Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 07 дек 2016, 11:36

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Уважаемые форумчане, напишите, пожалуйста, ваши наблюдения о связи карт Таро с явлениями человеческой культуры.
Для каждой карты Таро создавайте отдельную тему.

Просьбу доктора Данилина об этом смотрите здесь в теме Культурология Таро.



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 июл 2011, 19:00 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3387
Откуда: Ульяновск
Семнадцатый Великий Аркан — Творчество [Надежда] (Звезда)
(эфир от 31.08.2010)

Доброй ночи, доброй ночи тем немногим, кто не боится разрушить построенные своим сознанием башни и смело пуститься в дальнейшее путешествие в глубину самого себя с колодой старинных карт. Мы с вами приближаемся к трем великим тайнам света. Вы помните, слово Аркан переводится, как Тайна, величайшая загадка. Перед нами в нашем семиугольнике, превращающемся в круг или сферу, три вида света: свет звезд, свет луны и свет солнца. Мы с вами сегодня обсуждаем семнадцатый Аркан нашей колоды, который я назвал Творчество, а в традиционной марсельской колоде он называется Звезда.
Обнаженная женщина, стоящая на земле одним коленом, держит по кувшину в каждой руке и выливает их содержимое на поверхность воды. Вода эта похожа на реку, ручей или пруд. Волосы женщины свободно спадают на спину и плечи. Кажется, её, с виду бессмысленную работу, ей делать очень приятно. На двух сторонах ручейка растет какая-то трава или кусты. А на левом крае картинки растет дерево, на котором сидит черная птичка с раскрытыми крыльями, которая кажется, собирается взлететь. В небе над нами,… если вглядеться то очень, похоже, что за спиной у обнаженной девушки, там, где нет воды, простирается что-то похожее на пустыню. В небе над этим загадочным пейзажем можно видеть семь звезд, при некотором углублении взгляда в картинке можно угадать и восьмую.
Вообще число звезд на разных картинках этого Аркана меняется от шести до восьми в разных моделях колоды. По всей видимости, эти звезды, одна из которых центральная и самая яркая, вглядитесь, делают то же самое, что и девушка. Она похоже выливает луч своего света в наш мир.
Астрономически видимо эти звезды указывают на созвездие Плеяд или семерку планет с солнцем в центре. “Говорится о семи плеядах”, считает проницательный Овидий, “но в действительности мы видим не более шести”.
Конечно, первыми здесь появляются астрологические ассоциации. Ну еще бы… говорим мы о звездах, луне или солнце, мы ведь все равно обсуждаем свет звезд. И многие считают это почти дословной аллегорией Водолея. Однако символическая сумма знака Водолей традиционно представлена мужскими фигурами, молодыми или старыми. Да и, наверное это имеет тоже какое-то принципиальное значение,… как Водолей, так и его всевозможные символические родственники имеют в руках только один сосуд. И таким образом получается, что двойной сосуд, приписываемый свету звезд с точки зрения традиционной символики достаточно оригинален.
Что такое звезды? Звезды, в их аллегорическом и символическом значении… Звезды – это небо души. Именно на их свет направлено загадочное чувство, которое выражает основное свойство, основную психологическую характеристику этого Аркана – это надежда. Всякий раз, когда мы вспоминаем о том, что на небе есть звезды и просто поднимаем голову вверх, мы, на несколько секунд, наполняемся надеждой. Надеждой на то, что все будет хорошо, надеждой на то, что наша жизнь не бессмысленна, надеждой на то,… сам не знаю, на что… на что-то очень важное, большое и доброе в моей жизни.
Слово “надежда” – это тайна, потому что надежда – это слово, которое не принято обсуждать. И вместе с тем обсуждать его, наверное, надо, потому что именно в слове “надежда” заключена какая-то величайшая тайна. Ведь именно этим словом мы означаем загадочную волю к жизни. Это она каким-то таинственным образом сохраняется в нас, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства.
Но почему же программа “Серебряные нити” в нашей колоде обозначила семнадцатый Аркан понятием Творчество? Наверное потому, что бывает творчество предыдущего Аркана, которое по сути своей, будучи практически обязательно разрушенным, творчеством не является. От него не остается следов, оно не сохраняется в истории. Какое же творчество является подлинным, настоящим, большим, сохраняющимся, если конечно мы вообще имеем право это обсуждать. Но каждый из нас знает ответ на этот вопрос. Настоящим творчеством является то, которое дарит надежду.
