Назад к эфирам

Иероним Босх, нидерландский художник

Дата эфира: 22 Ноября 2016, Вторник 21:00
Тайны его загадочных полотен. Почему Босх оказался так близок и интересен современному человеку?

Давайте начнем разговор, потому что ситуация интересная по той простой причине, что ни я в общем не имею по образованию своему права говорить о Босхе или рассуждать о нем. И народу у нас страшно мало, поэтому материал получается как бы секретный…

Что хочется вспомнить вначале, … может быть потом мы к этому разговору как-нибудь вернемся, … хочется вспомнить Прометея. Вы помните, что означает имя Прометей, имя этого титана, который украл у богов и принес человечеству огонь? Никто не знает? Ну ладно, не важно.

На самом деле имя Прометей означает прояснение, предвидение, дар предвидения. Это образ способности человека смотреть в будущее, что-то планировать и привносить в это будущее что-то новое. Прометей привнес в жизнь человечества новый важнейший способ жизни и его человечеству продемонстрировал, несмотря на свою жертву. И вместе с тем весь миф о Прометее, о том как его Зевс приковал цепями к кавказским горам и орел бросился клевать его печень, он связан с тем, что любой творческий поступок, любое деяние, вообще говоря, вызывает у человека чувство вины, потому что всякий раз, когда он приносит что-то новое, его в этом обвиняют и сообщают ему, что делать этого было ни в коем случае нельзя. Сообщают как боги, вышестоящие начальники, так, в общем-то, и сами люди. Зевс ревнует к нашим устремлениям и постоянно карает нас своим наказанием. И человеку всегда предстоит некая борьба между тем, стоит ему что-то новое привносить или делать в своей жизни, потому что тогда Зевс может приковать тебя к кавказским горам, или остаться пассивным и, в общем, никак не исполнить чего-то, что называется своей судьбой.

Доже на знаю, стоит ли рассказывать о Босхе, потому что наверное это можно везде и всюду прочесть.
На самом деле все вы знаете, что Босх – это псевдоним. Образован он от названия города Хертогенбос, что переводится как “герцогский лес”. Небольшой голландский городок, расположенный неподалеку от бельгийской границы, тогда один из крупнейших центров герцогства Брабант, которым владели герцоги бургундские. Насколько известно исследователям он никогда не уезжал из этого города, из Хертогенбоса. Родился там вероятно около 1450 года. И умер там же. Последнее его упоминание в книгах Братства Богоматери, к которому он всю жизнь принадлежал, относится к 9 августа 1516 года. В этот день в капелле Богоматери церкви Святого Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, выдающегося художника, умершего за несколько дней до этого.

Благодаря удачной женитьбе он был солидным бюргером. Жена принесла ему целое состояние. И был он членом Братства, о котором идет речь. Братство Богоматери – это светское братство, основанное 1318 году. Светские братства, которых у нас нет, не может быть в православной церкви, в Европе были очень многочисленны и играли огромную роль в религиозной и общественной жизни. Это было Братство, поклоняющееся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна. Они там строили и перестраивали капеллы в этой церкви. Символом братства был белый лебедь. Их называли также “братьями лебедя” и родившееся из поклонения Деве Марии Братство, в общем, занялось благотворительной деятельностью. Они благотворительную деятельность оказывали через другое Братство, Братство Иеронимитов – это другой значительный светский орден, который основал несколько высших учебных заведений в Хертогенбосе. И в одном из этих заведений несчастливо учился молодой Эразм Роттердамский.

Иеронимиты – это была куда более мистическая группа, чем Братство Богоматери. Основана она была в 14 веке в соответствии с учением отшельника-мистика Яна ван Рёйсбрука, по-моему, у нас толком не издававшегося с Серебряного века. А тогда его издавали. И то, что мы точно совершенно можем сказать о Босхе – это то, что некоторые его картины являются как бы иллюстрациями к определенным трудам ван Рёйсбрука или Рёйсбрука Удивительного, может быть вы слышали это имя. Это была вовсе не еретическая, а глубоко мистическая секта.
Некоторые считают, … в некотором смысле, Хертогенбос был в те годы точкой пересечения торговых путей Голландии, в смысле Нидерландов. Там явно было очень много еретических сект и, например адамиты. Между прочим, многие исследователи и наша Паола Волкова приписали Босха к Братству адамитов. Но никаких явных следов этого дела найти нельзя.
Братство адамитов дальше вспомним по ходу нашего разговора.

Ну вот. По всей видимости, Иероним Босх стал в зрелом возрасте руководителем этого самого Братства Богоматери и поэтому все те влияния, которые духовные мистические еретические ордена собирали вокруг, они были, несомненно.

