете, что бог Гермес, который провожал избранных богами путешественников на Олимп и был покровителем воров, лгунов, шарлатанов. В определенном смысле он считался богом судьбы, т.е. приносил неожиданную удачу. Но ведь именно этого, неожиданной удачи, хочет юное сознание Мага. Его часто называют лукавым, потому что он двуличен, вероломен, необыкновенно хитер, но все же, все же он является посланцем богов. Ни много ни мало, в определенном смысле он символизирует начало начал, потому что он сын Зевса и таинственной нимфы по имени Майя. Наверное, вы помните, что в индуизме именно таким образом именуют реальность или главное свойство реальности: ее иллюзорность. Ну а в Древней Греции эту нимфу считали матерью ночи, что, наверное, вполне согласуется с моей ассоциацией с индуизмом. Он дитя духовного света и изначальной тьмы. Точка, где сходятся противоречия. Земная страсть и духовная чистота сходятся в нем. Он эгоцентричен, но его эгоцентризм наивен и чист, как у ребенка. Еще ребенком Гермес выбрался из колыбели и похитил у своего брата Аполлона, бога солнца, стадо коров. Чтобы обмануть Аполлона, он надел свои сандалии задом наперед и поэтому разгневанный Аполлон пошел искать виновника в противоположную сторону. Когда Аполлон, наконец, понял, кто похитил его стадо, Гермес преподнес Аполлону дар, лиру из черепашьего панциря. Он долго хвалил старшего брата и обещал, что подарок прославит музыкальные таланты Аполлона. Аполлон был так очарован, что забыл про своих коров и наградил Гермеса в ответ даром предвидения. Так Гермес стал покровителем четырех стихий. А вследствии, смотрите как интересно, именно он научил людей искусству гадания по четырем стихиям: по земле, огню, воде и воздуху. Ему поклонялись у возведенных на перекрестках дорог статуй, так называемых герм, призывая благословение на голову путешественников, странников и бездомных. Это, между прочим, означает, что внутри Мага есть что-то обладающее способностью предвидеть. Просто он очень редко может на этом сконцентрироваться. Этот бог может появляться ночью в виде тревожащих снов или под маскою другого человека, встреча с которым оказывается стимулом для нашего развития. Случайно попавшаяся под руку книга, неожиданная встреча, неожиданный визит друга, тысяча случайных неслучайных совпадений – это все дело рук бога Гермеса. Но все мы из чисто практической жизни знаем опять же только одно. Для того, чтобы Гермес со своими случайностями, подсказками, книгами, которые открываются на нужных страницах, вдруг появился в нашей жизни, нам необходимо достичь этого самого первичного состояния Мага, состояния концентрации без усилий, когда мы увлеченно занимаемся какой-то проблемой в нашей душе и жизни вдруг появляется Гермес. Он же Маг. Самое главное, чтобы мы с вами не пытались подменить это чувство, чувство увлеченности, полета, поиска, концентрации без усилий, той самой рюмкой, которую держит в руке Маг из первого Аркана нашей колоды. Пусть Гермес подскажет вам что-то во сне.
Спокойной ночи.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 июн 2011, 14:55 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
Ну что ж… мне очень интересно вновь поразмышлять над великими арканами Таро. Надеялась, что появится книга, и она будет моим вторым этапом медитаций над картами. Но… … … (очень верю, что она все-таки появится), и это будет третьим подходом к осмыслению этих символов.
Самое удивительное вот в чем. Дней пять назад мне о них напомнили,… попросили “погадать”.
Год назад, увлеченная раскладами, я предлагала поиграть в “гадание” всем моим друзьям и родным. Мы с интересом пытались понять значение выпадающих карт. Тренинг закончился. Книжечка и карты задвинуты в дальний угол книжной полки. Появились иные темы для разговора. И вот… вновь вспомнились загадочные картинки.

Первая литературная ассоциация с первым Арканом… почему-то вспомнился “Фауст” Гете. Причем сразу, без усилий, без ворошения памяти. Решила подумать над этим соответствием.