Мы можем интересоваться разной музыкой, разными стихами и разными звездами. Но вот любить, для себя считать подлинными, мы будем ту музыку и те стихи, которые умеют дарить человеку надежду. Именно такая музыка и звучит сегодня в нашей передаче. Я даже не буду представлять композитора, с которым мы с вами разговариваем сегодня. Скажу лишь, что в музыкальных паузах звучит голос Дины Дурбин. Она была хорошей классической певицей и была, может кто-то помнит, замечательной звездой кино 30-40-х годов. Она играла принцесс, она играла девочек и девушек, готовых дарить свою душу, девочек и девушек, исполненных надежды.

“Подобно реке общей души, от белой колонны к грубо высеченной руне, от брамина к римскому жрецу, от иерофанта к друиду некий род божественной жидкости течет в жилах рода человеческого.”
Среди разных человеческих противоположностей, антиномий есть главная. Ну например, для того, чтобы человек мог построить башню или вообще что-то построить, строительный материал должен быть твердым, не текучим и конечно же этот строительный материал, как детские кубики, должен быть расчленен на части. Это и есть даже не метафора, а прямая суть мира, которая нас окружает. Так, во всяком случае, считал замечательный философ Анри Бергсон. Мы не сможем ничего построить из мира, если не будем иметь возможность складывать то, что мы строим по кусочкам. Если это строительство, то мы будем складывать кирпичи, а если это наше собственное мировоззрение, наука или идеология, то мы будем дробить на кусочки и складывать, как конструктор чужие идеи, природные явления, книги. В общем, практически все что угодно, за исключением прямой антитезы той самой загадочной жидкости, тайна которой не известна науке и до сих пор и которую мы называем водой. Конечно, это очевидные вещи. Нет воды – нет жизни – нет нас с вами, наших идей, а стало быть, нет и понастроенных, понатыканных всюду наших башен, как строительных, так и мировоззренческих.
И это означает, что кроме принципа строительства наша жизнь несет в себе какой-то абсолютно другой принцип, который мы символически чаще всего означаем водой, а метафорически в области наших чувств зовем надеждой. Мы очень часто с помощью надежды, как органа чувств, способны отделить настоящее искусство от ненастоящего, подлинную музыку от искусственной. Мы даже говорим: настоящий человек, искусственный человек. Он ведет себя естественно, он ведет себя искусственно. Или мы говорим: этот человек естественный, а этот деланный. Вот это самое сленговое “деланный”, очень точно передает сущность предыдущего Аркана. Мир сначала нужно разделить на части, а потом из этих кусков и обломков что-то строить. Когда вы читали Библию, дорогие радиослушатели, не удивил ли вас один фрагмент 2-ой Книги Царств? Помните…
“И вздрогнуло сердце Давидово, после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: “Тяжко согрешил я, поступив так”. И послал Господь язву на израильтян.”
За что Господь послал язву? Давид совершил, казалось бы, абсолютно естественную для современного человека вещь. Он провел что-то вроде переписи. Он выяснил, сколько народа живет в его государстве. И только после того, как он это сделал, он что-то понял. Я думаю, что он понял, что когда он человека, сына Господнего, нумерует, т.е. объявляет числом, он превращает его в вещь, которой может оперировать или манипулировать уже не Бог, а человек. Человек вдруг, когда Давид сосчитал свой народ, из Аркана, Тайны превратился в вещь. Таким образом, Давид как бы отделил свой народ от Бога, оторвал его от потока божественной живительной воды. И это было грехом. И несмотря на то, что Давид понял, что это грех, Господь все равно смешал числа, послал язву на израильтян, чтобы снова не мог узнать царь: сколько же людей выжило, а сколько умерло.
Кроме принципа счета и строительства существует некий принцип, на который отчетливо намекает семнадцатый Аркан Таро, существует принцип роста. Ну и действительно, что в конечном итоге нужно, для того чтобы дерево росло: звезда, женщина и вода. Вода – это живая энергия, которая закладывает в нас жизнь. Наверное, что-то похожее мы сегодня называем наследственностью, силой рода или силой жизни.
