Я не случайно привела в пример песни Розенбаума. Потому что хотела задать вопрос Валентине о её предках. Он не имеет в себе антисемитской подоплёки или шизофренического бреда. Он, от человека, который искренне хочет разобраться и понять эту проблему.
Для меня были откровением слова:
Valentina писал(а):
Возможно, я неясно выразилась в эфире.
Я отметила, что декларация "богоизбранности" евреев порой понимается почти как "избранность" арийской расы, - вроде как, будто они чем-то лучше, чем все остальные. Однако я считаю, что это не декларация - это внутреннее ощущение, которое для меня (субъективно!) наиболее полно выражается в (если так можно выразиться)
еврейской культуре и мироощущении.Мои прадедушка и прабабушка, бабушка и дедушки не были ортодоксальными иудеями - они были вполне обычными людьми. Но по жизни, куда бы она их не забросила, они везде чувствовали себя
"на своем месте". Попал в концлагерь - значит, ты угоден Богу там (моя прабабушка потеряла в лагере сына, мужа и сестру. Когда освободили, она взяла к себе детей, оставшихся сиротами, хотя у нее своих было четверо); вынужден работать сапожником - работаешь, не смотря на то, что получил образование врача.
Я говорила о том, что вот это ощущение стойкости по жизни, примером которой для меня являются мои родные, это способность везде и всегда чувствовать себя уместно: независимо от жизненных обстоятельств оставаться собой и делать любое дело - будь то преподавание в институте, лечение людей, трактование Торы, починка сапогов, крашение шерсти или помощь другим людям. Вот это чувство: "Я угоден Богу, где бы я ни оказался" - "Я там, где я должен быть" позволяло им оставаться собой, независимо от изменения внешних обстоятельств, утраты близких, бедности и голода, преследований и т.д. и т.п.
Для меня, чтобы научится так чувствовать, как чувствовали твои предки, нужно будет разбираться не столько в своих амбициях, сколько в своих мечтах. Мне кажется, во многих людях живут ПЫЛКИЕ МЕЧТЫ и ИДЕАЛЫ, которые рождают противоположные ощущения, что "ты не на своём месте", что занимаешься не своим делом. Я даже скажу больше, есть одна песня, я считала, что она поётся о еврее, но после твоих слов поняла, что это не характерные национальные ощущения. Этот человек ощущает "не своё место и не своё дело":
Кочетков Михаил
Мой дедушка старый…Мой дедушка старый, но добрый старик
Мечтал, что я стану большим скрипачом,
И даже в далеком Милане
Я буду играть на концерте
А внук его глупый закатывал крик
Ведь он не хотел быть большим скрипачом,
Он плавать хотел в океане
На старом пиратском корвете.
Среди акул и альбатросов
Мечтал стоять он на борту
Слегка подвыпившим матросом
С огромной трубкою во рту
Крича в бою осипшим басом:
- На абордаж, орлы, вперед!
И быть огромным, одноглазым
И даже раненым в живот!
Как он мечтал из океана
Вернуться на родной причал,
Веселый, раненый и пьяный,
О Боже мой, как он мечтал!
В портовом кабаке «Ривьера»
В объятьях гейшу задушить,
Крича
- А ну, скрипач, холера,
Сыграй мне чёй-нть для души!
Но время проходит, и дедушки нет,
Он больше не будет стоять над душой,
Теперь-то ему безразлично,
Что внучек скрипач в ресторане.
Он по вечерам достает инструмент,
И мучает скрипку, и всем хорошо…
Ему ж это все безразлично
Ведь он далеко в океане.
Среди акул и альбатросов
Мечтал стоять он на борту
Слегка подвыпившим матросом
С огромной трубкою во рту
Крича в бою осипшим басом:
- На абордаж, орлы, вперед!
Быть одноногим, одноглазым
И даже раненым в живот!
Как он мечтал из океана
Вернуться на родной причал,
Веселый, раненый и пьяный,
О Боже мой, как он мечтал!
В портовом кабаке «Ривьера»
В объятьях гейши умереть,
Крича
- А ну, скрипач, холера,
Давай играй, я буду петь!
Он спел бы под скрипку про скрип старых мачт,
Про боцмана – злую собаку…
А маленький, злой, одинокий скрипач
Играл бы на скрипке и плакал.
Михаил Кочетков "Баллада о печальном скрипаче"
http://muzofon.com/search/%D0%9C%D0%B8% ... 0%BE%D0%B2 Последующие песни тоже в тему.
Это ощущение, что "ты не на своём месте" рождает раздражительность, гнев и злобу. Это свойственно представителям многих наций, это свойственно и мне. Поэтому я так внимательно пытаюсь вглядеться в представителей семитской культуры. Хочу рассказать о своих двоюродных братьях, я их очень люблю, моя тётя вышла замуж за еврея. Они очень разумны, в них, описанная выше, пылкость и эмоциональность отсутствует. Но у них существует странная трансформация мировоззрения, она выражается в фразе "я нахожусь не в той точке земного шара". Я в прошлом году ездила к ним, и мой разговор со старшим свёлся к его размышлениям, куда бы мне можно было эмигрировать, с моим отсутствием знания иностранных языков. Его вердикт был следующим, что я должна переезжать в Киев. Я пыталась донести до него свою патриотическую позицию, но объяснить ему, почему во мне нет желания эмигрировать - я не смогла.
Поэтому, может нужно делится друг с другом мироощущением? У одних есть ощущение "своего места", как дела, занятия, а у других - "своего места" в конкретной родовой точке Земли; "где родился, там и пригодился".
Выход из этой проблемы (которая, выражается в такой мировоззренческой, исторической, национальной дуальности), лежит в нахождении ТРЕТЬЕГО, третьей силы. Это как карта Таро "Луна. Сумерки", где изображены две башни, как два противоположных великана, которых объединяет некая третья сила.