Назад к эфирам

Иероним Босх, нидерландский художник

Дата эфира: 24 Ноября 2016, Четверг 21:00
Продолжение обсуждения

Добрый вечер.
Ну что ж, я думаю, что долго ждать нехорошо и чем более, как всегда в Серебряных Нитях было, чем более секретный разговор, тем, наверное, лучше, поэтому… кто не успел, тот опоздал. Как всегда просьба: напишите, слышно ли и видно ли, и есть ли какие-то помехи в эфире? Если кто-то появится на youtube, то прошу написать то же самое.
Все хорошо, – пишет Александр С.
Ну, все хорошо и замечательно.

Надо сказать, что тема Босха тема очень очень непростая. Я прошу прощения, я правда не очень хорошо себя чувствовал во время предыдущего эфира. Ну надеюсь, что что-то я успел рассказать. Хотя всем показалось, что очень сложно.

С чего начать? Ну все с того же самого вопроса: почему этот человек с замечательными проникновенными глазами рисовал столько кошмаров и почему эти кошмары кажутся по всей видимости современной культуре такими близкими, близкими и родными?

Вот под видео на youtube с предыдущего разговора о Босхе мне написали:
А мне нравятся его картины и я вижу в них гораздо больше позитива, чем вы. Например, сперматозоид и яйцеклетка. От их слияния рождается плод и плод этот есть любовь. Такая вот любовь, которая порождает любовь, и она сама по себе есть защита, плацента от внешнего негатива. Но всякие нехорошие доктора хотят лабораторным путем подсадить в эту любовь грязную идею со специально придуманным для этой идеи словом. И слово этой грязной искусственной идеи – грех. Почему же вы такой грешный, доктор?[/i]

Ну вот должен вам сказать честно и откровенно, что грешен я до чрезвычайности. Но вся проблема в том, что Босх, не я, а Босх, и я думаю, что все согласны с этим, чувствовал, что что-то не так с современным ему человечеством. И рисовал какие-то записи-предупреждения. И вот только вдумайтесь. Он по всей видимости оказался прав. По той простой причине, что то, что он ощущал как ошибку, как кошмар, мы воспринимаем с искренней совершенно симпатией. Я даже сказал бы с очарованием.
Мне попалось на одном из форумов, когда я что-то пытался читать о Босхе, фраза: [i]“Боже мой, какие очаровательные картинки”. [/i] Ну возможно, конечно, это просто максимум эстетического чутья, которым мог воспользоваться пользователь, который так написал, но как мне кажется, Босх про что-то совсем про другое и он в удивительной степени про нас. И всякие разные разговоры, ничем конечно не подтвержденные… ну вы знаете наверное, что есть такие версии, что все полотна Босха, ну не все, по крайней мере “Сад земных наслаждений”, нарисовал Дали, который оставил там свои тайные автографы, искусственно состарил полотно… и эти разговоры, абсолютно ничем не подтвержденные конечно, они лишь симптом опять того, что современный человек чувствует Босха как нечто абсолютно свое, как что-то современное и поэтому как бы подсознание его возмущается: как же так, Босх не мог быть нарисован недавно.

Еще раз напомню, что я бы с удовольствием послушал ваши мнения, поскольку в действительности и цель-то этих разговоров о Босхе заключается в том, чтобы мы как-то учились свободно выражать свое мнение и свои чувства относительно того, о чем сообщает искусство. И для меня как вы знаете, это способ самопознания. Как мы говорили позавчера, никто не знает, что именно нарисовал Босх. И каждый выражает, говоря об этом, самого себя.

Вот звонит Мина.
– Да, добрый вечер, Мина.
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Я вот как раз хотела сказать пару слов по поводу Босха, даже несколько слов, несколько тем. Во-первых, я хочу сказать пару слов о такой рифмовке: Босх очень важный персонаж в моей жизни и много что происходит и очень часто происходит из Босха. Вот меня не было сейчас месяц и я грустила, что я вас не слушаю, но когда вы говорили о Босхе в прошлый раз… вот как раз когда происходила передача, как я поняла, вернувшись сегодня, я стояла в лиссабонском музее старинного искусства…
– … и смотрели “Искушение святого Антония”…
– … совершено верно,… совершено не зная, что вы об этом говорите. Да, кстати, я привезла, не знаю знаете ли вы, новый альбом. Французы замечательные, которые печатают на папиросной бумаге, совершенно новые репродукции, качество изумительное. Как раз они выпустили “Сад земных наслаждений”, большой альбом. Если вы не знаете, стоит его разыскать и взять его в руки. Совершенно иное качество печати репродукции. Ну как бы дело не в этом, а в …
– Спасибо. Будем искать. Да.
– Да, да, да. Парочку слов вот по моим любимым вещам Босха, т.е. все его адские визии – это конечно великие визии. Но у него же есть, мне кажется, одно из самых интересных, а может быть самое интересное изображение Рая. Вот в “Блаженных и проклятых, восхождение в эмпиреи”, вы помните, эта закручивающаяся воронка света и души, втягивающиеся в эту воронку света.
– Но только это совершено другая работа. Она в Германии. Это я для слушателей объясняю. Речь идет не о “Садах земных наслаждений”.
– Нет, нет. Это “Блаженные и проклятые, восхождение в эмпиреи”.
– Да, “Блаженные и проклятые”. Да.
– Да, да, да. Совершенно верно, это германская работа. Я к тому, что это интереснейшая… это одно из немногих изображений Рая. Т.е. Ад изображают все, Ад знают все. Да? из своего эмпирического опыта. А вот изобразить Рай, который из эмпирического опыта знает мало кто, Босху удалось едва ли не лучше всех. Вот эта работа.  И еще одна вещь…
– Мне очень нравится всегда, Мин. Да и это замечательно, потому что мы время от времени начинаем выступать как эксперты. И говорим, вы знаете, Босху удалось изобразить Рай лучше всех. Впечатление такое, что мы несколько раз были в Раю и поэтому можем ну как бы сопоставлять изображения. Ну мы же свидетели Рая. Поэтому как бы ну вот Босху лучше других удалось его изобразить.
– Хотя бы иногда разве мы не бываем в раю?
– В раю?… или в саду земных наслаждений?
– В раю, в раю, в раю. Разве не бывает у вас ощущения где-нибудь на берегу моря, или в горах, или наедине с самим собой.
– Горы Босх не рисовал. Это совершено точно. А наедине с самим собой, пожалуй, да. Так бывает. Как у всех. Потому что мы же все мечтаем и всем нам свойственны визионерские ощущения. Только что они значат? Спасибо большое, Мина.
– Я … можно еще сказать одно маленькое замечание, что вот есть персонаж у него такой сквозной, который на створке внешней “Воза сена”, вот этот вот Странник, которого искушает собака.
– На Прологе, на Прологе. Мы сегодня о нем поговорим.
– И “Блудный сын” вариант того же. Я всегда себя ассоциирую с этими персонажами. И буквально последняя фраза насчет какой-то мистики Босха. Вот я, приехав сегодня, рассматривала внимательно этот альбом, который я привезла и его пылающие, адские пылающие города, когда я его рассматривала, почувствовала запах гари, начался большой пожар в тех местах, в которых я живу. Т.е. эти вечные рифмовки Босха они как бы меня уже даже не удивляют. Он всегда рифмуется с реальностью. Вот теперь все. Спасибо большое.

