Публикации    |   

Откровение Психодраммы

«Мне шел четырнадцатый год, когда я пережил мое богоявление. Ночью я бесцельно бродил по улицам Хемница, провинциального немецкого городка, где мы тогда жили… Бродя по темным и пустым улицам, я старался привести в порядок мои непоследовательные мысли и ощущения, знакомые любому интеллигентному юноше. Оглянувшись, я увидел, что стою в маленьком парке перед статуей Иисуса Христа, освещенной тусклым светом луны. Статуя привлекла мое внимание, и я смотрел на нее, застыв на месте. В этот странный момент я изо всех сил захотел, чтобы статуя ожила и заговорила со мной…

Стоя перед статуей, я начал понимать, что мне предстоит принять решение, которое определит всю мою дальнейшую судьбу. Я думаю, что все люди в юности принимают подобное решение. И тогда наступил мой момент. Передо мною стоял вопрос, что я должен выбрать как мое: всю вселенную или мою семью, род, из которого я произошел? И я выбрал вселенную – не потому, что моя семья была хуже других семей, но потому, что я хотел жить для чего-то большего, для того мира, к которому принадлежал каждый член моей семьи и куда я желал бы их вернуть.

Мое решение означало, что все люди – это мои братья и сестры, что все матери и отцы – это мои матери и отцы, что все дети, кем бы ни были их родители, – это мои дети, а все женщины – мои жены, что все имущество этого мира – мое имущество, и, напротив, все, что есть у меня, принадлежит всему миру.
Маленькая статуя передо мной была символом того, что Иисус избрал вселенную и понес все последствия такого решения. Для меня же это значило, что нельзя больше тратить время на бесцельное плавание по течению, что отныне все мои действия, все решения и все встречи должны соответствовать моему пониманию жизни.

Ни моя мать, ни отец, ни мои сестры и братья, ни родственники, ни друзья этого не могли понять, но я следовал своим путем, с которого никто не мог меня сбить.

Стоя в Хемнице перед статуей Христа, я понял, что я особый человек, который должен на этой земле выполнить необыкновенную миссию. Это часто называют «манией величия». Нелепое словосочетание, просто унизительное. На самом деле мания величия – нормальное состояние человека с первых дней его жизни. В мании величия нет ничего особенного. Как все естественное, она может быть здоровой или патологической. Нормальная мания величия занимает в духовной природе человека то же самое место, какое в его телесной природе занимают легкие, которыми он дышит, или кровеносные сосуды, питающие клетки его тела. Все люди одарены идеей о своем величии. Проблема вовсе не в мании величия. Проблема заключается в том, что люди нашей культуры почему-то стремятся ее скрыть и превозносят скромность и умеренность. Почему мы осуждаем человека, который утверждает, что он – избранник и должен совершить необычайные дела?

С этого времени во всем, что я делал, и во всем, что происходило вокруг, появился какой-то новый дополнительный смысл. Появился какой-то избыток чувств: радости и депрессии, любви или гнева– все сверх меры. Подобное чувство охватывает любовников, когда они в первый раз встречаются. Мне казалось, что солнце, звезды, небо, деревья увеличились в размерах. Краски сделались ярче. Во всем, что происходило, я видел больше жизни, чем видели окружающие меня люди. Ребенок рождался, умирал человек, вспыхивал пожар, в дом входил странник – все для меня было наполнено смыслом, перегружено тайнами и загадками, все ставило под сомнение мои сокровенные ценности».

Простите за большую цитату, но, как мне думается – в спонтанном переживании юного Якоба Леви содержится мысль, утерянная человеком нашего времени – необходимость верности своей юношеской «мании величия».
Как бы вы к этому не относились, но он всю жизнь оставался верен юношеской мечте: 1 апреля 1921 года врач Морено представил театралам экспериментальную психологическую постановку «На злобу дня». Актеры импровизировали на сцене, вовлекая в действие зрителей. Пьеса со скандалом провалилась, тем не менее, день смеха считается и днем рождения психодрамы.