Ну и мы знаем, может быть еще несколько каких-нибудь деталей о Иеронимусе ван Акене, взявшем себе псевдоним Иероним Босх. И это все, потому что все остальное изображено на картинах. Мне хочется сказать, что главный-то вопрос передачи или главный вопрос этого разговора – это вопрос о том, зачем все это нужно.

Изображение

Зачем вот этому очаровательному человеку… это самый известный портрет Босха, написанный его современником … и как видите у него на лице просто сияют глаза, они очень мудрые и хотят, … как будто скрывают какую-то тайну. Замечательный портрет.
Так вот зачем этому человеку понадобилось рисовать все те кошмары, которыми, собственно говоря, он и стал известен?

Что означает он и его символы?

Ну вот это персонаж из знаменитого триптиха-складня “Сады земных наслаждений”, который вы наверное все помните. Это такая птица, которая поглощает грешников и непосредственно после переработки, по всей видимости, их душ, о чем свидетельствует котел для варки душ у нее на голове, отправляет их в помойную яму через собственный сфинктер.

Изображение

Было бы очень хорошо, если бы вы тоже… поскольку ну конечно я всю жизнь занимался психиатрией и глубинной психологией, конечно я увлекался в юности Дали, который считал себя прямым продолжателем дела Босха. Т.к. Дали считал себя и прямым продолжателем дела Фрейда, то символика Босха и фрейдовская символика очень тесно связаны. Кто-то спрашивал у меня: участвовали ли в пропаганде тех безобразий, которые рисовал Босх, наши классики психоанализа? Я хочу сказать: нет, не участвовали. Участвовали их главные поклонники в культуре, французские в первую очередь, сюрреалисты и Андре Бретон, на флаге которого, в манифесте которого в первую очередь означены Фрейд и Босх. Оттуда, собственно говоря, это и возродилось в наши дни и стало исключительно популярным это имя. Хотя исключительно… я не знаю, что такое исключительно… Сколько нас?… ну не знаю, ну наверное полтора десятка человек. Нельзя назвать Босха популярным. Ну правда может и меня конечно тоже. Но, в общем, однозначно как-то мы не можем собрать людей, которых интересует эта фигура.

Ну если честно, я попробую поговорить о Босхе конечно же с точки зрения его символики, но мне бы очень хотелось… По-прежнему работает Skype: serebniti. Он включен. И если кто-то захочет сказать: зачем нужны эти кошмары, чего ими хотел сказать Босх, кроме простого и очевидного: не грешите, то звоните.

Вот тогда, в те столетия, и в средние века, и в эпоху Возрождения было огромное количество художников, которые рисовали семь смертных грехов, их детали. Но мера фантастичности вот этого самого странного ощущения, которое потом получило название искусства визионерства, когда с одной стороны образы кошмарные, а с другой стороны нам знакомы, как будто приходят к нам откуда-то из знакомого сна. Вот это вот визионерское ощущение, правда, плохо соответствует вот этой мысли: просто не грешить. Согласитесь со мной. И поэтому если вы захотите задуматься о том, что же все-таки происходит, еще и сказать: а зачем нужно такое количество вот этих фантастических, сегодня называемых сюрреалистическими, деталей, то я буду очень рад, потому что я вовсе не уверен, что я точно знаю ответ на этот вопрос. Хорошо?

Попробую я начать, раз уж мы пришли может быть к одному из самых известных фрагментов “Садов земных наслаждений”, то попробую я может быть поставить вопрос немножко по другому…

Изображение

Это еще одна знаменитая деталь Босха, тоже из “Садов земных наслаждений”, с правой створки, с финала. Левая створка называется прологом, средняя – событием, а правая – финалом. Вот здесь я бы сказал адская музыка, когда самые популярные в Нидерландах музыкальные инструменты того времени превратились в вот такой самый настоящий кошмар.
Вот вам еще один дополнительный вопрос, который, кстати говоря, часто мучил специалистов по Босху: так все-таки, а чем музыка-то перед руководителем светского ордена, человеком глубоко духовным, несомненно, провинилась?

Ну понятно, что с ней конечно можно и пошлости всякие творить, но в общем не только ведь пошлости. Правда? я уже не говорю о том, что… говорю, потому что если для меня наша отечественная эстрада является инструментом для пыток, то, вне всякого сомнения, наверное, для Босха популярная музыка, музыка, звучавшая в кабаках того времени тоже могла быть инструментом для пытки. И все. Вот так его тонкий слух мог это чувствовать. Но все-таки как-то вот это постоянное упоминание музыки как пыточного инструмента все равно загадочно, потом что, в общем, большая половина человечества считала, что кроме всего прочего в музыке скрывается гармония сфер.

