Цитата:
Э.Фромм. Бегство от свободыВ нашем обществе эмоции вообще подавлены. Нет никакого сомнения в том,
что творческое мышление - как и любое другое творчество - неразрывно связано
с эмоцией. Однако в наши дни идеал состоит как раз в том, чтобы жить и
мыслить без эмоций. "Эмоциональность" стала синонимом неуравновешенности или
душевного нездоровья. Приняв этот стандарт, индивид чрезвычайно ослабил
себя: его мышление стало убогим и плоским. Вместе с тем, поскольку эмоции
нельзя подавить до конца, они существуют в полном отрыве от интеллектуальной
стороны личности; результат - дешевая сентиментальность, которой кормятся
миллионы изголодавшихся по чувствам потребителей у кино и у популярной
песенки.
Есть одна запретная эмоция, которую я хочу отметить особо, потому что ее подавление затрагивает самые корни личности; это - чувство трагедии.(смерти)
……..
Наша эпоха попросту отрицает смерть, а вместе с нею и одну из
фундаментальных сторон жизни. Вместо того чтобы превратить осознание смерти
и страданий в один из сильнейших стимулов жизни - в основу человеческой
солидарности, в катализатор, без которого радость и энтузиазм утрачивают
интенсивность и глубину,- индивид вынужден подавлять это осознание. Но как и
при всяком подавлении, спрятать - не значит уничтожить. Страх смерти живет в
нас, живет вопреки попыткам отрицать его, но подавление приводит к его
стерилизации. Этот страх является одной из причин бедности наших
переживаний, нашей безостановочной погони за жизнью….. Двусмысленную роль играет в подавлении и запрещении эмоций современная психиатрия.
……….. Такому же искажению, как чувства и эмоции, подвергается и оригинальное
мышление. С самых первых шагов обучения у человека отбивают охоту думать
самостоятельно, а в его голову закладываются готовые мысли. Легко увидеть,
как это происходит с детьми. Они преисполнены любопытства, хотят охватить
окружающий мир не только физически, но и интеллектуально. Они хотят знать
правду, потому что это самый надежный способ ориентироваться в чужом и
подавляюще сильном мире. Но их желания и стремления не принимают всерьез; и
не так уж важно, в какой форме это проявляется: в открытом пренебрежении или
в мягкой снисходительности, которая обычна в обращении со слабыми (будь то
дети, старики или больные). Такое обращение и само по себе наносит серьезный
вред самостоятельному мышлению, но дело обстоит гораздо хуже в случае
неискренности - часто неумышленной, которая обычна в поведении родителей с
детьми. Отчасти эта неискренность проявляется в том, что ребенку дают
искаженную картину мира. Это так же полезно, как описывать жизнь в Арктике
человеку, попросившему совета перед экспедицией в Сахару. Но кроме общего
искажения, бывает и много специальной лжи, направленной на утаивание от
детей каких-то фактов, знание которых детьми для родителей нежелательно.
"Не твоего ума дело",- говорят ребенку, и его расспросы наталкиваются на
враждебный-или вежливый отказ в самых различных случаях…..
Подготовленный таким образом ребенок попадает в школу или в колледж.
Здесь применяются методы обучения, в действительности ведущие к дальнейшему
подавлению самостоятельного мышления; на некоторых из них я остановлюсь.
Один из них - настойчивое требование от учащихся знать факты, точнее,
информацию.
………
Другой способ подавления самостоятельного мышления, тесно связанный с
первым, состоит в том, что всякая истина считается относительной.
……. Утверждается, что истина - это нечто совершенно субъективное, чуть
ли ни дело вкуса; что научное мышление должно быть отделено от субъективных
факторов; что его задача состоит в том, чтобы исследовать мир без
пристрастия и заинтересованности; что ученый должен подходить к фактам со
стерильными руками, как хирург к пациенту, и т.д. Этот релятивизм, который
часто выступает под именем эмпиризма или позитивизма и ссылается на
необходимость точного употребления слов, приводит к тому, что мышление
теряет свой основной стимул - заинтересованность мыслителя; ученый
превращается в машину для регистрации "фактов".
………. Индивид чувствует себя безнадежно увязшим в хаотической массе фактов и с
трогательным терпением ждет, чтобы "специалисты" решили, что ему делать.
Результат такого влияния оказывается двояким: с одной стороны, цинизм и
скептицизм в отношении всего, что пишется и говорится, а с другой - детское
доверие ко всему, что будет сказано с достаточным апломбом. Сочетание
цинизма и наивности весьма типично для современного индивида, а результатом
этого сочетания становится боязнь собственного мышления, собственных
решений.
………… Все это приводит к тому, что мы теряем подлинную связь с услышанным;
оно нас как бы не касается. Мы перестаем волноваться, наши эмоции и
критическое суждение заторможены; наше отношение ко всему, что происходит в
мире, становится безразличным. Во имя "свободы" жизнь утрачивает какую бы то
ни было целостность; она состоит теперь из массы мелких кусочков, отдельных
один от другого и не имеющих никакого смысла в совокупности. Индивид
оказывается перед грудой этих кусочков, как ребенок перед мозаичной
головоломкой; с той разницей, что ребенок знает, что такое дом, и может
различить его части на своих кубиках, а взрослый не видит смысла того
"целого", части которого попали ему в руки.