Ее создатель Якоб Леви Морено (1889 – 1974) верил: каждый человек приходит в наш мир для того, чтобы продолжить деяние Творца. Творение не закончено и не может быть закончено — оно продолжается через нас. Психическая энергия – это Божественная Искра в душе человека. Энергия не принадлежит отдельному человеку, ее нельзя присвоить или накопить. Она проявляется только «здесь и сейчас» в спонтанном поступке или действии. Только через спонтанность можно ощутить существование этой энергии, по этой причине, саму энергию Морено тоже называл «спонтанностью» . В соответствии с его теорией, человеческую психику и «рисунок жизни» невозможно понять, анализируя генетическую, инстинктивную, рефлекторную или социальную обусловленность поведения…

… Кстати, Морено был романтиком и создал вокруг собственного имени множество мифов. Вот один из них, связанный с годами студенчества: После одной из лекций Зигмунда Фрейда студенты столпились вокруг, и Фрейд, обратив внимание на яркую внешность Морено, спросил, чем занимается студент: «Доктор Фрейд, — ответил я, — я начал там, где вы закончили. Вы работаете с людьми в искусственной обстановке вашего кабинета, я встречаю их на улицах и у них дома, в их естественном окружении. Вы анализируете их сновидения и мечты, я пытаюсь сделать их смелыми, чтобы они могли мечтать снова. Я учу людей играть Бога»… Фрейд посмотрел на меня озадаченно и улыбнулся…
Для понимания человека необходимо учитывать «s-фактор» — фактор спонтанности; он же – фактор свободы, — учил Морено.

Наверное, понятие «спонтанность» можно точно перевести на русский язык словом «искренность» — по своему изначальному значению это слово означает чувство, действие или поступок, возникающие по воле Божественной Искры в ответ на события внешнего мира.

«Техническое» определение спонтанности у Морено звучит так: «спонтанность — это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия». Через спонтанность и только через нее человек переживает перемены в своей жизни или совершает открытия – меняет свой взгляд на привычный мир.

Спонтанность – это всегда открытие. Мы обнаруживаем в себе, неожиданную способность адекватно реагировать на незнакомые или критические изменения, как и способность с неожиданной стороны увидеть окружающих нас людей, предметы и жизненные обстоятельства.

Эти открытия позволяет сделать присутствующая в душе каждого человека «формирующая субстанция», которую Морено назвал «креативностью» (он автор модного сегодня понятия).
Если человек не способен обнаружить присутствие этой субстанции в себе, то спонтанность может превратиться в болезнь – стать деструктивной. Постоянное подавление спонтанности, свойственное, например современной российской культуре, приводит к неврозам. Однако, бесконтрольные, не формирующие продукты креативности, проявления спонтанности еще хуже – они превращаются в психозы.

Для того, чтобы ни того, ни другого не случилось человек должен постоянно проходить через «циклы творчества». Такой цикл состоит из «толчка спонтанности» и работы с креативностью, которая должна оформиться, как продукт творчества (художественное полотно, роман, мелодия, законченное высказывание…). Некая, выбранная человеком «роль» (социальная «маска») или форма поведения и реагирования, которую человек считает самим собой тоже является продуктом креативности.

Завершенные продукты креативности замыкают творческий цикл. Морено назвал их «культурными консервами» и, относясь к ним скорее отрицательно, признавал их необходимость:
«В состоящей из одной только спонтанности и креативности вселенной Создатель так бы и остался навсегда только Создателем, не наполнив вселенную, как мы знаем, телами и существами. Если бы Бог — Создатель, Тао, Брахман, высшая ценность, как бы мы ни называли принцип первопричины, — решил не создавать «консервов», то универсальный процесс протекал бы иначе: как креативность без мира».
Если бы не было мира форм Сам Бог оставался бы в состоянии психоза! Вот что такое креативность, не учитывающая необходимость создания форм.

