Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 05 дек 2016, 07:23

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане, напишите, пожалуйста, ваши наблюдения о связи карт Таро с явлениями человеческой культуры.
Для каждой карты Таро создавайте отдельную тему.

Просьбу доктора Данилина об этом смотрите здесь в теме Культурология Таро.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 июн 2011, 17:16 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17786
Откуда: Москва
Тринадцатый Великий Аркан - Мученик (Повешенный)

Буква «М» Карта №13 (эфир от 29.07.2010 г).

Доброй ночи, доброй ночи всем, кто смотрится в зеркала старинной колоды карт и раздумывает вместе с «Радиотеатром Фантазия» радиопрограммы серебряные нити об арканах или тайнах Таро, сопоставляя их с чувствами и мыслями, которые бродят в глубине наших собственных душ. Мы с вами дошли до 13-й карты. Тринадцать – это число вообще связанное для нас с определенным перевертышем. Ну, правда, число 13 в наших размышлениях и суевериях означает, что наша привычная реальность может нас предать. Несчастливое число. Что-то может пойти не привычно. Не так. Мы обозначаем тринадцатую карту буквой «М». И если вы простите нам эту символическую натяжку, но, в общем, начертания буквы «М» в ней можно увидеть. На карте изображен молодой человек, подвешенный за одну ногу между двумя деревьями или просто между двумя столбами у нас на картинке карты. Это тот самый случай, когда на той колоде, которая приложена к нашей небольшой книжке изображение не самое удачное. Дело в том, что на колоде классического марсельского Таро на этих бревнах есть сучки, т.е. ветви были обрублены у самого ствола. Почему я обращаю на это внимание и призываю вас мысленно добавить эти сучки к рисунку, потому что с каждой стороны их ровно шесть. Это повторяется во многих разных изданиях колоды. Но вот, к сожалению, этой детали в нашей колоде нет. И так, между двумя стволами висит молодой человек. Висит он на поперечной перекладине, одна нога его согнута в колене и, если представить себе положение его ног чуть более в профиль, то поймете, что ноги как бы образуют цифру 4. Руки заложены за спину и, естественно, первая мысль, возникающая при взгляде на карту, что этот молодой человек подвергается мучению, поэтому собственно эта карта у нас и называется Мученик. Надо сказать, что само по себе символическое изображение не оригинально. В таком виде, подвешенном за ногу, например, в средневековой Европе изображали предателей. Рисовали их на специальных позорных листовках, которые вешали на месте жительства предателей и на стенах общественных зданий. Однако, конечно же, это еще не символическое описание ситуации на карте. Может быть, чуть глубже ассоциация с пытками мучеников первых веков христианства. Вот одна из цитат средневекового текста. «Христианские женщины многократно подвешивались за ногу в течение всего дня. И это делалось таким образом, что части наиболее интимные оставались открытыми, выставляющими на показ все возможное презрение и пренебрежение к святой религии Христа». Историки утверждают, что повешение за ногу широко использовалось римскими палачами и есть свидетельства о такого же рода средневековых пытках. А песня, родившаяся у одного из трубадуров в 13-м веке, информирует ровно о таком наказании, использованном для трубадура одним из герцогов Дробандских, после того, как трубадур удивил его совсем не музыкальным диалогом с герцогиней. Перечислять все это можно до бесконечности, если бы не одна проблема – абсолютно спокойное выражение на лице у повешенного.

В действительности практически не существует колод, в которых было бы заметно, что человек, повешенный на перекладине, испытывает страдание. Все герои этих миниатюр скорее задумчивы, может быть, даже очень серьезно размышляют о чем-то, но в коем случае не напоминают страдальцев. Что доставляет мученику на этой картинке мучение? Да, в общем, гравитация, конечно. Банальные законы физики, да только вот одна из главных проблем духовного познания всегда заключалась в том, а существует ли только одна физическая гравитация. Или есть гравитация психическая? Может быть, среди наших слушателей есть те, кто помнит замечательные спектакли театра кукол Сергея Образцова. Был вот там такой персонаж в одном из спектаклей – бес взаимного тяготения. Очень, кстати, симпатичный согласно спектаклю бес. Но ведь действительно есть люди, к которым нас тянет. И есть люди, которые тянутся к нам. Что такое ощущение близости, если не некая форма психической гравитации? Сколько ни исследовали её психологи, однозначных её закономерностей никому ведь доказать не удалось. И, конечно же, и мне кажется, для нас это очень важно, существует гравитация духовная. Человек устремляется к богу, его тянет в церковь. Он абсолютно независимо от прагматических причин уходит в монастырь. Удивительно, но в программе «Серебряные Нити» мы с вами неоднократно вспоминали легендарную фразу Декарта, о том, что «Свобода есть осознанная необходимость». Эту фразу Декарта можно попробовать описать с помощью аркана Мученик. Я хочу сказать, что подлинной человеческой свободой является понимание направления своей собственной духовной гравитации. Декарт говорил о том, что человек становится свободным только тогда, когда осознает для чего он пришел на эту землю, к чему его тянет, чего он не может не делать. Это ощущение далеко не всегда явно и чрезвычайно часто становится кризисным.

