Ой, длинно получилось!..
Попытаюсь изложить свои размышления о том,
что такое «ведьма» в женщине, и почему «ведьмы» всегда вызывали чувство тревоги и опасности. На мой взгляд, это связано с
главной психологической задачей, которую веками возлагали на женщину. Задача эта заключалась в том, что женщину обязывали быть создательницей и хранительницей маленького статичного мирка, в котором мужчина мог бы почувствовать себя уверенно и спокойно посреди пугающего и непредсказуемого мира. В этом мирке всё всегда должно быть мирно-стабильно, и там всегда должны господствовать те ценности и те взгляды которые мужчина с детства усвоил – опять же, чтобы он в этом мирке чувствовал себя уверенно и комфортно. Вот такой мирок женщину обязывали для мужчины создавать – и не только в рамках семьи, но и в рамках общества – женщинам предписывалось быть хранительницами стандартизованного мышления. Отсюда пришло понятие о так называемом «природном женском консерватизме» - который на самом деле, конечно, не природный, потому что это просто навязанный женщинам страх перед изменениями внешними и внутренними. Естественно, что этот консерватизм часто объясняли (и объясняют, я и сейчас такие объяснения слышу) с помощью физиологии: что вот раз женщина физически является хранительницей плода, то она и психологически должна быть тоже хранительницей – стандартных мнений, традиционных взглядов, суждений…. Ну, и, конечно, всё традиционное воспитание женщины было направлено именно на это – на то, чтобы привить женщинам стандартизованное, шаблонное мышление, основанное на господствующей системе ценностей. У девочек ограничивались и подавлялись их непосредственные эмоции и порывы – чтобы не дать им почувствовать вкус к свободе; а также им внушались всевозможные суеверные страхи перед внешним миром – чтобы женщина сама стала бы стремиться к однообразной жизни в маленьком мирке и бояться любых изменений и собственных импульсов. (Не случайно ведь девушкам так долго и упорно не позволяли получать образование – женщина имела право знать только те стандартные взгляды и суждения, которые были приняты в данной социальной среде, она должна была быть хранительницей этих взглядов, чтобы обеспечить в доме спокойно-стабильную атмосферу для своего мужа. Любые другие знания могли подвигнуть её на то, чтобы свободно мыслить, меняться и критически оценивать свою среду. Образованных женщин в своё время боялись примерно так же, как «ведьм» - страх этот чаще всего выражался в насмешках над этими женщинами и в упорном невнимании к каким-то их открытиям).
Женщина с течением времени стала прочно ассоциироваться с психологической стабильностью и статичностью. Настолько прочно, что, если мужчина сталкивался с женщиной, которая позволяла себе следовать каким-то своим внутренним импульсам, которая позволяла себе меняться, которая позволяла себе как-то отступать от стандартного поведения – такая женщина вызывала тревогу и страх. И «нормальные люди» обзывали её «ведьмой» и приписывали ей способность вызывать разные бедствия – что было всего лишь проекцией их собственных страхов перед внешним миром. Ну вот, например,
Куприна здесь уже вспоминали. Ну вот живёт Олеся с бабкой в лесу. Живут себе, никого не трогают. Но – они не такие, как нормальные деревенские бабы. Поэтому они «ведьмы». И чуть только неурожай или какое-то другое бедствие, то сразу: «Это ведьмы виноваты».
Мужчина, настроенный длительные отношения с одной женщиной, мечтает об атмосфере уверенности, покоя и стабильности. Собственно, это и есть «домашний уют», который женщина вроде бы призвана создавать. Мужчина мечтает о жене, которая внутренне упорядочена, предсказуема и соответствует общепринятым взглядам (наверное, не ко всем мужчинам это относится, но ко многим).
Я вспоминаю
рассказы постоянной участницы нашего форума Юлии (
Julia_Xexbr), которая приводила ссылки на свои сочинения. (Я не знаю, насколько они соответствуют действительности, но основаны они, видимо, на реальных событиях). И там один рассказ называется "Почему я не замужем?".
http://proza.ru/2009/08/31/911. Она там пишет о том, почему от неё уходят мужчины. А уходят они потому, что у неё дома живёт много зверей. И эти звери бесятся, хулиганят, делают что хотят, и никакого покоя не получается. И мужчины этого не выдерживают. В случае с «ведьмой» мужчина чувствует себя примерно так же – только «непредсказуемым зверинцем» в этом случае является её собственная душа. Если женщина меняется, если у неё в поведении появляется что-то самовольное, чего он контролировать не может – какие-нибудь мечты, или, как в рассказе, сексуальные желания – то у него появляется чувство напряжения и тревоги. Ему кажется, что вот эти её желания разбивают этот стабильный мирок, в котором он чувствовал себя уверенно. И он остаётся в огромном, пугающем и непредсказуемом мире. Я думаю, что не случайно существует такое количество
анекдотов про то, как «возвращается муж из командировки…» Анекдоты, как известно, отражают какие-то страхи. Анекдоты на эту тему – это не только страх женской измены как таковой, но и страх того, что вот придёт мужчина домой - а этого спокойно-стабильного мирка там нет, он разрушен появлением любовника. Всё это из-за того, что
мужчина, вместо того, чтобы искать какую-то стабильность в себе, начинает искать её в женщине. Если всё это знать, то становится понятно то, что происходит
в рассказе «Ведьма». Дьячок Савелий находится в состоянии сильной неуверенности и тревоги. Приход, к которому он раньше был прикреплён, упразднили. И остался Савелий с женой посреди бескрайних просторов – которые, как известно, для русского человека уже сами по себе пугающие. Жена Раиса Ниловна – это его последняя надежда на то, чтобы почувствовать какую-то уверенность и стабильность. И если бы её поведение соответствовало тем религиозным представлениям о поведении жены, которые он усвоил – то он бы чувствовал себя гораздо увереннее. Но её поведение им не соответствует. Мужа она не почитает, ей куда больше нравится этот почтальон, она его хочет и, в общем, особо этого и не скрывает. Поэтому Савелию страшно. Не случайно ведь там упоминается Юдифь с мечом у ложа Олоферна – которая его соблазнила, а потом убила. У Савелия примерно такой же страх: что молодой почтальон соблазнит его жену (а может быть, она и уйдёт с ним) - и это окончательно разобьёт все его, Савелия, надежды на стабильный семейный мирок, и он почувствует себя «убитым». Не случайно и то, что во всех мужчинах, которые в бурю заходили к ним погреться, он видел «бесов в человеческом образе».
Его страх перед её сексуальными желаниями, которые он не может контролировать, и его страх перед бурей, которая разыгралась там, на пугающе-безжизненных просторах – это, общем, один и тот же страх – не случайно же он думает, что между этими явлениями есть прямая связь. Это страх перед чем-то уничтожающим – физически или психологически. «Ведьма» - это «неупорядоченная» внутренне женщина, которая позволяет себе слушать себя и непредсказуемо меняться, и которая тем самым вызывает страх, поскольку женщине предписывается иметь консервативное мировоззрение; а женщина, которая его не имеет, наводит на мысль, что вообще ничего стабильного в мире нет. И остаётся мужчина один на один с пугающим и непредсказуемым миром. Он этого боится. Отсюда – страх перед наводящими на это «ведьмами».