Творческий цикл должен повторяться! Человек должен научиться «вскрывать консервы» — извлекать новый смысл из привычных объектов и образов. В процессе психотерапии, например, человек, проявляя спонтанность, вскрывает «консервы» привычного поведения, для того, чтобы в результате… сформировать новые формы чувствования и реагирования – новые «консервы», которые тоже, когда ни-будь, придется вскрывать…
Разумеется, психодрама – это процесс, вскрывающий спонтанность в человеческом общении. Психодраматический «спектакль» это сессия групповой терапии во время которой «актеры» (протагонисты) учатся исполнять новые для себя роли. Для того, чтобы создать театр Морено пришлось разработать принципы групповой терапии (о которой мы обязательно поговорим отдельно) и «измерительный инструмент» отношений в группе, который он назвал «социометрией».
Начиная с Морено, для всех групповых психотерапевтов, группа тоже «культурный консерв» — живая форма, отдельное тело, живой организм.

Социометрия – инструмент позволяющий понять основанные на чувствах симпатии и антипатии, процессы определяющие внутреннюю жизнь группового «тела». Вот самый простой прием социометрии: каждого участника группы просят задуматься над вопросом, связанным с чувством симпатии: например, «с кем бы я хотел провести выходные на даче», а ответив на него подойти и положить руку на плечо участнику, соответствующему этому критерию. В результате терапевт получит «рисунок» группы, на котором видны как «звезды притяжения» — люди, с которыми многие хотели бы провести свободное время, и «звезды отталкивания» — участники, с которыми никто не хочет неформально общаться. Профессионально подбирая критерий можно влиять на ситуацию в группе.

Приведу описание классического случая из книги Морено «Социометрия».
Однажды Морено пригласили в качестве психолога – консультанта интерната для девочек-подростков. Несмотря на хорошее финансирование и условия жизни воспитанников, девочки совершали много побегов и постоянно конфликтовали с педагогами.

Морено попросил провести его в обеденный зал и увидел, что девочки сидели за столами по четверо, кроме них за столиками сидело по одному воспитателю. Морено предложил воспитанницам рассесться так, чтобы каждая сидела вместе с тем, с кем хочется. Возник возмутивший воспитателей беспорядок: за одним столом сидели по семь девочек, притянутые «звездой притяжения», за другими столами осталось по два человека, а за некоторыми не осталось никого. Тогда Морено попросил девочек повторить выбор, не выбирая человека, выбранного ими ранее. Получилась новая картинка.

Морено в третий раз провел процедуру, а потом проанализировал выборы. В результате девочек снова рассадили по четыре человека, максимально учитывая выборы первого, второго и третьего порядков. Каждая девочка оказалась за столом с той, кто ей была более или менее приятна…. И все – этого оказалось достаточно – число побегов и конфликтов заметно уменьшилось.

Эх! Если бы психологи и педагоги современных домов ребенка внимательно прочли «Социометрию» и попробовали ее использовать!
Как видите, Морено позволил девочкам проявить спонтанный выбор на уровне симпатии – антипатии. Но главными проявлениями спонтанности в человеческом общении Морено считал: проекцию (перенос), эмпатию (вчувствование) и загадочное «теле».

Проекцию Морено понимал по Фрейду: как «перебрасывание» собственных чувств, реакций и представлений о мире на партнера по общению. В результате… общения не происходит – каждый думает только о себе.
Эмпатия — вид общения, предполагающий, что мы совершаем усилие подстройки под чувства партнера, на время отказаясь от собственных выводов о нем. Такое усилие позволяет человеку проникнуться эмоциональным состоянием партнера – сочувствовать ему или вчувствоваться в него. Эмпатия представляет собой более полноценное, чем перенос, общение с людьми, однако и тут партнер остается лишь пассивным объектом изучения.

По настоящему спонтанным (искренним) общением между людьми является только Встреча. Она объединяет «Я» и «Ты» в «Мы» и возможна только в том случае, когда партнеры делают активные взаимные усилия вчувствования – движутся на встречу друг другу.

