Встречи    |   

Метафизика-10. София — премудрость и Каин

Метафизика 10. София — премудрость и Каин

Возможно один из самых главных вопросов в человеческой истории, связан с тем, откуда все-таки первый человек, кем бы он ни был, первый кроманьонец, давайте так говорить, который был, в общем, голым животным, получал знание о мире.

Тут есть очень много загадочных историй. Например, вот Теренс Маккенна, который предполагал, что в действительности мозг развивали галлюциногенные напитки и грибы, которые поедали наши первопредки, в действительности уперся в тот же самый вопрос. Потому что совершенно невозможно дать ответ или решить одну главную проблему.

Представляете,… тропический лес. В нем надо найти галлюциногенную лиану или галлюциногенный гриб, который есть мелкая плесень. Т.е. как это происходило в 70-ых годах с нашими доморощенными искателями галлюциногенных грибов, половина из них травилась, потому что ни готовить не умела, ни естественно отличать их. Опыт некоторый нужен даже по справочнику-то найти этот гриб. А если этого справочника не было. Ну представляете себе племя в поисках почему-то какой-то плесени, каких-то мелких грибов.

Ответы на эти вопросы на самом деле существуют разные, но существуют. Но так как мы все-таки с вами обсуждаем священное писание, то стоит послушать, что же было дальше. Помните, что было дальше?… да?… Ну дальше было, в общем, самое что ни на есть трудноожидаемое…

Ева понесла… помните, да? как бы…

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила…

… помните, кого родила она?

Зал: Каина.

А.Г.: … Каина, и сказала:

Приобрела я человека от Господа.

И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

И сказал…

… в ответ, представляете,…

Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

… теперь внимательно вслушайтесь в этот процесс…

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;

вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

И сказал ему Господь Бог: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Мифологи, конечно же, давно тоже интересуются книгой Бытия и историей Каина и Авеля.

Авель, он кто? Пастух. Мы с вами с Христом как с пастырем и с изображение Христа с овном в руках будем встречаться особенно часто в католицизме. Пастухи почему?… с чем это связано? Вот это понятие “пастыря горнего”. Ну потому что пастухи преимущественно живут вверху, на высокогорных пастбищах выпасали и тогда, и сейчас, справедливости ради, овец. Пастух вообще был связан с горой, а стало быть с чем?… с каким началом?

Зал: С верховным.

А.Г.: С небом. Он был ближе к небу. Всегда, во всех мифах.

А Каин?

Зал: Земледелец.

А.Г.: Землепашец. Стало быть он олицетворяет какое начало? если рассматривать эту историю не как историю конкретных приключений двух людей, т.е. если мы уйдем от того самого буквализма, о котором мы неоднократно говорили в этих лекциях, я уж не стану к этому возвращаться, то выяснится, что речь идет о древнем, как сам мир, мифе о двух близнецах. Каких близнецах, Наташа? Реальности и нереальности.

Откуда это фраза моя про близнецов берется? Ну вот я какое-то краткое достаточно, обозрение вам приведу, чтобы не очень туда погружаться.

В египетской мифологии Сет (Тьма) изображается воюющим со своим братом Гором (Светом). В более поздний период этот миф был перенесен на Тифона или в греческой мифологии чудище в самом широком смысле этого слова и Осириса. Борьба Тифона и Осириса. Когда я имею в виду миф о двух братьях-близнецах, я имею в виду предание о том, что Ахриман – злой дух зороастризма и Ормузд – бог света и древнеиранское верховное божество снова были братьями-близнецами.

Я принадлежу к числу тех людей, которые убеждены, что на самом деле и историю про Люцифера и Михаила, который потом стал во главе ангельского воинства, тоже можно рассматривать точно так же. Так как оба они старшее порождение Бога Отца, то они представляют из себя вот это разделение на Свет и Тьму. Михаил остается в Свете, а Люцифер падает на Землю как Каин-землепашец. Он проторяет в ее тверди глубокую борозду. Разве нет?

