Форум МЦНОВ
форум Московского центра непрерывного образования взрослых
Перейти на старый форум
FAQ Поиск Пользователи Группы Регистрация
Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход
Синдром Золушки
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 След.
Список форумов Форум МЦНОВ -> "Серебряные нити"
Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение
Xexbr
Зарегистрирован: 11.03.2008
Сообщения: 421
Откуда: Великий Новгород
Добавлено: Вт Июн 10, 2008 12:23:49 Заголовок сообщения: Синдром Золушки
--------------------------------------------------------------------------------
Так я поняла тему передачи в среду.
Не понимала я эту сказку!
Сначала - интересен народный вариант. Когда при примерке туфелек неудавшимся претенденткам ноги, точнее, невместившуюся часть ступни ОТРУБАЛИ
А потом Золушка, став женой принца, кажется, на шпиле замка повесила своих сестёр с мачехой.
Такая милая и тихая девочка...
Если же вернуться к литературной обработке. Это же кошмар получается: сиди в золе, терпи обиды, обслуживай тиранов (тиранш, то бишь, в лице сводных сестёр и мачехи) и будет тебе за это долготерпение и скромность прынц (правда, без белого коня) в награду. Хоть и станет карета тыквой, а кучер окажется серой усатой крысой.
Интересно, сколько маленьких дурочек купились на эту "лав-стори" и ждали в золе своего принца-избавителя?
Почему в сказках не принято ДОБИВАТЬСЯ и САМОСТОЯТЕЛЬНО благ земных и небесных?
Пока спит модер и не слышит АГ ловите анекдот в темку
"Вот тебе Золушка на бал очень полезный дар и от меня"- сказал паж.
Когда же карета скрылась за поворотом, паж пробормотал себе под нос: - "Пусть я не волшебник, а только учусь, и ровно в полночь с последним ударом часов на башне тампакс превратится в тыкву..."
_________________
Даже если вас съели, у вас есть два выхода
Вернуться к началу
Элен
Зарегистрирован: 14.02.2008
Сообщения: 681
Добавлено: Вт Июн 10, 2008 13:02:17 Заголовок сообщения: Re: Синдром Золушки
--------------------------------------------------------------------------------
Xexbr писал(а):
Так я поняла тему передачи в среду.
Не понимала я эту сказку!
Сначала - интересен народный вариант. Когда при примерке туфелек неудавшимся претенденткам ноги, точнее, невместившуюся часть ступни ОТРУБАЛИ
А потом Золушка, став женой принца, кажется, на шпиле замка повесила своих сестёр с мачехой.
Такая милая и тихая девочка...
Про народный вариант ничего сказать не могу , не попадался .
А вот братья Гримм : " А когда свадебный кортеж ехал в церковь , то слетели в неба три голубя , сели мачехе и с/страм на левое плечо и выклевали им левый глаз . А когда ехали из церкви , то ...." голуби , вобщем , выклевали и правые глаза у всех троих .
Веселая свадьба .
Вернуться к началу
pahamiha
Зарегистрирован: 09.02.2008
Сообщения: 593
Добавлено: Вт Июн 10, 2008 16:06:28 Заголовок сообщения: Re: Синдром Золушки
--------------------------------------------------------------------------------
Xexbr писал(а):
Пока спит модер и не слышит АГ ловите анекдот в темку
"Вот тебе Золушка на бал очень полезный дар и от меня"- сказал паж.
Когда же карета скрылась за поворотом, паж пробормотал себе под нос: - "Пусть я не волшебник, а только учусь, и ровно в полночь с последним ударом часов на башне тампакс превратится в тыкву..."
- Здравствуйте, Золушка. Ой, какое у вас шикарное открытое декольте.
- Что вы, что вы.. Просто фея поторопилась, там должна быть моя спина.
_________________
http://pahamiha.fishup.ru/ Вернуться к началу
Людмила
Зарегистрирован: 07.02.2008
Сообщения: 722
Добавлено: Вт Июн 10, 2008 17:10:41 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
Ага!
Еще мне анекдот нравится.
-Здравствуйте!
-Здравствуйте! А Вы кто ?
-Я ? Добрая Фея!Разве не узнали ?
-Добрая Фея ? А почему такая старая, страшная и... с топором ?
-Милый мой ! Как Вы еще мало знаете ПРО добрых-то Фей!
Смешно ? Я в свое время ОЧЕНЬ смеялась
Золушка. Что , собственно, обсуждать ? Желание ПОКАЗАТЬ СЕБЯ и БЫТЬ ПРИЗНАННОЙ ?
Молодость и красота должны быть оценены. Скромность и трудолюбие в итоге вознаграждаются.
Хорошо, что ПРИНЦ пошел ее искать. С этой туфелькой. И она ей подошла по размеру.
Важно, чтобы ДЕВУШКУ заметили, наговорили много хороших слов и ОТЫСКАЛИ при случайном ( закономерном - ищи, милый!) ее исчезновении.
Золушка - ЭТО КОГДА ВСЕ В ИТОГЕ ПРОИСХОДИ ПРАВИЛЬНО.
Золушка - это немного и Маргарита у Булгакова. Только ТАМ она очень сильная. А в СКАЗКЕ - просто повезло. Волшебница пожалела.
Впрочем, сказку я давно не перечитывала. И сужу по пьесе ШВАРЦА, которую очень люблю. ИБО. Когда-то давно играла в ней...МАЧЕХУ ( Девятнадцатилетнюю - уж какой в те годы была!). И ...очень недолюбливала я эту Золушку. За МАЛЕНЬКИЙ размер ножки, писклявый голосок и ДАРМОВОЕ ,в принципе, ВЕЗЕНИЕ. Вот!
_________________
"Молчание !- " Записки сумасшедшего". Н.В.Гоголь.
Последний раз редактировалось: Людмила (Вт Июн 10, 2008 19:10:11), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Djuley
Зарегистрирован: 16.02.2008
Сообщения: 682
Откуда: Уфа
Добавлено: Вт Июн 10, 2008 18:24:57 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
брр, какие-то вы сегодня злые и , я бы даже сказал, аморальные. Прям как я в полнолуние. Знать ,всё же, кенгуруховой кобаски отведали. Да, да, есть такой мистический эпизод у бр. Грим. Честно, честно.
