Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Андрей Тарковский. Ностальгия.
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1168
Страница 4 из 5

Автор:  Селена [ 11 апр 2012, 09:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Эльмира напомнила…
Цитата:
во время сцены самосожжения Доменико звучит "Ода к радости" Бетховена,

Вот чего мне мучительно не хватала при просмотре этого фильма, не хватало радости. Вот почему не стремилась его пересматривать.
Ностальгия по радости.

Из письма Павла Сосновского…
“Сегодняшней ночью мне приснился мучительный сон. Мне снилось, что мне нужно поставить большую оперу в домашнем театре графа, моего барина. Первый акт шел в большом парке, где были расставлены статуи. Их изображали обнаженные люди выбеленные мелом, вынужденные во время всего действия стоять без движения на постаменте. Я тоже исполнял роль одной из статуй. Я не смел шелохнуться ибо знал, что буду строго наказан. Ведь за нами наблюдал сам наш барин. Я чувствовал, как холод поднимается по ногам моим, упирающимся в ледяной мрамор пьедестала. А осенние листья ложились на мою воздетую к небесам руку. Я казалось совершенно окаменел. А когда уже совсем обессилел, я почувствовал, что вот вот упаду. Я в ужасе проснулся. Ибо догадался, что это был не сон, а правда моей горькой жизни. Я мог бы попытаться не возвращаться в Россию, но лишь помысел об этом убивает меня. Ибо мысль, что я не увижу больше родной деревни, милых берез, не смогу более вдохнуть в грудь воздуха детства, для меня невыносима”.
Павел Сосновский вернулся в Россию, запил и покончил жизнь самоубийством.

В фильме все время рядом вода и камень. Ностальгия, тоска, тяжелый камень на душе и нет радости текучего потока. Идеи Доменико зажигают и сжигают только его самого, Горчаков с зажженной свечой всего лишь исполняет данное им обещание, Сосновский, несмотря на ясное понимание своего положения, возвращается, пытаясь воскресить в душе светлую память детства.

Доменико говорит о будущем, Горчаков живет в настоящем, крепостной музыкант Сосновский из прошлого. Но нет радости в настоящем, радости нет и в будущем,… ностальгия – это тоска по радости в прошлом.

Автор:  sLOGOSemya [ 11 апр 2012, 09:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Эльмира писал(а):
sLOGOSemya писал(а):
Понятно, как бы, что "ностальгия" и как "воспоминание о прошлом" воспринимать вероятно тут.
И всё же ... "тоска по родине" ... переводится ...вроде как А ?

Родину ведь можно чувствовать не только, как географическое место рождения, но и как людей, которых любишь, всё, к чему привязан на Земле: родные песни, язык, стихи, фильмы, собственное Творчество,тоска и стремление к Запредельному, Неземному, словом, - всё, что населяет пространство твоей души и памяти...
(Образ стекающей с потолка воды для меня ассоциируется в том числе и с памятью, хранящей дорогие образы..но и ещё с чем-то важным, чистым, высоким, что связывает два мира - Землю и Небо.. ну и мн. других ассоциаций может быть ещё, наверное)

Понравился Ваш ответ! @->-- Можно согласиться с ним.
Получается так, что всё, что сладко питало в ходе роста и накопления прежней личной жизни,
то и тянет воспоминаниями в то место-момент, что помнится.
А "тоска" - это оттенок личного отношения к тому "месту в памяти"... (напр., "щемящая тоска")

P.S.

Вот интересно ещё - "воспоминания о прошлом" присутствуют, а в "утробу матери" никого не тянет :)
Хотя часто повторяется выражение "Лоно Природы", по которому также часто возникает "приятная тоска". :)

.

Автор:  sLOGOSemya [ 11 апр 2012, 09:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Селена писал(а):
..........Радости нет в настоящем, радости нет в будущем,… ностальгия – это тоска по радости в прошлом.

А как быть с "детской радостью" (в приятном смысле "детского смеха" :)
Только ли "недостатком радости" можно описать оттенки "возвращающейся боли" ("ностальгии") ?
Получается "тоска" по всему тому, что "грело" в прошлом, а на момент "тоски" такое "тепло" отсутствует. А?