Два близнеца, небесное начало — непознаваемое, нереальность, невоплощаемое и материя – реальность, плотный мир, Земля и Небо. Какая еще ассоциация здесь мифологическая сразу возникает? Ну всевозможные формы небесного брака. Брак Неба и Земли. Индусы говорят о браке между Дьяусом – сияющим небом или эфиром и Иштигри – Землей. Легенда полинезийцев гласит, что до нынешних времен огромное Небо остается отделенным от своей супруги Земли. Только здесь Земля женского рода. Но их обоюдная любовь по-прежнему продолжается. Нежные теплые вздохи ее любящей груди по-прежнему поднимаются к нему навстречу с лесистых гор и долин. И люди называют их туманами. И огромное небо, горюя долгими ночами о своей разлуке с любимой, роняет частые слезы на ее грудь. А люди, видя их, называет их каплями росы.

Вот так вот дикари умели, в кавычках конечно, “мыслить”. Ну и конечно в определенном смысле о том же самом идет речь, когда мы говорим о Церкви, о Невесте Агнца и о браке, мистическом браке между Христом и Церковью, как земным началом или земным аналогом небесного мира.

Вообще говоря, вот именно так, наверное, все культуры,… если расчищать мифологические наслоения, то выяснится, что именно так все культуры представляли себе возникновение человека и его разума, слиянием небесного и земного, горнего и дольнего, пастушьего мира и мира землепашцев.

Именно в этом заключается ошибка человечества и его самая страшная беда. Просто как это выглядит в мифе об Адаме и Еве, я вам рассказывал в прошлый раз, а как это выглядит в уже реальной человеческой жизни, главная ошибка вне ада реальности, на мой взгляд, рассказывает история о Каине и Авеле.

В чем суть истории? Просто человек пытается убить в себе небесное начало. Что это такое? То, что произошло в раю на символическом уровне, то в истории Каина и Авеля произошло за пределами рая, т.е. в человеческой жизни. Человек просто пытается убить в себе духовность. И убивает Авеля, перестает замечать нереальное, непознаваемое, немыслимое, очень в широком смысле этого слова воображаемое. Ну просто само слово “воображение”, оно имеет немножко другие дефиниции. О нем надо говорить отдельно. Не выйдет, поскольку мы другое обозначаем этим словом.

Смотрите, что происходит в высшей степени странное. Бог четко совершенно говорит, озверев: “Будешь теперь изгнанником и скитальцем по Земле”. Перекати-поле. Заканчивается история следующим. Ну как бы понятно, что если он сейчас скажет: “каждый может убить Каина”, то он повторит практически то же самое деяние, что и Каин только что сделал. Посему он отказывается от этой мысли и сделал знамение, чтобы никто не мог убить Каина.

Кстати это “никто” уже говорит очень о многом, потому что несмотря на то, что вроде как это первые дети Адама и Евы все-таки текст подразумевает, что на Земле есть всякий разный другой народ, который может убить Каина. И тут есть свои в общем любопытные параллели, потому что вот в той же Полинезии, откуда я вам читал вот эти замечательные строки, у них тоже есть легенды о происхождении и развитии человечества, они пишут, что была Тьма с первого деления до десятого, до сотого, до тысячного в течении огромного промежутка времени была Тьма. И эти промежутки времени считались существами и каждый получил свое имя. Нельзя исключить, что патриархи Ветхого Завета и колена Иаковлевы – это тоже не буквальное описание родов, а имена вот эти коллективные имена больших народных образований, которые жили во тьме, т.е. о которых не осталось более подробных исторических свидетельств, но каждое получило имя, в предании полинезийцев.

Однако смотрите, мы сейчас с вами обсуждаем метафору, некоторый метафорический смысл книги Бытия, Священного Писания. Но тогда дальше тут возникает еще одна сложность. Смотрите, вместо того, чтобы стать скитальцем на Земле Каин делает что?

Зал: Строит город.

А.Г.: Но сначала, до того как… Ни фига, не сразу строит. А сначала, он что делает?

Зал: Женится.

А.Г.: Жену находит. Жену находит, и потом они делают ребенка, и ребенок этот фактически город. Т.е. город получает имя ребенка или… не совсем ясно в тексте… или город и есть ребенок.

Если это метафора, то кто такая жена Каина? Ведь только она фактически останавливает проклятие Божье. Т.е его возможность скитания по Земле. Чем? Ну тем, что они вместе строят город. Ну не ребенок же, даже если он родился, построил город. Правда? тогда это тоже метафора. Что же это за метафора такая?