Давайте сразу скажем, что вот когда мы говорим о символах Босха, мы говорим о себе. Никто не сомневается, что Босх пишет некий текст. Он пишет его символами и символами преимущественно многозначными и не сомневается в этом никто. Но смысл изображения совершенно меняется в зависимости от того, какой именно язык мы припишем автору.
Ну вот в те времена изображение рыбы в зависимости от контекста, в котором оно встречалась, могло означать: Христа, знак Зодиака, луну, месяц февраль, воду, флегматический эмоционально холодный темперамент, любострастие, в смысле фаллического символа. Могла рыба служить символом поста. И кроме того, могла намекать на некоторые голландские пословицы, которые у Босха явно слышны, например: большая рыба всегда поедает маленькую, каждая селедка должна висеть на своем хвосте и т.д. и т.п.. И Босх, создавший что-то совершенно новое, несомненно представляет собой вот такую прометеевскую индивидуальность, что-то принесшую в культуру, и что-то совершенно уникальное то, что до конца никогда нельзя будет понять. Но вместе с тем… почему я все прошу, чтобы вы каким-то образом проявлялись, звонили на Skype Серебряные Нити или писали, потому что вот этот символический язык Босха – это возможность почувствовать самого себя. Никто не может точно говорить о Босхе, но он может говорить о себе.

Я даже не знаю… у меня где-то на полках она стоит,… в 1978 год вышла книга Жака Шайи – это бельгийский исследователь и кстати говоря музыковед. И вот его-то первого и замучили вот эти самые пыточные музыкальные инструменты и он же, не стану скрывать, собрал самые интересные, на мой взгляд, мысли и данные о символике Босха.
Так вот Жак Шайи был глубоко убежден, что суть тут в алхимии, которая всем так интересна и загадочна. И это еще один большой шаг от Босха к психоанализу, во всяком случае юнгианскому.

– Катя Сафонова пишет: Мне сон снился. На стене висит семиструнный инструмент. Приходит монах и говорит, что все сочетания нот уже прозвучали. А сейчас человечество должно научиться играть на инструменте с одной струной. Вспоминается отец Петра I, который уничтожал бесовские инструменты.

Ну… это интересно само по себе, потому что Пифагор считал, помните, монохорд – инструмент с одной струной, собственно говоря, моделью Вселенной, из звука которого, из колебания гармонического которого порождается мир форм. И наверное в вашем замечательном сне, Катя, все-таки содержится какая-то информация о том, что человечество должно спуститься куда-то в глубину себя. Не стремиться к разнообразию, а стремиться к глубокому познанию основ, которые на первый взгляд кажутся очевидными и простыми. Вот я бы так о вашем сне сказал.

Хочу пересказать мысль Жака Шайи. Мысль эта заключается, собственно говоря, в том, что … мы этого не знаем… но, что музыкальные инструменты в обязательном порядке были принадлежностью лаборатории алхимиков, что все великое делание алхимиков как сухое, так и мокрое, как делание в белом, так и делание в черном проходило под музыку, потому что музыка должна была отогнать от химических реакций демонов, бесов и дать возможность создать философский камень. А я все хочу сказать, что …
… где-то же у нас были сады…

Изображение

Вот если вы помните общую панораму этого великого триптиха, то… ну во-первых это Эдем. Это райский сад, который люди хотят построить на Земле. Правда? и это история о том, чем это кончается. И вы сможете увидеть на вершине башен, если я их разыщу…

Изображение

На вершине фонтанов вы можете увидеть рубины и это и есть философский камень. Мечта о философском камне, … начали говорить исследователи, начиная с 1946 года… это я, просто не стану от вас скрывать, читал только Жака Шайи, а в действительности об этом писали многие исследователи. О том, что на самом деле нельзя понять Босха, если не понимать, что в огромном количестве символов, которые он изображал, лежит издевательство над алхимией. И это, в общем, правда так.
Точно также как Рёйсбрук Удивительный, который вне всякого сомнения был одним из духовных отцов Босха, всячески издевался над алхимией. Точно так же и очень похоже на то, что главной темой Босха была война с алхимией.

Давайте я очень коротко два слова скажу об алхимии. А говорить, говоря о Босхе, придется о многом.

