Загадки Турандот - это загадки-тесты, которые проверяют: способен ли принц чувствовать в своей душе солнце, способен ли он чувствовать те стихии, которые символизирует лев, – и способен ли он видеть всё это в душе принцессы? Однако, я долго не могла понять, почему же Турандот и подобные ей принцессы из других сказок приговаривают к смерти тех принцев, которые не угадали загадки? Почему не ограничиваются просто отказами выйти за них замуж? Мне кажется, что
смерть всех этих принцев символизирует полное невнимание к ним. Так же как обозвать человека дураком означает символически убить его, перестать его замечать. Турандот таким образом хочет показать, что все эти принцы, которые не смогли понять её душу, для неё не существуют.
Поведение Турандот - это позиция эгоцентричной женщины: мужчина должен меня полностью понимать, он должен видеть мою душу сквозь все мои причуды - иначе он для меня не существует. Если вспоминать карты
Таро, то умная, но капризная и взбалмошная Турандот – это «
Берегиня». (В сборнике сказкок Афанасьева есть сказка «Вещий сон», где похожая на Турандот царевна всё время носит с собой волшебную книгу – один из атрибутов именно «Берегини»). Женщина в состоянии «Берегини» - это женщина, которая что-то такое магическое чувствует в своей душе – но ни понять, ни объяснить этого она не может, и поэтому требует такого безоговорочного понимания от мужчины.
И не случайно Калаф требует, чтобы Турандот тоже отгадала его загадку, узнала его имя.
В сказках узнать подлинное имя человека – значит узнать его жизненный путь и качества души.
Калаф хочет проверить, способна ли принцесса тоже видеть его душу? И вот тут становится важным то,
как Турандот пыталась это имя узнать. Сначала она хотела подкупить Гасана, который знаком с Калафом, потом подсылала к нему слуг и рабынь. Но единственная, кому удалось узнать его имя – это рабыня
Адельма. Эта героиня заслуживает того, чтобы о ней сказать особо. Адельма – тоже принцесса, но пленённая. Она выглядит более зрелой, чем Турандот, - и внешне, и по своим душевным качествам. В отличие от сиюминутной влюблённости Турандот, Адельма влюблена в Калафа уже давно, она пронесла это чувство сквозь время и испытания.
Если Турандот – «Берегиня», то Адельма – «Императрица». Адельма – это часть души самой Турандот, но её положение рабыни говорит о том, что эта часть в Турандот ещё «зажата», она ещё толком не проявилась. Тем не менее, именно эта часть узнаёт имя Калафа, то есть именно эта часть души способна любить. И поэтому как-то настораживает то, что Адельму в конце, скажем так, вежливо попросили покинуть царство Турандот – правда, вернув ей при этом статус принцессы и захваченные у неё владения. То, что Адельма, т.е. более зрелая часть души, уходит от Турандот – не очень хороший знак. Собирается ли Турандот всю жизнь оставаться в состоянии эгоцентричной и капризной «Берегини»? Впрочем, мне кажется, что в их будущем Адельма о себе ещё заявит – например, соберёт войско и захватит царство Турандот – может ведь быть и такое.
Если говорить именно о
спектакле, то очень важную роль в нём играют
маски: Бригелла, Труффальдино, Пантолоне и Тарталья. В данном случае они придворные во дворце Турандот – но на самом деле это архетипические маски, пришедшие из средневековой комедии дель арте:
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик;
Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано, в Неаполе - Тарталья), — псевдо-учёный доктор права; старик, глупый судья;
Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга;
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга.(подробнее о масках -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5)
Эти герои обеспечивают атмосферу спектакля. Они связывают зрителей со сказкой. Они шутят на злободневные темы.
Они постоянно «перебрасывают» зрителей то в сказку Гоцци, то в реальную жизнь. Например, когда принцесса посылает их узнать имя Калафа, они говорят: «А вот сейчас мы возьмём у зрителей программку и посмотрим, кого играет артист Лановой». Такой взгляд «со стороны» на действие спектакля иногда виден и у главных героев – когда Калаф посреди драматического эпизода вдруг говорит одному из масок: «Не ломай театральную мебель!» Таким образом,
зрители «втягиваются» в спектакль, они начинают связывать реальную жизнь со сказкой – и у многих возникает ощущение, что и в нашей жизни тоже есть место для чего-то сказочного и волшебного. Это было как раз то, что принёс в театр Евгений Вахтангов.