Менхаузен.
_________________
Djuley.narod.ru
Вернуться к началу
Людмила
Зарегистрирован: 07.02.2008
Сообщения: 722
Добавлено: Вт Июн 10, 2008 19:14:10 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
Злые и аМОРАЛЬные ? Ну, это так...для разнообразия.
К тому же в эту прелестную сказочную ТЕМКУ не забрела еще наша крошечка ТЕРРИ с полным лукошком пирожков, начиненных БЕСКОРЫСТНОЙ ЛЮБОВЬЮ к кенгурутовой колбасе .
_________________
"Молчание !- " Записки сумасшедшего". Н.В.Гоголь.
Вернуться к началу
Djuley
Зарегистрирован: 16.02.2008
Сообщения: 682
Откуда: Уфа
Добавлено: Вт Июн 10, 2008 19:23:50 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
Охотники по вам плачут.
Я и так расстроен. Играл, понимаешь, за всю сборную, а 11 лоботрясов смотрели на этот футбол и на то, как испанцы им забивали.
_________________
Djuley.narod.ru
Вернуться к началу
Людмила
Зарегистрирован: 07.02.2008
Сообщения: 722
Добавлено: Вт Июн 10, 2008 20:03:18 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
Пусть охотники плачут .Не все стрелять и трепаться! А Волка(СТЕПНОГО) фантазии кормят. И спасают. И зубы.Читали Красную Шапочку ? Жду не дождусь , когда обсуждать возьмемся.
Избавлена от футбольных страстей. Вернее, сознательно не втягиваюсь в них. Книжки читаю. Тургенев на повестке вечера и ночи. АСЯ. ФАУСТ. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ. Нда...Размагничивает...
_________________
"Молчание !- " Записки сумасшедшего". Н.В.Гоголь.
Вернуться к началу
Элен
Зарегистрирован: 14.02.2008
Сообщения: 681
Добавлено: Вт Июн 10, 2008 20:46:35 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
Djuley писал(а):
Я и так расстроен. Играл, понимаешь, за всю сборную, а 11 лоботрясов смотрели на этот футбол и на то, как испанцы им забивали.
Да ладно .
Возьмите 30 мл белого рома , 30 мл кокосового ликера , 50 мл ананасового сока - все в шейкер . И гол престижа покажется самым прекрасным голом в мире .
Хотя позоруха конечно ...
Вернуться к началу
darcos
Зарегистрирован: 13.05.2008
Сообщения: 60
Добавлено: Ср Июн 11, 2008 6:59:06 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
"Только прынца нет,
Где ж он подевался,
Я не поняла" (с)
_________________
Жить хорошо, а хорошо жить ещё лучше!!!!
Вернуться к началу
setu
Зарегистрирован: 08.02.2008
Сообщения: 63
Откуда: Южный Урал
Добавлено: Ср Июн 11, 2008 9:30:07 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
Здравствуйте.
По поводу «Золушки» хочу сказать, что, на самом деле это всего лишь самая известная из множества сказок, развивающихся по одной и той же универсальной схеме. У девочки умирает добрая и заботливая мать, и вскоре её место занимают злобная мачеха и такая же злобная сводная сестра. Они всячески издеваются над девочкой, а отец настолько труслив и слабоволен, что не может сказать даже слово в защиту дочери. Однажды мачеха даёт ей очередное издевательское задание, и это доводит её до отчаяния. И тут она обретает связь с какими-то волшебными силами, которые щедро вознаграждают её, чаще всего, даря ей способность творить чудеса. Появление принца, по-видимому, характерно для наиболее «олитературенного» варианта. Принц появился в сказке в те времена, когда наилучшим способом выразить себя для женщины по недоразумению считалось выгодное замужество. В большинстве же сказок такого рода принца нет, или он появляется в самом конце и играет второстепенную роль – это я говорю, предполагая, что Доктор опять начнёт утверждать, что душа девочки пробуждается только через любовь к Принцу.
«Золушка» – притягательная сказка, потому что она даёт женщине надежду. Надежду на то, что страдания не бесконечны, что можно обрести способность делать какие-то удивительные вещи. Надежду на то, что можно «быть ничем, а стать всем».
Хочу привести мнение американского психолога Клариссы Эстес о символах в одной из сказок того же типа, что и «Золушка». О том, что символизирует добрая мать девочки, а также мачеха и сёстры. Это, фактически, рассказ о том, с чего начинается инициация.
«В начале сказки умирающая мать завещает дочери ценное наследство. На этом этапе жизни перед женщиной стоят следующие задачи:
Смириться с тем, что вечно бдительная, слишком заботливая мать-наседка не годится для роли главного проводника в будущую инстинктивную жизнь (слишком хорошая мать умирает). Взять на себя ответственность за самостоятельную жизнь, развивать осознанность по отношению к опасности, интриге, политике. Стать бдительной к себе и для себя. Позволить умереть тому, что должно умереть. Со смертью слишком доброй матери рождается женщина.
В сказке процесс инициации начинается после того, как добрая и любимая мать умирает. Ее нет, больше никогда она не погладит дочь по голове. У каждой дочери наступает время, когда добрая мать души, прежде служившая нам верой и правдой, превращается в слишком добрую мать, которая из-за своей чрезмерной опеки начинает мешать нашему отклику на новые задачи, а значит, и более глубокому развитию.
В естественном процессе нашего взросления слишком добрая мать должна все больше бледнеть и наконец совсем растаять, чтобы мы могли сами по-новому заботиться о себе. Хотя мы навсегда сохраняем частицу ее тепла, этот естественный психический переход оставляет нас одинокими в мире, который относится к нам совсем не по-матерински.
Слишком добрая мать это – мать наших младенческих лет, это та благодать, которая необходима каждому ребенку, чтобы укрепиться в душевном мире любви. Поэтому, пусть даже эта слишком добрая мать может жить и оказывать влияние только до некоего рубежа в жизни девочки, здесь она рядом со своим чадом.
