А вот несколько цитат из бесед Кришнамурти.
Вот - о повторении слов и звуков, о том, как это влияет: «Существует этот фокус, которым вас обводят вокруг пальца: Мантра Йога. За пять долларов или за тридцать вас обучают некой мантре - повторению набора слов, чаще всего на санскрите. У католиков для этого имеются чётки, и они повторяют "Аве Мария" или что-то ещё. Знаете, что происходит, когда вы постоянно повторяете набор слов? Вы гипнотизируете себя до состояния успокоения. Или вас захватывает звучание слова. Когда вы непрерывно повторяете какое-то слово, оно начинает производить звук внутри вас, этот внутренний звук звучит постоянно; если вы слушаете его, звук становится чрезвычайно живым, и вам кажется, что это в высшей степени замечательная вещь. Ничего подобного, это всего лишь форма самогипноза, от которой нужно полностью отказаться». «Великое множество людей слушает различных йогов и учителей, которые указывают им, что делать, дают им какой-нибудь лозунг, какую-нибудь мантру, некое слово, которое должно дать им удивительные переживания. Слушали ли вы когда-нибудь музыкальный тон настолько полно, что все остальные звуки кроме него исчезали? Если ум следует за этим звуком, идёт вместе с ним, вы получаете необычайные результаты. Но это не медитация, это что-то вроде фокуса, который можно произвести над собой, и это ещё одна форма иллюзии». Зачем же нужна такая иллюзия? Кришнамурти говорит, что слово – это нечто постоянное, что может быть использовано человеком для бегства от пугающей и непостоянной реальности: «Слово есть традиция, надежда, желание найти абсолютное, попытка обрести конечное. Таким образом, само слово становится конечным пределом; однако мы можем видеть, что слово – это не вещь. В случае дерева предмет находится у нас перед глазами, и слово «дерево» относится к нему по всеобщему соглашению. А вот для слова «бог» нет ничего, к чему оно относилось бы; поэтому каждый человек создает собственный образ того, на что нет никаких указаний. Теолог делает это одним способом, интеллигент – другим; верующий и неверующий – своими различными способами. Надежда порождает эту веру, а затем искание. Такая надежда есть последствие отчаяния, которое мы видим вокруг себя во всем мире. Из отчаяния рождается надежда - и это тоже две стороны одной и той же монеты. Когда нет никакой надежды, существует ад; страх ада придает нам жизненность надежды. Тогда начинается иллюзия. Таким образом, слово привело нас к иллюзии, а совсем не к богу. Если вы верите в бога, вы, само собой, имеете переживание бога; но эта вера основана на страхе, на всей муке конфликта; ваш бог — это результат вашего собственного страха. Так что самое прекрасное переживание бога есть ни что иное, как ваша собственная проекция. Слово «бог» есть иллюзия, которой мы поклоняемся; и неверующий создает иллюзию другого божества, которому поклоняется он: это государство, или какая-нибудь утопия, или какая-нибудь книга, которая, как он думает, содержит всю истину. Поэтому я и спрашиваю вас: можете ли вы быть свободным от слова с его иллюзией?» И о том, что такое религиозный ум: «Когда ум всё абсолютно осознаёт, он становится необычайно тихим, спокойным; но он не спит, наоборот — ум весьма бдителен в этой тишине. Религиозный ум не принадлежит ни к какой группе, секте, вере, церкви, ни к какому организованному цирку, и потому он способен смотреть на вещи непосредственно и понимать их сразу же. Таков религиозный ум, ибо религиозный ум есть свет для самого себя. Его свет не зажигается никем другим — зажжённая другим свеча может быть погашена очень быстро. Большинство наших верований, догм, ритуалов — это результат пропаганды, не имеющей ничего общего с религиозной жизнью. Религиозный ум — это свет для самого себя. Только такой ум может увидеть, что такое истина, увидеть, существует ли что-либо запредельное или нет. Только такой ум является религиозным умом, так как он полностью отбросил прошлое — хотя и способен использовать память о прошлом. Так что религия есть нечто, что не может быть выражено словами». По словам Кришнамурти, когда ум находится в таком состоянии, то появляется «то, что не имеет названия».
|