Здравствуйте, форумчане. Очень меня затронула эта тема, особенно после того, как я прочитала ваши обсуждения и соображения по этому поводу. Давно здесь ничего не писали, но я всё-таки хочу вспомнить эту историю и немножко пофантазировать на этот счёт. Рецензия у меня получилась на две страницы ворда. Здесь я постараюсь осветить самое основное из неё.
Дано: маленькая сторожка и три (без)действующих героя — Почтальон, Дьяк, Дьячиха. 1. Почтальон с порога заявил о своём неуважении к этому дома, потом надсмехается над бытом «духовных людей». Так что этот «испуг» Почтальона в момент соблазнения мне очень понятен — ему действительно страшно стать таким. У него мечты далеко идут, он терпит эту «собачью жизнь» (и свою, и жизнь в этом доме) в расчёте на то, что однажды, видимо, не придётся так напрягаться, чтобы заработать на жизнь. Надежда на лучшую жизнь, отношение к настоящему как к чему-то временному, несерьезному, будто это не жизнь еще, а зал ожидания — единственное, на мой взгляд, общее, что есть у Раисы и почтальона. 2. Заметился забавный момент — комментарий почтальона о том, что дьяк пристроился хорошо (и место получил, и жену) был воспринят весьма эмоционально — Савелий нетерпеливо дёрнул ногой! Теперь понятно, откуда у него столько Страха и беспокойства по поводу жены — он, вроде как, должник, а отдавать совершенно нечем — вот и принижает её, пытаясь отыграться. Впрочем, Савелий - герой самый не интересный. 3. Сцена соблазнения меня впечатлила при повторном знакомстве с рассказом. Раиса могла бы его заманить, ей УЖЕ удалось очаровать его, и если было бы у неё больше времени, и если бы не мешал никто, она одержала бы полную победу — силы в ней достаточно. И то, как она его затягивает, как хочет «присвоить» себе его несколько пугает, Раиса кажется хищницей, смертельно опасной Юдифью. У Раисы на уме побег (из чьими стараниями созданной норы?), в этой команде она играть не желает, и хоть её действия бессмысленны и бесполезны, они порождают кучу беспокойства, особенно в голове недалёкого Савелия.
Вопрос КТО создал эту дыру для меня особенно важен. Раиса, Савелий, или, может, она возникла «неизбежно»? Может, дыра создается «сама» там, где нет жизни — деревня умирает, и смерть приходит в каждый дом, если не противиться ей, не противопоставлять жизнь умиранию. Но не противиться умиранию и значит — создавать. А если Раиса не умеет создавать жизнь, то она вынуждена жить в дыре, постоянно создаваемой вокруг неё, и побег тут не поможет, бежать надо от своей «привычки создавать дыры». Чтобы противиться этим негативным силам надо, наверное, заниматься творчеством. Надо заполнить свою собственную дыру в сердце. Где Раисе черпать вдохновение для своего творчества? Где взять ей силы, да хотя бы саму идею обновления, реконструкции, создания жизни? В передаче доктор сказал, что они — бесплодны. Что это значит? Что никакая идея никакими ухищрениями не прошибёт бесплодную душу Раисы? Каковы её шансы спастись? Она всё еще жаждит перемен, толком не зная, каких именно. А стоило бы задуматься, глядишь и план бы созрел. Однако Раиса не понимает, что спасение — в ней самой, что жизнью надо рулить самостоятельно, а не ждать с неба подачки в виде почтальонов и других случайных гостей, пропитанных чем-то другим, чем-то новым — обещанием более интересной и счастливой жизни. Она несознательно стремится зацепиться за это невнятное обещание, и не сбежать в мир даже, а засосать, поглотить всё, что обещано, опять же надеясь заполнить дыру в душе. Может она «искру» ищет в своих гостях, зажечься хочет, заразиться от них жизнью? И есть ли эта искра в почтальоне?.. Порой кажется, что мёртв в этом доме каждый. Тогда шутка Чехова становится совсем жестокой. Трагедия в том, что ей кажется, что близка была победа, но это лишь утоление голода, который снова наступит, даже если она съест свой кусок мяса, и тогда снова нужна будет жертва, принесённая для пустоты — в этом вся жизнь Раисы. Савелий уже хорошо знает эту схему, знает, что бушевать будет, знает, что утихнет позже, хотел не трогать — не удержался. И что мы слышим? Что Раиса-то хочет любить мужа. Она сама чувствует, как нужна ей любовь, но не умеет по-другому смотреть на проблему — она неизменно ждёт, что любовь должна сама свалиться на неё с неба, и верит, что она свалилась бы, если бы не Савелий, не мятая постель, не опустевшая церковь, не, не, не...
_____ А пофантазировать я вот над чем хочу. Раисе мздры, чтобы поднять себя, очевидно, не хватит. Но если бы у вас было писательское перо, то есть возможность эту историю дописать\переписать, то какую спасительную веточку могли бы вы бросить нашим героям? Жалко ведь женщину.)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
|