К сожалению мне наверное не удасться, так сказать, "догнать"тему. Но я не могу не оставить своих размышлений на тему мастерства, профессианализма, делитаства. Мне эта тема очень близка, так как мне по роду деятельности приходилось заниматься и ремеслом, и ученичеством, и руководством.
У меня всегда непростые отношения с авторами разного рода трудов литературы, истории, филоссофии и тем более религии. Я прекрасно понимаю стремление людей анализировать именно эти труды, либо их авторов. Моя трудность состоит в том, что я прекрасно осознаю их опыт, их мысли, стремления, суждения, но это не мой личный опыт. По этому в интернете я стараюсь не цитировать, не приводить в пример великих, или ужасных и пробовать строить обоснования, опираясь на кого то, а не на свой собственный, прожитый опыт. Я давно, с определённой периодичность слушаю "серебряные нити" и мне приятна атмосфера душевной беседы. Мне всегда, раньше хотелось позвонить на передачу, как-то даже пробовал, но не удалось. Теперь есть замечательная возможность, более широкая, чем телефонный звонок.
По моему мнению, особенно понятия делитанта, профессионала, мастера, операются именно на личный человека опыт. Именно опыт формирует в основе эти понятия. Если отбрасывать определённого рода стереотипы, шаблоны, то весь опыт человека начинается с делитанства. В момент появления нас на свет, рождения, мы все делитанты. Причём настолько одинаковые, что набор опыта у всех один: есть, спать, плакать, смотреть, щюпать и слушать. И вот с этим стандартным набором, мы каждый попадаем в совершенно разные среды. И у каждого качество, скорость получения, колличество опыта индивидуально. Конечно сюда начинает включаться и генетический фактор. Потенциал способностей, здоровье и даже внешность. Но нас нисколько не возмущает младенческий делитантизм, напротив, мы ему умиляемся. Мы радуемся, когда, ребёнок ошибается, падает, спотыкается (по детски конечно). Мы считаем, что ребёнок должен ошибаться, иногда специално провацируем такие сетуации. Мы понимаем, что ему нужен опыт. но проходит определённое время, и мы начинаем ограничивать получения опыта ребёнком. Мы начинаем желать ему блага, ограждая его от напряжения среды. То есть мы стараемся оставить его в состоянии делитанта. В таком состоянии родители стремятся оставлять ребёнка до той поры, того момента, когда как им кажется ему пора стать самостоятельным. Когда утомляются ограждать. И в этот самый момент возникает конфликт. Человек, он же бывший ребёнок, не желает становится самостоятельным. Самостоятельным, значит перейти в другую стадию опыта. Стать профессионалом. Но всё дело в том, что скорее всего дело не в нежелании, а в неспособности, отсутствии опыта. Профессионал это прежде всего самостоятельность. Опыта столько, что человек способен самостоятельно проходить все стадии какого либо процесса. Самостоятельно принимать решения, оценивать риски. Но как человек, который большую часть необходимого времени, для получения опыта, не получал его, может стать профессионалом? В то же время, как будет выглядеть профессионал, в среде делитантов, которых кормят до седых волос?
Немного подведу черту. Делитант, это ребёнок. Хоть человек и может иметь много лет, он во многом может быть с поведением ребёнка в стадии делитанства. Профессионал, это самостоятельный человек. Человек, который имеет достаточное количество опыта, для принятия и проведения в жизнь решений. Хочу немного сказать о качестве опыта. И делитант, и профессионал пользуются необязательно осознаваемым опытом. Опыт может быть и "моторным", привычкой и т.п.
Понятие же мастера, это уже понятие осознаного опыта. Мастер способен контролировать его получение и качество. Тема мастерства очень широкая. Если у меня будет возможность, я попробую шире взглянуть на этот вопрос позже. Но большая часть людей пытается смотреть на эти вопросы, начиная именно с вопроса о Мастере. Я считаю, что это не является правильным. Я считаю правильным началом, это "с начала". Осознав "начала" можно придти к "вершинам".
|