Все эти три вида гравитации – физическая, психическая и духовная плохо различимы, если человек не научился задумываться о своей собственной душе, и о том, что с ним происходит.
Если пользуясь этой терминологией говорить о гравитации.... Ничто, ведь, по сути не мешает нам считать, например, концепцию грехопадения Адама переходом от системы духовной гравитации, где центром притяжения или создания гравитации был бог к системе земной гравитации, где центром притяжения стали вещи. Грехопадение при этом нужно научиться понимать как переход из одного гравитационного поля в другое. Впрочем, все это символы. Однако великие святые подвижники оставили нам удивительные примеры того, как духовная гравитация напрямую сочетается с физической. Для того, чтобы объяснить, что я имею в виду, давайте послушаем отрывок из автобиографии святой Терезы Авильской, испытавшей это состояние – переход духовной гравитации – в физическую.
«Затем облако возносится к небесам, увлекая за собой душу, и начинает показывать ей достоинства царства уготованного для неё Господом. Не знаю, верно, ли это сравнение, но, по сути, так оно и происходит. В этом вознесении душа казалось бы покидает тело, а поэтому его природный жар понемногу ослабевает и оно понемногу остывает, испытывая в то же время чувство великой радости и блаженства. При этом сопротивляться нет никакой возможности. Экстаз, как правило, увлекает непреодолимо. Прежде, чем мысль успеет предупредить тебя или как-то прийти на помощь, он охватывает стремительно и неистово, видишь и ощущаешь это облако или этого великого орла уносящего тебя ввысь на своих крылах. Ты осознаешь, повторяю, и видишь воочию, как тебя уносят вдаль, неведомо куда. Нам надлежит по доброй воле следовать туда, куда нас уносит. Ибо в сущности нас уносит независимо от того нравится нам это или нет. В случае такой внезапности мне нередко хочется воспротивиться, и я напрягаю для этого все силы, особенно если нахожусь в этот момент среди людей. А зачастую и тогда, когда пребываю в одиночестве. Ибо я опасаюсь галлюцинаций. Иногда лишь с великим трудом мне удавалось как-то устоять против этого, но это походило на борьбу с великаном и в итоге приводило меня к полному изнеможению. Иной же раз всякое сопротивление было невозможно, моя душа уносилась вдаль, а с ней, как правило, и моя голова, и я ничего не могла с этим поделать. А иногда это распространялось на все мое тело, которое отрывалось от земли. Когда я пыталась сопротивляться, мне казалось, что некая великая сила, которой я не нахожу сравнения поднимала меня, подхватывая под ноги. Это происходило с большей стремительностью, нежели любое другое духовное переживание. Признаюсь, что во мне вызывало немалый страх, а поначалу даже очень великий страх. Ты видишь, как твое тело поднимется над землей и, хотя душа, тянет его за собой и делает это очень мягко, если оно не сопротивляешься, ты не теряешь сознания, по крайней мере, мне вполне доставало присутствия духа для осознания этого подъёма».

