Афалина писал(а):
Александр Геннадиевич, хочется узнать Ваше мнение по вопросам, косвенно касающимся темы последнего эфира (02.12.11).
1) Обсудить творчество Ф.М. Достоевского предлагали давно, но Вы длительное время не принимались за данные темы. Почему на произведения Достоевского и программы о его творчестве, люди реагируют совершенно по-разному или даже считают это не нужной или "опасной" темой?
Да, я думаю, что Достоевского, следом за Булгаковым, скоро объявят писателем "вредным для здоровья". Поэтому и не принимался - знал, что последует реакция "не нужно нас беспокоить Достоевским". "Сон смешного человека" именно об этом...
Афалина писал(а):
2) Главный герой рассказа "Сон смешного человека" достигает откровения, находясь в состоянии "всё-равно". Перечитывая произведение, мне отчётливо стало заметно, что герой
намеренно стремится к этому состоянию. Т.е, это не "само-собой" возникшее безразличие, апатия, равнодушие, а упорно "воспитываемое" убеждение. действительно ли такое
усилие необходимо и помогает почувствовать суть себя (или это было просто субъективное впечатление)?
Никто так и не сформулировал, почему смешной человек чувствует себя "смешным". Между тем, мне думается, что причина только в одном: он абсолютно честен перед собой и другими, поэтому и "смешон".
Он честно формулирует свое усилие, как ограничение души - "мне все равно". Это сложно понять просто потому, что современный человек обманывает себя, называя собственное безразличие другими словами. Например: "Вечером я хочу отдыхать, а не слушать программу о Достоевском"; "Оставьте меня в покое"; "У меня своих проблем хватает"; "Зима и так депрессивное время...".
Все это самообман, маскирующий фразу: "Не тревожьте мою совесть" или "Я хочу, чтобы мне было все равно".
Это смерть души: кокетливая форма самоубийства, которую Достоевский доводит до гротеска решением своего смешного человека. Самоубийство, останавливает жалость к встреченной маленькой девочке. Душа оживает. Сон-видение дарован как способ понимания мира, на которое способна только живая душа.
Душа живет - её деятельность становится осознаваемой и самим человеком, и другими людьми, только тогда, когда в ней присутствует неравнодушие: беспокойство, неуверенность, тревога, чувство вины...страдание.
Душа, достигшая "покоя" - мертва.
Это термодинамическая смерть души: ... знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
Откр 3:15-18 Сон смешного человека и есть "золото, огнем очищенное" (думаю, что именно это - буквально - Достоевский и имел ввиду).
Мы много говорим о "личностном росте" или "развитии личности" - эти процессы невозможны при стремлении души "успокоиться". Душа, желающая "избавиться от проблем" или "отдыхать" не имеет мотивации для роста или изменений. Она стремится к прямо противоположному: "захлопнуться" в уже достигнутых взглядах на мир. Даже на тренинги "личностного роста" такие люди ходят, чтобы "подхватить" там окончательные взгляды на мир, которые позволят стать "ровнее", то есть сделать так, чтобы "стало все равно".
Это и есть "зараза", которой смешной человек в своем сне постепенно отравляет "земной рай".
Тут есть много сложных аспектов. Я думаю, что в структуре самого сна Достоевский говорит о неправильно понимаемым людьми слове "страдание". Страдание, как это понимает смешной человек, - это и есть неравнодушие, а вовсе не физические муки и "физический крест", на который, приняв догму религии "смешного человека", обрекают себя жители "земного рая".
Конечно, существуют гармоничные формы покоя души, но это упокоенность души в духе - то есть в живом ощущении присутствия Бога. Христианство называет это "снисхождением Благодати", буддизм - "нирваной". Я не считаю, что эти понятия - суть одно и то же, я просто говорю, что в обоих случаях речь идет о достижении духовности - высших форм "покоя". Конечно, об этих формах говорить кратко - немыслимо. Но я беру слово "покой" в кавычки, поскольку ни Будда, ни православный святой не успокаиваются на достижении личного покоя - их задача спасать других.
Вкратце, это те взгляды, которые заставляют меня считать, что "излечение души" состоит не в том, чтобы она "упокоилась" - задача психолога или психотерапевта в любом случае состоит в том, чтобы душа захотела выглянуть из своего "футляра" - захотела задуматься о чем-то более сложном, чем достигнутый ею ограниченный взгляд на мир. Страхи и навязчивости, пьянство и депрессии, в конечном итоге, являются результатом титанической попытки человека остановиться на достигнутом - замереть, остаться в психической неподвижности.
Вот мы и стараемся...теребить.