Фильмы    |   

Пролетая над гнездом кукушки

Это фильм о столкновении порядка и свободы, не дающий никаких ответов. Все, что происходит в фильме и в книге – это результаты антипатии врачей и больных, тех, кто любит порядок, к тем, кто любит мыслить свободно. Книга Кизи была одной из тех книг, которые вызвали в Америке 60-х годов движение антипсихиатрии. Свобода часто понимается как беспредел, а стремление навести порядок грозит перерасти в тиранию. Это вечная проблема дихотомии. Душа человеческая устроена по принципу троицы или триадности. Нужна цель, объединяющая свободу и порядок. Об этом подробнее говориться в конце книги “ INFERNO: Испытания Души ”. А.Данилин.

А.Г.: Доброй ночи. Как ни странно, это классическая музыка. Классическая музыка Джека Ницше из фильма Милоша Формана “Пролетая над гнездом кукушки”, одним из главных шедевров кинематографа 20-го века, а, следовательно, и всего мирового кинематографа в целом. Это единственный фильм, получивший пять премий Оскар, еще 28 наград, включая сюда только шесть премий британской киноакадемии и т.д. и т.п.,… можно продолжать до бесконечности. А еще это, как мне кажется, очень актуальный для нас и сегодня фильм, хотя его премьера состоялась 19 ноября 1975 года.
Это фильм о столкновении порядка и свободы, не дающий никаких ответов.

А.Г.: … Может быть,… ведь знаете, у нас сплошь и рядом звучат эти призывы: этих к стенке поставить, этих всех расстрелять… ну может быть и правы были врачи, что они вот этого свободолюбивого человека, который пытался вытащить больных наружу, в конце концов, сделали слабоумным, лишив его воли? Потому что операция трансорбитальной лоботомии, которую ему делают, это операция, лишающая практически полностью возможность произвольного поступка. Человек не может сам сделать что-то по своей воле. В общем, это ужасное состояние, требующее, наверное, какого-то отдельного очень большого разговора.

Вот это вальс, который играет, он страшный вальс, потому что под этот вальс они идут принимать лекарства торжественно. Может быть, кто-нибудь помнит это…
Максим: Да. Нам показывают, что они живут за решеткой, в принципе…
А.Г.: Спасибо, спасибо большое, Максим.

Там старшие сестры занимаются психотерапией. Ведут группы больных. В отличие от нас. У нас медсестры этим не занимаются, не умеют. А вот она ведет на самом деле группы, которые правильно называются только тогда появившимися в середине 60-х группами гештальт-терапии. Она делает это не очень профессионально, а по-своему. Она…
Максим: … промывание мозгов…

А.Г.: … Нет… Она выворачивает наизнанку на каждой такой группе личную жизнь одного из пациентов, рассказывая о нем самые неприглядные подробности, для того чтобы другие набирались опыта. В этом был некий садизм старшей сестры, потому что собственно ничего терапевтического в этом деянии и нет. Она по-своему больных унижала. Вот если про нас все тайны будет знать наше общество,… ну например сотрудники по работе,… мало ли чего мы скрываем в душе… Если они будут все знать, мы будем чувствовать себя унизительно, обнажено, не защищено. Вообще поразительная вещь,… ведь сестра Рэдчед, как и доктор в отделении, который полностью подчинен в конечном итоге старшей медсестре, поэтому мы его и не вспоминаем,… в общем-то, абсолютно убеждены, что они знают как надо. Что они знают, какого именно человека считать нормальным и как нормальный человек должен себя вести. Непонятно откуда берется эта убежденность. Но ведь фактически эта убежденность выражается в следующей мысли: нормальный человек – это человек абсолютно послушный, а ненормальный, заслуживающий лоботомию, человек, в общем, ничего такого особенного не делающий,… ну выпил, ну там девушек привел, ну на катере больных покатал,… все не преступления,… но он непослушен, он неконтролируем и поэтому ему надо провести лоботомию.

Вот что сказал еще до начала эфира наш радиослушатель.
“Добрый вечер. Я думаю, что если бы Иероним Босх был нашим современником, то на своей картине “Извлечение камня глупости” он вместо камня изобразил бы, наверное, сестру Рэдчед, потому что все-таки те, кто ползают и не пытаются думать самостоятельно, они заслуживают себе хозяина. А те, кто пытается мыслить раскрепощено, всегда будут искать пути к свободе. И конечно я согласен, что психбольница похожа на нашу современную Россию, потому что у нас же тоже полно людей, которые говорят: Сталина бы на вас там,… Сталин бы навет порядок и все такое. Спасибо”.