Нужно материнство, принцип которого, конечно же, выражает женщина. И нужна надежда, иначе продолжение рода человеческого бессмысленно. Ведь каждый раз, когда мать рожает ребенка, она рождает звезду. Она надеется на то, что совершенное ею чудо не может быть бессмысленным, что жизнь на земле будет продолжаться и какая-то важная роль в этой жизни предуготована для ее ребенка. Если нет этого чувства в сущности своей матери не смогли бы рожать. За время нашей истории мы оказывались столько раз в жутких и смутных временах, когда, казалось бы, рождать детей было не только опасно, прямо-таки бессмысленно. Однако Апокалипсиса так и не случилось. Надежда матерей в конечном итоге оказалась права. Жизнь продолжается и род продолжается. И продолжающаяся жизнь имеет смысл. И снова мы оказываемся перед словом “надежда”, как перед источником истинного творчества. Ибо, конечно же, самое высокое творчество в доступном нам мире – это рождение новой жизни.
Усталый автор книги Экклезиаста сына Давидова царя иерусалимского сказал: “Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем”.
Сила звездного света является антитезой к тезису о том, что нет ничего нового под солнцем. И это снова есть надежда. Она как будто объявляет миру, что было, то готовит то, что будет, и что делалась, то готовит то, что будет делаться. Под солнцем всегда существует то, что ново. И каждый день неповторим. И каждый день подлинное божественное откровение, подобного которому никогда не было и никогда уже не будет. Это ведь и есть символ глубокой веры рождающей матери. И эта вера ей необходима. Можно сказать, что всякая мать, даже если она никогда не произносит этих слов, верит, что существует свет, некая световая сила, которая направляет эволюцию в будущее мира. Если хотите, это духовной или небесной эквивалент земного природного инстинкта биологического воспроизведения, который вместе с мутациями производит естественный отбор, а последний в свою очередь стимулирует биологический прогресс.
Надежда – это вера в осмысленность нового. Она движет и направляет в мире загадочную духовную эволюцию. Надежда движет ей, также как инстинкт продолжения рода движет эволюцией биологической. Смотрите, для тех, кто прочел мою книгу “Таблетка от смерти”, это сила и свет первичной голограммы, точнее говоря подлинного объекта голографической фотографии, которым является наше сознание. Надежда – это угадываемый свет причины и идеала мира. “Я есмь альфа и омега”, сказано в Откровении. И наверно так и следует понимать значение центральной звезды на карте семнадцатого Аркана.
В материальном мире этот свет превращается в символ воды. Почему? Да потому, что вода снимает, растворяет все противоположности и противоречия. Надежда – это плод единства противоположностей. Она заставляет нас трудиться, умственно и физически, биологически и духовно, несмотря ни на какие реальные или нереальные противоречия и обстоятельства. Противоположности снимаются и растворяются по одной простой причине, надежда – это ощущение, что у нас в жизни есть цель и смысл, несмотря ни на какую логику, помимо нее. И если надежда – это чувство, которое создает матерей, то так и хочется сказать, что надежда – это подлинный человеческий духовный инстинкт, слушать который мы не хотим, все время затмевая его логикой.
И подлинной поэзии, и подлинной музыки из разобранного на кусочки мира не получается. Подлинная поэзия и подлинная музыка - это духовный инстинкт. Он растет и зреет в душе художника, точно так же как плод зреет в чреве матери. Музыка не строится, она растет, поэзия не создается, она возникает. И этот рост, и возникновение есть сила, которую мы упорно не хотим признавать, поскольку сознание наше не хочет двигаться в мыслях далее предыдущего шестнадцатого Аркана.

Что такое Арканы Таро? Не способ ли это выражения этого самого древнего инстинкта? Художник вовсе не задумывался обо всем том, о чем я говорю. Он творил спонтанно. Но он творил на основе растущего и рождающегося инстинкта, внутренней потребности, на основе принципа роста. Имя его стерлось в веках, а простые картинки почему-то остались на века вместе с человеком. Как мы поступаем с символами? Мы прикладываем к ним вдохновение своего воображения, направленное на их значение, через волю, подчиняющуюся законам здравого смысла. Если мы делаем это, у нас появляется плод: поэзия и символизм. Это проблема материнства, проблема плодовитости или бесплодия духа, живущего внутри человека.
Без подлинной поэзии не возникает ни философа, ни мага. Хотя есть одна очень важная разница. Дело в том, что маг тоже остался позади. Точнее говоря, поиски магического счастья закончились в шестнадцатом аркане тогда, когда построенная башня была полностью разрушена.
