Человек-космосhttp://www.mk.ru/old/article/2007/04/04 ... osmos.htmlБез этого режиссера представить искусство XX века невозможно, все его фильмы – классика мирового кинематографа (7 шедевров – «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение») Философ, «человек космического масштаба», «служитель Человечества», Тарковский утверждал, что «…мы не знаем мира, в котором живём, наивно думая, что мы его изучили». Сам он «изучал» мир в своих фильмах...
...
Фильм «Ностальгия», снятый в Италии, практически «зеркально» отразил состояние душевной горечи и отчаяния режиссера – Тарковский остался заграницей. В СССР его объявили предателем, фильмы изъяли из проката, имя запретили упоминать. Супругу и сына отказались выпустить к Тарковскому за границу. Волнение от разлуки с семьей, а также несомненные переживания за резкий поворот в судьбе, сказались на его здоровье. "
Уже много лет живет во Флоренции сын Андрея Тарковского – Андрей Тарковский и с российской прессой не общается.
Исключение сделал для Ольги САПРЫКИНОЙ, которая разыскала Тарковского-младшего в солнечной Тоскане.
всё интервью по ссылке:
http://www.mk.ru/editions/atmosphere/in ... henie.htmlКРУТОЙ ВИРАЖ10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане режиссер Андрей Тарковский сделал заявление о том, что он остается на Западе. И с этого момента начался новый этап в его жизни.
Кто-то считает, что именно за границей Тарковский наконец-то смог снимать кино так, как хотел он сам: без оглядки на цензуру, без страха услышать суровый приговор – «на полку».
Другие уверяют: разлука с Россией – жестокой, неблагодарной, но все равно родной – стала истинной причиной его смерти. Диагноз – ностальгия, которая через два года заграничной жизни и привела режиссера к скорому финалу.
Тогда в России осталась его семья. Сын Андрей, которого советское правительство не выпускало к опальному режиссеру.
...
О том периоде режиссер очень подробно писал в своих дневниках. Не подозревая, что они когда-нибудь будут изданы. На сегодняшний день дневники опубликованы в пятнадцати странах мира.
А.Т. сын :
«Вы знаете, дневники очень интересны. Это такая летопись – он пишет о работе, о своей жизни, о взаимоотношениях с людьми, об отношениях в семье, о своем мировоззрении, о философских взглядах. Но это еще и панорама его души, его внутреннего мира. Сейчас в Италии будет уже третье переиздание – настолько быстро раскупается предыдущий тираж. Бывало, люди покупали книгу, не зная, кто такой Тарковский. А уже позже шли в кино и смотрели его картины. Русскому человеку, даже далекому от кино, почитать эти дневники будет интересно. Там показана история России в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы. Политическая ситуация, проблемы, с которыми сталкивались простые люди. Ну и плюс ко всему эта книга одна из самых основных по эстетике кино».
А.Т.сын :
«Конечно, и это очень трогает. Когда отец уехал в Италию снимать «Ностальгию», мы с ним не виделись четыре года. И он постоянно пишет, как переживает свое одиночество, невозможность увидеть сына. Это, конечно, вызывает сильные эмоциональные переживания. Потому что это те чувства, которые и я испытывал, оставаясь в России вдали от отца. Мы никогда с ним об этом не говорили, но в его дневниках видно, насколько он страдал. Ну и к тому же он оставался русским человеком и невозможность вернуться в Россию воспринимал очень болезненно».
...
Отрывки из дневников Андрея Тарковского:
10 XII.85. Stockholm
Посвящение: «Посвящается моему сыночку Андрюше, которого так заставляют страдать».
Чем я становлюсь старше, тем большей загадкой становится для меня человек. Он как бы уходит из-под наблюдения, вернее, моя логика, система оценок его разрушается, и я перестаю уметь делать о нем выводы. С одной стороны, рухнувшая система – это хорошо. Но хорошо, когда рушатся многие системы ради оставшейся одной, но не дай Бог утерять все». "
" Тарковский был и остался героем мифа о художнике-страстотерпце, режиссере-проповеднике, способном противостоять любому диктату ради великой цели – рассказать людям о cвоей Истине. "
"Андрей Тарковский похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Небольшой памятник на его могиле символизирует Голгофу, а выбитые в мраморе семь ступенек - это семь фильмов Тарковского. Православный крест изготовлен по эскизам самого режиссера. Надпись на памятнике гласит: «Человеку, который увидел ангела»."
Лично для меня теперь будет легче настроиться на просмотр этого фильма, узнав какую то частичку его судьбы. В наше время каждый человек больше поглощён собой и своей судьбой. И вглядываясь в другого, в его внутренний мир - мы вглядываемся в самих себя, с какого то другого ракурса. Это как фотограф поставит свет чуть с другой стороны и всё то же увидится по- другому. Творчество другого( талантливого) человека - отрывает от зацикленности на самих себе.
Что можно было бы сказать о том, что Андрей Тарковский уехал за границу словами режиссёра Александра Сокурова:
" – Я мог бы уехать, Андрей Арсеньевич Тарковский дважды организовывал мой выезд отсюда, у него были возможности… но тогда меня сдерживала мысль о близких ...
С обретением Эрмитажа, я вдруг открыл для себя новый мир. Я мог два-три раза в неделю приходить туда, просто сидеть. И на Россию стал смотреть по-другому; видя картины Эль-Греко или Рембрандта, осознал, что у меня с их языком нет никакой дистанции, абсолютно, и зачем уезжать?
– Да, открылось ощущение большого мира… Хотя было трудно – в Петербурге закрывались все мои картины, ничего не выпускалось, проблем – море. И если бы не Эрмитаж – совершенно точно, уехал. И до сих пор он меня держит. "
(кстати очень интересное интервью Александра Сокурова, чьи фильмы оказываются не нужны российским кинотеатрам и современному российскому зрителю, мысли об Андрее Тарковском и о том, куда идёт человечество :
http://www.mk.ru/culture/article/2011/0 ... iliey.html )