Вы все знаете, что в 14-16 веках алхимики,… это знают все, кто увлекался когда-либо юнгианской психологией или пытался читать “Психоанализ и алхимия” Карла Юнга, … так вот, алхимики использовали для записи иллюстраций своих текстов, для того, чтобы скрыть их от непосвященных, огромное количество знаков и символических фигур. Причем знаки и символические фигуры точно так же как у Босха, они могли быть либо унаследованы от кого-то из древних предшественников, либо заимствованы из мифологии своей собственной страны, либо придуманы изначально самими.
Ну главные эти элементы – это конечно четыре элемента Аристотеля: огонь, вода, воздух, земля.
Огню, активному мужскому началу, отвечает сера. А воде, пассивному началу, – ртуть. Оба эти начала соответствуют двум благородным металлам – золоту и серебру. А алхимики пытаются их получить из металлов неблагородных. Самым несовершенным из металлов считался свинец, вслушайтесь, изображаемый в виде Сатурна на костылях с косой в руках или без нее. Алхимики часто изображали Сатурна с отрезанными ногами. Аналогичный смысл они вкладывали в изображение изувеченных ступней Спасителя при изображении страстей.
Если вы вообще смотрели картины Босха, то вы сразу поймете, что есть огромное количество мужчин на фантастических костылях. Есть огромное количество фигур ноги, ступни которых вставлены во всевозможные сосуды, большие ботинки, мы их с вами еще увидим. Огромная коса Сатурна или коса смерти виднеется в небе в одной из деталей, в одном из эпизодов “Искушения святого Антония”.

Чтобы получить золото или серебро нужно было сначала создать философский камень, белый камень для малого деяния и камень красный для деяния великого. Иногда его получали в виде порошка, иногда в виде жидкости, питьевого золота или эликсира жизни, то бишь уникального лекарства, потому что пили этот эликсир с целью продлить свои дни. Образ посвященного, пьющего какие-то эликсиры, ложка или кувшинчик – это, если вы обратите внимание, одни из основных тем Босха. Ну из того, что мы сегодня увидим, в первую очередь в “Искушении святого Антония” он присутствует.
Конечно, философский камень описан также в виде карбункула, т.е. драгоценного камня красного цвета. И на многих его картинах в “Садах земных наслаждений”, в “Поклонении волхвов” важную роль играет красный шар или красные шары и возможно ему можно придать сексуальный смысл, уподобив красной вишне, которой тоже в полотнах много. И это символ с одной стороны сексуального наслаждения, а с другой стороны… я еще раз… когда я говорю о символах Босха, я наверное свожу все то, что вижу, к своим размышлениям, поэтому, делая какие-то выводы, я говорю о себе и хочу, чтобы вы научились это делать тоже.

Так вот деяние алхимика могло быть совершено двумя способами: сухим методом, технически более трудным, но зато более быстрым, и мокрым методом, наиболее распространенным. Главным символическим изображением первого способа служила ветряная мельница, второго – текущая вода или сцена купания. Ветряных мельниц у Босха полным полно, начиная с самого первого произведения, о котором я сегодня говорить не буду, потому что говорил и писал много – это “Извлечение камня глупости”. Там крылья ветряной мельницы нарочито загораживают вход в церковь.
Ну а что касается купания или “купания” в кавычках, то его полным полно у Босха, потому что художник очень любит изображать утопление, гибель в воде и вообще всякие разные процедуры в воде.
Так вот процесс деяния… ну надо читать целую книжку, ну можно я так, кратко попробую это рассказать… включался ряд процедур и чаще всего, как считает Жак Шайи, на картинах Босха встречаются следующие операции: сублимация или испарение, изображаемые полетом птиц или крылатых демонов. При чем надо вам сказать, что вот это самая сублимация,… Шайи считает, что Босх относился к алхимии однозначно отрицательно, а я пытаюсь сказать, что, в общем, все не очень просто, … потому что на самом деле вот в “Садах земных наслаждений” например процесс возгонки…

Изображение

… вот этот взлет птиц вокруг, на самом деле, конструкции, очень напоминающей часы алхимика только естественно увеличенной до размеров башни, потому что конечно при возгонке испарявшееся вещество проходило через некоторую трубку, которая и была центром всей конструкции. Но как мне кажется все-таки к самому процесс возгонки, как бы возгонки души, Босх относился с большей симпатией, чем ко многим другим алхимическим процессам.

Мы с вами задали вопрос: был процесс возгонки или испарения, а был процесс осаждения или охлаждения. Я вам хочу сказать, что картинка, с которой я начал, может служить очень хорошей иллюстрацией. И снова благодаря тому же самому сосуду на ножках на голове, алхимическому тиглю того самого процесса охлаждения или осаждения вещества. Спускающиеся птицы, птицы, бродящие по земле – это тоже процесс осаждения.

Следующим процессом была фиксация. Мы ее тоже … просто обратите на это внимание и она увидится вам во множестве деталей. Она представлялась в виде человека либо пригвожденного мечом или шпагой к дереву или к стене, либо человека, лишенного рук и ног. И это синтез.
Фиксация… что такое фиксация?
Вещество разделялось на части, чтобы потом слиться воедино. И это конечно главная тема Босха, которая присутствует в огромном количестве его полотен и которая тоже в некотором смысле является загадкой, ответ на которую мне бы хотелось, чтобы вы тоже поискали вместе со мной, подумали, потому что мы, в общем, много ведь говорили об этом в самых разных передачах. Правда?