У великого поэта Гете в классической сцене вальпургиевой ночи, во второй части Фауста, приверженец огня шестнадцатого Аркана Таро Анаксагор обсуждает с приверженцем воды с семнадцатым Арканом Таро Фалесом тему главенства. Анаксагор утверждает, что самым главным в жизни является созидательная молния. А Фалес, что главное – это непрерывная и постепенная трансформация по природе, трансформация под влиянием света, трансформация под влиянием света звезды.
Результат этого спора драматичен. Анаксагор посредством магии вызывает тройственную луну. О чем впоследствии приходится пожалеть. Он бросается ничком на землю и умоляет утихнуть ослепительно вспыхивающие силы, которые грозят нашему миру непоправимой катастрофой.
Что до Фалеса, то он у Гете приглашает гомункулуса, универсальный источник наших форм, форм рождающихся младенцев, на веселый морской праздник, т.е. на карнавал, где крутятся всевозможные метаморфозы, на бал, где осуществляются трансформации. И Фалес у Гете восклицает: “Вся жизнь из воды происходит, вода все хранит, производит, источник всего в океане”.
Гете, будучи увлеченный магией и человеком и признавая реальное существование магического фактора огня, все-таки понимал, что любые попытки построить башню с помощью магии, если хотите и современных ее форм: гипноза или внушения, все равно обречены на провал, потому что все равно все эти башни будут разрушены. Гете был автором четырех книг о метаморфизме. Это была главная тема его жизни. Он писал о метаморфозах света и цвета, о метаморфозах растений, о метаморфозах животных и, наконец, Фауст посвящен метаморфозе человека. Он верил в эволюцию, в традицию культурного прогресса без революций. Словом для Гете предметом веры и поклонения было все то, что течет, все, что растет без скачков и рывков. Он считал себя сторонником принципа непрерывности.
Этот принцип философски блистательно описан немецким философом Лейбницем. Лейбниц не сталкивался с пропастями или безднами, отделяющими одну веру от другой, один тезис от другого или одну группу людей от другой. Его философия было направлена на то, чтобы искать связи. Между тезисом и антитезисом лежит пропасть, но Лейбниц перебрасывает через нее мостик непрерывности, постепенного перехода. Между прочим, принцип изображенный на семнадцатом Аркане Таро, принцип непрерывности, привел Лейбница к открытию дифференциального исчисления в математике. Ибо дифференциальное исчисление представляет собой практическое приложение принципа непрерывности. Текучий метод мышления вместо мышления кристаллами, частями, числами. Лейбниц попробовал преодолеть грех царя Давида.
Между прочим, наш великий православный учитель отец Александр Мень следом за Лейбницем именно так относился к истории веры и религии. Читая его религию, можно почувствовать, как постепенно за шагом шаг от одной религии к другой зреет, готовится человечество к откровению христианства. У Меня организм веры оказывается живым и цельным. Каждый из нас индивидуальность. Однако противоречия между нами лишь кажущиеся и наши отношения в действительности зависят от того, хотим ли мы перекинуть друг к другу радужные мостики Лейбница.
Спокойной ночи.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 июл 2011, 19:01 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3387
Откуда: Ульяновск
Семнадцатый Великий Аркан — Творчество [Надежда] (Звезда)
(эфир от 02.09.2010) - продолжение.

Доброй ночи. Доброй ночи всем, кто героически пытается задумываться о символах собственной души, путешествуя вместе с Радиотеатром Фантазий программы “Серебряные нити” по великим тайнам старинной колоды карт.
Непрерывность дарит надежду. Непрерывность – это то, чего нам так мучительно не хватает. Если вдуматься, надежда соединяет не только нас с нашим возможным будущим, но и нас с нашим прошлым. Когда мы пытаемся запомнить то, что написано в учебнике истории, когда мы пытаемся придать истории некую логическую связь, мы как будто нанизываем наши знания или воспоминания на ниточку надежды, чего-то, что непрерывно длится в нашей жизни. Ведь наша жизнь – это в сущности своей и есть наше творчество. Та часть надежды, которую мы сможем вылить на сухую почву нашей жизни, нашего мира, нашей страны, наших детей, для того, чтобы дерево росло, а птица смогла взлететь туда в небеса к звездам. Ну не оставаться же ей, право слово, на этой ветке.