На мой взгляд, именно в образе.. в Библии, в Библии,… именно в образе жены Каина мы первый раз сталкиваемся с понятием Софии-мудрости. Хотя текст книги Бытия так ее не называет. Однако для меня иначе абсолютно не понятно: почему… Ну от возможности убийства, Бог его спасает. А вот почему Каин вопреки Божьей воле становится не скитальцем, а строителем города, понять невозможно. И становится это возможным только благодаря его браку и рождению ребенка. Вот почему я вспоминаю об этом. Это, в общем, достаточно традиционная история, поскольку… ну это очень конечно большая натяжка,… но поскольку где-то в то же время, когда оформлялись из устных преданий книги Библии, совсем неподалеку на средиземном море было свое представление о жене мудрости. И такой женой мудростью, вне всякого сомнения, это никаких сомнений не вызывает, была Афина Паллада.

Смотрите, миф об Афине Палладе чрезвычайно интересен, потому что помните: откуда родилась Афина?

Я хочу сказать что да… у меня есть впечатление,… да… да, да, что Каин женился на Афине (смех).

Откуда она родилась? Кто помнит? Из головы Зевса. Он расколол себе… да … и сразу же в полном боевом вооружении (смех)… Это точно. И поэтому, так как она родилась из головы, ни у каких мифологов нет сомнения, что она была воплощением зевсовой мудрости. Если хотите в этом смысле, в смысле ума, и в смысле мудрости и знания именно она воплощала эти особенности верховного бога Олимпа. В некотором смысле то, что вышло из головы мало отличается, правда, от самого носителя головы. И поэтому это как бы в некотором роде ипостась Зевса.

Ну вне всякого сомнения как вы знаете Афина Паллада по умолчанию девственница. Она никогда не вступает в мифах в брак, никогда не снисходит до земных мужей. В общем, ничего подобного с ней не происходит. Но вместе с тем, вот откуда берется моя мысль… Дело в том, что она,… вы тоже все это знаете из школьной истории, просто у нас не очень принято составлять вместе два и два. Дело в том, что у Афины был титул матери. Да. Она одновременно является матерью. Вспомните, чего матерью она является? А?

Зал: Города Афины.

А.Г.: Не только Афин, она является матерью городов римских. Многих. Афины просто носят ее имя. Вот…

Бегущее ложе многодаровитая матерь городов и художеств, — именует ее орфический гимн. Она есть мать в силу своей творческой плодовитости, а также потому, что она – домохозяйка. В смысле домохозяйка античных городов. Градодержица был ее классический титул. Есть странный миф… Я не буду сейчас его пересказывать, он долгий, о ее странных таких полуродительских отношениях к герою Эрехтею, который собственно был основателем Афин. Сейчас бы сказали документально зафиксировано ее материнство по отношению к Афинам.

Гомер, Гомер…

Матерью городов деву Афину зовут, хоть она не рожала.

Ну конечно будучи матерью городов она по матерински заступается за грехи жителей этих городов перед Зевсом. И что еще она делает? Она делает замечательные вещи, которые потом дословно вошли в текст Нового Завета. Она покрывает их покровом из своих рук. Да. Мы с вами тоже это уже…

Ну в общем эту тему можно очень долго продолжать, но в 15-ой песне Илиады есть замечательное место, которое между прочим помогает понять что такое мудрость вообще.

Но как снур выравнивает корабельное древо

в руках разумного зодчего, который хорошо

знает всяческую мудрость, наставлениями Афины,

так равными были их битва и война.

Зодчий и мудрый плотник, в чем главная особенность их знаний?

Зал: Отделяет нужное от ненужного.

А.Г.: Отделяет нужное от ненужного.

Наверное, я бы назвал это умеренностью. Да. Мудрость зодчего в том, чтобы уловить божественную мудрость в организации города и не наляпать чего-нибудь лишнего.

Почему я называю эти мысли и размышления глубоко еретическими, кто знает? Что произошло с мыслями о Софии уже в новозаветные времена? Ну это же не секретные. А?

Зал: Она стала ипостасью Христа.

А.Г.: Она стала считаться одной из ипостасей Христа.

Где-то в промежутке как всегда находился очень осторожный еретик Ориген.

Если возможно помыслить бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющий Логос мирового целого, но притом одушевленное и как бы живое, то мы познаем, что стоящая превыше всякой твари Премудрость Божия справедливо говорит о себе: Бог создал меня началом путей своих.