Изображение

Это совокупление и поедание вот этих самых красных плодов, которые едят не Адам и Ева, а непрерывно огромное количество людей на самых разных древах познания добра и зла. Это главный грех, о котором непрерывно говорит своими картинами Босх.

Изображение

Это грех любострастия и на его полотнах, особенно на главных, на его триптихах, он изображен в таких невероятных количествах и вариантах, и позах.
Кстати тут на обоих фрагментах есть сова. Для эпохи возрождения сова была символом зла. Это ночное, незаметно подкрадывающееся животное и это принципиально несущее в себе зло, угрозу. Это животное с изнанки. Фактически ночной демон. Несомненно, так его понимает и Босх.
Но вот все-таки, посмотрите как интересно. Тут сочетаются многие символы, которые нам знакомы, особенно тем, кто ходил или ходит на заканчивающийся наш цикл вебинаров по толкованию сновидений, которые идут по субботам. Вот смотрите, вот прямо-таки плацентарный, (правда?), пузырь, в котором спрятались любовники. Вот земляника, огромная земляника справа, которая явно представляет символ тоже плотского греха, потому что она как бы входит в половые органы, по-моему, женщины все-таки. Вот человек, спрятавшийся в некоем фантастическом растении, как бы еще в одном плацентарном символе, но спрятавшийся возможно нарцисс, у которого мышь прямо-таки в лабораторных условиях в колбе, как в реторте алхимика, готова похитить душу.
Это очень известные фрагменты “Сада земных наслаждений”. Что они с вашей точки зрения значат. Скажите мне что-нибудь. Вот Галинка появилась.

– Нет, это не главный грех. Главный грех – гордыня, несомненно. Это Галинка спрашивает, главный грех…
Это главный грех у Босха. Потому что во время разговора о гордыне, мы с вами смотрели на гордыню. А главный грех Босха – это, несомненно, любострастие. Но он выступает против любострастия с такой страстью, с такой силой, с такой ненавистью. Он рисует любовников в таком бесконечном количестве видов, поз, форм и взаимопроникновения. Он рисует бесконечные бордели, что так и кажется, либо у него есть огромный собственный комплекс по этому поводу. И это … все наоборот. Это попытка мастера, как попытка святого Антония, бороться со своим собственным любострастием, которое было без краев и без границ. Или… это все-таки что-то значит?
Понимаете, какая штука, все, что у него связано с взаимопересечением и соединением, оно все отчетливо сексуально. Оно отчетливо наполнено какими-то внутренними, вот этим однозначно чувственным содержимым.
Ну вы пока подумайте, что бы это могло значить, а я вернусь к разговору, потому что, ну не знаю насколько вам интересно, но мне кажется вот эти алхимические ассоциации очень важны для человеческой психики вообще.

Так вот в алхимических трактатах разделение на элементы некоего вещества и последующего соединения символически отражалось актом расчленения человеческого тела. Босх естественно превращает это разделение везде и всюду в адские терзания, смысл которых отличается от вышеупомянутой ампутации ног. Отрезанная голова с завязанными глазами, которая означает ту самую гордыню, слепоту и заблуждения. В общем, расчленение, разрезанные и пронзенные тела у Босха для вас, наверное, не секрет.
Ну, еще одна деталь. Вот главным предметом в алхимической лаборатории, потому что музыкальные инструменты, понятное дело, были предметами побочными, не главными. Главным предметом в алхимической лаборатории была печь. Алхимики называли ее атанор. И вот атанор изображали в алхимических трактатах двумя способами: его изображали либо в виде зубчатой башни, либо в виде дерева. И вот этих высохших, иссохших деревьев-печей, в которых идет какая-то мрачная трансформация человека, у Босха много. Поэтому… развалины у Босха, возможно вот те самые круглые и яйцевидные купола и фонтаны, которые вы видите в “Саду земных наслаждений”, и возможно те самые страшные горящие развалины – это символы поражения алхимии. На самом деле не столько символы поражения алхимии сколько, по всей видимости, символы поражения самого типа мышления, которое для Босха было глубоко греховным и которое знаменовала для него алхимия, к которой между прочим в те годы, в 15-16 веках, деятели церкви относились вполне терпимо, как это не удивительно, потому что алхимия пыталась использовать христианскую символику…

Изображение

Вот я что имею в виду. Это верх правый финальной створки “Садов земных наслаждений”. Просто немножко увеличенный. Вот эти, видите, развалины можно ассоциировать с итогом алхимического делания. Т.е. как бы та неразбериха, та бесконечная свалка и битва, которая творится на земле, внизу, она есть плод попытки синтезировать золото или эликсир бессмертия в алхимической печи.