Драматическое психологическое угасание слишком заботливой матери происходит по мере того, как девочка выходит из выстланного пухом гнезда детства в буйные джунгли отрочества. Однако для некоторых девочек процесс развития новой, более проницательной внутренней матери – матери по имени интуиция – в эту пору завершается лишь наполовину, и получившие такое посвящение женщины годами блуждают, томясь от жажды пережить полную инициацию и нуждаясь в ней, и сами, как могут, латают свои недостатки.
Остановка процесса инициации происходит у женщин по разным причинам, например, если на долю девочки выпало слишком много трудностей психологического характера, особенно если в раннем возрасте у нее не было постоянной "в меру доброй" матери. Инициация может и прекратиться или не завершиться, если душе недостает напряжения – слишком добрая мать, обладая несокрушимым здоровьем сорной травы, продолжает жить, распускать листья и чрезмерно опекать свою дочь, даже если в сценарии о ней сказано: "Быстро покидает сцену". В такой ситуации женщины нередко оказываются слишком робкими, чтобы взрослеть, и всеми силами противятся этому.
Инициация девочки начинается с того, что она учится позволять умереть тому, что должно умереть. Это значит позволить умереть тем ценностям и отношениям, которые больше не питают душу. Следует обратить особое внимание на те укоренившиеся принципы, которые делают нашу жизнь слишком надежной, слишком оберегают нас – и заставляют нас семенить, вместо того чтобы шагать широко и свободно.
Пора, когда "хорошая мать" нашего детства угасает и свойственный ей подход тоже отмирает, – это всегда время активного обучения. У каждой из нас в жизни бывает период, когда мы вполне обоснованно держимся за юбку опекающей нас психологической матери (например, в детстве, или когда мы оправляемся от болезни, психологической или духовной травмы, или когда наша жизнь в опасности, и чем тише мы себя ведем, тем больше у нас шансов уцелеть); но, даже если мы сохраним на всю жизнь запас ее помощи, все равно приходит время, образно выражаясь, найти себе другую мать.
Если мы слишком надолго задержимся в своей душе с матерью-наседкой, то окажется, что мы сами перекрываем себе все дороги, а значит, препятствуем дальнейшему развитию. Я ни в коем случае не хочу сказать, что женщина должна намеренно ставить себя в мучительные или оскорбительные ситуации; я просто имею в виду, что она должна наметить для себя в жизни нечто такое, чего ей хотелось бы достичь, даже если придется пойти на риск. Именно в ходе этого процесса она обостряет свои интуитивные способности.
Большинство из нас не хочет дать слишком доброй матери умереть, когда для этого приходит время. Хотя эта слишком добрая мать не позволяет нашим самым ярким энергиям проявиться, нам так хорошо рядом с ней, так спокойно – зачем же расставаться? Часто мы слышим в душе голоса, которые убеждают нас не отпускать ее, остаться в безопасном гнезде.
Эти голоса произносят что-нибудь вроде: "Не надо так говорить!", или "Ты не можешь так поступить!", или "Если ты это сделаешь, ты мне больше не дочь (подруга, сестра)!", или "Там опасно!", или "Кто знает, что из тебя получится, если ты покинешь это теплое гнездышко!", или "Разве ты не видишь, что только унижаешь себя?!", или еще более вкрадчиво: "Притворись, что идешь на риск, а сама тайком останься здесь, со мной!"
Все это голоса испуганной или изрядно рассерженной слишком доброй матери, которая живет у нас в душе. Она не может ничего с собой поделать – такой уж она уродилась. Но если мы будем возиться с этой слишком доброй матерью чересчур долго, наша жизнь и наши способности к самовыражению канут во тьму и мы станем не сильными, а хилыми.
Поэтому нужно уметь понять: для того чтобы интуитивная душа могла черпать энергию, добрая, опекающая нас мать-наседка должна уйти. Или, может быть, еще точнее, мы в конце концов обнаруживаем себя выброшенными из этого уютного тет-а-тет – и не потому, что мы сами так решили, и не потому, что были совершенно готовы к этому – никто не бывает совершенно готов, – а потому, что нас что-то ждет, и нам суждено с ним встретиться.
Для женщин это характерно – они боятся дать умереть слишком спокойной и слишком безопасной жизни. Иногда женщина получает удовольствие от опеки слишком доброй матери и поэтому хочет, чтобы так продолжалось до бесконечности. Но ей необходимо захотеть время от времени ощущать тревогу иначе можно всю жизнь просидеть в гнезде.
Поэтому первый шаг – перестать цепляться за сияющий архетип неизменно милой, слишком доброй матери души.
Во второй части сказки в мир девочки входит отвратительная семья мачехи, превращая ее жизнь в ад. Задачи этого периода таковы:
Еще осознаннее учиться расставанию со слишком хорошей матерью. Понять, что если быть доброй, милой, покладистой, жизнь не осыплет тебя розами (Золушка становится служанкой, но это не помогает). Непосредственно ощутить свою теневую природу, особенно те аспекты самости, которые связаны с неприязнью, ревностью и использованием людей в своих целях (мачеха и ее дочери). Чистосердечно признать их существование. Установить наилучшие отношения с наихудшими частями своей личности. Допустить образование напряженности между тем, кем вас учат быть, и тем, кем вы являетесь на самом деле. В итоге постараться позволить старой самости умереть, а новой родиться.
Мачеха и ее дочери олицетворяют неразвитые, но вызывающе жестокие элементы души. Это теневые элементы, то есть те аспекты личности, которые эго считает нежелательными или бесполезными и поэтому изгоняет во тьму. С одной стороны, этот теневой материал вполне может быть положительным, потому что часто во тьму вытесняются и женские дарования, скрываются там и ждут, чтобы их обнаружили. С другой стороны, отрицательный теневой материал – тот, который с готовностью уничтожает или тормозит любую новую жизнь. Когда он прорывается, мы наконец-то опознаем его истоки и качества, отчего становимся еще сильнее и мудрее.
На этом этапе инициации женщину изводят мелочные придирки собственной души, которые вынуждают уступать любому желанию других. Такая уступчивость приводит к потрясающему открытию, которое должна заметить каждая женщина: стараясь быть собой, мы вызываем у многих людей отчуждение, стараясь же уступать желаниям других, мы вызываем отчуждение от самих себя. В этом – мучительное напряжение, которое необходимо вынести, но выбор ясен.