Конечно же апостол Павел во 2-ом Послании к Коринфянам прямо называет Иисуса Христа Божьей Силой и Божьей Премудростью. Использует при этом греческое слово София. – Божья Премудрость. И поэтому с одной стороны это вот понятие премудрости удалилось в понятие Бога-Логоса, удалилась в образ Христа. А с другой стороны это понятие премудрости куда делось? Ну где Христос там и Дева Мария, конечно несомненно. И поэтому некоторые женские аспекты премудрости, ее подчеркнутая женственность и подчеркнутая девственность естественно стали атрибутами Девы Марии и кого еще? … обещанного Утешителя, т.е. Святого Духа. Таким образом, это понятие, многократно встречающееся слово София, многократно встречающееся в Новом Завете, как атрибут и Святого Духа, и Логоса Христа, и особенно часто у апостола Павла, и Девы Марии, постепенно исчезло. До тех пор пока его не возродила русская софиология. О ней отдельный очень сложный разговор. Я думаю, что я не буду вас очень туда уводить по причине того, что собственно говоря для Соловьева в конечном итоге слово София и значило вот то самое изначальное неразделимое и непознаваемое Единство, которое в силах почувствовать человек. И сразу возникло очень много сложностей именно связанных с ипостасностью. Т.е. все так или иначе догматические споры сводились к тому, что софиологи путают некую сущность и ипостаси Спасителя и Девы Марии.

Однако вот в чем наша с вами огромная сложность. Дело в том, что христианство на Русь пришло как принципиально софиологическое явление.

Древнее понятие София из ветхозаветных времен вмещает в себя как раз все то, что человек про Бога может постичь, преобразовать в слова или понять. В строгом смысле этого слова мудрость, которую посылает людям Афина, Платон и считал тем самым миром идей. Потому что хотя самую суть идей, т.е. их первосодержание человек постичь не может, но тем не менее это идеи. Они умопостигаемы в образах, словах и метафорах. Точно также как мы можем постичь, например, разумом тот самый категорический императив Канта. Кант прямо так никогда не говорил, но он говорил, что… в общем я так уж простите, имею право упрощать Канта до предела. Ну в общем он говорил, что давайте будем говорить о категорическом императиве, о нравственном императиве, который человек может постичь. А фигли нам говорить о том, что мы постичь все равно не можем. Вот мы это постигаем и стало быть оно действует в нас.

Я хочу сказать, что категорический императив Канта во времена античности и Ветхого Завета носил личное имя. Его звали София. Я хочу сказать, что то, что мы сегодня называем интуицией – это ведь мир постижимого. Правда.

Святой Дух имеет непосредственное отношение к такому понятию как благодать, которая возникает в душе верующего. Православные описывают его как любовь, как воплощение любви, Отца к Сыну и Сыны к Отцу. Смотрите, обратите внимание, речь идет о чувствах. Благодать можно описывать самыми разными словами, поскольку это чувство, которое может описать только поэт. Вспышка света, чувство поддержки. Никто, по-моему, даже не пытался описывать благодать как некоторый, ну скажем так, информационный поток, разделенный на какие-то блоки информации, имеющий какую-то образную структуру или что-то еще. Это чувство.

Когда Юнг имеет в виду архетипы коллективного бессознательного или все свое коллективное бессознательное, он имеет в виду то, что древние называли Софией. Он просто по-другому это именует.

И помните я говорил, это вот эта черта, проведенная по краю бездны, которая, в общем, в общем, постижима, и которая помогает Авелю создавать свое продолжение – это величайшее творение человеческое. И строить город.

Зал: Каину…

А.Г.: Ой, извините, помогает Каину, конечно. И помогает Каину создавать свое продолжение и строить город, потому что ровно в том-то вся и проблема. Без нее он продолжает скитаться по Земле, выполняя проклятье своих родителей, Адама и Евы. А то, что он встречает жену свою, позволяет ему остановиться и укрепиться. Построить священный город.

Можно сколько угодно отождествлять Софию с лицами Троицы, но проблема будет заключаться в том, что всякий раз она будет иметь отношение лишь к познаваемому, постижимому, чувствуемому человеком аспекта Отца Бога или Сына. Это женское лицо, лицо заботы, в первую очередь духовной заботы, т.к. она девственница, обращенное вниз к миру дольнему. Это поэтому я считаю, что она пришла на спасение заблудшему Каину, который был иначе бы обречен к скитанию. Т.е. он буквально был бы заблудшим.