Почему же так напал на алхимию Иероним Босх? Вот ведь в чем вопрос.
Ну и естественно если уж мы про “Сады земных наслаждений”, то мы конечно… сейчас поищу, простите, …

Изображение

Ну вот, эта створка Ада, с которой я беру фрагменты, чтобы вы видели и вспомнили ее целиком. Еще один самый известный фрагмент … пытаюсь найти, точно брал…

Изображение

… вот этот я имею в виду.

То вот эти засохшие его дерева и эту странную фигуру, которая представляет собой яйцо, стоящее на двух как бы вот атанорах, на двух алхимических тиглях. И там кабак, бордель, там идет какое-то позорное преобразование человеческое. Но вот что … понятно две вещи. Ну я думаю, что нужно понимать, чтобы вы понимали, что это яйцо философское. Яйцо однозначно для Нидерландов тех лет, если вы вдруг будете смотреть натюрморты, там то же самое, это символ философии. И конечно же здесь речь идет о лжемудрствовании. Преобразование человека за разговорами подобными пьянству. Помните война Лэмюэля Гулливера разражается … в “Гулливере в стране лилипутов” она разражается из-за проблемы, с какой стороны разбивать яйцо. Это пародия на философов, и это тоже.
И самое удивительное и замечательное то, что мне нравится очень в Босхе вообще, вот это лицо, которое повернуто, лицо видимо этого вот монстра, у которого ноги-печи и тело философский бордель, – это автопортрет. Это тоже Босх. И подавляющее большинство специалистов сходятся в этом и считают, что, да, это автопортрет Иеронима Босха. И в этом есть, на мой взгляд, замечательная самоирония и отсутствие чувства вознесенности себя над всеми людьми, которых он изображает на этом триптихе. Я имею в виду “Сад земных наслаждений”.

Кроме того этот самый “Сад земных наслаждений” … он конечно имеет в виду, на мой взгляд, я не очень в этом уверен, но вот не знаю, понимаете ли вы, что последовало за тем, как Прометей подарил огонь людям. И в чем заключался гнев Зевса? По отношению к Прометею, понятно, но люди же тоже пользовались, не отдали, не вернули. Так вот, эта глобальность “Садов земных наслаждений” кроме мысли, на которой, как мне кажется, против которой Босх всячески протестует, против мысли о том, на чем, на каком основании строится этот самый райский сад земной.

Есть прямая отсылка к мифу о Прометее, потому что, в общем, на самом деле, что Зевс по жестокости сильно превзошел Яхве, который выгнал Адама и Еву из рая, почему-то никто из вас так и не вспомнил Книгу Бытия и ту интерпретацию, о которой мы столько раз говорили по самым разным поводам. Так вот Зевс собрал все зародыши болезней, все печали и все пороки в единый сундук. Да, да, вы этот сундук конечно знаете. Они по форме все эти зародыши болезней, печалей и пороков напоминали мотыльков. И это может быть одна из тех причин, по которой я не люблю мотыльков и многие люди не любят мотыльков. И говорят, что и сама коробка тоже напоминала огромного мотылька. И попросил Гермеса, он же Меркурий, отнести эту коробку в земной рай, который собственно говоря у Гесиода так и называется сад земных наслаждений, точно так же как картина Босха. И там жили, как вы знаете, в полной безмятежности не Адам и Ева, а Эпиметей и Пандора. И когда любопытная женщина открыла этот сундук,… дальше вы знаете. Открыть мы его открыли, а закрыть не можем. И как мне кажется, кроме Рейсбрука Удивительного Босх во многом писал эту картину по Гесиоду, по той простой причине, что там есть сад земных наслаждений, а он писал, что же за мотыльки вылетели из этой коробки в форме мотылька, которую открыла Пандора.
Ну вот, может быть вы все-таки мне скажите, что это были за мотыльки? Или вопрос: за что разучившийся видимо интересно говорить доктор Данилин так любит Босха? Ну так хочется чтобы вы все-таки что-нибудь сказали. Ничего не скажите?