Источником и внутренней силой возникновения философии тоже была надежда, та самая надежда на осмысленность мира. Это ведь ее искали древние.
Греческий философ Зенон Элейский в 5-ом веке до н.э. придумал знаменитые парадоксы о летящей стреле и Ахилле и черепахе. Он полностью отрицал реальность движения, по той простой причине, что разум способен представить не движение, а лишь последовательность статических положений. Подобно Соломону, который провозгласил три тысячи лет назад постулат практического разума о том, что нет ничего нового под солнцем, Зенон 24 столетия назад изложил другой постулат разума о том, что не существует непрерывного движения, а есть лишь последовательные точки покоя. Этот принцип полностью подтвердил кинематограф. Такое впечатление, что живший за 24 столетия до кино Зенон снимал фильм об Ахилле и черепахе.
Спустя 23 века Анри Бергсон ответил Зенону примерно так:
“Что до вопроса о движении, то все что удерживается разумом, это последовательный ряд позиций,… первая достигнутая точка, затем следующая, затем еще одна. Но стоит чему-либо произойти или возникнуть между этими точками, как наше разумение немедленно вводит новые позиции и так далее до бесконечности. Наш разум отказывается принимать во внимание переход. Предположим, мы опустим это представление разума о движении, отображающее его как последовательный ряд позиций, перейдем непосредственно к движению и изучим его без каких-либо вспомогательных понятий. Мы обнаружим, что оно по сути своей простое целое и неделимое. Пойдем еще дальше. Предположим, мы сделаем так, что оно будет совпадать с одним из тех несомненно реальных и абсолютных движений, которое совершаем мы сами. На этот раз мы получаем подвижность в самой своей сущности и чувствуем, что она сливается с усилием, длительность которого тоже невозможно разделить. То же самое мы скажем о любых изменениях. Разумение разбивает его на четко обозначенные состояния, предположительно неизменные. Но стоит пристальнее присмотреться к каждому из этих состояний, замечая как оно изменяется, и задаваясь вопросом, как оно вообще может оставаться неизменным, наше разумение тут же спешит заменить его последовательным рядом более кратковременных состояний, которые, при необходимости, тоже разделяются и так далее до бесконечности. Но мы не можем не видеть, что сущностью длительности является течение и что неподвижное, помещенное бок о бок с таким же неподвижным, никогда не составит ничего, что обладало бы длительностью. Реальны, не состояния, не те моментальные снимки, которые мы время от времени делали в ходе изменений. Напротив. Реально само течение, непрерывность перехода, реально само изменение. Здесь мы имеем только непрерывный поток изменений, изменений принадлежащих самим себе в длительности уходящей в бесконечность. ”
Так Бергсон, по-своему описывая непрерывный поток изменений, описывает существование того, что в квантовой физике назовут волной, как формой состояния электрона или вещества. Частица представляет из себя срез движения, его остановку, моментальный снимок, один кадр в традиционной киноленте. Но тогда, как в парадоксе у Зенона, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху. И это значит, что второе состояние вещества или души необходимо. Это состояние - суть движение, надежда или интуиция. Почувствовать то, что будет в будущем, можно только опираясь на волну. Именно она не имеет времени, однако ее можно только чувствовать. Ее очень трудно выразить словами.
Частицы необходимы разуму. Разум должен строить башни, но все башни будут бессмысленны и будут разрушены, если человек кроме разума не найдет в себе движения, роста, надежды, света своей внутренней звезды.

Только соединив поток льющихся из этих двух кувшинов, человек сможет назвать свою жизнь цельной или осмысленной. Иисус Христос однажды сказал Нафанаилу:
“ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.”… “истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. ” (Ин 1:50,51).
Отверстое небо – это путь, открывающийся в бесконечность по спирали. Именно так художественная интуиция всегда отображает восходящих и нисходящих ангелов.
Вода, выливаемая из двух кувшинов, создает спиральное движение воды. Спираль – это одна из сущностей, энергия роста или энергия подлинного творчества. Растение растет, двигаясь по спирали, и идея, проблема вырастает и разрешается тоже двигаясь по спирали. Не только ветви деревьев размещаются на стволе по спирали, но и годичные кольца, ежегодно образующиеся между корой и центром ствола, содержат следы или результаты кругового роста одновременно в двух измерениях: в вертикальном и горизонтальном, т.е. движутся по спирали.