Дело в том, что и по мнению Вернадского, и по мнению Юнга, мы об этом просто часто забываем, и коллективное бессознательное, и ноосфера тем более, есть нечто, создаваемое человеком. Разум человека это создает и в этой же атмосфере, которую он создал, он остается, через многие поколения, по-прежнему погружен. Конечно, когда мы говорим об этом знании, о Софии-премудрости, мы говорим именно о познаваемой грани непознаваемого трансцендентного источника, о том, что может человек в этом имманентном мире уловить как антенна из знания, которое создано не им. Именно того знания, которое было необходимо, правда, Адаму, как мы говорили в начале лекции, чтобы выжить.

Эта точка зрения, этот взгляд, он в общем-то более всего зависит от личного восприятия. Ну в конечном итоге дихотомия проходит именно здесь. Очень многое в человеческом отношении вот к этому загадочному процессу жизни зависит от того, с какой точки зрения он смотрит. Да? Вот он смотрит с точки зрения того, что разум в конечном итоге созидает сам себя или он рассматривает разум как своего рода вихрь, водоворот на пути неведомого потока. Для меня все то, что относится ко второму взгляду на вещи, вот это само чувство того, что разум не в состоянии созидаться сам из себя. Он слишком хлипок для этого. И как только он начинает считать, что он создал сам себя, он становится безумным этот разум. Поскольку это главная черта безумия, он начинает претендовать на власть над Вселенной. Если у него есть ощущение, что не он сам в себе является своим источником, то вот того самого чувства, которое христиане называют гордыней, возникнуть как бы принципиально не может. Да?

Что такое ну например та самая верующая книжность, которую в конечном итоге создавал Ярослав Мудрый. В общем, я уже не помню, мы, по-моему, вспоминали об этом, но до, наверное, конца 18-го века автор, стоящий на обложке книги, вообще был немыслим. Даже еще во времена Новикова на обложке было одно название, авторов упоминали крайне редко. А уж что касается книг 17-го века, рукописей века 16-го, то ни о каких авторах речи вообще не шло. Автором был Бог. И я все время повторяю, что именно с этим, например, связана, во всяком случае, русская традиция авторских псевдонимов. Не совсем я написал эту книгу. Всегда я не один.

Каковы же условия для того, чтобы эту мудрость стяжать?

Первое условия мы между прочим уже сказали. София принципиально девственница. Это что значит?

Зал: Что надо прилично себя вести.

А.Г.: что надо вести себя хорошо. А что такое вести себя хорошо? Как не изнасиловать бедолагу Софию?

Ну мы на самом деле только что это сказали. Ее можно просить о чем-то, но нельзя претендовать на власть над ней. Т.е. невозможно сказать: “дай мне роман”. Поскольку слова: “дай мне”, к девственнице принципиально необратимы. (Смех) Да? А такие хорошие слова. Вот. Но вы зря смеетесь, поскольку в действительности это же метафора, но метафора очень мощная, правда. От нее нельзя потребовать близости, нельзя сказать: “ну вот ты мне один раз дала, теперь давай второй”. Она не может никому принадлежать, как известно из Нового Завета, кроме Бога. Правда. Ее нельзя заставить что-то сделать и нельзя, нельзя, говоря о своем творении или создании, честно нельзя ее не упомянуть. Поэтому в общем так много авторов в этом смысле честны. Не я это написал, а что-то водило моим пером.

Чего еще требуют девственницы от своих партнеров? Почему они столько времени остаются девственницами?

Зал: Цену набивают.

А.Г.: Цену набивают. Да, цену набивают, совершено точно.

Что хотят девственницы? Ну я бы сказал: труд, труд и только труд. Правда? Да? Труд, труд и еще раз труд. Они хотят, чтобы мужчины тратили усилия. Они капризничали, а мужчины как бы доказывали, что они принцы, достойные. Наверное. Я так думаю.

Им хочется внимания и они капризны. Правда. Это точно же, наверно. И поэтому их любовь дается большими мужскими усилиями, поскольку они сами вот этой вот любви отдавать не хотят. Я сейчас не о людях же, поэтому не будем говорить по каким причинам. И это, в общем,…

Что еще, что вызывают девственницы у мужчин?

Зал: Мужчины это знают.

