Селена писал(а):
Я стояла на краю той самой пропасти во ржи Сэлинджера, пропасти НЕБЫТИЯ. Страх небытия удерживал от последнего шага <...>
Прежде надо почувствовать бесценность того, что Я ЕСТЬ, и страх НЕ БЫТЬ.
Селена, кажется, Вы чувствуете, как Шекспир!
«Быть или не быть…» - отчасти тот же вопрос? И кажется, Вы отвечаете уверенно и однозначно: быть!
Думаю, приведение этого монолога в обсуждении данной темы будет в любом случае не лишним.
Больше всего он мне нравится в переводе В. Набокова:
Быть иль не быть - вот в этом
вопрос; что лучше для души - терпеть
пращи и стрелы яростного рока
или, на море бедствий ополчившись
покончить с ними? Умереть: уснуть
не более, и если сон кончает
тоску души и тысячу тревог,
нам свойственных, - такого завершенья
нельзя не жаждать. Умереть, уснуть;
уснуть: быть может, сны увидеть; да,
вот где затор, какие сновиденья
нас посетят, когда освободимся
от шелухи сует? Вот остановка.
Вот почему напасти так живучи;
ведь кто бы снес бичи и глум времен,
презренье гордых, притесненье сильных,
любви напрасной боль, закона леность,
и спесь властителей, и все, что терпит
достойный человек от недостойных,
когда б он мог кинжалом тонким сам
покой добыть? Кто б стал под грузом жизни
кряхтеть, потеть, - но страх, внушенный чем-то
за смертью - неоткрытою страной,
из чьих пределов путник ни один
не возвращался, - он смущает волюи заставляет нас земные муки
предпочитать другим, безвестным. Так
всех трусами нас делает сознанье,
на яркий цвет решимости природной
ложится бледность немощная мысли,
и важные, глубокие затеи
меняют направленье и теряют
названье действий. Но теперь - молчанье...
Офелия...
В твоих молитвах, нимфа,
ты помяни мои грехи..С основным вопросом «быть или не быть», кажется, переплетён вопрос «уйти или остаться – что сила и что слабость; что будет достойнее?» - даже если рассмотреть его именно в самой –самой простой интерпретации: под "уходом" имея в виду именно уход из жизни, посредством самоубийства, и не более.
Если этот вопрос возникает в уме человека, колеблющегося, совершить суицид или нет, надо полагать, ответ на него может немало повлиять на его финальное решение.
Самооценка подростка ведь в существенной степени зависит от того, как его оценивает окружение. И потому негативная оценка со стороны или построение её возможности в воображении подростком может оказаться им очень болезненно воспринимаемой. Тем более если ситуация доведена до некоего предела, реально накалена или незаметно преувеличена в воображении. Если подросток устал от постоянных неудач, если он не помнит, когда его в последний раз хвалили, одобряли его действия, воодушевляли, замечали его достижения, - в итоге у него может сформироваться впечатление, что он никчёмный, ни к чему не годный, слабый, и потому он не сможет посредством собственных усилий улучшить ситуацию, мнение о себе в глазах окружающих и вообще свою жизнь. А потому может прийти в голову, что само решение на самоубийство, совершение этого шага – это проявление силы, которую так хочется продемонстрировать и себе, и другим, так как равновесие нарушено…
Как часто и легко в нашей жизни мы замечаем в других их недостатки и беспощадно указываем им на них, а о достоинствах упомянуть забываем! Особенно если происходит некий разлад в отношениях, или скорее в нашей собственной душе? Не предотвратит ли многих бед одна простоя вещь: стараться - что бы ни было - прежде всего стараться концентрироваться на прелестях и достоинствах своих близких, друзей и коллег, чаще хвалить их за их старания, успехи, преданность делу, любовь и заботу, и лишь потом, если понадобится, тактично и мудро упоминать об их ошибках, действиях и чертах характера, над которыми нужно работать? Быть может, такой подход будет проявлением нашей любви и в свою очередь примером для подрастающего поколения в формировании его отношения к другим.