А.Г.: Ведь действительно, вот если вдуматься, весь конфликт героев заключается в том, что Рэдчед не может сказать “да” самостоятельно мыслящему человеку. Ну не в состоянии она включить его в свой порядок и найти ему в этом порядке место. А ведь это возможно. Ну например, он может быть ее помощником в групповой психотерапии. А вот эту прогулку на катере можно назвать современным языком,… тогда это только только зарождалось в психиатрии американской,… можно назвать реабилитационной прогулкой. Ну а почему нет. Люди же должны возвращаться в жизнь. Если бы она захотела, она бы нашла ему место. Более того, он в ответ мог бы сказать ей “да” и стать… ну как бы частью ее порядка, продолжая делать свое дело, убеждая больных в необходимости независимости. Ведь это необходимо, чтобы они вышли из психбольницы. Ведь самое-то страшное, что, например,… у нас и по сей день врачи-психиатры убеждены, что единственный метод лечения – это сделать так, чтобы больные спали мрачно на кроватях и никого не беспокоили, потому что все остальное лечение безнадежно.

Ольга Григорьевна: …Лоботомию прекрасно могут заменить страшные нейролептики.
А.Г.: Это точно. Собственно это и есть форма,… если они назначаются на длительный срок, а назначаются они безумно, назначаются они годами, они и производят эту самую лоботомию.
Да. К сожалению, мы не хотим лечить, мы калечим. Чего нам не хватает? Да в общем Макмёрфи, т.е. каких-то механизмов для того, чтобы возвращать людей в жизнь.

Когда-то единственный метод диагностики психических болезней: он называется написание психического статуса, для этого нужно художественно описать характер пациента, служил для того чтобы один человек, врач, мог понять другого. Он откладывал написанный им портрет, потом через день его перечитывал и пытался найти болезнь пациента в своей душе, он вырабатывал в себе эмпатию. А вот если эмпатию у нас вырабатывать не учат, то это и значит, что мы вырабатываем антипатию. И ведь все, что происходит в фильме и в книге “Пролетая над гнездом кукушки” – это результаты антипатии врачей и больных, тех, кто любит порядок, к тем, кто любит мыслить свободно. Нет никакого выхода для общества возможно по западным методам, возможно по оригинальным отечественным, но все-таки надо учиться находить какие-то связи друг с другом. Потому что, если этих связей не найти, то общество, как гибнет отделение сестры Рэдчед, начинает постепенно гибнуть.

А.Г.: Книгу, легендарную книгу “Пролетая над гнездом кукушки”, Кизи написал, когда ему было 27 лет. В то время он участвовал в,… прошу обратить внимание,… официальных психологических экспериментах по изменению сознания с помощью ЛСД и мескалина. А сам роман был домашним заданием писателя на курсах литературного мастерства стэнфордского университета. “Кукушка” принесла Кизи деньги и славу, но сам автор свой текст ненавидел и был в ярости от громкого успеха экранизации Милоша Формана и многочисленных сценических изложений, которые, между прочим, часто идут на сценах нашей страны тоже.

Она была одной из тех книг, которые вызвала в Америке 60-х годов движение антипсихиатрии, которое достигло апогея как раз к 75-ому году, когда появился фильм Формана и когда из психбольниц Америки на свободу были отпущены более половины больных, 58% больных было выписано из больниц. И надо сказать, что врачи предсказывали ужасные результаты этого эксперимента. Но, в общем, он оказался вовсе не так ужасен, как можно было подумать. Психическое заболевание тогда в те годы в Америке воспринималось скорее как общественный феномен, лечение которого собственно представляет из себя стирание уникальных личностных качеств, стирание индивидуальности. На Кизи оказал влияние большой и серьезный труд французского философа Мишеля Фуко, который назывался “История безумия в классическую эпоху”. И был и сейчас популярен среди людей, которые изучают этот вопрос. И название романа в действительности пришло из английской детской песенки-считалочки: «one flew west, one flew east, one flew over a cuckoo’s nest». Дословно: кто-то полетел на запад, кто-то полетел на восток, а кто-то полетел над гнездом кукушки.

Виктор Петрович Голышев, человек который перевел роман, перевел это так: кто из дома, кто в дом, кто над кукушкиным гнездом. Но тут пропал вот такой мотив распахнутого пространства, открытого на разные стороны света.
Медсестра Рэдчед, она олицетворяет не порядок, а тиранию, гиперконтроль.

Макмёрфи понимает свободу именно так как понимаем ее порой мы с вами, т.е. как беспредел. Вот есть такое замечательное русское слово. Поскольку свобода – это творить то, что хочется, творить то, что приходит в голову. Не надо забывать о том, что все-таки носитель свободы Макмёрфи в романе преступник.