Автор:  Селена [ 11 апр 2012, 10:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

sLOGOSemya писал(а):
А как быть с "детской радостью" (в приятном смысле "детского смеха" :)

Сосновский и пытается вернуться в “детскую радость”. Из письма Сосновского: “Ибо мысль, что я не увижу больше родной деревни, милых берез, не смогу более вдохнуть в грудь воздуха детства, для меня невыносима”.

sLOGOSemya писал(а):
Только ли "недостатком радости" можно описать оттенки "возвращающейся боли" ("ностальгии") ?

Я это так почувствовала в фильме.

sLOGOSemya писал(а):
Получается "тоска" по всему тому, что "грело" в прошлом, а на момент "тоски" такое "тепло" отсутствует. А?

Получается…

Автор:  Djuley [ 11 апр 2012, 10:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Человек творческой профессии дышавший за границей воздухом свободы но без родины. А на родине он крепостной. Разрывающие несовместимости убили его.

Автор:  sLOGOSemya [ 11 апр 2012, 12:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Селена писал(а):
sLOGOSemya писал(а):
Получается "тоска" по всему тому, что "грело" в прошлом, а на момент "тоски" такое "тепло" отсутствует. А?

Получается…

Благодарю, Селена, за полный ответ! @->--
Как-то всё очень по-человечески получается, "по-тёплому",.. и это радует.