С помощью понятия, о котором напоминает картинка на аркане, мы с вами можем даже прояснить для себя христианскую классификацию душ человеческих. В нашей жизни мы ведь связаны со всеми тремя гравитационными полями, наверное, что-то похожее подразумевал апостол Павел, когда говорил: «... ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Обратите внимание, апостол Павел дает характеристику психического состояния человека, которое символически изображено на карте Мученик. Что мучает его? Кто-то подвесил его за ногу? Или, что гораздо более вероятно, он сам себя, таким образом, подвесил. В послании апостола Павла есть ответ: «Он почувствовал, что он делает не то, что хочет». Это ведь наша главная мука. На протяжении жизни. Мы постоянно делаем не то, что хотим и это внутреннее ощущение само по себе есть проблеск, пробел существующей духовной гравитации, тяги к чему-то большему, чем я есть в реальности. Человек, гравитация которого определяется только внешним миром, имеет своей целью то, что он сам называет удовольствием или комфортом, и то, что в конечном результате всегда имеет строго сексуальный оттенок. Это не о всех людях на свете, это об этих «плотских» людях создал свое учение Зигмунд Фрейд. И здесь оно очень мало отличается от того, что в действительности происходит в жизни.

Есть люди, кто живет в равновесии между двумя основными гравитационными полями – между гравитацией духа и гравитацией плоти. Это, по всей видимости, человек – душевный. Он осознает свою тягу к чему-то высокому, но не до конца понимает, что с ним происходит. Между прочим, может добровольно подвергать себя мучениям. Ну, например, если мужчина на карте Мученик подвесил себя к перекладине самостоятельно, то это очень напоминает одну из йоговских асан, правда? Во всяком случае, мы все знаем, что йога рекомендует длительное стояние на голове. Эта самая поза скрывает в себе, в том числе, и символический смысл. Ведь такая поза олицетворяет, задумайтесь, стояние того, для кого гравитация свыше пришла на смену гравитации снизу. То, что было главным, стало второстепенным. И, наконец, такие люди, как Тереза Авильская, это люди духовные, умеющие подчиниться гравитации небес, гравитации вот этой самой осознанной необходимости.

Возможно, размышления о карте «Мученик» как-то сразу в передаче звучат слишком религиозно. Психолог и основатель психосинтеза Альберто Ассаджиоли когда-то оставил описание человека, который находится в духовном кризисе. Я сейчас попробую прочесть это описание, а вы попробуйте положить перед собой карту Мученик. Или, как всегда, посмотритесь в этот символ как в зеркало.

Цитирую: «Может случиться так, что этот «нормальный человек» вдруг становится озадаченным и обеспокоенным переменой внезапной или постепенной своей внутренней жизни. Это часто случается после череды разочарований, нередко после эмоционального шока такого, как утрата любимого родственника или предательство очень близкого друга. Но очень часто это происходит без всякой видимой причины. Когда человек сполна наслаждается отменным здоровьем и жизненным процветанием. Перемены часто начинаются с растущего чувства неудовлетворенности с ощущения, что чего-то не хватает, что-то в жизни упущено. Очень часто у такого человека вполне достаточные материальные ресурсы. Но это что-то упущенное не является чем-то материальным и определенным. Это нечто смутное и неуловимое, что человек не в состоянии описать. К этому постепенно добавляется чувство нереальности и пустоты обыденной жизни. Личные интересы и дела, прежде поглощавшие всё его внимание, начинают казаться лишенными смысла. Они утрачивают значимость и ценность. Возникают новые проблемы. Человек вдруг начинает задумываться о происхождении и цели жизни, выяснять, почему прежде он так много вещей принимал на веру? Задавать себе вопросы о смысле своих страданий и страданий других, о том, чем могут быть оправданы столь огромные различия в судьбах людей. Наш современник попадающий в такое состояние души склонен неправильно понимать и неправильно интерпретировать свою ситуацию. Окружающие, также не понимающие значения и важность нового состояния ума, смотрят на эти затруднения как на причуды и капризы».

Я прерву цитату. Мы очень часто говорим про такого человека – с жиру бесится. Знаете это выражение? Знаете.