А.Г.: Я знаю. Я. Да. Это я знаю. Страдания, боль, мучения, больше чем восхищение. Вот… вот, вот. Злость, ярость. Обратите внимание, если мы будем говорить метафорически, то выяснится, что это свойство творческого человека, который пытается пробиться, ну давайте будем говорить, к своей музе. Да. Понять, если опираться на цитату кинематографиста, чтобы ну подсказали: какова же первая сцена. И он будет в попытках добиться взаимности, делать то же самое. страдать, злиться, не спать ночами. Правда?… мучиться, у него будет все болеть, физически вполне, в том числе от бессонницы.

В общем, любой человек пишущий вам скажет о фразе или о музыкальном созвучии примерно как о девственнице. Он скажет, что именно так, что она капризна, что она не хочет даваться в руки, что она манит и… Ну уж вы просто не увлекайтесь буквализмом, потому что конечно я имею в виду метафору, но тем не менее если вы подумаете о мудрости девственницы, как о метафоре, то вы увидите, что метафора эта удивительно точна и недаром она существует тысячелетия, правда?… десятки тысячелетий, наверное родилась вместе с человечеством, вместе с Каином же, мы сказали. Первое поколение, первое, поколение один.

Как возможно получение такого знания? Что же…

Зал: … в старости они сходят с ума..

А.Г.: Есть проблема. Видите, есть проблема. Все на самом деле описано же в Библии. Еще раз ту же самую цитату.

И была радостью всегда, всякий день веселясь перед лицом Его все время.

У нашей девственницы безумие от старости не наступает. Нет, нет. Во всяком случае, так утверждал мудрейший из царей Соломон. Точка.

И кстати говоря, помните, нет?… наверное ведь не помните и этого тоже, нет? я не стыжу вас. Просто мне кажется вот такой текст прекрасный. С чего начинается книга притч-то Соломоновых…

  1. Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
  2. чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
  3. усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
  4. простым дать смышленость, а юноше — знание и рассудительность;
  5. послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
  6. чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
  7. Начало мудрости — страх Господень; доброе разумение у всех водящихся им а благоговение к Богу начало всякого разумения. глупцы лишь презирают мудрость и наставление.
  8. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
  9. потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
  10. Сын мой! если будут склонять тебя глупцы, не соглашайся;
  11. если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,
  12. живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;
  13. наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
  14. жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех у нас», —
  15. сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу свою от стези их,
  16. потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
  17. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
  18. а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
  19. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
  20. Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
  21. в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
    … речь, речь. Дальше следует 22-ой стих, речь Премудрости.
  22. «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
  23. Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, и возвещу вам слова мои.
  24. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, но не было внимающего;
  25. и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

Я почти всю первую главу прочел. Сами вполне можете это сделать. Чего еще-то нужно, для того чтобы обратиться к… Везде и повсюду мы с вами говорили об этом,… везде и повсюду на главной площади города, у городских ворот можно услышать, если прислушаться, ее голос. Он всегда это возвещает и позволяет отделить невежд от знающих. Не ходи сын мой с невеждами. – уговаривает царь Соломон. В общем ведь это действительно так. Правда? Мы же за исключением тех периодов, когда мы безумно увлечены собственным разумом, этот вот голос, который голос совести в действительности, мы же его всегда слышим. Правда. Нас иногда сносит к этой вот жене нехорошей из 9-ой главы, но потом мы все равно возвращаемся. Иначе же человек не может выжить.

Что еще нужно ученому для того, чтобы сделать правда великое открытие с помощью Премудрости? Ну усилия потратить. Верить не обязательно. Это я рассказываю на секретных лекциях.

Зал: Озарение.

А.Г.: Озарение. Чтобы пришло озарение, что нужно?

Зал: О себе забыть.

А.Г.: О себе забыть. Любить кого?… девственницу, премудрость, ее любить, а не свою выгоду, свой, как это называется, трефовый интерес…

Что нужно, чтобы добиться любви девственности? Ну в первую очередь страстная любовь к ней, потому что если молодой человек будет любить одну девственницу, вторую, третью, четвертую, всех одновременно, то в общем скорее всего он ничего такого и не добьется. Поскольку на самом деле будет искать не любви, а где попроще. Правда. Поэтому забывание о себе в любви к знанию.

Что нужно еще? Это же вот вещи, которые ну я не знаю, на мой взгляд, они совершенно очевидны. Ведь именно так и пишутся великие книги, делаются великие открытия. Ну забывает обо всем человек, кроме этого своего романа с премудростью. Правда.