Золушка бесправна, потому что обретает семью, которая, считая девочку своей собственностью, не способна ее понять и оценить. Она им не нужна. Они ненавидят ее и помыкают ею. Они обращаются с ней как с Чужой, как с человеком, которому нельзя доверять. В сказках роль чужака или отверженного обычно достается тому, кто обладает самой глубокой связью со знающей природой.
Мачеху и ее дочерей можно рассматривать как существа, внедренные в женскую душу тем обществом, к которому принадлежит женщина. Неродная семья души отличается от "душевной семьи", поскольку относится к супер-эго, к тому аспекту души, который построен в соответствии с ожиданиями каждого конкретного общества, а они могут быть для женщин благоприятными или неблагоприятными. Влияния общества (супер-эго) могут быть очень благотворными или очень пагубными.
Неродная семья – это созревшая в душе опухоль, которая ущемляет сосуды, питающие ее жизненной силой. Эти женщины возникают как хор нераскаявшихся ведьм и сыплют упреками: "Тебе это не по плечу. Ты посредственность. Тебе не хватает смелости. Ты глупа, пресна, пуста. У тебя нет времени. Тебе под силу только простые вещи. Тебе позволено делать от сих до сих и не больше. Брось, пока не поздно". Поскольку Золушка еще не вполне осознает свои способности, она позволяет этой злой преграде пересечь линию своей жизни. Чтобы ее жизнь выправилась, должно произойти что-то еще – нечто животворное.
То же самое справедливо и для нас. В сказке мы видим, что девочка еще очень слабо разбирается в том, что происходит вокруг нее, а отец души также не замечает враждебного окружения; он слишком добр и не обладает развитой интуицией. Интересно отметить, что тем дочерям, чьи отцы наивны, обычно необходимо гораздо больше времени, чтобы достичь пробуждения.
Нас тоже ущемляют, когда неродная семья в нас и/или вокруг нас говорит, что в нас, по меньшей мере, нет ничего особенного, и заставляет нас сосредоточиться на собственных недостатках и не замечать окружающей жестокости, откуда бы она ни исходила. Однако для того, чтобы заглянуть вглубь или видеть насквозь, необходима интуиция, а также способность настоять на том, что вы увидели. Как и Золушка, мы иногда стараемся быть кроткими, когда нужно быть знающими. Возможно, нас научили отказываться от острой интуиции, чтобы было легче жить. Но если быть кроткой, когда тебя угнетают, то в награду с тобой будут обращаться еще хуже. Хотя женщина чувствует, что быть собой – значит быть чужой для других, именно такое психическое напряжение необходимо для формирования души и создания перемены.
Если вас окружают люди, которые обмениваются взглядами и негодующе возводят очи горе, стоит вам войти в комнату, что-то сказать, сделать, на что-то отреагировать, – значит, вы живете с людьми, которые душат чувства – ваши, а скорее всего, и свои тоже. Этим людям нет дела до вас, вашей работы, вашей жизни.
Женщина должна с умом выбирать друзей и возлюбленных, иначе и те и другие могут превратиться в злую мачеху и мерзких сестер.
Опухоль неродной семьи, конечно же, принадлежит нам, каким бы образом мы ее ни получили, и наша задача – справиться с ней на уровне вновь обретенной силы. Но – мы это еще увидим – если мы хотим, чтобы глубинная работа продолжалась, бесполезно пытаться доказать хору завистливых ведьм, что мы чего-то стоим; на самом деле это даже препятствует инициации.
Девочка послушно выполняет ежедневную тяжелую работу. Безропотное смирение выглядит геройством, но, в сущности, порождает все большее напряжение и конфликт между двумя противоположными натурами, одна из которых слишком добра, а другая слишком требовательна. Как и конфликт между излишней приспособляемостью и стремлением быть собой, это напряжение благотворно. Женщина, разрывающаяся между этими двумя крайностями, – на верном пути, но ей необходимо сделать следующие шаги.
Нарушение связи между женщиной и ее интуицией часто неверно понимают так, будто нарушена сама интуиция. Дело не в этом. Нарушена не интуиция, нарушено ее благословение, передающееся по материнской линии, передача интуитивного доверия между женщиной и всеми женщинами ее рода, которые ей предшествуют, – эта длинная река женщин была запружена. В результате у женщины может быть ослаблено понимание интуитивной мудрости, но, если поупражняться, оно возвращается и полностью проявляется.
Девочка начинает как подавленная, приземленная личность. Именно такая "сверх-нормальность" наваливается на нас, когда мы, помимо собственной воли, ведем размеренную, безжизненную жизнь. Это побуждает нас пренебрегать интуицией, что, в свою очередь, ведет к недостатку света в душе.
Такая излишняя, слишком кроткая приспособляемость часто бывает у женщин, когда они отчаянно боятся чего-то лишиться или оказаться ненужными.
Бессознательное по-своему великолепно дает спящей представление о новом образе жизни, а это не только жеманная улыбка слишком кроткой женщины. Узреть эту дикую, творческую энергию в себе – значит получить доступ к миллионам ипостасей потаенной женственности. Они все принадлежат нам от рождения, и мы можем выбирать любую – ту, которая больше всего подходит нам в каждый конкретный момент».
Фея в сказке – это, конечно же, символ интуиции и внутренней свободы. Что интересно, контакт с Феей часто обретает через что-то, что связано с её покойной матерью.
О двух важных символах – праздничной (скорее всего, белой) одежде и башмачках.
«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона – нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но у персоны есть и более древний смысл, что можно увидеть в ритуалах Центральной Америки. Здесь персона – не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность. В этом смысле персона или маска – это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства.
Белый – цвет новизны, чистоты, первозданности. Это также цвет души, свободной от тела, цвет духа, не отягощенного материей. Это цвет самой необходимой пищи – материнского молока. И напротив – это цвет мертвых, того, что утратило свою розовость, румянец жизни. Там, где есть белый Цвет, все на миг становится tabula rasa, чистым листом. Белый цвет – обещание: пищи достаточно для того, чтобы все началось заново; пустота или бездна заполнится».