Продолжаю цитату. «Близкие часто бывают встревожены даже возможностью умственного расстройства или депрессии. Они стремятся разными способами бороться с ними, прилагая отчаянные усилия, чтобы человек снова закрепился в реальности обыденной жизни. Иногда им даже удается убедить своего близкого, что он болен, и тот в свою очередь тоже начинает прилагать отчаянные усилия для того, чтобы вернуться к прежним своим интересам. Часто такой человек с жаром погружается в вихрь внешней активности. Ищет все новые занятия, все новые острые ощущения. С помощью этих или других похожих средств ему удается на какое-то время облегчить свое расстроенное состояние. Но он не в силах избавиться от него навсегда. Что-то продолжается, продолжается процесс брожения в глубине их существа, подрывая основы обыденного существования. Это трудно определимое брожение, всегда готово иногда спустя долгое время снова вырваться наружу. Состояние дискомфорта и беспокойства становится все болезненнее. Чувство внутренней пустоты или бессмыслицы все невыносимее. Человек приходит в смятение. Большая часть того, что составляло его жизнь, теперь кажется ненужным, исчезнувшим как сон, а никакого нового света пока не видно. В самом деле, чаще всего он и не знает о существовании такого света или не способен верить, что этот свет его осветит. Состояние внутреннего смятения сопровождается моральным кризисом. Ценностное сознание человека пробуждается или становится более восприимчивым, возникает новое ощущение ответственности, и индивид, возможно, страдает тяжелым чувством вины. Он слишком сурово осуждает себя, становится жертвой глубокого разочарования. Иногда даже начинает подумывать о самоубийстве. Самому человеку при этом кажется, что физическое уничтожение – это единственный логический выход из его чувств бессилия, безнадежности, крушения и распада".

Обратите внимание, именно эту внезапную перемену, пробуждение какой-то иной гравитации описывает Альберто Ассаджиоли и описывает так, как будто он когда-то, как мы с вами раздумывал над тем, что может привести нашего Мученика к тому, чтобы он был подвешен на перекладине. Смотрите, речь по-прежнему идет о предательстве, только о предательстве чего? Как будто вся реальность, которая вот совсем недавно доставляла наслаждение, стала ненужной. Все перевернулось, стало с ног на голову. А человек никак не хочет этого признавать. В чем же состоит мука, предательство или ошибка Повешенного? Да, наверное, в том, что он не умеет различать разных типов гравитации или разных типов полета.

Легенда утверждает, что Симон-волхв умел в буквальном смысле этого слова взлетать в воздух. До середины 20-го века описывались такие взлеты спиритических медиумов. Очень многие наши доморощенные маги 90-х утверждали или пытались доказать, что они могут взлетать. Есть ли разница между левитацией медиума и экстазом святой Терезы Авильской? Ведь это же – экстаз, некий выход за пределы себя. И если человек на картинке Мученика подвесил сам себя, то он это сделал именно в попытке выйти за свои пределы. Я думаю, что ответ здесь существует. Тело может парить благодаря тому, что притягивается к чему-то высшему и оно может взлетать в силу того, что оно отталкивается от земных предметов. Есть экстаз притяжения и экстаз отталкивания. Мученик мог подвесить себя для того, чтобы попасть в экстаз расширения. Ничего удивительного, ведь вовсе не мученики бросаются в пропасть, привязав себя за ногу к мосту с помощью тарзанки. Но прыгая, они отталкиваются от моста, они отталкиваются от себя, они ищут где-то в глубине души признаков иного тяготения, иной гравитации, иного способа взлета. Попытка оттолкнуться от привычного, уйти от него. Но не испытать некоего нового тяготения. Вот в чем проблема реальных мучеников, находящихся в духовном кризисе. Что же это за притяжение? Давайте попробуем поговорить об этом в следующей передаче.

Тринадцатый Великий Аркан - Мученик (Повешенный) (продолжение)

Буква «М» Карта №13 (эфир от 03.08.2010 г).

