Возможно, я неясно выразилась в эфире.
Я отметила, что декларация "богоизбранности" евреев порой понимается почти как "избранность" арийской расы, - вроде как, будто они чем-то лучше, чем все остальные.
Однако я считаю, что это не декларация - это внутреннее ощущение, которое для меня (субъективно!) наиболее полно выражается в (если так можно выразиться)
еврейской культуре и мироощущении.Мои прадедушка и прабабушка, бабушка и дедушки не были ортодоксальными иудеями - они были вполне обычными людьми. Но по жизни, куда бы она их не забросила, они везде чувствовали себя
"на своем месте". Попал в концлагерь - значит, ты угоден Богу там (моя прабабушка потеряла в лагере сына, мужа и сестру. Когда освободили, она взяла к себе детей, оставшихся сиротами, хотя у нее своих было четверо); вынужден работать сапожником - работаешь, не смотря на то, что получил образование врача.
Я говорила о том, что вот это ощущение стойкости по жизни, примером которой для меня являются мои родные, это способность везде и всегда чувствовать себя уместно: независимо от жизненных обстоятельств оставаться собой и делать любое дело - будь то преподавание в институте, лечение людей, трактование Торы, починка сапогов, крашение шерсти или помощь другим людям. Вот это чувство: "Я угоден Богу, где бы я ни оказался" - "Я там, где я должен быть" позволяло им оставаться собой, независимо от изменения внешних обстоятельств, утраты близких, бедности и голода, преследований и т.д. и т.п.
Это мироощущение переняли их дети, а потом и дети их детей. Мои родители шли и идут по жизни с этим ощущением. Их ничто не могло "сломать" - ни развал Советского Союза, ни перестройка, ни "дивный новый мир" современности. Они, будучи людьми исключительно образованными и интеллигентными, по жизни занимались всем, что она им предлагала - предлагала заниматься научной или педагогической работой - работали там, предлагала работу дворника (повара, швеи, санитарки, переводчика, редактора, няни и т.д) - работали там. Причем никогда не чувствовали себя "униженными и оскорбленными", не жаловались на "плохую жизнь", к любой работе (даже дворника!) относясь творчески. Я снова про это чувство: "Я там, где я должен быть".
КС писал(а):
Вопрос, а вот еврейская стойкость, может быть проявлением трусости? Лучше я стерплю, чем нарвусь на кулак (гипотетический). Лучше стойко молчать - чем идти отстаивать справедливость и свои права. Мой дед ещё поражался "стойкости" евреев на несправедливость, моя двоюродная бабка с мужем в лес партизанить пошла, а её соседка еврейка (выдуманная) - в концлагерь поехала.
А вот про "трусость", соседей и протекшие трубы – это как-то немного вульгарно.
Для того чтобы "отстаивать свои права", нужно точно знать, что такое "справедливость". Если у человека есть ощущение, что только Богу ведомо, что справедливо, а что нет, он реализует свое единственное право - быть самим собой. Ощущение "богоизбранности" - это ощущение, что Бог ведет тебя по жизни, а ты исполняешь свое призвание - будь этим призванием крашение шерсти или спасение жизни.
Вспоминается притча про цадика Зусю:
"Бог не хочет от меня, чтобы я был Моисеем, — говорил цадик Зуся, — Он хочет от меня, чтобы я был Зусей."
Еще один вариант:
"В том мире никто не спросит у меня: "Почему ты не был Моисеем?" Спросят другое: "Почему ты не был Зусей?"
Или у Заболоцкого:
«Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,-
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому».
Осталось только понять, что такое «быть самим собой»…
Я хочу подчеркнуть, что говорю не о "национальном превосходстве", а о национальном мироощущение народа, который (тут уж не поспоришь) подвергался многим испытаниям. Это мои вполне личные ощущения, которыми я хотела поделиться.
Я могла бы говорить и о русском народе, подвергшимся не меньшим испытаниям, - не говорю лишь по той причине, что мои русские родные (священнослужители и ученые), по семьям которых прокатилась репрессивная машина, всю жизнь прожили в страхе и молчании, постоянной тревоге и абсолютной неуверенности в завтрашнем дне. Они не оставили свое призвание (педагогику и науку), однако жили с постоянным ощущением "как бы чего не вышло", почти ничего не рассказывали детям, боясь, что им тоже (уже в относительно мирные времена) может "попасть". Возможно, поэтому я не могу привести в пример русскую стойкость: мне о ней не рассказали – боялись. Хотя я чувствую, что она мало чем отличается от «еврейской стойкости».
О еврейской музыкальной традиции, к сожалению, так и не успела рассказать. Что ж, еще не вечер ))