Автор:  Eugenia [ 11 апр 2012, 15:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Не так давно я прочитала книгу режиссёра Александра Митты «Кино между адом и раем». И там есть одна очень важная мысль о том, что обязательно должно быть в хорошем фильме. Да и люди, преподававшие в своё время в нашей местной Академии культуры, высказывали ту же мысль. Она заключается в том, что в фильме обязательно должен быть контраст, или конфликт. Одного героя с другим, или героя с обстоятельствами, или каких-то противоречивых настроений внутри героя. То есть, сюжета как такового может даже не быть – но вот конфликт должен быть обязательно. На самом деле самое сильное впечатление производят те фильмы, где есть явно выраженный конфликт того, что в СН называется «Богом в душе» героя и каких-то враждебных этому Богу обстоятельств, которые герою надо преодолеть. И в лучших фильмах Тарковского такой конфликт есть. В «Андрее Рублёве» - контраст тонкой и возвышенной души художника с жестокой действительностью. Про «Иваново детство» я уж и не говорю. Есть ещё – может, кто смотрел – дипломный фильм Тарковского «Каток и скрипка» (посмотреть можно здесь http://www.youtube.com/watch?v=rFBtVea-VGE)- там есть конфликт между состоянием заворожённости, увлечённости чем-то (Тарковский это состояние умел передавать мастерски!), в котором находится мальчик, и, например, строгой учительницей, которая его из этого состояния выбивает.
Так вот, смотрю я «Ностальгию» - и как-то никакого конфликта толком и не вижу. Ну вот есть герой, он замкнут в маленьком, сереньком мирке. Ну, встал, походил, потом сел, посидел. Заснул, увидел такой же скучный, бессмысленный сон. Поболтал с переводчицей. Водочки выпил. И что? Вот если бы был явный контраст между тем, ПО ЧЕМУ он ностальгирует, и серой действительностью – тогда да. Ностальгия – это ведь тоска с явным романтическим уклоном. А тут – не ностальгия, тут депрессия.
Интересно проследить, скажем так, психологическую «предысторию» этого фильма. Есть такая книга «Тарковский и я» - её написала киновед Ольга Суркова, которая много работала с Тарковским, хорошо знала его семью. Скажу сразу: любовницей Тарковского она не была, и никогда на эту роль не претендовала, у них были дружески-деловые отношения, поэтому всё, что там написано, можно считать вполне объективным. Она присутствовала на съёмках всех его фильмов, начиная с «Рублёва», и описала не только процесс съёмок, но и царившую там атмосферу вообще. Читать довольно любопытно. И она, между прочим, очень много писала о его второй жене Ларисе Кизиловой, о том влиянии, которое она оказала на Тарковского. Влияние, к сожалению, было во многом пагубное. Лариса была, видимо, неординарной личностью, но, к сожалению, все свои творческие способности она направила только на то, чтобы обрести над Тарковским полную власть, что ей во многом удавалось. Главное её влияние заключалось в том, что она как бы стремилась «замотать» Андрея в некий «кокон» - в том числе психологический. Она была искусным манипулятором, плела вокруг него интриги, соблазняла его домашним уютом и вкусной едой, и при этом старалась заразить его «звёздной болезнью», всячески внушая ему, что он непогрешимый гений, и всё, что он делает, абсолютно гениально. Во многом из-за её влияния Тарковский из поначалу свободомыслящего художника стал превращаться в человека, стремящегося к красивой комфортабельной и богатой жизни и замкнувшегося в упоении собственной гениальностью. Ольга Суркова пишет: «Не о скромной квартире мечталось ему теперь в Риме или Париже, в какой десятилетиями живёт Иоселиани, делая некоммерческое кино, в каких живут европейские интеллектуалы, - а о вилле и непременно с бассейном. Не вязалось у меня всё это с «творцом, не требующим за своё искусство вознаграждения». Или вот такой эпизод она приводит. Тарковскому понравился в Италии один старинный замок. Он мечтал как-нибудь этот замок купить «в надежде организовать там киноакадемию. Но не для студентов. А для лучших режиссёров мира, которые будут приезжать туда «набираться духовности». Действительно, как-то уж слишком самонадеянно. Результатом этой самонадеянности в «Ностальгии» стали, например, неизвестно что обозначающие сны главного героя. То есть, если подумать, то, конечно, можно усмотреть там какие-то символы. Проблема не в этом. Эти сны не несут никакой эмоциональной нагрузки. Кажется, убери их из фильма – ничего принципиально не изменится. В отличие от того же «Иванова детства», где резкий контраст между снами Ивана и действительностью просто потрясает. А в «Ностальгии» они непонятно зачем. Ну вот стоит какая-то женщина на поляне – и что? А дело всё, видимо, в том, что Тарковский к тому времени уже стал считать, что любой образ, важный для него лично, будет таким же важным и значительным и для всех зрителей. То есть он замкнулся в своём собственном внутреннем мирке. И не случайно, наверное, так заинтересовал Горчакова случай этого итальянца, который держал взаперти свою семью. Горчаков чувствовал, что нечто подобное происходит и с ним, он тоже держит взаперти какую-то часть себя. На самом деле он страдает не от ностальгии. А от полной замкнутости в психологическом «коконе» привычных реакций и неспособности открыться чему-то новому.
И ещё у меня есть предложение. Может быть, стоит продолжить эту тему и поговорить о том, что такое ностальгия – но не о Родине, а ностальгия вообще. Почему мы вдруг начинаем ностальгировать о каких-то прошлых событиях, которые, когда они реально происходили, вовсе не казались нам чем-то значительным? Почему, например, сейчас всеобщая ностальгия по «застойным временам»? Только ли с уровнем жизни тех лет это связано? Почему сейчас столько людей ностальгируют по музыке прошлых лет (даже специальные радиостанции с этой музыкой есть) или по «старому доброму советскому кино»? И вообще, что это за особая тоска, почему она имеет совершенно отдельное название? Причём ностальгия – это ведь тоска не по реальному прошлому, а по приукрашенному. А зачем это нужно?

Автор:  quagga [ 11 апр 2012, 16:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Никогда бы не подумала, что "заумный Тарковский" меня захватит, так, как это получилось.. И я буду смотреть один и тот же фильм, уже четвертый день подряд.. В первый день ритм фильма раздражал своей вязкостью и я просто заставляла себя усидеть перед экраном. На четвертый день я обнаружила, что сама стала как-бы жить в ритме фильма, его ритм стал для меня абсолютно органичным. Может быть, это произошло потому, что в фильме обнаружились детали, затрагивающие мои вопросы..
Фильм, действительно, очень натуралистичный! Мелкие детали- прямо из жизни, без метафор, без символов. Например, как пританцовывает, стоя на коне, Доменико. Двигательное беспокойство, "неусидчивость"- проявление его безумия, психического расстройства..
А лужи! Наверное, всем знакомо из детства ощущение, когда стоишь над лужей и видишь в ней небо- кажется, что стоишь на тонкой скорлупке, над тобой бездна, и под тобой- бездна..
Поразительна работа оператора! В конце фильма есть сцена- Горчаков сидит у лужи. То, что казалось большим (и окончательным, предельным) вблизи (домики его родной деревни), когда камера отъезжает, оказывается маленьким, игрушечным. "Коконом". Декорацией. Мир меняет масштабы. За тем, что казалось окончательным пределом, открывается новая глубина.
И в этом для меня- РАДОСТЬ.