Доброй ночи! Доброй ночи всем, кто смотрится в зеркала загадочных символов на картах Таро. Один из самых сложных арканов, так считают тарологи, мы обсуждаем 13-й аркан -Мученик, это Повешенный в традиционном своем наименовании. Мы с вами договорились до того, что это карта, которая способна раскрыть нам тайны внутренней духовной и психической гравитации. Хотя о феноменах, которые называются левитацией говорить вообще очень трудно, поскольку феномены эти не доказаны, можно хотя бы на уровне символическом постичь, что же происходит с человеческим желанием летать. Мы с вами слышали рассказ святой Терезы Авильской, и это рассказ о духовной гравитации. Один из немногих откровенных и подробных рассказов об экстазах божественного притяжения. Мы сказали, что в большинстве других случаев, человек пытается не быть притянутым к чему-то невероятно высокому, что живет у него внутри, а он пытается отталкиваться, т.е. пытается излучать из себя самого некую силу, некую энергию, с помощью которой он хочет подняться над поверхностью земли. Такого рода феномены описываются либо как произвольная магия, т.е. тогда такое отталкивание совершается человеческим усилием, либо как непроизвольные феномены, это происходит в случае медиумов-спиритов. Ну, например, Симон-волхв как понятно уже из одного его имени, считал себя магом и именно с помощью магии своей взлетал над поверхностью земли. Насколько все маги взлетают над поверхностью земли в реальности для нас не так важно, потому что в любом случае эти маги отталкиваются. И если не от поверхности земли, то от нашего с вами доверия, на него опирается этот феномен в том случае, если он является формой внушения. Правда же, маг все равно продолжает отталкиваться, пользоваться отталкивающей личной силой. Нам с вами хорошо знакомо еще одно понятие, это понятие накапливания своей личной силы. Наверное, ради этого процесса большинство из нас и живет на земле. Вообще говоря, все мы пользуемся для того, чтобы доказать себе свою личную силу энергией поглощения. Для того, чтобы поглотить что-либо нужно оттолкнуться от другого или в переносном символическом смысле этого слова, либо в самом что ни есть прямом. Мы говорим, ну этот человек пойдет по трупам. Хотя кто из нас по трупам пойти не готов, это тоже большой и серьезный вопрос.

Для того, чтобы накопить что-то личное нужно пользоваться некой энергией, которую моя учительница Катя, тренинг которой вы слышали и встреча с которой описана в книге «Поиск видения», говорила о силе свертывания. Мы ведь с вами все пользуемся энергией свертывания, концентрации, сгущения вокруг соответствующих и вполне земных центров притяжения. Такие понятия как деньги или нация, индивидуальность вместе с правами человека создают некие вполне земные центры притяжения, вокруг которых мы потихонечку концентрируем свою жизнь. Если говорить об элементе предательства в карте Мученик, то это и есть тот самый момент, когда вот эти центры притяжения, образованные свертыванием человека внутрь самого себя, поиском того, что ему выгодно, вдруг начинают казаться нам лишними и ненужными. Нам казалось, что они дают силу для символического взлета, вдруг выясняется, что все это совсем не так.

Альберто Ассаджиоли в той же работе, которую я цитировал в прошлой программе, писал, цитирую: «Фатальная ошибка всех, кто стал жертвой подобных иллюзий состоит в приписывании своей личной самости или своему собственному Я качеств трансперсональной или высшей самости. С философской точки зрения это смешение относительной и абсолютной истины, эмпирического и трансцендентного уровней реальности. Примеры такого рода заблуждений не так уж редки среди людей, ослеплённых сиянием истины, которая оказалась слишком величественной, чтобы их практический ум смог ее постичь или энергии, которая слишком мощна, чтобы личность могла ее ассимилировать. Читатель без сомнения может сам обнаружить примеры такого самообмана, глядя на многочисленных фанатических последователей различных культов». Конец цитаты.

Конечно же, культы или тоталитарные секты это - попытка создания такого центра свертывания. Мы пытаемся чему-то неземному и вполне змееву приписать свойства бога, голографической Вселенной, космического разума. Вы знаете, что мы в передаче допускаем то название этого высшего начала, к которому вы привыкли. Человек пытается приписать чему-то существующему в конкретной, материальной, эмпирической окружающей его реальности те чувства и ощущения, которые он испытал. Происходит это чаще всего потому, что у нас нет опыта разговоров или обсуждений ощущений подобного рода. Наш интеллект недостаточно развит, для того, чтобы понять и объяснить систему ощущений, которые являются для нас радикально непривычными и не совпадают с нашим привычным мировоззрением.

Наверное, не даром упавшие волосы Мученика в действительности представляют из себя что-то вроде нимба. Если присмотреться, то на многих вариантах этого рисунка в различных колодах, волосы представляют из себя подобного рода свечение, практически – нимб. Но может ли человек допустить свет в свою душу? Способен ли он послушаться притяжения чего-то абсолютно необычного, что он чувствует, но не способен осознать? К этому нужно быть готовым. Поскольку, как можно видеть на рисунке карты, в этой ситуации земля и небо меняются местами. Давайте вслушаемся ещё раз в другой фрагмент исповеди святой Терезы Авильской. Вслушаемся в этот фрагмент, глядя на рисунок 13-того аркана. Может быть, тогда вы сможете почувствовать насколько эти ощущения необычны, даже для человека совершенного иного духовного уровня.