Итак, Маг – Фауст-Мефистофель.
Именно так вижу эту карту сейчас, именно в этой связке она для меня становится более образной и осмысленной. Они не мыслятся один без другого.
Мефистофель, дух отрицанья, с Господом заключает пари, что свернет Фауста с пути служения Богу. И пари это благосклонно принято.
Мефистофель часть божественной силы. Именно часть, не целое, он сам говорит об этом.
Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.

Черный пудель кружит по полю, всё сжимая и сжимая круги, замыкая пояс-ураборос на талии Мага.
В общем все атрибуты Мага у Фауста есть: стол, заваленный книгами и различными приборами и принадлежностями, звание Доктора, что в те времена соответствовало магу, чародею, колдуну, уважающая его и почитающая публика и рука с бокалом, поднятая вверх. В самом начале поэмы Фауст хочет отравиться, его спасает колокольный звон. Начинается Пасхальная служба.
И Фаусту даются новые возможности, исполнить все, что он пожелает, остановить мгновенье и умереть.
Маг – человек, почувствовавший, нащупавший в себе часть черной бездны. Огромную возможность и силу нереализованных потенций. Почувствовавший, нашедший божественную силу, замкнувший ее, обозначивший, назвавший и объединившийся с нею. И ставший способным ее реализовывать, воплощать в мир.
Фауст-Маг, благодаря Мефистофелю достигает всего: власти, славы, богатства, любви прекраснейшей из женщин. Но ничего его не радует, все рушится. И вечный разлад между бесконечным подлинным чувством и ограниченной собственной силой.
Разделение образа Мага на Фауста и Мефистофеля у Гете как-то более точно обозначает и положительные и отрицательные черты этого Аркана, и гордыню, и равенство Богу, и дерзновенные возможности, и деятельную активность, и манипулятивные способности, и блестящий ум, и мятущуюся душу.
Фауст умирает, успев произнести…
"Мгновенье!
О как прекрасно ты, повремени!

Но душа его Мефистофелю не достается. Похоже потому, что он выбирает в конце жизни движение вперед по старинной колоде Арканов.

Начало, буква А, первый Аркан – вера в себя, в собственную бесконечность, в собственные возможности. И невольное, но необходимое ограничении ее. Распыленной энергией нельзя управлять, ее невозможно реализовать во вне. И она замыкается в круг. Черный пудель, часть бездны, обретает облик Мефистофеля. Ограниченность позволяет концентрировать усилия, способствует творчеству. Она же ограничивает рост души, ведет ее к разочарованию, к старости, к исчерпаемости возможностей, к смерти.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 июн 2011, 00:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Селен, а куда ему двигаться, раз он Фауст...
Хотя, он ведь проходит путь осмысления вообще то, правда с помощью потусторонних сил, но проходит и Мгновение остановись -это ведь как обозначение того, что он пришел туда куда стремилась суть его души... так мне видится
Наверное ты права... в обозначении первой точки пути до встречи с Мефистофелем, а дальше на мой взгляд начинаются странствия души...но это только на мой взгляд... Давно не перечитывал Гете... Помню, что вторвя часть произвела на меня несколько меньшее впечатление чем первое, хотя во вторую часть, как я понимаю сейчас, Гете вложил больше тайн и смысла...

Не знаю МАГ ли Гарри Поттер? Что привлекло такой небывалый интерес к прочтению нескольких толстенных фолиантов, как в мире так и у нас... Только ли реклама... Бездарную поделку быстро бы раскусили, а тут столько томов и все в яблочко неисчезающего интереса, но у кого... Мне, к примеру это скучно читать и смотреть... Слово скучно, как то здесь кривовато, точнее, может быть, не вызывает душевного интереса...

