Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

"Принцесса Турандот" Карло Гоцци
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1139
Страница 4 из 4

Автор:  Людмила [ 29 фев 2012, 18:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

"Не сказало нам Их Высочество про свое житье-бытие.
Не назвало нам имя-отчество.
И свое фамилие-еееееееееееееееееееее". :sh_ok: :du_ma_et:

Так и помню,как пели это в спектакле Вахтанговском,на мотив ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА. Кажется, Михаил Ульянов и Юрий Яковлев. Валяли дурака напропалую !И этим запомнились. Понимаю,что попаду не в струю,но мне как-то совсем неинтересно расшифровывать СМЫСЛ всех этих загадок и самого сюжета покорения сердца красавицы. Мне,повторюсь,очень важна импровизация. В которой Лев вполне может оказаться Ослом. Уж как сымпровизируют "господа актеры в ЭТОТ конкретный театральный вечер". И публика ловит кайф оттого,что действие и его нюансы оказываются непредсказуемыми. Всякий раз - ОТКРЫТОЕ поле игры. Соблюдается только канва.
Либо ПАН , либо - ПРОПАЛ. Чтобы не пропасть,надо ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ. И доверять своему сердцу и своей интуиции. ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ - это символ ИСПЫТАНИЯ ЖИЗНЬЮ. Если,конечно, ты в этой жизни хочешь непросто так носить свое имя.
Рассуждения о символах очень интересны. Но ЗАГАДКИ в принципе могут быть любыми. Мне почему-то так кажется. Этот спектакль - барометр времени. А ТУРАНДОТ - манОк этого времени. Сегодня она может предстать КИНОДИВОЙ или СУПЕР-МОДЕЛЬЮ. А Принц предстать перед ней первоначально БОМЖОМ. Думаю,в современном спектакле не обошлось бы без виртуального пространства. Претендентов Героиня уничтожала бы посредством кнопки ДЕЛИТ. А победителя поместила бы в папку ИЗБРАННОЕ. Почти шучу,но импровизационный характер театра дель арте позволяет такие шутки. Такой театр,если угодно,прообраз КВН ( того самого ПЕРВОГО, из 60-х годов,когда все - по самому замыслу - были раскрепощены эмоционально и весьма остры интеллектуально ) .
Хотя я понимаю, что А.Г. просил говорить о загадках КАНОНИЧЕСКОГО текста. И участники форума делают это блестяще. Но нынешнюю публику этим уже АРХАИЧНЫМ текстом не привлечешь. То ли - увы,то ли - и ХОРОШО ЧТО НЕ... :-*

Автор:  Eugenia [ 29 фев 2012, 19:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

