Афалина писал(а):
Прочитав, хотелось воскликнуть, дочего же РЕАЛЬНАЯ фантастика!
Рассказ действительно реалистичный. Единственная фантастическая деталь – это изменение человеческого облика на образ жука,… превращение. Впрочем подобных превращений так много в мифах, в сказах, в литературе, что не сразу соображаешь, что же так настораживает и отталкивает.
Абсурд,… превращение в рассказе Кафки не сказочное и не фантастическое, оно, оставаясь элементом сказки и фантастики, продолжает претендовать на реалистичность. Самое интересное, и в этом несомненный талант Кафки, оно не просто претендует, оно ей, реальности, соответствует. Поэтому и узнавание, и сочувствие, и боль, и отвращение, и неприятие… Весь диапазон чувств, нет только равнодушия, а значит цепляет за живое в наших душах.
Задумалась,… что же означает метафора хитинового панциря жука.
В общем-то у насекомых – это замена скелета. Т.е. очень твердое и надежное укрытие живого нежного тельца.
Из Википедии…
Цитата:
Тело взрослых жуков, или имаго, как и всех других насекомых, состоит из трёх основных отделов: головы, груди и брюшка[9][26]. Придатки первых двух отделов обычно выступают наружу, тогда как придатки брюшка (прегенитальные и генитальные) чаще всего в той или иной мере втянуты внутрь.
Тело преимущественно овальное, удлинённо-овальное или удлинённое, более или менее выпуклое сверху, характеризуется сильно склеротизованными покровами и их придатками[27]. Прочный экзоскелет обеспечивает пассивную защиту, преимущественно от воздействий субстрата при перемещении жуков внутри него[2].
О связи образа жизни и формы тела жуков можно судить преимущественно по крупным видам, в меньшей степени — по жукам средних размеров, а у мелких видов такая взаимосвязь часто не обнаруживается вообще[27].
Хитиновый панцирь или имаго или… имидж становится основной опорой Грегора Замзе.
“Прочный экзоскелет обеспечивает пассивную защиту, преимущественно от воздействий субстрата при перемещении жуков внутри него”. Подобная пассивная внешняя защита оказывается очень неудобной, негибкой, и не такой уж надежной. Грегор постоянно ранит ее о всевозможные предметы в комнате. И эти ранения хитинового панциря – внешнего имиджа – есть уязвленное больное самолюбие.
Сделав своей основой,… основой своей уверенности эту имиджевую личину, человек вместо того, чтобы обрести силу, оказывается чрезвычайно уязвим. Чтобы не царапать внешний скелет, чтобы не испытывать болезненных уколов самолюбия Грегор ищет безопасные и уютные щели, пусть не очень удобные, но откуда можно было бы, не беспокоя свою личину, следить за миром.
“Но высокая пустая комната, в которой он вынужден был плашмя лежать на полу, пугала его, хотя причины своего страха он не понимал, ведь он жил в этой комнате вот уже пять лет, и, повернувшись почти безотчетно, он не без стыда поспешил уползти под диван, где, несмотря на то, что спину ему немного прижало, а голову уже нельзя было поднять, он сразу же почувствовал себя очень уютно и пожалел только, что туловище его слишком широко, чтобы поместиться целиком под диваном".И эта стыдливая поспешность как бы фиксирует невозвратность перемен. Обратного превращения уже не будет.
” Грегор высунул голову к самому краю дивана и стал следить за сестрой. Заметит ли она, что он оставил молоко, причем вовсе не потому, что не был голоден, и принесет ли какую-нибудь другую еду, которая подойдет ему больше? Если бы она не сделала этого сама, он скорее бы умер с голоду, чем обратил на это ее внимание, хотя его так и подмывало выскочить из-под дивана, броситься к ногам сестры и попросить у нее какой-нибудь хорошей еды”.Оберегая свое самолюбие, которое неизменно страдает при нарушении склеротизованного имиджевого покрова, Грегор сам обрекает себя самого на голодную смерть. Он лишает свою внутреннюю суть, свою душу пищи. Он сам изолирует себя от искреннего общения, предоставляя другим догадываться о том, что же ему нужно для пропитания. И пища становится все сквернее и сквернее. Его потчуют несвежими остатками. Кстати первоначально ему это понравилось.
“Со слезящимися от наслаждения глазами он быстро уничтожил подряд сыр, овощи, соус; свежая пища, напротив, ему не нравилась, даже запах ее казался ему несносным, и он оттаскивал в сторону от нее куски, которые хотел съесть”.Изоляция углублялась, причем даже самоизоляция, которую все окружающие принимали с учтивой благодарностью.
“Из этого он понял, что она все еще не выносит и никогда не сможет выносить его облика и что ей стоит больших усилий не убегать прочь при виде даже той небольшой части его тела, которая высовывается из-под дивана. Чтобы избавить сестру и от этого зрелища, он однажды перенес на спине - на эту работу ему потребовалось четыре часа - простыню на диван и положил ее таким образом, чтобы она скрывала его целиком и сестра, даже нагнувшись, не могла увидеть его. Если бы, по ее мнению, в этой простыне не было надобности, сестра Могла бы ведь и убрать ее, ведь Грегор укрылся так не для удовольствия, это было достаточно ясно, но сестра оставила простыню на месте, и Грегору показалось даже, что он поймал благодарный взгляд, когда осторожно приподнял головой простыню, чтобы посмотреть, как приняла это нововведение сестра”.Однако пустая комната, бессмысленное бегание по стенам и потолку, несвежая пища, молчаливое подслушивание чужих бесед приводили к хаосу и окончательной деградации личности.
Нашла интересную фразу в тексте…
“О своей семье он думал с нежностью и любовью”.… и дальше…
“Он тоже считал, что должен исчезнуть, считал, пожалуй, еще решительней, чем сестра. В этом состоянии чистого и мирного раздумья он пребывал до тех пор, пока башенные часы не пробили три часа ночи. Когда за окном все посветлело, он еще жил. Потом голова его помимо его воли совсем опустилась, и он слабо вздохнул в последний раз”.И опять перевернутые библейские ассоциации. Любовь и нежность, о которых его семья так и не узнала, становятся причиной его смерти. Она приносит его семье облегченье и освобождение. Она делает их самостоятельными и уверенными. Только вот… “воскресенья не будет”. Впрочем,… а нужно ли. В жертву принесена хитиновая имиджевая личина, одновременно и защищающая нежную любовь и мешающая ей реализоваться.
Помогло бы Грегору воспоминание о крыльях? Думаю вряд ли…
Википедия писал(а):
Жесткокры́лые, или жуки́ (лат. Coleoptera) — отряд насекомых, представители которого характеризуются видоизменением передних крыльев в твёрдые, сильно склеротизированные, либо кожистые надкрылья, лишённые жилкования, с сохранением перепончатых задних (нижних) крыльев, служащих для полёта и в спокойном состоянии сложенных под надкрыльями (очень редко крылья и надкрылья редуцированы)[1][2].
… а впрочем… Возможно это и есть единственная надежда этого рассказа. Пусть и склеротизированные, но все-таки крылья на теле-имаго жука есть. И если вовремя о них вспомнить…