О! Никола Тесла очень модно говорить в последнее время в связи со всем этим. Да. Ну правда, ну до сих пор же в общем никто внятно не может ответить на вопрос: что такое электричество. Электричество – это электричество. А он смог… Ну да, а что… там плазма – не плазма… там начинается состояние вещества… Никто не может определить до конца: что такое… что у нас течет по проводам…

Зал: Направленное движение электронов.

А.Г.: А вот… Кто направляет,… на хрена… в общем, не понятно как сила вселенская. Человек направляет потенциалом, зачем нужно это течение? Зачем нужны эти направленные потоки электронов? Тесла смог это полюбить и научился этим управлять. Как это ни удивительно и не странно. Для этого конечно нужно было стать безумцем в мире сем. Для того, чтобы полюбить эту загадочную материю, под названием электричество. И он, в общем, для многих и выглядел именно так.

Это на самом деле бескорыстное чрезвычайно усилие. Нельзя сделать великое открытие ради того, чтобы стать великим ученым. Его можно сделать только из любви к науке. И в этой фразе она всего лишь наука, всего лишь одно из наименований Софии. Мы именуем сегодня наукой… ну люди далекие от, скажем,… философской онтологии, которая определяет науку как некий способ познания. Но мы же этого не знаем и поэтому для нас в современном мире слово “наука” во многом приобрело значение слова премудрость или мудрость.

Мы живем в такое время, когда нам всем не мешало бы это понять. Вот эту близость между понятием Софии Премудрости и стремлением к научному прорыву, потому что… какое еще есть свойство этой премудрости? Мы о нем сказали с самого начала. Этим условием является отсутствие желания немедленного воплощения. Это некоторая сторона власти, но на самом деле мы сказали, что в этой в премудрости, в том, что является премудростью, есть благоразмерность, гармония, отсутствие лишнего, этакий минимализм. Требование немедленного воплощения своих идей, даже открывшихся казалось бы путем откровения, приводит к тому, что цивилизация ломается. И ее потом приходится с невероятным тяжким скрипом возвращать на свои пути.

Есть еще одно имя у Софии, если хотите. Мне кажется, что мы ее в последнее время и называем не столько наукой, сколько культурой. Вот это немыслимое образование, которое одновременно представляет собой и некое состояние коллективной души… мы говорим уровень культуры… и одновременно взгляд в историческую перспективу, поскольку культура немыслима без некоторого длинника исторического, она, в общем, в конечном итоге все равно остается соразмерной. Что-то выпадает из ее тела и забывается, что-то остается навсегда и не всегда мы можем объяснить, почему вот это так осталось. Именно в том как возникает репродукция культур человеческих, наверное, можно проследить и деяние Софии Премудрости.

 

Просмотров: 71

Комментарии к записи (6)

  1. крыгл #

    Знаете что я не понимаю? Это призыва к людям читать библию .Доктор просветите ,вскользь как нибудь .
    Ведь если люди действительно начнут читать Библию и сопоставлять с тем что вы говорите ,например с категорией матрицы .Как вы потом сможете предлагать слушать еврейскую музыку ,например ,ведь вход в еврейскую матрицу -это приглашение на казнь (см пьесу Набокова) .Как вы отшивать «антисемитов» станете ,их хорошо отшивать когда они предмета не знают.А матрицу с Библии считать можно .
    Второзаконие гл 23
    «19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; Пс.14,5
    20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ей»
    Ведь понимая матрицу ,а концепция форма матрицы .
    Можно просчитать поведение .
    Например «не убий» -в этой концепции будет звучать как» не убей брата своего ,а иноземца можешь . »
    Фашизм германский ,по сравнению с этим ….невинная идеология .А уж коммунистов -интернационалистов или Сталина ругать после хвалы этому ,в принципе не представляется возможным .
    Пара ссылок по изложенной концепции
    http://newsland.com/news/detail/id/655566/
    В 90е я сам видел столовую для бедных евреев ,но гугл не выдал .
    Понятно что гои бедные пусть подохнут -не жалко .
    http://www.holocf.ru/facts/464
    …..здесь без коментариев
    ======================
    Так что доктор или вы затеяли опасную игру .Или всерьёз не надеятесь что люди читать ,думать начнут .Или я что то не понимаю в игре вашей ,тогда объясните