Толкинен...? Так и не соберусь полистать, хотя все есть на жестаке... Может от того, что ну не мог осилить Хоббита... Не люблю выдумку? Но ведь Маленький Принц это ведь тоже чистой воды миф и сказка тем не менее вызывает живейшее сопереживание даже сейчас... Кстати, кто вот Маленький Принц... По моему он - полная колода.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 июн 2011, 17:42 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3394
Откуда: Ульяновск
Странствия души… Все великие литературные произведения, по-моему, и есть странствие души. Данте проходит Ад, Чистилище и Рай. А Фауст странствует внутри первого Аркана Таро. Ведь путешествовать можно не только по колоде карт, от Аркана к Аркану, путешествовать можно и внутри карты.
Когда я год назад начала размышлять над этими картинками, они мне показались статичными. Никак не удавалось увидеть в них динамику. Только к концу, к моим любимым Арканам 17-ому и 18-ому, они начали оживать, появилось движение, которое тогда только обозначалось. Уловить и зафиксировать его мне все равно не удавалось.
Размышления Александра Геннадиевича очень динамичны, это чувствуется. Но я не всегда улавливала направление движения и взаимосвязь между отдельными его участками. Получалась некая штрихованная наметка образа. Все-таки жду книгу, а пока пытаюсь самостоятельно соединить штрихи и черточки в более объемный символ.
(Интересно, будет ли в этих темах светиться сам Док? Непонятно, зачем ему эти наши дилетантские анализы литературных произведений через карты Таро. Сами мы тут без профессионального направления быстро выдохнемся).

Насчет потусторонних сил… По-прежнему считаю, что Мефистофель - это часть Фауста.
После известной всем цитаты…

Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.


… ведь есть продолжение, которое мало кто помнит…

Я дух, всегда привыкший отрицать.
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады.
Творенье не годится никуда.
Итак, я то, что ваша мысль связала
С понятьем разрушенья, зла, вреда.
Вот прирожденное мое начало,
Моя среда.


Мефистофель - дух своеволия, дух эгоцентризма, дух отрицания, негодования, отрицающий все, что ему не нравится, защищающий границы собственной личности. Отсюда начинается человек, с обнаружения в себе духа отрицания, т.е. Мефистофеля по Гете. Личность первоначально самоопределяется, выделяет себя из целого, найдя внутреннюю силу отторжения.
Но… опять-таки же дальше по тексту, который мало кто помнит…

Фауст

Ты говоришь, ты - часть, а сам ты весь
Стоишь передо мною здесь?

Мефистофель

Я верен скромной правде. Только спесь
Людская ваша с самомненьем смелым
Себя считает вместо части целым.
Я - части часть, которая была
Когда-то всем и свет произвела.
Свет этот - порожденье тьмы ночной
И отнял место у нее самой.
Он с ней не сладит, как бы ни хотел.
Его удел - поверхность твердых тел.
Он к ним прикован, связан с их судьбой,
Лишь с помощью их может быть собой,
И есть надежда, что, когда тела
Разрушатся, сгорит и он дотла.


Мефистофель – это выделившийся из личности дух, смело заглядывающий в бездну Ницше, в бессознательное Фрейда, в личную бесконечность. Заглядывающий, чтобы познать. И познающий. Но,… как всего лишь часть божественной силы, он может познать только частное, только разъятое на части. И сотворить может только конструкцию, а не живой организм.
На столике Мага символы четырех стихий, четырех вселенских первичных инстинктов, как их обозвал Док. Ими Маг учится управлять, чтобы изменять реальность по своему замыслу. Но дух отрицания и познания частного может предложить только способы манипуляции. Познав основные движущие силы жизни, Маг получает в руки власть,… власть над другими, над теми, кто еще не стал Магом, не обрел собственного Мефистофеля. Или обрел, но побоялся отправиться с ним в непростое путешествие по Аркану Мага. Возможно из страха этого внутреннего путешествия, хотя бы внимательного и вдумчивого путешествия по трагедии Гете, и рождается бескомпромиссная отрицающая критика, нежелающая никого слушать, кроме самого себя.
Я уже тоже не помню во всех подробностях эту трагедию, но вот чем больше над ней сейчас думаю, тем прочнее она в моем восприятии соотносится с этим Арканом.

Гарри Поттера не читала, фильмы смотрела какими-то урывками, поэтому не знаю, насколько он соответствует этой карте.
Но вот хоббит Фродо из “Властелина колец” Толкинена точно не Маг. Он что-то другое. Пока не знаю, что именно.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.043s | 16 Queries | GZIP : On ]