Автор:  Эльмира [ 11 апр 2012, 17:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

quagga писал(а):
А лужи!

О да! Лужа - это очень "по-нашему"... вспоминается и миргородская лужа Гоголя :hi_hi_hi: и "до боли знакомые" личные впечатления из детства...
Наши лужи - отдельные миры... В нашей луже может утонуть велосипед, cгинуть, как в зоне, какая-нибудь вещь, завязнуть и остановиться машина, в луже могут прописаться лягушки и концертировать вечерами...
да мало ли что может произойти с таким удивительным для иностранцев и очень родным элементом российского пейзажа!)))
И дождь у нас льёт не только снаружи, но и внутрь дома... усиливая СВЯЗЬ разных пространств, миров и стихий :hi_hi_hi: узнаваемая картина для тех, кто когда-нибудь был в деревянном доме, осиротевшем без Мужчины... Дом, лишённый хозяйского догляда, плачет, и, тоскуя, своей рваной безумной крышей общается с Небом и звёздами... Может, именно эти воспоминания, наполовину сиротские, наполовину волшебные, охватывали Тарковского, когда в его кадрах оживали под Дождём Дома?
Да вообще-то у нас и сейчас внутри некоторых магазинов "идут дожди" :yaz-yk: так что очень конкретный образ для российской глубинки... и... опять же - метафоричный...
Цитата:
Никогда бы не подумала, что "заумный Тарковский" меня захватит, так, как это получилось.. И я буду смотреть один и тот же фильм, уже четвертый день подряд..


...и я тоже в начале заставляла себя смотреть "Ностальгию"... и, как Людмила, жалею, что Горчакова сыграл не Солоницын....
http://kino-stalker.ru/tag/anatolij-solonicyn/page/2/
и тоже не ожидала, что "Ностальгия", которая понравилась не так, как другие фильмы Тарковского, окажется с таким не отпускающим послевкусием...
Цитата:
Поразительна работа оператора! В конце фильма есть сцена- Горчаков сидит у лужи. То, что казалось большим (и окончательным, предельным) вблизи (домики его родной деревни), когда камера отъезжает, оказывается маленьким, игрушечным. "Коконом". Декорацией. Мир меняет масштабы. За тем, что казалось окончательным пределом, открывается новая глубина.И в этом для меня- РАДОСТЬ.

тоже чувствую, что радость и ностальгия Тарковского многослойны и космичны, как другие его метафоры и кинообразы...