Что касается идеи, проблем, то они вырастают в человеческом сознании в результате целого ряда сжатий и расширений, концентрическими кругами, похожими на годичные кольца в древесных стволах, и тоже пересекаются в двух направлениях: в ширину и в высоту.
Нужно рассмотреть историю трудов подготавливавших пришествие Христа. Евангелие от Матфея подытоживает их в образе генеалогии Иисуса, которая сведена в одну единственную фразу.
“Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.” (Мф 1:17)
В этой простой фразе спираль истории подготовлена к пришествию. Спираль из трех кругов или витков, причем каждый виток состоит из четырнадцати поколений.
Первый круг или виток – это тот, где тройной отпечаток патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. Отпечаток свыше, соответствующий таинству крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа, сделал возможным Откровение на горе Синай, где был заключен Завет между Богом и родом человеческим. В результате чего закон – Тора стал душой человеческой личности, личности Давида. Первый виток спирали – четырнадцать поколений от Авраама до Давида, соответствует процессу включения закона Божьего в человеческую душу.
Второй круг или виток, четырнадцать поколений от Давида до переселения в Вавилон – это школа Давида, школа внутреннего раскаяния, приведшая к внешней цели, т.е к искуплению, к переселению в Вавилон.
Третий круг или виток, четырнадцать поколений от переселения в Вавилон до Христа, в духовной жизни соответствует тому, что совершается между последним актом таинства Покаяния, т.е. отпущением грехов, и таинством Святого Причастия, Евхаристии, таинством присутствия и принятия в себя Христа.
Три раза по четырнадцать поколений, три витка спирали на пути от Авраама до Христа, так же как и века золота, ладана и смирны, были тремя витками духовного пути человечества от Патриархов духовности, от Древней Индии, до Христа.
Я рассказываю все это по той простой причине, что эту спираль, существование этого потока смысла, можно почувствовать почти везде. Человеческая жизнь и жизнь человеческой души тоже представляет из себя движение по спирали. Мы от младенчества движемся к юношеству, от юношества к зрелому человеку и от зрелости к старости. И мы бы не смогли пройти этого пути, если бы с нами не было этого потока, потока надежды.
Мы рождаемся на свет, и первой задачей этого рождения является выделение себя из бесконечности. Почувствовать себя чем-то отдельным - очень трудно. Это требует могучего усилия. Маленький разум, для того чтобы совершить это усилие, создает некое пространство. Оно называется пространством игры. Мы хватаемся за кусочек пространства, в котором можем быть уверены. Как правило, это угол пеленки или уголок одеяла, которое мы не выпускаем из ручонок, пытаемся затянуть в рот, и мусолим, потому что это тот кусочек реальности, вокруг которого начинает проявляться внешний мир и я, как некая отдельность, как отдельный уголок одеяла, начинаю проявляться вмести с ним. Потом этот уголок одеяла превращается в игрушку, первую игрушку нашего детства. Иногда умные бабушки или мамы и шьют первую игрушку из того самого уголка одеяла. Эта игрушка, не в переносном смысле, а в самом прямом, и становится одновременно нами и окружающим миром. Нам нужны не отдельные объекты, нам нужна непрерывность, нам нужна связь. Этой игрушке мы приписываем свои свойства и свойства окружающего мира. Мы управляем ей, значит мы можем управлять миром. Через некоторое время эта игрушка будет порвана, она растает, истлеет, опустится какими-то обрывками на самое дно игрушечных ящиков. Но всю жизнь мы будем помнить эту игрушку.
Хотя жизнь на одном витке спирали разительно отличается от жизни на другом ее витке. Когда человек пытается вспомнить, так и кажется, что ребенком, юношей был кто-то совсем другой. Но вот стоит взять в руки, если она сохранилась, и отчетливо вспомнить ту самую первую игрушку, как человеку моментально хочется жить дальше. Я рассказываю эту долгую и сложную историю, чтобы вы поняли, надежда была с нами всегда, несмотря на то, что мы ее совершенно так не осознавали. Она сохранила свои символы, к которым можно прикоснуться. Но символы эти вовсе не обязательны, потому что надежда – это духовный инстинкт. И этот духовный инстинкт повторяет раз за разом: человек должен жить дальше, жизнь имеет цель и смысл, нужно трудиться, нужно творить, сдаваться нельзя.