Загадки Турандот - это загадки-тесты, которые проверяют: способен ли принц чувствовать в своей душе солнце, способен ли он чувствовать те стихии, которые символизирует лев, – и способен ли он видеть всё это в душе принцессы? Однако, я долго не могла понять, почему же Турандот и подобные ей принцессы из других сказок приговаривают к смерти тех принцев, которые не угадали загадки? Почему не ограничиваются просто отказами выйти за них замуж? Мне кажется, что смерть всех этих принцев символизирует полное невнимание к ним. Так же как обозвать человека дураком означает символически убить его, перестать его замечать. Турандот таким образом хочет показать, что все эти принцы, которые не смогли понять её душу, для неё не существуют. Поведение Турандот - это позиция эгоцентричной женщины: мужчина должен меня полностью понимать, он должен видеть мою душу сквозь все мои причуды - иначе он для меня не существует. Если вспоминать карты Таро, то умная, но капризная и взбалмошная Турандот – это «Берегиня». (В сборнике сказкок Афанасьева есть сказка «Вещий сон», где похожая на Турандот царевна всё время носит с собой волшебную книгу – один из атрибутов именно «Берегини»). Женщина в состоянии «Берегини» - это женщина, которая что-то такое магическое чувствует в своей душе – но ни понять, ни объяснить этого она не может, и поэтому требует такого безоговорочного понимания от мужчины.
И не случайно Калаф требует, чтобы Турандот тоже отгадала его загадку, узнала его имя. В сказках узнать подлинное имя человека – значит узнать его жизненный путь и качества души. Калаф хочет проверить, способна ли принцесса тоже видеть его душу? И вот тут становится важным то, как Турандот пыталась это имя узнать. Сначала она хотела подкупить Гасана, который знаком с Калафом, потом подсылала к нему слуг и рабынь. Но единственная, кому удалось узнать его имя – это рабыня Адельма. Эта героиня заслуживает того, чтобы о ней сказать особо. Адельма – тоже принцесса, но пленённая. Она выглядит более зрелой, чем Турандот, - и внешне, и по своим душевным качествам. В отличие от сиюминутной влюблённости Турандот, Адельма влюблена в Калафа уже давно, она пронесла это чувство сквозь время и испытания. Если Турандот – «Берегиня», то Адельма – «Императрица». Адельма – это часть души самой Турандот, но её положение рабыни говорит о том, что эта часть в Турандот ещё «зажата», она ещё толком не проявилась. Тем не менее, именно эта часть узнаёт имя Калафа, то есть именно эта часть души способна любить. И поэтому как-то настораживает то, что Адельму в конце, скажем так, вежливо попросили покинуть царство Турандот – правда, вернув ей при этом статус принцессы и захваченные у неё владения. То, что Адельма, т.е. более зрелая часть души, уходит от Турандот – не очень хороший знак. Собирается ли Турандот всю жизнь оставаться в состоянии эгоцентричной и капризной «Берегини»? Впрочем, мне кажется, что в их будущем Адельма о себе ещё заявит – например, соберёт войско и захватит царство Турандот – может ведь быть и такое.
Если говорить именно о спектакле, то очень важную роль в нём играют маски: Бригелла, Труффальдино, Пантолоне и Тарталья. В данном случае они придворные во дворце Турандот – но на самом деле это архетипические маски, пришедшие из средневековой комедии дель арте:
Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто), — венецианский купец, скупой старик;
Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано, в Неаполе - Тарталья), — псевдо-учёный доктор права; старик, глупый судья;
Бригелла (Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга;
Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга.

(подробнее о масках - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5)
Эти герои обеспечивают атмосферу спектакля. Они связывают зрителей со сказкой. Они шутят на злободневные темы. Они постоянно «перебрасывают» зрителей то в сказку Гоцци, то в реальную жизнь. Например, когда принцесса посылает их узнать имя Калафа, они говорят: «А вот сейчас мы возьмём у зрителей программку и посмотрим, кого играет артист Лановой». Такой взгляд «со стороны» на действие спектакля иногда виден и у главных героев – когда Калаф посреди драматического эпизода вдруг говорит одному из масок: «Не ломай театральную мебель!» Таким образом, зрители «втягиваются» в спектакль, они начинают связывать реальную жизнь со сказкой – и у многих возникает ощущение, что и в нашей жизни тоже есть место для чего-то сказочного и волшебного. Это было как раз то, что принёс в театр Евгений Вахтангов.

Автор:  КС [ 29 фев 2012, 19:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

Anya Seredina писал(а):
Автор очень настойчиво повторяет, что принцесса злая. У меня тут параллель прошла между ней и товарищем Дитом, что в озере Коцит сидит.

Если злость связывать с холодом души (ведь Коцит замёрзшее озеро), то тогда Турандот связывается с Разумом.

Моя логическая цепочка ведёт к богине Фортуне, а уж от неё к славянской богини-пряхи Макоши, которая прядёт нить судьбы человека. Та в свою очередь восходит к образу Великой Ма, которая имела два основных обличья: Мать сыра Земля и Макошь. Кстати, многие исследователи видят в образе Бабы-Яги отголоски культа Макоши.

Турандот загадывает загадки о солнце, годе и Льве Адрии. Эти три символа - объединяет образ колеса.

Солнце, как колесо.

Восприятие солнца как колеса одно из доминирующих в древности: эта идея обнаруживается у арийцев и у семитов. Считается, что солнце изображает колесо с шестью спицами.

Год, как колесо.

Обычно колесо с четырьмя спицами (четыре времени года).

Лев Адрии - и колесо.