Да, Босх очень часто оказывается пророком каких-то внутричеловеческих состояний. В общем, если долго всматриваться в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя. Как со всякими визионерами с Босхом можно вести диалог. И диалог этот очень интересный. Ну например вот Мина сравнивает себя с одним из узнаваемых персонажей триптихов Босха с Путником и … мы чуть-чуть попозже к этому вернемся,… а вот Шайи, о котором мы говорили в прошлой программе, сравнивает этот персонаж с Посвященным, с членом тайных обществ. Мы чуть-чуть позже вернемся к этому разговору. Я просто хочу сказать, что Мина чувствует себя членом тайного общества любителей искусства,… я, наверное, тоже может быть какой-то частью своей. Но это конечно, несомненно, не просто Путник. Как не просто Путник “Блудный сын”. Вне всякого сомнения.

Так вот я пытаюсь вернуться к “Садам земных наслаждений” и сказать, что я смотрю совершено по-другому, чем человек, который написал тот пост, который я прочел до звонка Мины. Напомню, что мы ждем ваших звонков, а совершенно не отбрыкиваемся от них.
Так вот в “Садах земных наслаждений”, на мой взгляд, любви нет. Ну примерно так же как это…

… финал “Садов земных наслаждений”, если вы помните. Мы смотрели их прошлый раз. А Мина имела в виду вот эти картины пожаров Босха и…

… я думаю, что к ним мы тоже чуть позже еще вернемся.

Хочу-то я сказать, что если вы присмотритесь к “Садам земных наслаждений”, к фрагментам естественно, то вы поймете, что даже по форме у людей, которые там общаются, между ними нет любви. Есть то, о чем мы говорили в прошлый раз. Есть их смешение, совмещение, а не внутреннее единство душ, которое мы называем любовью. По-своему персонажи Босха очень и очень одиноки. Ну если я не смею говорить о том, что они одиноки, то я по крайней мере могу смело сказать, что они раздельны. И это мне кажется одна из главных мыслей Босха. По крайней мере, поверьте мне, через Босха я ее когда-то, очень давно, для себя формулировал.
Соитие вместо любви – это внешнее вместо внутреннего. Одна из основных мыслей программы Серебряные Нити и всех наших разговоров вообще.
И современному человеку, похоже, легко понятно, что “Сады земных наслаждений” – это некоторое соединение тел, свободное, легкое. Плоды вот с древа сами собой падают, как положено в раю. Только рая нет, потому что грустны они очень. И в некотором смысле, ну по крайней мере европейское человечество, живет в саду, в котором почти не надо тратить усилий для того, чтобы ну по крайней мере добыть себе на пропитание. И может быть поэтому Босх рисует наш мир больше чем свой, больше чем мир конца 15-го самого самого начала 16-го века. Босх рисует нас и поэтому, наверное, мы не можем не чувствовать к нему симпатии. И это по-своему страшно. Потому что чего-то самого главного мы в Босхе увидеть не можем просто потому, что, ну если хотите не все наверное, но большинство из нас, именно так это и чувствует. Более того, я не знаю, согласитесь ли вы со мной, но мне все время кажется, что вот эта вот структура, в которой есть несколько кругов, – это … действие, центральная створка “Садов земных наслаждений”.

… такая спиральная структура, которая особенно в середине четко заметна. Мне кажется, что Босх рисует еще и своеобразную Вавилонскую башню, т.е. некоторое именно разделение человечества, ситуация, направленная на раздробление на  одиночество в толпе, так хорошо знакомое нам. Это самое первое, что мной ощущается в Босхе.
Вот эта разделенность только разделенность не амбициями, а любострастием вместо любви, разделенность соединенных тел, которые вроде бы пытаются тереться друг о друга и не понимают, почему не могут соединиться. И наверное Босх это как-то очень отчетливо чувствовал как зерно. И именно поэтому то, что он рисует, для него, несомненно, грех.
И еще крайне актуальное и крайне современное…

Вот Николай пишет: “Думаю, что это всего-навсего карикатура. Человеческие лица гротескны, уродливы, порой непропорциональны”.
Здесь нет. Здесь нет. Вы имеете в виду совершено другие его работы. Вы имеете в виду “Страсти христовы. Путь на голгофу”, вы имеете в виду “Корабль дураков”, о котором мы сегодня еще вспомним. Но в “Садах земных наслаждений” нет. Как мне кажется это вполне красивые, но совершенно отдельные друг от друга люди. Здесь нет рож. Никаких рож здесь нет. А вот, как мне кажется, вот этот распад Вавилонской башни он есть, тем не менее.[/spoiler]
[spoiler=Часть 2.]“Сады земных наслаждений”.
Помните, я говорил, что здесь, наверное, содержится, с моей точки зрения, какая-то отсылка к античному мифу и к ощущению того, что вот здесь вот открывается ящик Пандоры, тот самый ящик Пандоры. Вот это отсутствие способности взаимопроникновения и перенасыщенность телами, она, наверное, приведет к тому, что люди с таким же удовольствием начнут уничтожать друг друга…

… как они сливались в едином экстазе в “Садах земных наслаждений”.
Почему я эту мысль формулирую? Ну потому, что она принципиально важна для меня, вот эта самая разделенность, отсутствие способности к пониманию друг друга и то, к чему она приводит.
И как мы с вами говорили, это происходит от того, что вот эта разделенность, она происходит от того, что наверное мы разучились слышать христианские слова любви. По крайней мере, я так читаю этот важный для меня текст.

Но, конечно же, в “Садах земных наслаждений” есть еще один аспект. Он принципиально важен, и о котором тоже пишет автор вот этого поста но youtube, в нем есть ощущения архисовременные или уж, по крайней мере, так близкие современному психоанализу.
Что такое “Сады земных наслаждений”? Ну это некая мечта о возвращении в Эдем. Правда? это мечта о возвращении в Эдем.
Посмотрите. В Книге Бытия, где описаны эти самые события об изгнании Адама и Евы из Рая, все подавляющее большинство людей видит один главный грех. Это грех… и увидели они, что наги… это грех, тот самый грех любострстия, т.е. возникновение полового влечения. Кстати говоря, в доведенном до абсурда гипертрофированном любострастии у Босха некоторые видят тайную мечту адамитов. Адамиты – это легендарная секта средневековая. О ней очень мало известно. А Босха к ней приписывали неоднократно. Никаких подтверждений этому никогда не было найдено. Но адамиты, в общем, считали в том числе, что человек не должен оставлять потомство, потому что он грешен и надо полностью прекратить рожать детей и тогда земля потихоньку очистится от скверны. А Бог укажет дальнейший путь. Ну я упрощаю все конечно, но примерно так.
Так вот в этом доведенном до абсурда любострстия, в особенности “Садов земных наслаждений” конечно, я-то вижу некоторую пародию на эту постоянную интерпретацию первородного греха из Книги Бытия, что, собственного говоря, вожделеющий взгляд друг на друга Адама и Евы – это и есть первородный грех. А как вы помните, я много раз пытался сказать, что самое главное-то для меня в первородном грехе – это само желание съесть яблоко с древа познания добра и зла, потому что это простой, чудесный способ стать “как боги”. Не надо трудиться. Не нужно ни за что отвечать, достаточно сожрать яблоко с древа добра и зла, волшебную таблетку, чтобы поумнеть, выздороветь, набраться энергии, словом почувствовать себя как бог и стать хозяином райского сада.


И конечно же вот здесь, вот эти самые плоды, земляника или клубника, которую они таскают – это и есть то самое желание чуда и стремление к нему. Достаточно надкусить волшебный плод и ты станешь “как бог”. Некая универсальная мифологема человечества, к которой мы все втайне стремимся. Она же и есть яблоко с древа познания добра и зла. И она же и есть, если хотите, самая главная инфантильная детская мечта человечества, мечта о всемогуществе. Ты лежишь на диване, а тебе в рот падает яблочко, которое чаще всего протягивают родители. И мы с вами неоднократно говорили… и никакого отношения к философии особого это не имеет… и мы с вами неоднократно говорили о том, что фактически для современного психоанализа – это мечта вернуться обратно в мать, внутрь плода. Откуда эта мечта берется? Эта мечта берется от того, что там, внутри плода, мы не тратили вообще никаких усилий, а организм матери и плацента очень чутко реагировали на всякое наше желание, ну там, желание жидкости, определенных минеральных соединений, белка, углеводов и т.д., и т.д., и т.п. Все что хотели, мы получали без усилий. И самое главное не нужно было тратить усилий на какое-то осознание своей жизни, на свою свободу в том числе.

Нет, Елена Март, не совсем так. Вот видите, дело как раз в том, что когда они слопали волшебное яблочко, они, по всей видимости, узнали не все. Мы знаем только то, о чем рисует Босх. О том, что они наги. Они испытали вожделение. И это была самая главная тайна. Все остальное им придется познавать самим в поте лица своего и в муках. Ну землю обрабатывать в поте лица и рожать в муках. Так что с запасом знаний у них было тяжеловато. Впрочем, это некоторый совершенно отдельный разговор.

Итак, в некотором смысле вот когда алкоголик пьет для того, чтобы… Казалось бы бессмысленное занятие, пьет  в буквальном смысле до беспамятства. Сознание отключается и он просто не помнит ни удовольствия, ни расслабления, ничего такого к чему он стремился, когда начинал пить, то на самом деле это инфантильная попытка вернуться в состояние бессознательное, в состояние, когда ты ни о чем не думаешь, а все желания твои удовлетворяются. Я хочу, чтобы у меня все было и ничего мне за это не было. Вот фраза замечательная, потому что я хочу, чтобы у меня все было… Я всегда говорю, что в некотором пределе понятие “всё” абсолютно неотличимо от понятия “ничего”. Поэтому человек просто растворяется в этом состоянии.
Ну вот на самом деле психоаналитики называют это желание, это стремление, которое конечно никогда человеком не осознается, возвращением к первичному объекту. Если кто-то захочет, у нас был цикл вебинаров. Я его назвал: Психоанализ для нормальных людей. И у нас на сайте, написав Alexufo, или мне, или просто в администрацию сайта можно эти вебинары приобрести. И там мы подробно говорим вот об этом самом первичном объекте и о том, что происходит.

Николай Л: [i]Как в фильме “Матрица”. Люди, узнавшие правду о реальном мире, захотели обратно в Матрицу, где их кормят и используют для машин.[/i]
Да. Совершенно верно. Это ведь тоже пользуется такой популярностью, потому что в некотором смысле матрица – это такая матка, в которой человеку жить более привычно и спокойно, чем в другой матке, которая вдруг внезапно оказывается реальностью. Правда? Они ведь там и лежат в фильме тоже в таких маткообразных конструкциях очень напоминающих плаценту.

Но фильм “Матрица”, бог бы с ним, но ведь господа – это же один из основных мотивов “Садов земных наслаждений” Босха.
Вот лучшая картинка того, что я так и не научился описывать, но пытаюсь описать под названием простое счастье.


Нет тут никаких уродливых, посмотрите, и таких гротескных, одинаковых лиц. Очень нежные портреты. Вот найти себе пару, спрятаться в каком-то таком мыльном пузыре и оставаться в нем до конца жизни. На самом деле это желание фактически полно бессмыслицы, потому что там ведь должно быть какое-то содержание, какая-то ответственность автоматически возникает и все это оказывается совсем непростым счастьем. А надежда на простое счастье – это надежда на возвращение вот в эту самую матку. Причем, обратите внимание, и в ней опять в самой середине красный зреет вот этот самый волшебный плод, потому что в этом возвращении … в этом простом счастье люди видят свое ощущение быть как боги.
Ну и конечно этот пузырь очень физиологичен. Такое впечатление, что Босх чувствовал как-то похоже на то, что я говорю сейчас.

Они уже не живые…
Вы понимаете, в чем дело. Вы не забывайте, пожалуйста, что мы говорим о спонтанном письме. Никаких эскизов. Брал холст, брал доску и на ней Босх рисовал. Никаких предварительных набросков. И это даже не 20-ый век, это конец 15-го и первые годы 16-го века. Прошло 500 лет. Поэтому не судите эти лица за некоторую искусственность. Но вот эта их покорность существует абсолютно несомненно.
Но и это не все. Вот, смотрите

Вот как они объединяются. Видите, они пытаются прятаться со своими красными попами во что-то похожее на внешний скелет омара, какого-то моллюска или в раковину, или в лепесток. Они все время пытаются искусственно объединяться в структурах, похожих на какие-то матки. И единство все равно искусственное. Они пытаются сбиться в кучку, вместо того, чтобы любить друг друга. Найти какую-то вот эту свою оболочку однокомнатной малогабаритной квартиры. Не знаю. У меня такие ассоциации.

Можно конечно написать, как пишет наш корреспондент: “У Рене Магритта все равно все интереснее”.
Я рад, что вы знаете Рене Магритта. Проблема ведь не в том, у кого интереснее, а проблема в том: имеем ли мы право так сравнивать, не закопавшись предварительно в Босха, не сумев что-то такое понять или почувствовать.

Да, вот точно, Анна13.
Анна13 пишет: [i]“Как блистательно передан почти неслышный невыносимый скрежет разъединения, разрыва ткани бытия”[/i].
Вот и у меня такое чувство. Абсолютно такое. И контраст с абсолютной гармонией Троицы или даже “Чаши троицы” Андрея Рублева, он конечно очень подходящ здесь. И это, наверное, самое главное ощущение Босха. Вот это вот разламывание единства, невозможность собрать его вновь из-за отсутствия любви.

–  Здравствуйте, Светлана.
–  Александр Геннадиевич, добрый вечер. Это Светлана. Я полностью согласна… А меня слышно?
–  Да, да. Очень хорошо. Говорите.
–  … с вот этими мнениями. Я просто хочу перенести на современное время. То вот это как раз призыв о простом счастье, он очень актуален в наше время, потому что люди на самом деле очень разобщены и делятся на две группы. Одна группа хочет создать простое счастье. Но я в этом вижу тупик. А вторая группа, ну т.е. если сравнивать с картиной, то все-таки эти все люди они… что-то в них есть такое бледное утонченное и как будто они что-то ищут в своем мире духовном, но не друг в друге. Т.е. они что-то ищут, но не в человеке.
–  Такое ощущение у меня, оно конечно вряд ли имеет к Босху прямое отношение, но по крайней мере это ощущение, знаете, людей после того как развалилась Вавилонская башня. Вот они оказались абсолютно разобщенные в каком-то мире, где единства больше нет. Как будто …

… вот парочка. Сидит она в чем-то похожем на яйцо, что опять же символ, ну я не знаю, мне на скорлупу похоже. Может быть я не прав. Но что-то такое какой-то еще маткообразный такой же символ. Такое впечатление, что они не способны слышать друг друга и говорить друг с другом. Может быть я не прав, но вот ощущение такое есть. Простите, что я вас перебил.
–  Да. Я считают, что это касается… у разный людей – разный уровень интеллекта. Если человек считает себя самодостаточным, занимается саморазвитием, что-то познает ему в тот же момент перестает быть интересным вот это простое счастье. Такие люди в наше время часто бывают одинокие, а бывают успешные. А более такие низко интеллектуальные они хотят сбиться в кучку, но это тоже тупик. Т.е. такая получается вещь… я не знаю, конечно, может быть в то время тоже не было такого прям  единства между людьми. Я в то время не жила. Но в данное время я это остро чувствую, конечно. И как это преодолеть, непонятно.
–  Спасибо большое, Светлана.

Ну на самом деле вот снова… всему надо учиться. Как это преодолеть? Ну я считаю, что нужно собираться и учиться, потому что это способность она в нас сохранилась, но мы в какой-то момент ее потеряли. Я что-то все время вспоминаю под слова Светланы, помните: “вот дом, который построил Джек”. И вот мир, который нарисовал Босх. Как-то право слово очень похоже.[/spoiler]
[spoiler=Часть 3.]Что еще вспоминается, мне лично, из современного психоанализа, ну современного уже не очень, но того, о котором мы много раз в разных аспектах и смыслах говорили. А вспоминается мне, конечно же, “Иметь или быть” Эриха Фромма.
Так вот, можно сказать и так: “Это счастье, которое они поимели”. Иметь мужчину или женщину, поиметь побольше комфорта, иметь деньги. И самое главное не иметь за это никакой ответственности и никак за это имение не расплачиваться, … не расплачиваться никакой ответственностью, никаким смыслом и поэтому, да, поэтому вот это действие, а это финал того же триптиха

Это то, чем мы расплачиваемся. Вместо секса тут люди просто жадно убивают друг друга, потому что, в сущности, такое смертоубийство – это еще одно механическое проникновение одного тела в другое. Пусть даже этим телом, в конце концов, является  пуля.

Собственно говоря, вот вам две основные мысли, которые прямо есть у Босха. И наши разговоры об алхимии, позавчерашние разговоры об алхимии, – это ведь то же самое. Правда? это же то же самое.

Поиск эликсира жизни, чудесная квинтэссенция вечной жизни, философский камень, квинтэссенция жизни богатой – золото, в которое владелец философского камня может превратить любые неблагородные металлы. И современники Босха, как мне кажется, как собственно и наши современники и даже церковь, не видели в алхимии того, что, по-моему глубокому убеждению, в ней ощущал Босх. Т.е. воплощение того самого первородного греха. Вот это самое яблоко с древа познания добра и зла порождает ленность, отмороженость души. Это же философский камень и квинтэссенция в наше время выражается в философии таблеточки. Ну какую бы таблеточку принять? От всего, от плохого настроения, от тревоги, от бессонницы, от всех состояний души человеческой.
И то, о чем вы пишите, между прочем вы же пишете это…

Вот Анна13: [i]“Разумеется они не живые. О том и речь. О мире, в котором дух не дышит”.[/i]
Да нет. В этом мире есть красота. Там возможно и дышит дух, да эти люди его не слышат. Мне кажется, будет точнее сказать, что это мир ленных душ, мир душ, совращенных возможностью чуда. Можно сказать…

[i]“На картинах, –  пишет ЭШК, – прекрасно все: растения, звери. Только человек уродлив и вносит дисгармонию”[/i].
Да нет. И человек здесь совсем еще не уродлив. Он станет уродливым где-то в “Искушениях святого Антония”. А я говорю о том, что это ленные души.
И вот еще одна деталь тоже, как мне кажется, ультрасовременная и на которую редко обращают внимание. А может быть, я это вижу.


Я бы назвал эту деталь – пустой активностью. Вот у вас нет впечатления, что там в этих “Садах” происходит какое-то постоянное движение? Вот картины Босха они динамичны просто до боли, на мой взгляд. Просто до боли. И в этих картинах есть ощущение… на самом деле это конечно аспекты все той же фразы Экклезиаста: “суета сует и всяческая суета”. Они суетятся, они не получают наслаждения. Они суетятся.
У Босха есть еще один кошмар. Это кошмар пустой активности.  Это состояние, когда человек размышления о себе, о Боге, медитацию, молитву, главным образом собственную мысль подменяет суетой.  Даже … я сейчас не про работу. Я про бег, прыжки, бесконечные увлечения, бесконечные походы в театр, бесконечные поездки и путешествия лишь бы только не остановиться и не задуматься, потому что задуматься очень страшно. В результате получится какой-то босхианский кошмар. И мне кажется, что вот это порочное движение, суета, кроме нескольких самых прекрасных работ Босха, есть у него почти повсюду. Он ведь был человеком, ни разу не покинувшим родной город, т.е. неподвижным мыслителем. Нет, конечно, он общался, он был членом духовных орденов и может быть тайных обществ, но главную часть своей жизни он провел дома вот над этими самыми полотнами, которых считается что он нарисовал около 40, т.е. не так много в общем.
И вот эта попытка человека растворить себя в суете, не задумываться о себе, механическая динамика, как пишет Natura Sanat, она наверное как-то очень отчетливо у Босха чувствуется. Это такая форма зависимости, на которую современный человек тоже мало обращает внимания. Такая пустая деятельность. Лишь бы чем-нибудь заняться, только бы не думать о себе. Очень помогает этому и телевизор, и всякие разные виртуальные реальности, и главным образом компьютерные игры. Ведь, вы никогда не задумывались о том, что ребятишки в них играют, чтобы не задумываться о себе? Вот тут в “Садах земных наслаждений” они играют все в любовную игру, а мальчишки в компьютерную, просто чтобы не думать о себе, о своей человеческой природе и о своем собственном смысле жизни.

Позвольте, я на секунду прервусь и на фоне “Садов земных наслаждений” сделаю несколько объявлений.

Во-первых, у нас по понедельникам в 19:00 в Москве идет разговор о смысле жизни, тренинг, практические занятия, где мы пытаемся понять, что же это такое и как его найти на разных этапах и отрезках жизни. Вся информация есть у нас на сайте.

Во-вторых, давайте я напомню, что в субботу мы заканчиваем цикл вебинаров, будет последнее занятие, итоговое, где мы опять вспомним основные принципы анализа сновидений нашего цикла  вебинаров “Толкование сновидений”. Это будет в субботу в 18:00 и постоянные наши участники это знают.

Но я говорю об этом только потому, что мы возьмем двухнедельный перерыв. И через 2 недели с 10 декабря по субботам, ну конечно учитывая праздники, там вместе решим, мы хотим провести цикл тренингов в формате Серебряные Нити и поговорить о практически отечественном Босхе, правда в области литературы, о Булгакове и о романе “Мастер и Маргарита”.
Это будет платный субботний вебинар, но будет он очень дешевый, наверное будет стоить 200-300 рублей. Мы будем вместе читать “Мастера и Маргариту”, задумываясь о том, что отдельные фрагменты значат для души человеческой и для мистического мышления тоже. И будем пытаться искать в себе Воланда, Иешуа, Маргариту и всех остальных тоже. Я надеюсь, что разговор получится интересный и заранее предупреждаю, что с 10 декабря в 18:00 мы будем проводить такой дешевый цикл вебинаров по “Мастеру и Маргарите”. Почему-то для меня Босх имеет к “Мастеру” какое-то очень серьезное внутреннее отношение.

Еще раз. Вебинары платные, но они будут дешевыми. Ну вот мы решим с Сашей сколько они будут стоить: 200 или 300 рублей. Но я думаю, что каждый себе это может позволить. И все напишем тоже на сайте, на Серебряных Нитях, и будем смаковать “Мастера”. Хорошо? Пусть нас будет немного. Пусть это будет тайная программа, но мне кажется, что какие-то очень важные тайны про себя и про жизнь вообще мы там сможем открыть. Я на это очень надеюсь.
Ну вот, это главное объявление. Мне просто хотелось, чтобы вы подготовились к вебинару по “Мастеру и Маргарите”. Ну и конечно, если москвичи хотят, мы ждем вас, пока только одно занятие прошло, на кратком цикле тренинговых занятий по смыслу жизни.

Возвращаюсь я к Босху.
Почему я уверен, что здесь есть аспекты суеты? Конечно, мне хочется вспомнить не только триптихи, хотя мы конечно даже близко не сможем обсудить всего Босха, поэтому обсуждаем только то, что для меня как-то внутреннее продумано и прочувствованно.
И мне кажется, что это особенно видно по “Кораблю дураков”. Ну может быть не самую удачную репродукцию я нашел.

Вот здесь начинаются эти неотличимые друг от друга рожи. Но вот это пустое движение или пустая активность Босха. Я сегодня хочу остановиться, наверное, только на этом аспекте.
Ведь самая главная особенность “Корабля дураков”, что он никуда не движется. Он не плывет. Сквозь него проросло дерево. И почему я как бы пытаюсь смело утверждать, что вот это ощущение первородного греха – как претензия человека сожрать яблоко с древа познания добра и зла… Посмотрите, пожалуйста, в центре подвешенный к мачте висит плод, к которому они все тянутся. Тоже не совсем понятно, что это такое. Там женщина лютню в руках держит и они все тянутся к подвешенному в центре плоду. Для меня это то же самое.
Вот вам мечта о волшебной таблеточке, грибе-галлюциногене, волшебной палочке. Достаточно съесть одну таблетку, достаточно съесть волшебный плод и ты уже счастлив и плыть никуда не надо.

Тут есть еще масса символики, но я бы хотел обратить ваше внимание на еще один постоянный элемент у Босха. Это очень напоминает по сути своей такую тросточку у Дали. На этой тросточке держатся самые невероятные конструкции. Они опираются на тоненькую такую палочку как буква Г.
И вот там есть ложка, о которой многие спорят. В большинстве случаев ее называют просто еще одним символом греха. Это как весло. Но это на самом деле не весло, поскольку корабль никуда не плывет, это очень-очень длинная ложка.
Совершенно верно. То, что я неоднократно говорил, когда начинают использовать предметы не по назначению.
Так вот в связи с этой ложкой, поскольку тоже ее роль никто не знает, но она встречается очень на многих картинах и мы ее с вами сможем ее еще не раз увидеть, то я вспоминаю именно на “Корабле дураков”, поскольку главное их занятие: они тут жрут и пьют. И в этом их простое счастье.

И вот есть старинная притча. Она есть и в христианстве, и в буддизме. Корней ее я не знаю. Как правило, эти корни оказываются почему-то талмудическими, ну в общем не важно, еврейскими. Не могу об этом говорить точно.
Но эта притча о том, что после смерти путника, я сейчас уже точно не помню всех параметров. Некий путник просит выбрать между адом и раем. Его провожают. И ад оказывается столовой, столовкой, где стоит котел с каким-то варевом, с супом, с едой. И у всех в руках вот такие вот длинные ложки. И если вы представите себе, как такой ложкой кушать суп, то поймете, что он немедленно выливается. И поэтому там вот, где ад, там все были голодные, изможденные. Все тыкали этой несчастной длинной ложкой в котел с супом и пока пытались доносить эту длиннющую ложку до рта, то суп выливался или там просто какие-то капли оставались. И вот они изможденные этими ложками пытаются что-то такое делать.
А когда он попросил показать рай, то они пошли в соседнее помещение… ну в смысле куда-то… не знаю насколько соседнее… Там тоже была столовая точно такая же, с точно таким же котлом. И там люди брали эту длинную ложку и из этой ложки кормили друг друга.  Понимаете. Да? т.е. когда ты протягиваешь эту длинную ложку другому, то он легко очень с нее ест. Идет со своей длинной ложкой и протягивает ее тебе. И они там кормили друг друга этими ложками длинными и мирно общались, говорили на философские темы, о Боге и т.д., и т.д., и т.п..
Извините в моем примитивном пересказе вот такая вот древняя как мир притча.

И кроме того вообще пища и соответственно ее элементы, ложка в частности, – это один из библейских символов знаний, религиозных знаний.  Не веры, не истины, а вот знаний. Естественно знания эти персонажи не используют, выливают их в море. И конечно же они не умеют кормить друг друга. Каждый из них тянется к этому самому запретному плоду.
Но вот мучительно для меня эта длинная ложка связана с этой притчей. Правда я ее истинного происхождения не знаю. Поэтому, увы, абсолютно точно я этого сказать не могу. Но это такая, если честно, это побочная мысль – плод моих размышлений над длинной ложкой Босха.

Ну и то, что вот этот невероятно тоже важный аспект, таинственный, о котором мы говорили … и о котором писала Селена, спасибо Ирина, писала у нас на форуме. Это аспект…
Это Пролог триптиха “Воз сена”. Пролог называется “Жизненный путь”, между прочим.

… и обратите внимание очень похожий персонаж он и в “Блудном сыне”.

Если я неуклюже меняю картинки, извините меня, пожалуйста.
[spoiler=Часть 4.]Хотел я сказать, что Шайи писал о символах посвящения в тайные общества якобы имеющихся на полотнах Босха. Изучив символы и обряды, которыми пользовались франкмасоны и которые стали стабильными спустя 250 лет после смерти Босха, он обнаружил к своему удивлению у Босха изображение все тех же масонских символов и обрядов. Вот  цитата:
“Посмотрим – пишет Шайи – как к примеру Роббер Амбелен (это специалист по истории масонства) описывает наружность посвящаемого во время церемонии посвящения в первой ступени. С непокрытой головой, завязанными глазами, в рубашке, руки и левая сторона груди обнажены, без подвязки, правое колено обнажено, левая нога в домашней туфле. Т.е. видна только наполовину. Вокруг шеи грубая веревка. В таком виде он будет слушать своего учителя.
Теперь извольте взглянуть на последнюю сцену справа в Прологе “Искушения”. Там вы найдете все эти детали без исключения. И не важно, что веревка вместо того, чтобы  обвивать шею,  связывает руки за спиной”.
Сейчас я попробую… вот как ни странно я во фрагментах из “Искушения святого Антония” я не нашел этого фрагмента.

Всех интересует страшилище, в крайнем случае, сам Святой Антоний. Но вот вы видите на первом плане Пролога, т.е. в левой створке идет шествие.  Оно идет к знаменитому человеку-холму, которого мы сейчас посмотрим поближе. И вот в этом шествии, пишет Шайи, доля совпадений 9 из 9. “Там вы найдете все эти детали без исключения и не важно, что веревка вместо того, чтобы обвивать шею, связывает руки за спиной. Доля совпадений 9 из 9, составляет 100%. Следует признать, что художник изобразил домасонские обряды практически идентичные тем, которые будут закодированы орденом в 18 веке. Кроме того, контекст заставляет нас предполагать, что они занимались алхимией. Таким образом, Босх являлся одним из первых представителей той области знаний, документов о которой практически не сохранилось. А значит его свидетельство бесценно.
В “Искушении” Босх посвятил испытаниям посвящения четыре сцены: две в реалистической (в “Искушении святого Антония”, в этой картине) и две в символической манере. В основе масонских обрядов посвящения (слушайте!) лежали, как известно две главные идеи. Первая, метафизическая, это идея смерти ветхого человека ради последующего возрождения в новом более совершенном состоянии. Вторая состояла в испытании духа в символическом путешествии по миру, изображаемому согласно традиции четырьмя элементами Аристотеля (ну т.е. водой, воздухом, землей и огнем). Напомним, что  у алхимиков эти четыре элемента символически изображались с помощью треугольника – главного элемента масонского символизма. Треугольник вершиной вверх означал огонь. Вершиной вниз – воду. Перечеркнутый посередине горизонтальной линией треугольник огня становился воздухом. Треугольник воды – землей. В “Блудном сыне” также как и в Прологе к “Возу сена” изображено посвятительное путешествие. Обращает на себя внимание обнаженное колено путника…”
Вот “Блудный сын”

Блудный сын

“… посвятительное путешествие. Обращает на себя внимание обнаженное колено путника и его ступня в домашней туфле”.
Правда, здесь тапочек, видите, у него на ноге.
“Блудный сын приближается к изгороди (смотрите, смотрите) планки которой расположены нефункциональным способом, но зато образуют совмещенный рисунок всех четырех знаков. (Огонь, вода – масонские треугольники) Пересекаясь, они составляют шестиконечную звезду, именуемую «Соломоновой печатью», которую алхимики считали одним из главных своих символов.
Испытание землей (внимание, последнее, чем я вас мучаю) иллюстрирует идею, которую Василий Валентин выразил в знаменитом изречении: «Visita interiorem terrae, reсtificando invenies occultum lapidem» («Исследуя внутренность земли, следуя правильному пути, ты найдешь спрятанный камень»). Девиз, акростих которого – «VITRIOL» (ну на латыни конечно) – обозначал серную кислоту и украшал «кабинеты для размышления», где масоны проходили испытание Землей. Среди аксессуаров, приданных путешествию в глубины Земли, находится и фонарь.
Рассмотрим теперь пролог Искушения… так, еще раз вернемся к “Искушениям святого Антония” и будем рассматривать Пролог

Босая нога персонажа – признак посвящаемого. На него нападают сзади. Фонарь выпал у него из рук. Сбоку от него на земле – эмблема «occultus lapis», палочка с вишней,  (это натуральная волшебная палочка алхимическая, только вместо вишни на ней должен находиться философский камень), а также сумка, в которой он надеялся спрятать находку (когда его и схватили). Рядом, на земле, под надзором двух ворон валяются части скелета – эмблема смерти, а также одной из алхимических процедур (разложения). Шайи явно совершенно толкует всю сцену как испытание Землей. И тогда вот это испытание землей тайного масона, только тогда становится, наконец, понятен вот этот знаменитый человек-холм в”Искушении”, к которому идет процессия”.

Она идет по вьющейся дороге и поднимается вот к этому человеку-холму, который одновременно и холм, и дерево, и тюрьма, и там бордель может быть и т.д., и т.д., и т.п.)
Т.е. конечно Босх явно совершенно издевается над этим самым посвящением землей. И вообще везде, даже в “Блудном сыне” конечно присутствует это издевательство и опять же…

Блудный сын

… та самая ложка. Вот это не тросточка у него в руке. Это опять же вот эта загадочная длинная ложка Босха. Но может быть настоящее посвятительное путешествие человека начинается только тогда, когда он учится кормить этой ложкой другого? Во всяком случае, еще раз подчеркиваю, что это я, я читаю это так.

Ну вот… почему издевается? Ведь это же на самом деле страшное дело. Явно не любит Босх этих самых тайных обществ. За что, как вы думаете, христианин Босх не любит тайные общества своего времени, чтобы так это все рисовать?

Вот нашел. Вот это комната земляного посвящения будущих масонов. Возможно тогда они не были масонами, а были там какими-нибудь адамитами. За что так не любит их Босх? Вам это самое голое колено, удобная обувь, почти тапочки, ничего не напоминают? Нет, не напоминают?

Опять это такой мой любимый вопрос. Девушки отвечайте: зачем?

Нет, нет, нет. Тайные общества никогда не забывали Бога. Наоборот. Они считали, что они имеют к нему самое что ни есть непосредственное отношение.
У каждого свое мнение: Материализуют метафизику.
Вот ЭШК, я наверное с вами больше всего согласен.

Дело в том, что тайные общества – это тайная власть. И девушки, которые носят рваные джинсы, по всей видимости, хотят обладать тайной властью над мужчинами. А я вот эту модную картинку на тему о том, как самому себе разорвать джинсы и стать членом тайного общества моды, например, привожу здесь не случайно совершенно, а пытаюсь объяснить, чем отличается единство, объединение, понимание, любовь от смешения. Девушки, которые носят рваные джинсы, даже не подозревают, что они на самом деле носят знаки тайного посвящения в обряды масонства вообще и земли в частности.  Хотя эти самые рваные колени, я думаю, вне всякого сомнения, подхвачены венерическим путем оттуда. Именно подхвачены. Но никакого смысла это не порождает, разумеется.
Да нет. Я хочу сказать, что на самом деле тайные общества на то и существуют на что и рваные на коленках джинсы. Они существуют для того, чтобы возыметь некую  тайную власть. Ну не над противоположным полом так над всем человечеством вообще.
Тайная власть – это еще один аспект, над которым, по-моему, всегда и постоянно издевается Босх. Он всегда и постоянно издевается над этим смешением вместо понимания. И считает, что любое тайное общество произвольно смешивает всевозможные мистические понятия и символы, создавая некоего технического уродца. Понимаете, какая штука?

Вот помните, одного из технических уродцев мы с вами видели прошлый раз. Я его, по-моему, не убирал. Вот он, по-моему.

Да. Помните, вот этого вот. Такое адское существо. Это поглощение, тайная власть, поскольку башенка сверху, вместо любви. Смешение вместо любви. Смешение без понимания в некий туповатый механический ритуал.
Дело-то не в том понимал ли он про шарлатанов или нет. Понимал, конечно. И откровенно считал шарлатанами.
Это Александр пишет: “Может он понимал, что шарлатанов много среди тайных обществ. Да и кризис католичества назревал в тот период. Скоро Лютер должен был появиться и появился”.
Я хочу сказать, что нет. Тайные общество – это, как считал Босх, это свободное уродующее техническое смешение понятий, опять же вместо чувств и вместо веры.
Сегодня-то я более-менее понятно излагаю?
Да нет. Вроде бы Босх не был главой тайного общества. Это есть мнение такое. На самом деле никаких доказательств это мнение не имеет. Был он вполне себе главой светского благотворительного ордена, который занимался помощью беднякам и всяким разным духовным учреждениям. А чувствовал он в этих тайных обществах или в претензиях на тайную власть вот это механическое техническое смешение понятий. Ну вот если кто читал Блаватскую, тот легко меня поймет. Опять сейчас тут кто-нибудь из любителей Блаватской скажет: нет, я не правильно ее понимаю. Колоссальное там смешение понятий, порой совершенно не проникающих друг в друга или проникающих вот так, чисто механически, по сходству, у кого какой размер рта.

Но я вот что хочу сказать. Это вы видели. А вот видите.

Это игрушечка, сувенир. Такая босхианская игрушечка, из пластика, которую можно купить за 2,5 тысячи рублей и поставить на  шкафчик. Такие, видите, сразу эти рыбки становятся очаровательные и свои, такие домашние, потому что эта техническая функция смешения понятия в какую-то единую схему нам близка и понятна. Нет возражений. Нету какого-то протеста, что босхианский кошмар превратился в сувенир. Ну нету и все. Вот, пожалуйста.

Вот видите. Это вообще почти какой-то парапанк. Это небо над действием “Искушение святого Антония”. Там вон видите, из лебедя построили некий корабль, который в кого-то стреляет, просто вырезав из него кусок и что-то туда вставив.
Вот видите…


… это рыбы. И для меня, для меня они в этом контексте символы изуродованного христианства. Вон опять видите там длинная ложка, которой человек не умеет пользоваться. А вон какой-то монах, который в хвосте лебедя, тоже там вырезал по всей видимости какой-то кусок и там, руки высунув, прячется. И эти синтетические чудища. Вон там епископы какие-то с воронкой на голове, которая у Босха знак обмана. Нельзя из воронки ничего пролить вверх. Составные чудища, они механические, а нам знакомы по тому же самому аниме, о котором мы в частности  говорили.

Или вот. Это все те же самые “Искушения святого Антония”. И вот эти вот из кусков составленные звери, как в “Остове доктора Моро” Уэльса, они вылезают, обратите внимание, снова из этого волшебного плода. Это желание чуда, комфорта, как можно более быстрого технического решения проблем, технического – это мое слово, создает этих чудищ. Понимаете, какая штука. И никак не иначе. Они из него вылезают, однозначно можно интерпретировать. Да и евгеника тоже сразу вспоминается.

Ну вот полтора часа незаметно проговорили. И  я бы хотел закончить, наверное, “Размышлениями святого Иоанна”.

Это Иоанн Предтеча. Это его “медитации”, иногда пишут, “Размышления в пустыне”.  У нас это называют “Иоанн в пустыне”, по-моему, в большинстве переводов.
Тут есть ягненок внизу справа, который, несомненно, символ человечества. Тут есть, в общем, такой я бы сказал добродушно обреченный Иоанн и очень странное фантастическое растение типа чертополоха, в котором опять есть эти маточные структуры, может похожие на осиные гнезда, может на какие-то фантастические плоды. И есть, ну для меня, обреченное ощущение Иоанна, что учение Христа как-то будет поглощено этим жутким чертополохом. И как мне кажется скалы … вон там, на заднем плане фантастическая скала такая тоже в виде разрушенного яйца, то ли разрушенной философии, то ли разрушенного учения.
Ну а естественно лежащая на первом плане коробочка с какими-то семенами очень похожа на коробочку созревшего мака. И этот человеческий соблазн, видите, наверное, иссушающий человеческую душу, которая вон превращается в торчащий из камня корень, похожий на неживого человечка.

Я не согласен, что это цветок познания. И не уверен, что это зерна истины. Уж больно страшен цветок.
Но взгляд raven1981, который пишет, что “изображен цветок познания и большие плоды, в которых внутри зерна истины, которые клюют только птички. Цветок загадочен и растет через камень”.
Но для меня этот цветок все-таки страшен чем-то и он того и гляди поглотит птичку. Возможно это человеческая душа, которая хочет наоборот спрятаться от истины.
Вот у нас с raven1981 две прямопротивоположные точки зрения. И выбирайте, какая из них вам понравится.

Засим я хочу сказать, что если у вас есть идеи каких-то будущих эфиров, пишите. А у нас на сайте было предложение поговорить о том, как нами манипулирует реклама. А я решил, что вообще наверное имеет смысл поговорить о том, что такое манипуляция, психологическая манипуляция вообще. Как можно манипулировать человеческим сознанием? И как это делается, в частности с помощью рекламы тоже. Я думаю, что эта тема сегодня будет актуальна.
Поэтому в следующий вторник поговорим о том, почему возможны манипуляции и как нами манипулируют. Прошу вас, если у вас есть идеи для передачи, для тем передач, прямо сейчас их написать.
А я с вами прощаюсь. И как всегда очень благодарен, что вы все приходите и пришли. Надеюсь, что сегодня было чуть менее сложно, чем в прошлый раз. Хотел покороче, ничего не получилось.
Так что, спасибо вам большущее и спокойной ночи.

«Серебряные нити»