“Наоборот инстинкт влит в самою форму жизни. Если разум все рассматривает механически, то инстинкт действует, так сказать, органически. Если бы дремлющее в нем сознание пробудилось, если бы оно, подобно пружине, свернулось к познанию вместо того, чтобы разворачиваться к действию, если бы могли задавать вопросы, а оно отвечать на них, тогда оно открыло бы нам самые сокровенные тайны жизни. Инстинкт и разум – это два различных пути развития одного и того же принципа, который в одном случае остается внутри себя, в другом же выходит из себя и поглощается в использовании инертной материи.
Весьма существенным фактом является маятниковое движение научных теорий инстинкта, от рассмотрения его как разумного, до рассмотрения его как всего лишь доступного пониманию или, я бы сказал, между уподоблением его падшему разуму и сведением к чистому механизму. Каждая из этих объясняющих систем с торжеством критикует другую. Первая, когда показывает нам, что инстинкт не может быть всего лишь рефлексом. Вторая, когда объявляет, что инстинкт есть не что иное, нежели разум, пусть даже впавший в бессознательность.
Конкретное объяснение и уже не научное, а метафизическое либо герметическое, следует искать в совершенно ином направлении. Причем не в направлении разума, а в направлении сочувствия. Инстинкт – это сочувствие. Если бы это сочувствие могло расширять свой предмет, а также размышлять над самим собой, оно дало бы нам ключ к жизненным процессам, также как разум, развитый и дисциплинированный, ведет нас к тайнам материи. Ибо не лишним будет повторить, что разум и инстинкт развернуты в противоположных направлениях. Первый к инертной материи, последний к жизни. Разум с помощью науки, являющейся его трудом, будет все более полно раскрывать нам тайны физических процессов. Что до тайн жизни, то он приносит нам, точнее лишь претендует на то, что приносит, перевод на язык инерции. Он ходит вокруг жизни, разглядывая ее извне со всех мыслимых точек, втягивая ее в себя вместо того, чтобы войти в нее. Но именно к подлинной сущности жизни ведет нас интуиция. Под интуицией я разумею инстинкт, ставший безучастным, осознающий себя способным размышлять над своим предметом и расширять его до бесконечности”.
Нужно просто сделать усилие, все то же самое усилие мысли. Чтобы почувствовать в себе существование этого инстинкта, требующее мысли и развития.

Что же за два кувшина создают эту спираль? Какой акт творчества совершает обнаженная, т.е. абсолютно естественная, чувствующая свет звезды, духовный инстинкт, женщина?
Я думаю, что это те самые воды, которые упоминаются в повествовании Моисея о втором дне творения. В тот день Господь отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью. Я думаю, что Господь отделил свет звезды, льющейся над сознанием, и инстинктивную тягу, протекающую под сознанием. В принципе это одно и тоже, разделенное лишь условно, чтобы была возможность действовать двумя различными способами. А именно, вода, являющаяся принципом роста и эволюции, как биологической, так и духовной. Это искусственно разделенные нами, стремящимися разделять, принцип животворной жидкости, животворного сока Вселенной. Это принцип биологического инстинкта и духовного, на самом деле неотличимы один от другого. Они объединены в символе или принципе воды. Для того чтобы создать животворящую спираль роста, звезда на карте смешивает, возвращает единство этой разделенной,… этому искусственному делению биологического инстинкта и инстинкта духовного. В человеческом сознании вода под твердью и вода над твердью должны объединится вновь.
Что такое поэзия? Это слияние верхних и нижних вод второго дня творения. Поэт – это точка, в которой смешиваются струи из двух кувшинов семнадцатого Аркана. В нем и образуется этот единый поток надежды и непрерывности. Это необходимо для того, чтобы возникала индивидуальность. Для того, чтобы творчество и стихи были разными. Духовному инстинкту необходимо воплощение. Биологический сосуд создает индивидуальность и бесконечность поэзии. Только, когда встречаются и объединяются, начинают вибрировать вместе поток человеческой крови, несущий в себе биологическую непрерывность, и свет надежды этой крови духовного мира, возникает поэтический опыт. Он, поэтический опыт, объединяет в себе эти две крови. Именно поэтому так многие из нас в юности пишут стихи. Мы не хотим разделять свое тело и свою душу. Мы ощущаем, что мир непрерывен, и нам хочется целиком, неразделенным войти в этот мир.