Таким образом, наша свобода оборачивается куда-то все время к бандитским 90-ым, ведь так получилось. А попытка, как мы говорим, навести порядок, все время грозит свалиться в тоталитаризм. Вот не хватает человеку свободы, мучительно,… он чувствует себя скованным некой тиранией или самотиранией, он будет испытывать больше симпатий к Макмёрфи. Замучился человек от собственной свободы, не знает, куда ее девать и она ему наскучила самому, он хочет навести порядок в своей душе или хочет, чтобы кто-нибудь навел в душе его порядок, он останавливает свои симпатии на медсестре Рэдчед.

Цитату, которую я начал читать… Это говорит доктор, который является прямым начальником медсестры Рэдчед, он обращается к Макмёрфи. Цитирую:

“Мистер Макмёрфи, друг мой, я не курица, я кролик. Врач — кролик. Вот Чесвик – кролик, Билли Биббит – кролик. Мы все тут кролики разных возрастов и категорий и скачем — прыг-скок — по стране Уолта Диснея. Только поймите меня правильно, мы здесь не потому, что мы кролики, кроликами мы были бы повсюду, мы здесь потому, что не смогли приспособиться к нашему кроличьему положению. Нам нужен хороший волчище вроде сестры, чтобы все знали свое место”.

Гнездо кукушки, как цветок папоротника, это нечто принципиально несуществующее в природе, в физике. Это как бы то, чего не должно быть или то, чего не может быть. Вот и получается, что бегство больных навстречу свободе что-то вроде полета над гнездом кукушки.

Сергей Кудрявцев, кинокритик, если я не ошибаюсь только, как-то сказал однажды, что название имеет иной смысл. Кукушкино гнездо – это гнездо без птенцов, она бросает их на произвол судьбы. Пусть выкарабкиваются сами. Как ни парадоксально, это вполне напоминает типичный американский принцип воспитания: ты должен сам создать самого себя. Так что вся Америка как бы пустое гнездо кукушки, а ее родные дети оказываются бесприютными пасынками бесконечно блуждающими по дорогам. Ну так по крайней мере это обсуждали в 80-х годах.
А сейчас мы стали какой-то искусственностью происходящего жутко напоминать вот это самое кукушкино гнездо.

В чем искусственность, Светлана? Здравствуйте. Город Белгород.
Светлана: Доброй ночи, Александр Геннадиевич. Ваше выражение по поводу того, что бросают на произвол судьбы… Вот в пику того что Вы сказали, хочу такое свое мнение…
А.Г.: Т.е. вот понимаете, идея такая: хочешь заботы иди в психбольницу. А в остальном делай что хочешь. Это не наша забота.
Светлана: У меня такое складывается впечатление, что по жизни именно получается толк из тех, кого бросают на произвол судьбы. Это одно. И второе, что я хотела Вам сказать. Сегодня я внимательно слушала Вашу программу и меня очень, скажем так, ободрила, шокировала и порадовала одновременно Ваше высказывание о том, что такого рода произведения нас наталкивают на мысль задуматься о том, что происходит вообще вокруг. Такого рода произведения очень сильно, скажем так, бодрости придаю душевному состоянию любого человека. И вот эта именно мысль Ваша мне очень понравилась, я с Вами абсолютно здесь согласна. Спасибо большое, за внимание.
А.Г.: Если только начать размышлять, иначе бодрости не получишь. Вот это очень важная мысль. Спасибо, Светлана.

Почему желание порядка, такое естественное в доме и которое, кстати говоря, как сказал Федор, в общем связана с уважением людей друг к другу, так незаметно перерастает в тиранию? Почему свобода так незаметно перерастает в преступность?

Как ни странно, мне кажется, что это вечная проблема дихотомии, раздвоения, и ее так отчетливо почувствовал Кен Кизи именно потому, что участвовал в экспериментах с ЛСД. Понимаете, душа человеческая устроена по принципу троицы или триадности. И когда в ней действуют или борются два начала, они становятся бессмысленными.
Не могу удержаться и не сказать, что я попробовал подробно поговорить об этом в конце книге о Аде Божественной комедии великого Данте, которая есть в продаже, которая вышла и которая называется “ INFERNO: Испытания Души ”.
Все время нет третьего. Порядок медсестры Рэдчед, превращается в тиранию, потому что он существует ради порядка.
Ну нет у нее никакой цели, задачи, идеи, веры, для которой мог бы служить этот порядок. Она может хотеть вернуть этих людей к нормальной жизни. Хочет она этого? Нет. Она может хотеть этих людей поработить, превратить в овощи, изуродовать. Она может быть садисткой. Она садистка? Нет. Нет. Она просто работник.