Многие тарологи, на одной из древнейших карт Таро марсельского расклада "Колесо. Фортуна", видят изображение льва, кстати, плащ у него как два крыла. Цитата: "Ты, зверь четвероногий и крылатый...".

Автор:  КС [ 29 фев 2012, 19:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

Женя, я только сейчас прочитала твоё сообщение, мне очень понравилось. Всю "Принцессу Турандот" можно разложить по картам Таро.
А четыре маски, не только четыре темперамента, но и карта "Община. Мир"

Автор:  Djuley [ 29 фев 2012, 20:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

Крёстная, я по поводу - почему этот спектакль сейчас не к обеду ложка. С самого начала, с выхода шикарных дам-актрис, похожих на богинь античности, и вообще, от солнечной весёлости всего действа эмоционально спектакль воспринимается как праздник жизни, народившейся новой послевоенной, после сталинскозажатости жизни. Сейчас, по моему, мы переживаем никий глобальный процесс умирания сегодняшне-вчерашнего мира. Как-то вдруг вернулся мыслями к предыдущей теме о суицидах - некоторых эта картина умирания приковывает как взгляд Медузы Горгоны, с невозможностью обратить взор опять к жизни. Прошу прощения за мрачность - другие сценарии.
Второй день всё никак не досмотрю "Амадея" Формана - там сразу и то и другое, Сольери в сюртуке как в гробу и фантанирующий жизнью солнечный Моцарт.

Автор:  Людмила [ 29 фев 2012, 21:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

Да, Крестник. Мы сегодня не осилим именно ПРАЗДНИК жизни. И потому - суицид кажется выходом ( а ведь просто ЛЕГКОмыслия ЖИТЬ в ЛЮБЫХ условиях не хватает нынешним "зажатым"в прокрустово ложе обстоятельств людям - маленьким и стареньким особенно). В нас пропал КУРАЖ рисковать, смелость казаться смешным. Эта тема еще и с темой УСПЕХА связана. В театр раньше именно за УСПЕХОМ ходили. Чтоб соучаствовать, быть свидетелем успеха и долгое время жить его энергией.
Моцарта нет. Да. Диапазона этого - от Волшебной флейты до Реквиема. Реквием - с рождения звучит. А то и вовсе отсутствие всякой Музыки. Ведь еще Блок расслыщал,что МУЗЫКА кончилась. И для Гамлета наступила ВЕЧНАЯ ТИШИНА.
А ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ - это то,что вопреки умиранию. Ставит смертельно больной режиссер. Играют голодные и холодные артисты. Публика идет в театр за ЗРЕЛИЩЕМ ,в котором - торжество ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. За Юмором, Любовью.
Ну,и в оттепель так же. Может, впервые после долгого времени рассмеялись свободно и всласть. Без оглядки на СТРОГОГО ОТЦА. Без внутренних запретов.
Наверное, по этому же самому поводу мы в недавнем прошлом прилепали к Нагиеву и Росту в "Осторожно, Модерн". Комеди Клаб лично ко мне не привился,но это уже мои проблемы. А импровизационное начало в этих ребятах сильно.
Моцартианства не хватает. Да и цену ему ,пожалуй,сегодня знают не все.
Я второй день начисто проваливаю лекции. Нет СМЫЧКИ между Блоком и аудиторией. А между Хармсом и аудиторией давным-давно уж смычки нет.
Вишневский "Одиночество в сети" собирает сегодня полные залы в Питере. Что показательно.

Автор:  Eugenia [ 29 фев 2012, 23:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

СПАСИБО ЗА ПРОГРАММУ! :ro_za: :ro_za: :ro_za:

Автор:  Людмила [ 29 фев 2012, 23:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

:sh_ut: Спасибо, Евгения, Вам ! От всей ТЕАТРАЛЬНОЙ души !

Автор:  Селена [ 29 фев 2012, 23:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

А ведь действительно весна. Сегодня уже 1-ое марта. Как замечательно она началась. Под звуки вечно юного спектакля.
Конечно, и карнавал, и начало любви – это непременные спутники юности, которая никогда не уходит из наших душ, если мы помним о ней.
Спасибо за программу, Александр Геннадиевич. Очень понравился сегодняшний эфир.