– Вот видите, Александр пишет: Крыса черная на фрагменте чумная, будто расплата получается за плотскую любовь. Крыса уничтожает физически.
– Может быть оно и так.
– Любострастие – это своего рода сделка с дьяволом.
– Ну понимаете… вот на youtube Илья Менченко пишет: интересно война с алхимией как с глупостью или как с бесовским делом? Либо… Любострастие – своего рода сделка с дьяволом.
– Вот ведь интересно, вот про это… про сделку с дьяволом, про ее реальность, про бесовское дело я рассуждать не могу, ни психолог не может, не может на самом деле и искусствовед. А вот о том, что такое сделка с дьяволом с точки зрения Босха и в чем его сделка с алхимией я наверное попробую поговорить.

 

Давайте мы все-таки с вами еще Босха посмотрим и попробуем вернуться ну например к тоже всем хорошо знакомым “Искушениям святого Антония”.

Изображение

Этот триптих хранится в Лиссабоне и здесь есть огромное количество всевозможных элементов, которые может быть тоже натолкнут вас на какие-то размышления.
Ну вот например, что значит летающие рыбы, спастись от которых можно только молитвой? Но хочешь, не хочешь, все равно на ней летишь.

Изображение

Или вот, например, один из многочисленных и замечательных образов Босха.

Изображение

Это существа, которые пожирают друг друга. Это рыба, которая пожрала рыбу, которую пожирает что-то похожее на какого-то фантастического моллюска, а сверху на всем этом или на моллюске стоит какая-то башенка чем-то напоминающая храм.
Что это может значить? Никто не хочет сказать? Поучаствовать в этом разговоре?

– Башенка с одним окошком…
– Да, как в сказке.
Я специально даю немножко времени, потому что нельзя же вас засыпать, и засыпать, и засыпать…
– Мудрствование…
– Ну я не уверен что были какие-то такие специальные алхимические мудрствования. Они передавали друг другу как бы секретную информацию. Но, как потом выяснил Юнг, эта секретная информация имела много отношения к устройству души человеческой. На самом деле целая мифология возникала, которую потрясающе хорошо видно у Босха. Химические элементы рассматривались как живые существа. И то, что вы видите сейчас на экране – это, если хотите, прямое и непосредственное издевательство над процессом фиксации, т.е. соединения разрозненных частей. А башенка, которая стоит над ним с одним окном, – это вот как раз и есть знак гордыни и в сказках, и в человеческих сновидениях.

Для меня очень важна эта картинка, честно, потому что вот если вы присмотритесь, вы легко поймете, что говорит Босх. Он говорит, что это примерно то же самое, что и любострастие, проникновение друг в друга. Он говорит, что фиксация, соединение разрозненных элементов в алхимическом процессе – это знак гордыни, потому что это внешнее соединение никак не затрагивающее сути тех веществ, созданных Богом, которые пытается соединить алхимик в своей реторте. Что это дерзновение человеческое, который путает внутреннее единство … внутреннее, то самое всеединство, которое было … или Единое Платона, которое было общим местом для мистиков, и в том числе христианских, без всяких грехов последних трех тысячелетий. Это то самое всеединство Владимира Соловьева. И это та самая любимая мной фраза Плотина о том, что как бы человека Афина взяла за волосы да и вывернула бы наизнанку, то он взглянув в себя там, пожалуй, бы и всех остальных людей увидел и богов тоже. А человек стремится к чисто внешнему соединению, к соитию. И алхимик тоже. Но только алхимик повторяет первородный грех. Сейчас я найду где это у нас … вот здесь например…

Изображение

Они же кушают райские яблочки и считают, что становятся при этом как боги. Не нужно тратить усилий. Достаточно съесть яблочко с волшебного древа, выпить стаканчик водочки, принять наркотик, галлюциногенный гриб и ты станешь как бог. Именно это и происходит в садах земных наслаждений. Что ж вы не узнаете? Только вместо змия здесь сова. Но это, согласно средневековой символики, именно так и есть.

– Башня – это не церковь, однозначно, Nikolay L. Не однозначно и не церковь. Башня – это символ греха гордыни. И все башни у Босха, по всей видимости, символ этого греха, только они одновременно символ греха соития.
– Елена Март очень точно пишет: Человек не может соединить, он может только смешать.
И это главный грех человечества в “Садах земных наслаждений”. Человек путает. Он смешивается, совокупляется, но не любит. Он пытается смешать элементы, чтобы получить рубиновый корень, блаженное великое деяние, философский камень. Он философский, стало быть в яйце тоже повторяется снова и снова образ этого камня.
И это мучительная ошибка, которая вот сюда и приводит.