«В социальном смысле башмачки – это сигнал, возможность отличить одного человека от другого. Часто художники носят совсем другую обувь, чем, скажем, инженеры. Обувь может кое-что рассказать о том, что мы собой представляем, и даже о том, чем мы стремимся стать, о персоне, которую мы на себя примеряем.
Архетипическая символика обуви берет начало в древности, когда обувь была свидетельством власти: правители имели ее, а рабы – нет. Даже сегодня во многих странах мира людей учат выносить суждения об уме и способностях окружающих, исходя из того, ходят они босиком или обуты, а у обутых – исходя из качества обуви.
Этот вариант сказки родом из холодных северных стран, где обувь – ни много ни мало одно из средств выживания. Держать ноги теплыми и сухими – значит пережить трескучие морозы и сырость. Помню, тетушка мне рассказывала, что украсть зимой у человека единственную пару обуви значило совершить преступление, равноценное убийству. Такой же опасности подвергается и творческая, необузданная натура женщины, если она не может сохранить связь с истоками роста и радости. Они ее тепло, ее защита.
Символ обуви можно понимать как психологическую метафору: они защищают и оберегают то, на чем мы стоим, – наши ноги. В архетипической символике ноги олицетворяют подвижность и свободу. В этом смысле иметь обувь для защиты ног – значит быть уверенным в своих убеждениях и иметь возможность действовать, исходя из них. Не имея "обуви" для души, женщина не способна справиться с внешними и внутренними обстоятельствами, требующими от нее проницательности, здравого смысла, осмотрительности и жесткости».
Эрик Бёрн о «Золушке»
В этой сказке столько интересного, что не знаешь, с чего начать
обсуждение. Сюжет, оказывается, гораздо сложнее, чем это кажется на первый
взгляд. Вот действующие лица в порядке их появления:
Отец Золушка Лакеи (Королева)
Мачеха (Мать) (Люди на балу) (Слуги)
Дочь _А_. Фея Принц Придворный
Дочь _В_. Кучер Король Два лорда
Сюда входят основные персонажи, несколько лиц, не имеющих собственного текста или с одной репликой, и много других персонажей. Самое интересное в этом сюжете, что почти у всех имеется "второе дно", то есть вторая роль.
Характерной чертой является четкость переключении, что обычно бывает почти во всех историях, предназначенных детям. Вначале у Золушки как будто бы все в порядке, затем она становится Жертвой, потом Преследователем,
наконец, Спасителем. Мачеха и ее дочери превращаются из Преследователей в Жертв.
Рассмотрим сценарии участников. Весьма нетрудно понять, как много персонажей обнаруживают природу своих сценариев в этой, казалось бы, очень простой сказке.
1. Золушка. У нее было счастливое детство, пока была жива ее мать. Затем ей было предназначено страдание, но произошло некое событие. Решающие сцены структурированы по времени: она может радоваться сколько угодно, но до тех пор, пока не пробьет полночь, когда ей надо возвращаться в прежнее состояние. Золушка избегает соблазна сыграть в игру "Подумайте, какой ужас!" даже с собственным отцом. Она кажется смирившейся со своим
несчастьем, но вдруг разворачивается сцена на балу. Она разыгрывает "Hу-ка, поймай меня" с принцем, а затем (сопровождая игру сценарной улыбкой) "Я кое-что знаю" - с сестрами. Кульминацией оказывается сокрушительный ход в игре "Ах, что она говорит!". И Золушка с лукавой улыбкой получает выигрыш,
полагающийся ей по сценарию "победителя".
2. Отец. По сценарию ему предназначено потерять первую жену и жениться на властной (скорее всего фригидной) женщине, которая заставит страдать его и Золушку. Hо у него, оказывается, была спрятана "козырная карта".
3. Мачеха. У нее сценарий "неудачницы". Она также разыгрывает "Ах, что она говорит!" с отцом Золушки, заставив его жениться на себе. Сразу же после свадьбы она обнаруживает свое подлинное злобное Я. Она живет только для дочерей, надеясь, что ее скупость обернется для них королевским
выигрышем. Hо ее надежды не сбываются.
4. Сестры. Их антисценарии основаны на материнском наставлении: "Думайте о себе, а простак пусть расплачивается". Однако исход предопределен предписанием: "Hичего не выйдет". Поскольку такому же
сценарному предписанию следует их мамаша, можно предположить, что оно получено еще от ее родителей. В своей грубой игре вначале они издеваются над Золушкой, потом просят и получают у нее прощение.
5. Фея. Hаверное, это самый интересный персонаж. Какими мотивами она руководствуется, наряжая Золушку для бала? Hаверное, можно было бы только приласкать и утешить ее, а не отсылать в сияющий огнями дворец? Ситуация была такова, что мачеха с дочками уехали на бал, а в доме оставались только
Золушка и ее отец. Зачем фее так нужно было избавиться от Золушки? Что делали фея и отец девушки, оставшись одни на весь вечер? Предписав Золушке не задерживаться на балу после полуночи, фея могла быть уверенной, что, с одной стороны, раньше этого времени Золушка не вернется, а с другой - она вернется в дом первой. Это давало гарантию, что ни мачеха, ни сестры не
застанут ее вместе с отцом Золушки, ибо возвращение Золушки - сигнал, что пора исчезнуть. Можно считать, что такой взгляд циничен, но очень похоже на то, что все это придумано, чтобы дать возможность отцу и фее остаться наедине.
6. Принц. Он, конечно, Растяпа и после женитьбы, безусловно, свое получит. Он дважды давал девушке исчезнуть, не оставив о себе никакой информации. Он не сумел ее догнать, когда она убегала в одной туфельке. Вместо того чтобы найти ее самому, он послал на это дело приятеля. Hаконец, он женился на девице из весьма сомнительного семейства и неизвестно как воспитанной, причем менее чем через неделю после знакомства. По первому
впечатлению может показаться, что он победил, но обстоятельства говорят о том, что у него скорее всего сценарий "неудачника".
7. Король. У него наметанный глаз на девушек и язык "без привязи". Кроме того, он не умеет предостеречь своего импульсивного сына.