Сегодня у нас шел мокрый снег, температура после сильных морозов стремительно летела к нулю. На улице так пронзительно пахнет весной. Программа еще больше углубила это состояние.
Еще раз. СПАСИБО. :ro_za:

Музыкальное оформление… чудо, как хорошо было! :ro_za:

Евгения, спасибо за тему! :ro_za:

Автор:  Эльмира [ 01 мар 2012, 09:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

Спасибо за вчерашний эфир :ro_za:
Теперь есть и СН-новская "Турандот".
Спасибо ВСЕМ за радугу интерпретаций текста! :ro_za:
Очень понравилось Женино: "Не ломайте театральную мебель" :hi_hi_hi:
Очень понравилось, как Вы, Александр Геннадиевич, поддержали шутку... многозначительными тональностями в голосе :ro_za:
***
Женя, я только хочу сказать, что по законам сказочного жанра Адельма (которая в "Турандот" в какой-то мере исполняет роль КОВАРНОЙ и ЗЛОЙ МАЧЕХИ) НЕ вернётся...
В сказках (которых Вы, наверняка вспомните и без меня - вагон), злая мачеха (а в некоторых сказках и родная мать, как, например, в сказке Ш.Перро "Подарки феи" ) и злые ленивые сёстры наказаны, отвергнуты..
http://www.hobbitaniya.ru/perro/perro1.php
В этом, видимо, смысл женской cказочной инициации ВЗРОСЛЕЮЩЕЙ девушки: ОТделить себя от злой мачехи-матери (некоего злого природного начала в себе), чтобы открыть в себе начало доброе и животворное)))...

Автор:  Anna Serediná [ 01 мар 2012, 10:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

Да, действительно, у Серебряных нитей теперь тоже есть "Турандот" :)
Вчера это была не передача, это была сказка!
:ro_za:

Автор:  Anna Serediná [ 03 мар 2012, 10:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

Сказки для Ульяны по субботам - это зеркало Серебряных нитей? :))))
Часто замечаю, что они стайкой ходят, одни и те же смыслы в одно и то же время разгадывают.

Автор:  quagga [ 05 мар 2012, 10:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци

Людмила писал(а):
Да, Крестник. Мы сегодня не осилим именно ПРАЗДНИК жизни. И потому - суицид кажется выходом ( а ведь просто ЛЕГКОмыслия ЖИТЬ в ЛЮБЫХ условиях не хватает нынешним "зажатым"в прокрустово ложе обстоятельств людям - маленьким и стареньким особенно). В нас пропал КУРАЖ рисковать, смелость казаться смешным. Эта тема еще и с темой УСПЕХА связана. В театр раньше именно за УСПЕХОМ ходили. Чтоб соучаствовать, быть свидетелем успеха и долгое время жить его энергией.
..
А ПРИНЦЕССА ТУРАНДОТ - это то,что вопреки умиранию. Ставит смертельно больной режиссер. Играют голодные и холодные артисты. Публика идет в театр за ЗРЕЛИЩЕМ ,в котором - торжество ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. За Юмором, Любовью.

"Принцесса Турандот"- шестой спектакль в моей жизни. Я и смотрела "Принцессу" как "театр вообще". Не серьезно, не похоже на "настоящую жизнь", представляют они, изображают!! %)
Какая же я, оказывается, глупая, в своем стремлении "жить по- настоящему"..
"Ставит смертельно больной режиссер"- пишет Людмила. Смерть, болезни- это условности, формирующие частности и условности. А жизнь уходит дальше, уходит за, человек, создавший спектакль живет над, помимо, БОЛЬШЕ своей условной смерти.
В театр раньше именно за УСПЕХОМ ходили. Чтоб соучаствовать, быть свидетелем успеха и долгое время жить его энергией.
Вполне себе практическое влияние театрального искусства на мою конкретную жизнь- не позволь я себе под влиянием спектакля побыть несерьезной- не выдержала бы я 10 часов выставки- ярмарки!

Страница 4 из 4 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/