«Я могу лишь сказать, что душа постигает свою близость к богу, и что это оставляет в ней такую убежденность, что она просто не может не верить. Все способности, мышление, воображение, память, как бы зависают в неопределенности, и как я уже сказала, временно отказываются служить. И, если душа перед этим читала, она теряет способность понимать и запоминать прочитанное. То же происходит и с произносимой вслух молитвой. Так обжигает свои крылышки беспокойный мотылек памяти и не может более летать. Воля должна быть полностью поглощена любовью, но при этом она не понимает, как она любит. Если же она понимает это, то она не понимает, как она понимает. Или, по меньшей мере, не может осознать ничего из понятого. Не думаю, что она вообще что-либо понимала, ибо как я уже сказала, она не понимает даже себя. Да и сама я тоже не могу этого понять. Следует отметить также, что сколь бы долго душа ни наслаждалась этим бездействием своих способностей, реальная продолжительность этого состояния, по-моему, очень не велика. Любой экстаз, который мне приходилось испытывать, вряд ли превышал полчаса. Очень трудно право судить о времени, когда все чувства отказываются служить. Но я не думаю, что проходит так уж много времени, прежде, чем пробуждается хотя бы одно из них. Контакт поддерживает одна лишь воля. Обе другие способности вскоре снова начинают тревожить ее. Но поскольку воля пребывает в покое, они вновь на какое-то время умолкают в бездействии. Но, в конечном счете, они вновь пробуждаются к жизни. Вот так несколько часов могут пройти и проходят в молитве. Ибо хотя бы раз опьянившись этим вином, все обе эти способности снова готовы отказаться от себя, только бы отведать его еще раз. И тогда они идут рука об руку с волей и все три радуются вместе».

Смотрите святая Тереза Авильская как будто еще об одной и совершенно другой особенности духовного человека, который просыпается в Мученике. Это как раз то, что он висит вниз головой. Это значит, что твердая почва под его ногами находится вверху, а земля внизу является лишь предметом восприятия его головы, т.е. его разума. Ноги – это особая часть человеческого тела, часть, непосредственно символизирующая движение и действие. И между прочим положение его ног в форме цифры 4, которая, по-моему, во всех символических системах, начиная с Пифагора, означает полноту воли. «Я все понял», -говорит цифра 4, - «Я могу действовать». Так как воля Мученика направлена вверх, к небесам, то значит, она и связана с небесами и находится в непосредственном контакте с духовным миром. Получается так, его ноги – воля к действию, как бы уже знает то, чего голова, мышление и интеллект Мученика все еще не знает. Правда ведь об этом говорит Тереза Авильская, а посему он буквально является человеком будущего, ибо волю его побуждает конечная причина мира. Тут прячется один аспект Декартовой осознанной необходимости, который нам иногда становится очень важным понять. Смотрите, Мученик - весь человек желания в том смысле, который вкладывает в это слово, ну например, библейская книга пророка Даниила. Человек, чья воля устремлена ввысь, выше, чем его собственный разум, мышление, воображение, память.

Мы с вами привыкли считать, что у образованного человека мышление пробуждает чувства и направляет волю. Т.е. мы с помощью воображения моделируем некоторую ситуацию, эта воображаемая ситуация становится стимулом для наших чувств. И воображение и чувства играют роль наставника, который воспитывает волю, т.е. человек думает, воображает, чувствует и только после этого начинает желать и действовать. Но вот у человека, который подчинен духовной гравитации, дело очень часто обстоит иначе. Роль наставника по отношению к мышлению и чувствам играет то самое неуловимое понятие воли.

Если задумываться об этой картинке еще глубже, то окажется, что человек, изображенный на ней, возможно, испытывает мучения, потому что он вначале действует, уже затем начинает желать и чувствовать и только потом осознает значимость своих действий и становится способным их анализировать.