    1. Василий #

      Такое ощущение что текст от Крыгла — это результат программы для пк… под названием «бредогенератор» (;

      1. крыгл #

        Это Ваш пациент доктор .Это иллюстрация к моим коментариям ниже .
        Кстати в них вы буддистские притчи цитируете .
        Вот такую знаете ? «Был однажды монастырь, в котором поддерживалась большая строгость. Все следовали обету молчания, никому не разрешалось разговаривать. Но из этого правила было одно исключение. Каждые десять лет монахам разрешалось произносить всего два слова. Один монах, по прошествии десяти лет, подошёл к старшему монаху. «Прошло уже десять лет, – сказал старший монах — какие два слова ты хотел бы сказать?»
        «Кровать… жёсткая…», – сказал монах.
        Ну да», – ответил старший монах. Десять лет спустя монах вернулся в приёмную старшего монаха. «Прошло ещё десять лет, – сказал старший монах — какие два слова ты хотел бы сказать?»
        «Еда… воняет…», – сказал монах.
        «Ну да», – ответил старший монах.
        И снова прошло десять лет, и снова монах встретился со старшим монахом, который спросил: «Какие два слова у тебя теперь, по прошествии этих десяти лет?»
        «Я… бросаю!» – сказал монах.
        «Ну да, я вижу почему, – ответил старший монах — всё, что ты делаешь — это жалуешься».»
        ========
        А корень то имхо в том же .Кто то хвалит раз в 10 лет ,кто то раздражается ……близнецы
        И всё это потому что кто то предлагает вопросы на которые заранее известен ответ .
        Как там у вас ,симулякр мышления ?……
        Стало бы существо вякать в такой форме если бы умело рассуждать ….
        ========
        =========Зы
        Вася спасибо за комплимент .

  2. Василий #

    Лекция не до конца!

  3. крыгл #

    Вот этот момент интересен по лекции.
    «35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.»
    Это правда не критика ,а скорее дополнение. Здесь о «Гробах»Иисус говорит. Полная, на сколько я понимаю тождественность с докторовой концепцией. То есть жена Каина то конечно никакая не София. У него жена мораль вместо нравственности. Правила вместо чувств. Но отрывок всё равно вписывается вполне и пригодится. Вот полный отрывок.

    29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
    30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были
    бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
    31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы
    сыновья тех, которые избили пророков;
    32 дополняйте же меру отцов ваших.
    33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в
    геенну?
    34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и
    книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в
    синагогах ваших и гнать из города в город;
    35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от
    крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого
    вы убили между храмом и жертвенником.
    36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.
    37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями
    побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей
    твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не
    захотели!
    38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
    39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не
    воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!»

    Это Матфей 23

  4. крыгл #

    1. По тезисам разбирать не буду.Много дыр .Только один вопрос по форме лекции .Правильно ли задавать только такие вопросы ,на которые заранее известен (автору) ответ ?
    По моему это не Сократическое ведение .

    2. Главное .Категория времени .Основная путаница здесь в парностях. Мы имеем 3 вида образных пар:Отец-сын,брат-брат,мужчинка-бабец?

    По моему скромному мнению — это отражение времени.
    -причина-следствие ——————прошлое
    —единая причина ———————настоящее
    —единое следствие (ребёнок )——-будущее

    Слёту переориентировать лекцию относительно этого не могу. Да и вообще там много что надо будет лопатить начиная с девственниц(?)

    Оговорюсь только ещё по одному факту .
    То же из Бытия .Катеория Израиль ???»24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. 26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. 27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. 29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. 30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. 31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. 32 Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.»

    Борящийся с богом (в отличии от ….)

    Мне кажется здесь акцент на взаимодействии. То есть на проекции Софии в быт.Равная необходимость для созидания чего либо и божественного и человеческого.
    3. Тут Кант мелькнул. Родоночальник немецкой классической философии.А вот Маркс например находится в том же ряду …Кстати пролетариат по Марксу ,это не просо бедные. Это дееспособные, не обусловленные ни одной матрицей (классом) люди .Бывшие десоциализированные богатые.

    А вндь вне матричная необусловленность -это христианство .Чистой воды .От Христа …..
    (решил поправить раз лекция опять без коммунистов (!)-добавил…)

Добавить комментарий для Василий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Серебряные нити»