Свобода, как мы говорили в прошлой передаче, может быть нужна Макмёрфи для чего-то. Ведь если задуматься, свобода – это тоже средство. Мне нужно свободное время, чтобы писать книгу. А если мне нужна просто свобода без цели, то она все равно превращается в разгул, разврат, в лучшем случае в мелкую преступность. Она сама по себе, свобода, не может быть целью.

Двум началам нужно что-то третье. Это третье может называться по-разному. Ну например, в условиях психиатрической больнице это должен быть врач, заведующий отделением, т.е. тот, кто дает цели старшей сестре, ну и пациентам, конечно, тоже. Но его нет, поскольку он чувствует себя кроликом. На самом деле это же тоже такая возможно маска или поза, которая позволяет не работать. Он сидит у себя в кабинете, занимается своими делами, а старшая сестра наводит порядок, к которому и сводится, собственно говоря, все лечение больных. И тогда в 60-х годах в Америке сводилось и сейчас у нас оно все именно к этому, в общем, и сводится. Порядок, покой, тишина… все спят, никто не беспокоит врачей и старшую медсестру. Но сон или покой не может быть целью нормального человека. Иначе норма — это всего-навсего полное подчинение внешнему контролю. И только, и все.

Это система, которую в России бы назвали системой “без царя в голове”. Ну нет начала, которое дало бы этой системе цель. Ну какую цель имеет Макмерфи? Он их освобождает, они все выйдут из психбольницы. Но что с ними будет? Они же не умеют жить без внешнего контроля. Он мог бы создать некоторую программу их реабилитации. Но для этого надо отказаться от своей свободы и начать работать,… а это для него немыслимо, потому что он стремится к свободе ради свободы.
Есть порядок и свобода. С некоторым усложнением, углублением можно назвать это: есть принцип мужской и женский, есть принцип активности и пассивности. Но проблема заключается в том, что активность надо прикладывать к чему-то, а пассивным быть ради чего-то, например, ради обдумывания каких-то бесконечно важных мыслей. Иначе вся эта мужественность и женственность теряет всякий смысл, и женщина превращается в тирана своей семьи, а мужчина в гуляку, забулдыгу, ловеласа и пьяницу. Больше никакого смысла нет. Вот тоже самое, мне кажется, сейчас происходит в нашем обществе. Одни за свободу ради свободы, другие за порядок, но не видят никаких целей у этого самого порядка, кроме тотального контроля. Но ведь тотальный контроль нужен ради чего-то. Ну как он был нужен Сталину, например, при создании огромных трудовых лагерей и бесплатной, дешевой, как хотите ее назовите, рабочей силы. А иначе он теряет всякий смысл.

Спасибо всем большущее. Спокойной ночи. Еще одна песенка о свободе.

Записала Селена.

Теги:
Просмотров: 1360

Комментарии к записи (12)

  1. Эльмира #

    крыгл, я не согласна с Вами, что в СССР был культ базарных женщин. Был культ женщин труда, c натруженными руками, трудовыми мозолями..
    Если следовать Вашей логике (в женщине — бесконечность женственности, а в мужчинах — бесконечность мужественности), мужчины в СССР, доверяя женщинам молот , рельсы и шпалы, так любовались своей отражённой бесконечностью в женщинах…(((
    ещё возражение: Вы пишете :»бесконечность в женщине -а женские имена просто обозначения конкретных женщин» .. это неверно для Дантэ, ибо Дантэ не видел бесконечности в других женщинах. Для него носителем бесконечности была только Беатриче — конкретная женщина, вернее, её образ внутри Дантэ..
    Поэтому я и считаю, что для Дантэ не так важно было имя..
    Если бы важно было именно имя, если бы имя Беатриче открывало для Дантэ вход в его бесконечность, то Дантэ бы тиражировал в своей жизни Беатрич.. А он, как мы знаем, очень скорбел, когда его Беатриче умерла. Из этого я заключаю, что для Дантэ не так важно было имя..

  2. крыгл #

    интересная фишка
    http://www.youtube.com/watch?v=O-6vDdexQkM
    13-14минута

    для михалкова является загадкой почему «для одного ключи для другого молитва »
    хотя может и хитрит =он розанова вполне себе часто цитирует
    но иллюстрация к точке розанова исключительно уместная и яркая

    на фактах и в стрессовой ситуации -этот эпизод взят
    во всяком случае он так представляет

    так или иначе -любопытно

    1. Alexufo #

      Ютуб позовляет копировать ссылки прямо с нужной минутой.Меню по правой кнопке доступно над видео.