Пророк Авраам покинул свою родину и отправился пешком через пустыню на чужбину, которая несколько столетий спустя станет отчизной для семени Авраамова, для целого народа. И еще через несколько столетий свершится труд спасения человечества. Знал ли он об этом? И да, и нет. Мы можем сказать только одно. Он действовал так, словно знал. Его воля знала события этого будущего. И он ничего не знал, в том смысле, что ни в его мыслях, ни в воображении, не было никакого плана, модели, ни четкой программы действий. Уверенность, которая с самого начала завладевает волей, и из которой исходит ее воздействие на мысли и чувства, это - то самое, что апостол Павел понимал под словом «вера». Может быть, кто из вас помнит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Верую! Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие. И пошел, не зная, куда идет». Конец цитаты.

Между прочим – это очень важный аркан, ключевой для нас, потому что он скрывает такой родной русский образ Ивана–дурака, который делает все по-глупому. Сначала делает, а уже потом через некоторое время понимает, зачем он это сделал. Ведь об этом же тот фрагмент из Терезы Авильской, который вы только что читали. Братья Ивана-дурака или родственники Емели стараются действовать логично. Герои русских сказок действуют исходя из чего-то другого. И иногда такого рода действия Ивана-дурака оказываются спасительными для всего царства. А впрочем, я сейчас не только об этом. Принцип Мученика или принцип Повешенного входит в нашу жизнь всегда, когда привычная логика в эмпирической жизни в прагматичном мире свертывания кажется абсолютной и непреодолимой, но когда мы вдруг оказываемся в ситуации, когда эта логика не работает. И я снова воспользуюсь христианским примером, хотя бы потому, что подвешивая за ноги, в средние века, и имели в виду некоторый обман веры или ее предательство, которое так или иначе совершили все мы. Нам всем хорошо знакомы, например, логика доводов новозаветного еврейского Первосвященника Каиафы. Если вы помните, он убеждал Синедрион осудить Иисуса Христа и его аргументы с точки зрения формальной логики были безупречны. У Иоанна они описаны так: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, чем весь народ погиб». Этот довод основан на строго логическом принципе, гласящем, что часть меньше целого, когда частью является один человек, а целым – народ. Альтернатива согласно тому же Иоанну, была представлена следующая: «Если оставим его так, то все уверуют в него и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». Было принято решение пожертвовать частью ради целого. Однако существует другая логика, мы оказываемся в этой структуре логики, когда оказываемся на месте жертвы. И мы прекрасно чувствуем в этой ситуации, что мы не хотим, чтобы эта логика продолжала работать.

В логике нравственности количественный принцип, гласящий, что часть меньше целого, в принципе не применим. Здесь существуют серьезные различия. В нем главную роль играет не размер, а значимость жизненных функций того или иного органа. Например, сердце, составляющее лишь крошечную часть всего человеческого организма, невозможно принести в жертву, не жертвуя при этом всем организмом. Следовательно, тот же логический принцип здесь будет звучать так. Часть равна целому. В духовной сфере, где в расчет принимается одно лишь качество, один праведник стоит больше, нежели целый народ, если, конечно, речь идет не о добровольной, а о вынужденной жертве. И тогда часть, как это и произошло в истории, оказывается больше, чем целое.

Апостол Павел, которого я уже цитировал, говорил, другие скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорбь и озлобление. Вслушайтесь: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Павел ставит горстку людей больше, чем целое, которое он же называет миром. Я сейчас говорил об этих противоречиях, вы, наверное, внутренне возмущались: «Как же так?»
Есть вещи понятные. Человек не должен приноситься в жертву. Есть области, в которых логические холодные рассуждения не играют никакой роли. Вот эта самая откуда-то известная каждому из нас логика морали привносит ощущение тепла в логическое мышление, логический разум. Как только я начинаю приводить логические доводы, вы, дорогие радиослушатели, начинаете прислушиваться к чему-то в себе, к чему-то большему, чем безупречно логичные доводы Каиафы. И это очень важная для программы Серебряные Нити мысль. Висящий Мученик чему-то покорен, очень может быть, что он к чему-то прислушивается, как мы прислушались к своим внутренним ощущениям морали, когда слышали логические рассуждения. И вот это вот прислушивание, это - то чего нам мучительно не хватает. Когда я говорил о суде Каиафы, у вас в воображении как будто сами собой разыгрывались некоторые сцены. Вы как будто прислушивались не только ко мне, но и чему-то в себе. Это, может быть, самый главный вывод, который можно сделать, размышляя над картой Мученик. Дело в том, что воображение может быть не только фантазирующим, мы ведь сейчас называем – творческим, воображение свободно фонтанирующее, агрессивно индивидуальное – любой ценой придумать то, чего еще не было. А воображению Мученика нужна рефлексия. Он прислушивается. Смотрите, я сказал – агрессивное, творческое воображение – это способ насильственного преображения мира, но это и форма зависти. Придумать что-то такое, чего еще не было, но что пользовалось бы спросом. Это форма зависти к тем, кому что-то подобное придумать удалось. Из бесконечно текущих процессов сравнения людей друг с другом и состоит наше логическое мышление. Это оно неминуемо делает следующий шаг и начинает рассуждать о том, какими людьми можно пожертвовать для того, чтобы добиться своей цели. Цель такого рода воображения неминуемо начинает оправдывать средства.