8. Придворный, или Джентльмен. Это самый ясный из всех
персонажей сказки. Он, с одной стороны, не сентиментальничал, с другой - не проявлял высокомерия и не смеялся над Золушкой, как ее сестры, а делал свое дело с сознанием выполняемого долга. Он не убежал с Золушкой сам, как поступил бы иной на его месте, а доставил ее принцу в целости и сохранности. Это честный, деловой и принципиальный человек.
9. Два лорда. Только недотепы могут позволить женить себя на двух сомнительных девицах, с которыми познакомились только в день своей свадьбы.
"Золушка" в реальной жизни
Самое интересное, что всем персонажам сказки имеются соответствия в реальной жизни. Расскажем, например, историю Золушки из настоящей жизни.
...Родители Эммы развелись, когда она была маленькой. Девочка осталась с матерью. Вскоре отец женился вторично. Двое дочерей его новой жены ревновали отчима, когда Эмма приходила к ним в гости, и постоянно твердили, что он дает ей слишком много денег. Через несколько лет мать Эммы вышла замуж, девочке пришлось переехать к отцу, поскольку мать и отчим интересовались выпивкой больше, чем дочерью. В новом доме Эмма не
почувствовала себя счастливее, поскольку мачеха явно демонстрировала свое нерасположение, а отец за нее не мог заступиться. Все доставалось ей в последнюю очередь, сестры ее дразнили. Она была застенчивым подростком, мальчики не обращали на нее внимания. У сестер же было много компаний, в
которые Эмму никогда не приглашали.
Hо у Эммы было одно преимущество. Она знала то, чего другие не знали. Отец имел любовницу, разведенную женщину по имени Линда, которая носила дорогие украшения. По секрету от остальных Эмма и Линда стали друзьями и часто подолгу беседовали об отце. Линда давала Эмме множество советов по самым разным делам и была для нее фактически доброй феей. Ее особенно беспокоило то, что Эмма живет так одиноко.
Однажды утром Линда сказала: "Твоя мачеха уехала, сестры отправились на свидание, а ты почему сидишь одна? Что в этом хорошего? Бери мою машину, надевай лучшее мое платье и поезжай на танцы. Может быть, ты познакомишься там с хорошим парнем. А ровно в шесть часов приезжай ко мне, будем обедать". Эмма решила, что отец и Линда хотят остаться одни, поэтому согласилась на предложение Линды.
Hа танцах Эмма познакомилась с красивым парнем по имени Ролан. Они стали встречаться. Однако друг Ролана, не расстававшийся с гитарой, проявил к ней больше внимания. Вскоре она стала чаще бывать с этим Принцем, который казался очень бедным. Эмма не хотела, чтобы Принц появлялся у нее дома, так как боялась, что родители не одобрят его вольные манеры и бедную
одежду. Поэтому за ней заходил Ролан. В это время его девушка ждала их за углом, потом присоединялся Принц, и они вчетвером весело проводили время. Отец, мачеха и сестры считали, что она встречается с Роланом. Это очень забавляло Эмму.
Hа самом деле Принц не был беден. Он происходил из обеспеченной семьи, получил хорошее образование, но хотел стоять на собственных ногах и стать артистом. Постепенно он этого добился и даже обрел известность. Эмма и он решили рассказать родителям об их отношениях, пока те не узнали правду со стороны. Для Эмминых сестер это было полной неожиданностью. Раньше они
млели, слушая по радио записи выступлений Принца, а теперь пылали от ревности, узнав что их "бедная Золушка" выходит за него замуж. Hо Эмма не упрекала их за прошлое дурное обхождение с ней, наделяла их бесплатными билетами на концерты своего Принца и даже представила их кое-кому из его друзей.
После бала
Зная, как ведут себя реальные люди, нетрудно вообразить, что происходило с Золушкой после свадьбы. Она обнаружила, что быть Принцессой совсем не весело. Попробовала еще разок сыграть с Принцем в "А ну-ка, догони", однако и это ее не развлекло. Попробовала дразнить сестер, когда те делали визиты, но оказалось, что в новой ситуации они стали безответными, как овечки. Это было неинтересно. Король-отец иногда странно
на нее поглядывал. Hо он был не так молод, как хотел казаться, так что она запретила себе думать о нем. Королева-мать была с ней мила, но держалась, как это и подобает, с королевским достоинством. Что касается прочих Придворных, то по отношению к ним следовало держаться с достоинством. В положенное время у нее родился сын, которого все очень ждали. В связи с этим было много шума и торжеств. Hо больше детей у них не было. Маленький Герцог подрос, им занялись бабушки и няни, а Золушка скучала, как
прежде. Особенно тяжело было ей днем, когда муж уезжал на работу, и вечером, когда он в компании Придворных Джентльменов спускал деньги за карточным столом.
Вскоре она сделала удивительное открытие: самыми интересными для нее людьми оказались судомойки и служанки, занятые на кухне. Сначала она хранила это в секрете, стараясь найти извинительный предлог, чтобы подольше побыть на кухне. Hо потом, не удержавшись, стала давать служанкам дельные советы, свидетельствующие о глубине ее познаний в этой сфере. Путешествуя в карете по маленькому "королевству", иногда с сыном, а иногда одна, пересекая кварталы бедноты, минуя убогие деревенские хижины, она обнаружила то, что в глубине души давно прекрасно знала: в "королевстве" тысячи женщин были судомойками. Она останавливалась, чтобы поговорить об их труде.
Скоро у нее вошло в привычку посещать беднейшие дома, где женский труд был особенно тяжким. Ей нравилось надевать старое платье, сидеть с бедными женщинами, говорить с ними и помогать им. Слух о ее причудах пошел по "королевству". Принц сердился, но она знала, что ей нужно, и вела себя по-прежнему. Однажды ее сопровождала одна из Придворных Дам. Со временем этими
прогулками заинтересовались и другие дамы. Вскоре у знатных дам вошло в моду с утра надевать старое платье и выезжать в город, чтобы помочь бедным женщинам в их черной работе, а заодно послушать всякие интересные истории.
Однажды Принцессе пришло в голову, что неплохо бы собрать вместе всех дам, ее помощниц, и обсудить их общие проблемы. После этого родилось "Дамское общество помощи бедным женщинам", избравшее ее своим президентом.