      1. крыгл #

        спс алексуфо но видимо у меня скрытая потребность быть нубом
        кроме того думаю ролик полезен относительно выше-ниже сказанного -если конечно вас ещё интересует режессура
        есть там и пара вставок и стиль подачи -аля сократический диалог-то на чём док зубы постоянно точит-ломает и некоторая импровизационная неуклюжесть в начале

        так что не только 14 мин зачётна-она просто содержательна

        1. Alexufo #

          я понял.Звук начинается раньше картинки.Но у нас нет звукового ряда из кино.Да и снимают две камеры как никак.У нас одна и то с хреновым микрофоном)

  3. Виктор #

    Уважаемый админ, пожалуйста, добавьте закладку на facebook тоже :)

    А по теме ролика, всё настолько точно сказано ведущим, что и добавить нечего :)

    1. крыгл #

      об этом и речь -формат очень важен
      хотя бы для того что бы дегенераты не принимали передачу призванную давать импульс к размышлению -за окончательный анализ
      ………….
      так что док опять не справился с собственным замыслом
      да и честно говоря это не единственный его просчёт имхо
      вот например пример типичной логики
      именно логики -предмет здесь не важен
      «Например, благодаря деятельности xxxxxxxxxx на форуме, мы все можем слушать «СН» в любое время. Этот вклад ОГРОМЕН и является очень хорошим СОДЕРЖАНИЕМ!
      То, что однажды xxxxxx перенёс разговоры про цветочки в другую тему, вызвало у Вас приступ такой лютой ненависти, что Вы стали его оскорблять.»
      то есть я могу ненавидеть любого кроме круга избраных-к коим автор несомненно себя относит
      здесь корень очень большого зла -от касты неприкасаемых до дедовщины
      болезнь русской ментальности -вызванная непониманием принципа дворянства и кастовости
      пишет это постоянный слушатель сн -так что эффективность передач боюсь не высока
      впрочем я говорил что можно сделать -но для этого как и для создания лекций клипов нужно напрягаться -делать непривычное
      а док хоть и декларирует сие -сам по моему не горит желанием следовать собственным установкам
      ……….
      зы к админу
      когда будите тереть комент -передайте его прежде агд

  4. Денис #

    Здравствуй моё любимое радио Россия ! У меня такой не стандартный вопрос . Я музыкант и у нас муз коллектив , и я давно хотел назвать его в честь моей любимой передачи Серебряные нити , и вот пришло это время. Я хочу зарегистрировать авторские права на это название , ведь радио передача такая есть а муз коллектива нет. Я спрашиваю у Вас разрешения и при возможности у А. Данилина. Заранее спасибо !! очень жду ответа!))))

  5. крыгл #

    здесь видимо я имел ввиду формат
    то есть целенаправленно разобрать несколько существующих фильмов относительно психологии (и не только -скажем так на базе психологии )
    …………..
    это может быть интересно потому что
    1 на одну интересную мысль в толстых книгах -приходится с сотню страниц на полупонятном языке -и овчинка не всегда стоит выделки
    2пресловутое клиповое мышление -люди смотрят видеоряд но не читают
    3 да и вообще образ и слово -куда как лучше отображает мышление -то есть собственно более понятны
    ……………..
    что конкретно можно сделать -я уже сказал на форуме импровизация или эскиз-это не музыка и не картина
    картина имеет законченность —
    выводы-отражённые в названии(о чём кино то-это же не литкритика -психология -ну например «проблема невозможности свободы в фильме пролетая над…..(немного сгустил ))
    структуру- главы-последовательность доказательств
    под эту структуры совмещённый видеоряд

    ……………..
    по курочке рябе кажется у дока есть законченная лекция
    -попробуйте прикинуть видеоряд там
    а вообще заниматься просто надо -я же тоже не кинематографист
    сказал что увидел-да смотрится но на полновесную лекцию-клип не тянет (при том что вполне может потянуть )
    ………
    михалков сейчас видеоблог завёл-там режессура есть привязанная к тексту -посмотрите -тоже может что пригодится

  6. крыгл #

    действительно неплохо-смотрится

    и такого формата я в инете не припоминаю

    коментарии психолога к фильму (картине)

    доработать бы
    может и перспективно

    1. admin #

      а чего именно доработать?

      1. крыгл #

        забыл сказать
        в таком формате не обязательно быть понятным -ну в разумных пределах конечно -можно смотреть детали -образы-типы -архетипы
        если будете делать мистера никто -там этим нашпиговано как булка изюмом -интересно

Добавить комментарий для крыгл Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Серебряные нити»