Изображение

К так хорошо знакомым вещам, что даже страшно смотреть. Я-то не про себя. Я просто … ну простите господа, практически все здесь присутствующие это уже слышали.
Алхимия – это страшный грех человеческий. Это попытка создать то, чего лишились в эдемском саду, создать яблоко познания добра и зла, оно же философский камень или великое делание алхимиков. Но мы все время, спасибо за слова Елены Март, смешиваем, вместо того, чтобы соединять. Соединять не учимся, любить не учимся, учимся совокупляться. Почему? потому что это проще.
Нет. Дело алхимиков – дело не простое. И не факт, что оно будет удачным. Но это дело создания “волшебной палочки”, эликсира бессмертия, волшебного камня, прикосновение которого превращает все металлы в золото.
Всегда есть отсылка на грех гордыни. Главным грехом Босха является любострастие, но всегда есть отсылка на грех гордыни.

Изображение

Видите, она нарцисс. Ей достаточно любоваться своим отражением в зеркале, которое, собственно говоря, находится на ягодицах другого грешника. А черной ослик, несомненный символ дьявола с горящими глазами, отражающийся в тех же ягодицах напротив. Вижу ягодицы напротив, чувствую уверенность в завтрашнем дне.

Изображение

Это тоже знаменитый фрагмент из недосмотренных нами “Садов земных наслаждений”. Ну все наверное знают даже интерпретацию его…

– Галинка, поминаете какая штука, я же не про себя, не про то, считаю ли я, что у алхимиков есть или нет дерзновения в хорошем смысле. Если честно я ни с одним живым алхимиком никогда не встречался, поэтому я не знаю: есть дерзновение в хорошем смысле или нет. Возможно. Дерзновение есть во всем. Но я не про себя, я про Босха. Простите.
– Какую установку я даю, простите, Ириния? А, ну хорошо. Я поправлюсь. Если это критика, то я поправлюсь. Большинство людей, конечно. И подавляющее большинство людей соединять не хочет. Помните, мы не раз и не два говорили, что наше главное желание – это замечать наши отличие друг от друга и искать в них превосходство.

Соединять очень трудно. Смешивать гораздо легче. Почему это происходит у Босха? Ну несомненно потому, что люди не слышат Христа. Потому что они ведут… (видите эти уши?)… потому что они ведут войну вокруг Его слов. Потому что они пытаются эти слова разделять. Нож, который разрезает уши, т.е. слух, он несомненно мужской, фаллический, но вместе с тем он – разделение, размежевание. Каждый слышит по-своему. Из-за этого все и происходит. Естественно каждый слышит по-своему Священное Писание. И видите как издевка надо мной. Я все время… вот очный тренинг сейчас называем “Ключи к смыслу жизни” и книжка так называется. Не слышит человек, он потерял ключи. Повесился в попытке найти ключ. А дело-то в том, что он всего-навсего не слышит и пытается лжемудрствовать. Не пытается почувствовать вот этот главный призыв Нового Завета, главный призыв Христа к единению, внутреннему, платоновскому, потому что царствие Божие внутри вас есть, а они все время стремятся к внешнем соединению и к чудесам и пытаются торговать этими самыми чудесами.

– Нет, дорогой Nikolay L, вот если вы присылаете стихи, то вы звоните и их читайте.

И поэтому…

Изображение

… потому что, Ириния, как бы большая часть не хочет понимать, что такое любовь и что такое единство и что такое проникновение друг в друга, не внешнее, а внутреннее. И Босх тоже, поэтому здесь на образе, на мой взгляд, лжемудрствования алхимиков возникает автопортрет, потому что я же тоже лжемудрствую, я как бы тоже грешен, несомненно. Поэтому Босх и “Сады земных наслаждений” и как мне кажется это про всех людей.

И вот что, господа, тема сложная, я знаете что хочу, я хочу,… дайте мне какую-то передышку, потому что на самом деле я даже половины тайн этих картин, которые мне кажутся интересными, не открыл. Ну например, есть такая версия, что на этих картинах изображены масонские ритуалы за 250 лет до возникновения масонства. Т.е. что он видел ритуалы вот этих протомассонских тайных обществ, о которых еще мы тогда не ведали. Вот об этом, о смысле этих ритуалов, о том, над, чем еще издевался Босх и чего он считал грозой миру, давайте поговорим в четверге. Хорошо?

Я думаю, что я вас просто завалил информацией. Давайте вы попробуете вот с этой точки зрения посмотреть: “Сады земных наслаждений”, “Искушение святого Антония”. Давайте вы взгляните внимательно на картину “Блудный сын”, поищите в ней загадки. И посмотрите внимательно на “Размышление или медитацию святого Иоанна”, одну из самых загадочных картин Босха. И вот обо всем об этом и о других его тайнах можно мы поговорим в четверг. Хорошо? потому что мне кажется очень информации много.
Подумайте. Ну может быть вы скажите, что я неправ и что все это совершено другие какие-то истории. Ну попробуйте посмотреть на эти картины с точки зрения погибшей программы Серебряные Нити.

«Серебряные нити»