Людмила писал(а):
На САМОМ деле , поговорить о том, почему мы считаем своих близких представителями НЕЧИСТОЙ СИЛЫ ( хотя бы иногда ) надо бы.
На мой взгляд, у Чехова именно в этом рассказе и отражено это гениально и точно.
И сам Савелий, и Раиса Ниловна из духовного звания. Раиса Ниловна в разговоре с почтальоном не без гордости несколько раз прибавляет:
“Мы из духовного звания”. В общем-то, они оба держатся за место, место при церкви.
“Тут прежде в дьячках мой папенька были, а потом, как пришло им время помирать, они, чтоб место за мной осталось, поехали в консисторию и попросили, чтоб мне какого-нибудь неженатого дьячка в женихи прислали. Я и вышла.”Дьякона присылают из консистории, Раиса Ниловна выходит замуж, чтобы место за ней осталось. Оба держатся за место, словно оно спасение. Но вот господа уехали, приход упразднили, церковь закрыли.
“Теперь Савелий заштатный и... заместо сторожа. Ему споручено за церквой глядеть...” Дьякон Савелий становится сторожем при церкви. Храм закрыт и Бог остался в храме,… Бог-Логос, Бог-Любовь, Бог-Жизнь все оказалось заперто и в мире остались одни бесы, …
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам. … “Бесы” Пушкина, “Бесы” Достоевского, бесы Чехова…
“А в поле была сущая война. Трудно было понять, кто кого сживал со света и ради чьей погибели заварилась в природе каша, но, судя по неумолкаемому, зловещему гулу, кому-то приходилось очень круто. Какая-то победительная сила гонялась за кем-то по полю, бушевала в лесу и на церковной крыше, злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побеждённое выло и плакало... Жалобный плач слышался то за окном, то над крышей, то в печке. В нём звучал не призыв на помощь, а тоска, сознание, что уже поздно, нет спасения.”Тоска, сознание, что уже поздно, нет спасения,… делают душу беззащитной, пугливой, неуверенной. Надо за что-то зацепиться. Надо себе хоть что-то объяснить в этом мире войны и хаоса. Но к безличностному миру претензий не предъявишь, а вот люди… особенно близкие,… если Бог заперт в храме, то значит души близких, несомненно, во власти бесов, дьявола, сатаны… ну кто же там еще может быть?
“— О, безумие! О, иудино окаянство! Коли ты в самом деле человек есть, а не ведьма, то подумала бы в голове своей: а что, если то были не мастер, не охотник, не писарь, а бес в их образе! А? Ты бы подумала!” Подумать, что в душе другого бес, гораздо легче, чем поверить, что в душе другого Бог. Бог в другой душе неизменно будет требовать внимательного, заинтересованного, бережного и искреннего отношения к этому другому, будет ожидать помощи и сочувствия в трудную минуту, чуткости и интереса в повседневной жизни. С бесами проще. Их достаточно обнаружить и убить, сжечь на костре, заклеймить позором, донести священнику, выгнать в метель на улицу… Вернуться и спокойно лечь спать, до следующего ненастья в душе.
Djuley писал(а):
А может дьячок, по сути, вовсе и не муж дьячихи, может он символизирует не рождённого ребёнка, Христа?
Думаю, что уже рожденного, но некрещеного еще. По народным поверьям нечистая сила имеет особую власть в дни святочных гуляний, от Рождества Христова до Крещения. Младенец Христос уже явился на Землю, но еще не было его крещения в Иордане, не было Богоявления… (таково церковное название этого праздника), явления Бога во всей полноте (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой),… после которого началась Его проповедь Слова, поэтому мир в эти дни особенно заполнен бесами, чертями и прочей нечестью. Поэтому эти дни карнавальные. Надо научиться смеяться надо всем этим, чтобы не разводить инквизиторских костров в собственной душе.
А дьяк Савелий живет в церковной сторожке. Он сторож при храме, а не служить Богу,… он заштатный (слово замечательное), он выведен из штата, проповедующих Слово Божье.