Просмотров: 419

Комментарии к записи (8)

  1. Иван #

    Это комментарий вашему комментарию, крыгл-горшок;)

  2. Иван #

    Думаю, на счет негативного стола, дети будут больше развивать свои коммуникативные навыки если будут общаться с теми, с кем им более приятно и легко. Негативный стол ведь все равно, неизбежно, будет, и необиженый веселый позитивный здоровый развитый ребенок, сделает позитивными все негативные столы, ожидающие его на пути во взрослую жизнь. Прошу прощения, всего лишь грубая субъективность моего восприятия;)

    1. крыгл-тень #

      я вроде почти со всем согласен
      почти потому что ребёнок сделает позитив если не сломается -..но по крайней мере попытается-будет иметь образец позитива

      не понял только в чём противоречие

    2. крыгл-тень #

      я вроде почти со всем согласен
      почти потому что ребёнок сделает позитив если не сломается -..но по крайней мере попытается-будет иметь образец позитива

      не понял только в чём противоречие

  3. крыгл-горшок #

    кстати о спонтанности …
    »

    http://echo.msk.ru/blog/p_lidov/1775842-echo/ Петр Лидов: Надежда Савченко, вчера провела первый рабочий день в новом качестве. Выступление с трибуны, народная избранница закончила спонтанным исполнением гимна. Руководство парламента определило Надежду трудиться в составе комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны — поднимать моральный дух самой сильной, по мнению президента Порошенко, армии Европы.»

    мы конечно можем весело поржать над этим
    но
    здесь как раз есть основные элементы спонтанности
    то есть
    1
    создание предпосылок
    2
    «спонтанное действие»-или иллюзия его но выстроенная профессионально-так как должно быть если это было бы естественно
    3
    и обобщение

  4. крыгл-горшок #

    давайте разберём это с точки зрения марксистско ленинской теории …
    Предпосылки для возникновения психодрамы .
    http://epistemology_of_science.academic.ru/620/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8
    » Ночью я бесцельно бродил по улицам Хемница, провинциального немецкого городка, где мы тогда жили… Бродя по темным и пустым улицам, я старался привести в порядок мои непоследовательные мысли и ощущения, знакомые любому интеллигентному юноше.»
    Вот она …
    Или вот она в другом эпизоде топика
    «Морено предложил воспитанницам рассесться так, чтобы каждая сидела вместе с тем, с кем хочется. »

    и уже после этого возникнет спонтантость -осознание -консервация-и упорядоченность законсервированного (вот она в тексте «Морено в третий раз провел процедуру, а потом проанализировал выборы. В результате девочек снова рассадили по четыре человека, максимально учитывая выборы первого, второго и третьего порядков. Каждая девочка оказалась за столом с той, кто ей была более или менее приятна…. И все – этого оказалось достаточно – число побегов и конфликтов заметно уменьшилось.»)
    ——-
    ———
    Отсюда возникает кстати и проблема Серебряных Нитей.
    Человек не ищет сам ,что его влечёт .А сидит на шее АГД.
    Вывод
    Он должен сам найти то ему интересно .
    Потом
    В качестве эмпатического развития ,можно обсудить именно то что человеку интересно …

    Как то так…?

    1. крыгл-горшок #

      да и ещё одно
      это негатив …в тексте это здесь»чтобы каждая сидела вместе с тем, с кем хочется.»
      если я выбираю то к чему меня влечёт значит ухожу от того что мне не приятно

      это опять таки нужно учитывать
      то есть человек не сможет открыться за «негативным столом»
      следовательно
      если делать модель в серебряных нитях должны быть разные столы разное обсуждение не только по теме но и по столам

  5. крыгл-горшок #

    Вот доктор здесь описывает не клиповое ,а законченное творчество .
    От спонтанности ,до завершения.

    Мне кажется это можно использовать в СН
    ТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК САМ НАЙТИ ЧТО ЕГО ВЛЕЧЁТ ..ЗАВЕРШИТЬ ЭТО В РИСУНКЕ
    А ПОТОМ МОЖНО РАЗОБРАТЬ

    то есть человек сам себе ищет тему

Добавить комментарий для крыгл-тень Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Серебряные нити»