Как могли бы появиться на свет, к примеру, псалмы Давида? Необходимо было погружение духовного в горячую человеческую кровь, т.е. воплощение. Затем возвышение этого духовного и слияние со светоносной кровью небес, которая вполне конкретно и непосредственно изображена на семнадцатом Аркане.
Псалмы Давида были рождены не на небесах, а на земле. Однако верующие люди говорят, что магические формулы псалмов используются не только людьми, но и существами со звезд, ангелами, сущностями небесных иерархий.
Всякое человеческое слово может превратиться в магию, стать подлинным творчеством, если оно настолько искренне, что ускоряет поток человеческой крови, и в тоже время наполнено такой верой, что приводит в движение светлые воды человеческой надежды. Но без этих двух условий, без вод снизу и вод сверху, без надежды и без труда, подлинное творчество, как и подлинная магия, невозможны. Все остальное лишь строительство пустых башен. Вот об этом семнадцатый Аркан.
Если вас заинтересовал или у вас в раскладе появился семнадцатый Аркан, то это никогда не бывает плохо. Вы сами можете оказаться звездой. Не надо только забывать о ее предназначении, выливании двух вод: труде и способности подарить надежду.
Но и даже перевернутая звезда всегда позитивна, поскольку в ней прячется отказ от ложных представлений о себе, отказ от потребленчества, опоры на статус, внешность, собственность. В любом случае, раз мы с вами изучаем эту карту, то знаем, что надежда скрыта в нашей способности отдавать, отдавать себя подлинного миру, людям и собственным детям.
Спасибо. Спокойной ночи.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 июл 2011, 19:06 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3387
Откуда: Ульяновск
Эта карта самая красивая, самая привлекательная, самая гармоничная для меня из всей колоды и одна из двух (она и следующий восемнадцатый Аркан) наиболее интересных карт.
Звезда – творчество – надежда,… непрерывная связь всего со всем. Карта дифференциального эволюционного развития, в отличие от интегральной сборки предыдущего Аркана. Слияние вод биологического и духовного инстинктов рождает в мир новое, дает начало новой жизни, способной расти и развиваться. Маленький ли это человечек или гениальное творение культуры их объединяет то, что они растут и живут и способны порождать новое, через века и столетия пронося основное главное свое зерно.
Такова “Божественная комедия” Данте, сама по себе, как сотворенная жизнь. И если первые две части ее, “Ад” и “Чистилище”, – это рассказ о шестнадцатом Аркане, об интегральном строительстве души, то третья часть, “Рай”, – это семнадцатый Аркан. Душа становится волной, непрерывным потоком жизни, и заполняет собой Вселенную, проникая в высшие ее области.
Для меня с этим Арканом связана музыка. Она удивительным образом соединяет тело и душу. Тело живет в музыке, музыка живет в теле. Перечислять композиторов и произведения не буду. Слишком много. Как пример,… много таких произведений в музыке барокко.
С этим же Арканом связаны многие стихи любимых поэтов: Тарковского, Гумилева, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой… Они что-то творят в душе важное и нужное, они всегда живые и растущие вместе со мной. Их тоже много, не буду перечислять.
Как иллюстрация самого Аркана одно стихотворение Арсения Тарковского…
Мне бы только теперь до конца не раскрытья,
Не раздать бы всего, что напело мне птица,
Белый день наболтал, наморгала звезда,
Намигала вода, накислила кислица,
На прожиток оставить себе навсегла
Крепкий шарик в крови, полный света и чуда,
А уж если дороги не будет назад,
Так втянуться в него и не выйти оттуда,
И - в аорту, неведомо чью, наугад.

Вот такое ощущение от этого Аркана,… Крепкий шарик в крови, полный света и чуда,… сотворенный звездой, водой, птицей и растением.
Ну и еще… Одно из моих любимых произведений Александра Грина “Алые паруса” тоже замечательно иллюстрирует этот Аркан.
Женщина, вода, надежда,… Ассоль, море, верность мечте, надежда рождают чудо. Воплощают его на поверхности земного океана.
Карта непрерывности творимого и сотворяемого, в этом надежда мира.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 ноя 2011, 13:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Японская гравюра укие-э. Эта картинка похожа на картинку классической колоды Таро.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.047s | 18 Queries | GZIP : On ]