Казалось бы, что такое близость между людьми? Это способность прислушаться не к своему воображению, а к желаниям, чувствам другого. Что такое способность верить? Это способность прислушиваться к тому, что ты должен сделать. В первую очередь – именно сделать, интерпретации появляются. Повешенный прислушивается, он позволяет себе другое воображение, воображение принимающее, поэтому в его позе есть необходимость жертвы своего собственного Я. Оказывается это всего на всего способ отодвинуть свое собственное воображение и прислушаться к тому, кого любишь или к тому в кого веришь. По сути, это -одно и то же. И тогда два дерева, на которых ты висишь, несут на себе следы 12 обрубленных веток. Это – Космос, Зодиак. Эти ветви обрублены, потому, что Мученик недоступен их воздействию, и потому что их сущность находится в нем самом. Эти 12 ветвей обрублены, став волей Повешенного, как мы уже сказали, он эти ветви поглотил, вобрал их в себя, сам стал Зодиаком. Он стал тем 13-м, в чьей воле присутствуют 12 слуг божьих. Для этого оказалось нужным всего на всего убрать индивидуальное воображение и прислушаться к чему-то другому, к тому, что появляется в душе само. Доверие к этим чувствам и есть выход из кризиса.
Спокойной ночи.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 июл 2011, 19:19 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3386
Откуда: Ульяновск
Тааак… Перечитала тексты тренинговых программ по 12-му и 13-му великим Арканам. Как-то высоко планку поднял Александр Геннадиевич, описывая их. Библейский сюжет воскресения Лазаря, мистические откровения св. Терезы,… а что же делать обычным смертным, рассматривающим и размышляющим над этими картами?
Мои ассоциации чересчур прямы и примитивно просты. :-( Но… что-то ничто другое в голову пока не приходит… :ne_vi_del:
Арканы духовного кризиса, так обозначил шесть очередных Арканов Док. А значит кроме путей выхода из него, которые можно рассмотреть в соответствующих картах, есть еще и суть этого кризиса, разделенная на этапы и описанная очередной картинкой.

Мученик – карта осознавания того, что все прежние ценности, прежние центры притяжения иллюзорны и искусственны, что есть иные ценности, которые надо обнаружить и постичь. Мир переворачивается,… внутренний мир… Попытка опереться на что-то важное, но оно, это важное, пока еще только ненадежная петля на перекладине. И прежние центры притяжения все еще тащат к себе душу.

В связи с этим Арканом вспомнился князь Мышкин из “Идиота” Достоевского.
Князь Мышкин доверчивый, искренний и открытый, делающий то, что чувствует, а не то, что надо. Какое-то действительно подвешенное состояние души, на грани,… грани безумия или экстатического восторга.
Князь Мышкин не выдерживает. Мир подлинных чувств и мир обыденной реальности рвут его душу пополам, и он проваливается в эту бездну, окончательно становясь уже не дураком, а подлинным идиотом.

И еще рассказ Л.Андреева “О семи повешенных”
То, что переживают герои рассказа до своей казни и есть этот Аркан,… Аркан Мученика (Повешенного).
Вдруг откуда-то из небытия в камеры смертников приходят их подлинные состояния души… Весь диапазон, весь набор,… от светлого огромного чувства любви и мистического единения с миром до низкого животного ужаса смерти.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 ноя 2011, 13:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Омар Хайям
О, жестокое небо! Безжалостный бог!
Ты еще никому никогда не помог!
Если видишь, что сердце обуглено болью-
Ты немедля еще добавляешь ожог...


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.044s | 16 Queries | GZIP : On ]