Автор:  Людмила [ 11 апр 2012, 19:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Как все-таки все по-разному и посмотрели, и поняли. Спасибо, Евгения,за "биографическую справку" о позднем Тарковском. Противоречивый он, видимо. И неслучайно в фильме М. Хуциева в массовке сыграл "отрицательную роль" - противопоставил свой индивидуализм советскому коллективизму и отечественному патриотизму ( сцена с картошкой). Эмигранты третьей волны (среди них и Бродский, и Барышников, и Шемякин) резко не принимали НИЧЕГО здешнего . ИМ было МАЛО свободы и ПРИЗНАНИЯ. Они чувствовали МИРОВОЙ КОНТЕКСТ. И хотели в него вписаться.
В советской России размышления о Боге и легальная вера в Христа - повод для диагноза и "дурки" ( сорри). Думаю, все ОНИ реально боялись раздвоение личности. Скрывать внутреннее состояние и быть за него официально КРИТИКУЕМЫМ и бИтым - это не так уж просто. Да,фильмы шли в прокате. Но с них в провинции повально уходили. Даже с РУБЛЕВА. Во всяком случае, МАССОВО НЕ ПОНИМАЛИ. Это - больно. Хочется - то ...как ,это ,у Маяковского ? "Я хочу быть понят моей страной. А не буду понят - что ж ? Над моею страною пройду СТОРОНОЙ,как проходит косой дождь." Тарковский - гений. И кто-то должен был именно это ему повторять. А звездная болезнь (пусть и в малом кругу русской интеллигенции) имеет свои обычные симптомы. Он чувствовал свой МАСШТАБ. Прозябать не хотелось.
Потерял ли за границей нерв и общий смысл ? Думаю, нащупал правильно то,что сегодня ТАМ ощущают уже рядовые творческие люди. Именно ДЕПРЕССИОННОСТЬ. Время как будто останавливается в красивых декорациях мировой культуры. И возникает острое чувство тоски по УТРАЧЕННОМУ ВРЕМЕНИ. Это не объяснить словами. Это - ни ТАМ, ни ЗДЕСЬ. И нестерпимое желание ХОТЬ ЧЕГО-ТО НАСТОЯЩЕГО, живого...родного...близкого...Усилия ! И - слОва! Безумного какого-нибудь. ПРО ЛЮБОВЬ. Ностальгия по ЖИЗНИ,когда она на ВСЕХ УРОВНЯХ для ОДИНОКОГО ЧЕЛОВЕКА (мы все такого) теряет свое наполнение - бытовое,культурное,профессиональное. И спасение только в ДУХЕ. А его - как ВОЗДУХА - нет. И все усилия СПАСЕНИЯ других - вотще. А ТОЛЬКО для СЕБЯ - кому это надо ?
ЖИВУ Я ЗДЕСЬ. И НЕ НАДО МЕНЯ СПАСАТЬ. Это,пожалуй,главная ГОРЕЧЬ фильма. Анекдот. А хочется-то - ТРАГЕДИИ. Личное самосожжение. Со словом (еще!) на УСТАХ. Персональное безумие.Среди всеобщего РАВНОдушия КУЛЬТУРНОЙ НОРМЫ.
Или РУССКАЯ ВОДКА. Крепостное право (рабство в крови и по закону). Посмертное признание (а - зачем ?)
Какие-то такие,видимо,его мысли одолевали.
Период уныния. Греха. Перед ВОСХОДОМ СОЛНЦА ?

Автор:  Людмила [ 11 апр 2012, 19:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Иосиф Бродский. Без особого пафоса. Стих.

Сначала в бездну свалился стул,
потом - упала кровать,
потом - мой стол. Я его столкнул
сам. Не хочу скрывать.
Потом - учебник "Родная речь",
фото, где вся моя семья.
Потом четыре стены и печь.
Остались пальто и я.
Прощай, дорогая. Сними кольцо,
выпиши вестник мод.
И можешь плюнуть тому в лицо,
кто место мое займет.

А это уже НОСТАЛЬГИЯ по кинутому :

Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещенною стеною.
Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал. Поблескивал паркет.
Темнела печка. В раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным.

Но мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул.

Автор:  Селена [ 12 апр 2012, 08:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Александр Геннадиевич, рада, что выходит Ваша очередная книга. Поздравляю! @->--
Спасибо за передачу. @->--
Спасибо музыкантам, @->-- продолжающим в собственной музыке творчество Тарковского и посвящающих ее его памяти.
Свеча, которую он оставил зажженной, по-прежнему переносится от одного края бассейна до другого.

Автор:  Эльмира [ 12 апр 2012, 11:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Александр Геннадиевич! я Вас тоже поздравляю с выходом новой книги! и спасибо Вам за щедрую возможность участвовать в создании передачи, которую Вы ВСЕМ нам, своим радиослушателям, дарите!
Это так СОзвучно приёмам Андрея Тарковского!
смотрите, что нашлось в инете... по-моему, - напоминает Тарковского:
Изображение
конечно,стенам на этом натюрморте не хватает , "перспективы", неровностей, средневековой тоски, ноздреватости стен Андрея Тарковского, чтобы дышать его дождями и туманами ... подсвечник и рама - тоже как бы из других миров,
но монохромность, цветовая и световая сдержанность, НЕявленность картины, книга и полка, по-моему, близки А.Т...а?

Автор:  Niка [ 12 апр 2012, 14:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Притча о Горчичном зерне Евангелие от Марка, Глава 4

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.

(Втор.5:6-21) Десять заповедей

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Автор:  КС [ 12 апр 2012, 14:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Niка, чары библейские наводишь?

Страница 4 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/