Волшебные сказки и реальные люди
В повседневной жизни довольно легко найти аналогии любым персонажам из истории Золушки: от самой Золушки и ее близких до бестолкового Принца и Короля, далее - до веселого усатого кучера, который так и не сказал ни слова, а жизнь свою начинал крысой. Встречаются в жизни "примериватели" туфелек, которые тычут пальцем в небо, а могут попасть в самую точку.
*********************************************************
Понимаю, что текста и так много, но не могу не привести поразительный реальный пример воплощения этой сказки – рассказ С.Т. Аксакова о своей матери в «Семейной хронике»:
«В городе Уфе, где постоянно находилась воеводская канцелярия, постоянно жил товарищ наместника коллежский советник Николай Федорович Зубин, человек умный и честный, но слишком нежный и слабый. Он овдовел, и у него осталось трое детей: дочь Сонечка, двенадцати лет, и два малолетных сына. Отец любил свою Сонечку страстно, да и как было не любить такую красавицу и умницу, которая, несмотря на свой детский возраст, скоро сделалась ему подругой и помощницей по домашнему хозяйству. Года через полтора после смерти первой жены, горячо им любимой, выплакав сердечное горе, Николай Федорович успокоился и влюбился в дочь известного описателя Оренбургского края, тамошнего помещика П. А. Рычкова, и вскоре женился. Молодая жена, Александра Петровна, умная, гордая и красивая, овладела совершенно нежным сердцем вдовца и возненавидела его любимицу, свою молоденькую, но уже прекрасную падчерицу. Дело весьма обыкновенное. Страшное слово "мачеха", давно сделавшееся прилагательным именем для выражения жестокости, шло как нельзя лучше к Александре Петровне; но Сонечку нельзя было легко вырвать из сердца отца; девочка была неуступчивого нрава, с ней надо было бороться, и оттого злоба мачехи достигла крайних пределов; она поклялась, что дерзкая тринадцатилетняя девчонка, кумир отца и целого города, будет жить в девичьей, ходить в выбойчатом платье и выносить нечистоту из-под ее детей... Она буквально сдержала свою клятву: через два или три года Сонечка жила в девичьей, одевалась, как черная служанка, мыла и чистила детскую, где поселились уже две новые сестрицы. Что же страстно любивший отец?.. Он не видел дочери по целым месяцам и, когда встречал одетую чуть не в рубище, - отворачивался, вздыхал, плакал потихоньку и спешил удалиться. Таковы бывают по большей части немолодые вдовцы, влюбленные в молодых своих жен. Я не знаю в точности всех путей и средств, которыми достигла Александра Петровна своего торжества, и потому не стану говорить о них; не стану также распространяться о том, каким жестокостям и мучениям подвергалась несчастная сирота, одаренная от природы чувствительною, сильною и непокорною душою; тут не были забыты самые унизительные наказания, даже побои за небывалые вины. Скажу только, что падчерица была близка к самоубийству: она спаслась от него чудом. Вот как это случилось: решившись прекратить невыносимую жизнь, бедная девушка захотела в последний раз помолиться в своей каморке на чердаке перед образом Смоленской божией матери, которым благословила ее умирающая мать. Она упала перед иконой и, проливая ручьи горьких слез, приникла лицом к грязному полу. Страдания лишили ее чувств на несколько минут, и она как будто забылась; очнувшись, она встала и видит, что перед образом теплится свеча, которая была потушена ею накануне; страдалица вскрикнула от изумления и невольного страха, но скоро, признав в этом явлении чудо всемогущества божьего, она ободрилась, почувствовала неизвестные ей до тех пор спокойствие и силу и твердо решилась страдать, терпеть и жить. С этого дня беспомощная сирота облеклась непроницаемою бронею терпенья к вящему раздражению своей мачехи. Она все исполняла, что ей приказывали; все переносила спокойно; никакие ругательства, никакие унизительные наказания не вырывали слез, не доводили ее до дурноты, до обморока, как это прежде бывало, и к обыкновенному названию "мерзкая девчонка" присоединился эпитет "отчаянная и мерзкая девчонка". Но исполнилась мера долготерпения божьего, и грянул гром: великолепная Александра Петровна, в цвете лет, здоровья и красоты, родила еще сына и умерла в десятый день после родов. Она знала за сутки, что должна умереть, и поспешила примириться с своей совестью: вдруг ночью разбудили Сонечку и позвали к мачехе; Александра Петровна при свидетелях покаялась в своих винах перед падчерицей, просила у нее прощенья и заклинала именем божиим не оставить ее детей; падчерица простила, обещала не оставить их и сдержала обещанье. Александра Петровна призналась также своему мужу, что все обвинения, взводимые на его дочь, были выдумка и клевета.
Боже мой, как смерть перевернула все вверх дном! Николая Федорыча разбил нервический паралич, после которого он жил еще несколько лет, но уже не вставал с постели. Загнанная, оборванная барышня, которую подлое лакейство, особенно приданые мачехи, обижали сколько душе угодно, втоптали в грязь, - вдруг сделалась полновластною госпожою в доме, потому что больной отец отдал ей в распоряжение все. Объяснение и примирение виновного отца с обиженной дочерью были умилительны и даже возмутительны для дочери и окружающих. Раскаянье долго терзало больного старика, долго лились у него слезы и день и ночь, и долго повторял он только одни слова: "Нет, Сонечка, ты не можешь меня простить!" Не осталось ни одного знакомого в городе, перед которым он не исповедовал бы торжественно вин своих перед дочерью, и Софья Николавна сделалась предметом всеобщего уважения и удивления. Умудренная годами тяжких страданий, семнадцатилетняя девушка вдруг превратилась в совершенную женщину, мать, хозяйку и даже официальную даму, потому что по болезни отца принимала все власти, всех чиновников и городских жителей, вела с ними переговоры, писала письма, деловые бумаги и впоследствии сделалась настоящим правителем дел отцовской канцелярии. С самым напряженным вниманием и нежностью ухаживала Софья Николавна за больным отцом, присматривала попечительно за тремя братьями и двумя сестрами и даже позаботилась о воспитании старших; она нашла возможность приискать учителей для своих братьев от одной с ней матери, Сергея и Александра, из которых первому было двенадцать, а другому десять лет: она отыскала для них какого-то предоброго француза Вильме, заброшенного судьбою в Уфу, и какого-то полуученого малоросса В-ского, сосланного туда же за неудавшиеся плутни. Софья Николавна воспользовалась случаем, сама училась вместе с братьями и чрез полтора года отправила их в Москву к А. Ф. Аничкову, с которым через двоюродного его брата, находившегося в Уфе, познакомилась она заочно и вела постоянную переписку. Аничков жил в Москве вместе с известным Н. И. Новиковым; оба приятеля до того пленились красноречивыми письмами неизвестной барышни с берегов реки Белой из Башкирии, что присылали ей все замечательные сочинения в русской литературе, какие тогда появлялись, что очень много способствовало ее образованию. Аничков был особенным ее почитателем и счел за счастье исполнить просьбу Софьи Николавны, то есть взять на свои руки обоих ее братьев и поместить их в университетский благородный пансион, что и сделал усердно и точно. Мальчики очень хорошо учились, но, по несчастию, ученье было прервано тем, что их потребовали в гвардию, куда они были записаны еще в колыбели.
Все, по-тогдашнему умные и образованные люди, попадавшие в Уфу, спешили познакомиться с Софьей Николавной, пленялись ею и никогда не забывали. Большая часть таких знакомств обратилась впоследствии в дружбу с ее семейством, которая прекращалась только смертью. Из числа их я назову только тех, которых знал сам: В. В. Романовского, А. Ю. Авенариуса, П. И. Чичагова, Д. Б. Мертваго и В. И. Ичанского. Ученые и путешественники, посещавшие новый и чудный Уфимский край, также непременно знакомились с Софьей Николавной и оставляли письменные знаки удивления ее красоте и уму. Конечно, положение этой девушки в обществе и семействе было выгодно, служило ей, так сказать, картинным подножием, но зато и стояло на нем чудное создание. Особенно памятны мне стихи одного путешественника, графа Мантейфеля, который прислал их Софье Николавне при самом почтительном письме на французском языке, с приложением экземпляра огромного сочинения в пяти томах in quarto доктора Бухана, только что переведенного с английского на русский язык и бывшего тогда знаменитою новостью в медицине. Домашний лечебник Бухана был драгоценным подарком для Софьи Николавны: она могла пользоваться его указаниями и составлять лекарства для леченья своего больного отца. В стихах же граф Мантейфель называл уфимскую красавицу и Венерой и Минервой.
Несмотря на болезненное состояние, Николай Федорович не оставлял несколько лет своей должности. Всякий год раза два он давал вечера с танцами; сам к дамам не выходил, а мужчин принимал лежа в кабинете, но молодая хозяйка принимала весь город. Несколько раз в год он непременно посылал свою Сонечку на балы к почетным лицам города. Софья Николавна, богато одетая, отлично по-тогдашнему танцующая, уступая усильным просьбам старика, приезжала на бал на самое короткое время. Протанцевав польский, менуэт и один контрданс или экоссез, она сейчас уезжала, мелькнув в обществе, как блестящий метеор. Все, что имело право влюбляться, было влюблено в Софью Николавну, но любовью самою почтительной и безнадежной, потому что строгость ее нравов доходила до крайних размеров.
И вот в какую необыкновенную девушку влюбился сынок Степана Михайловича!»
Вернуться к началу
Людмила
Зарегистрирован: 07.02.2008
Сообщения: 722
Добавлено: Ср Июн 11, 2008 10:29:33 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
Спасибо ,setu , большое - пребольшое. Шикарный материал!
_________________
"Молчание !- " Записки сумасшедшего". Н.В.Гоголь.
Вернуться к началу
Элен
Зарегистрирован: 14.02.2008
Сообщения: 681
Добавлено: Ср Июн 11, 2008 12:49:25 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
setu, спасибо !
Всегда интересовалась , что же случится с Золушкой потом . Стать основательницей благотворительного общества неплохо .
Судьба уфимской золушки тоже похожа .
Вернуться к началу
Lana
Зарегистрирован: 08.02.2008
Сообщения: 116
Откуда: Нижний Новгород
Добавлено: Ср Июн 11, 2008 13:13:30 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
Да! Спасибо, Setu!
Очень интересно!
Мне особенно понравился анализ сказки Клариссы Эстес. Нашла массу подтверждений ее мыслей в собственном жизненном опыте. Вот сижу "перевариваю" теперь...
Вернуться к началу
Terri
Зарегистрирован: 30.01.2008
Сообщения: 1451
Добавлено: Ср Июн 11, 2008 16:24:28 Заголовок сообщения:
--------------------------------------------------------------------------------
SETU! Огромное спасибо!!!
Вы просто, как настоящая Золушка, собрали по крупицам столько мудрости!!!
Вот тоже, как и Лана, перевариваю анализ сказки от Клариссы Эстес..
А за удивительную и прекрасную историю воплощённой Золушки от С .Т. Аксакова, рассказавшего о своей матери - отдельное спасибо!
Действительно, эта уфимская девушка - как сияющая комета..
Вызывают удивление фигуры обидчиков - особенно мачехи.. Читала, что обидчики часто совершенно стирают в памяти реальные эпизоды, и верят в свои выдумки, а эта помнила, понимала и воплощала злодейства в жизнь.. надеялась на последнее раскаяние? Я к тому, что искреннее злодейство считаю всё-таки каким-то признаком душевного (психического нездоровья)..а в этом случае и раскаяние затруднительно..Может, ошибаюсь?
****** ****** ******
Людмила! Огромное спасибо за Ваше весёлое воспоминание обо мне..
Мелочь, а приятно..
Искренне улыбнули
Вернуться к началу
Показать сообщения: все сообщенияза последний деньза последние 7 днейза последние 2 неделиза последний месяцза последние 3 месяцаза последние 6 месяцевза последний год Начиная со старыхНачиная с новых
Список форумов Форум МЦНОВ -> "Серебряные нити" Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 След.
Страница 1 из 5
Перейти: Выберите форум Программы----------------Психологическое сопровождение семьиМетоды и техники взаимодействия с приёмной семьёй Обучение----------------Английский языкНемецкий языкЯпонский язык "Серебряные нити"----------------"Серебряные нити"Интерактивный тренинг
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB