Цитата
Вот этого самого "вверх", этой горизонтали Грегору, как мне кажется, и не хватало.
После Вашего поста я задумалась над тем, есть ли в мире Кафки Бог ?
ГУГЛ помог найти несколько серьезных статей на эту тему.
Вот отрывок из одной из них :
Речь идет о размышлениях о Нем, об абсолюте, о "неразрушимом", которое есть в нас, - короче говоря, о размышлениях религиозных. Они начинаются неприятием психологии, потому что, во-первых, не существует истинного знания внутреннего мира и интроспекция - всего лишь ошибка. "Познай самого себя не означает наблюдай себя. Наблюдай себя ~ слова змия. Это значит: сделайся хозяином своих действий. Однако ты уже являешься им, ты - хозяин своих действий. Следовательно, слово имеет значение: отрекайся от себя, разрушай себя, и, во-вторых, потому что разницей между индивидуумами можно пренебречь, поскольку все, даже если тщеславие заслоняет это, ведут один и тот же бой и значение имеет только описание этого боя. "Зачем описывать себя, как это делал Кафка до настоящего времени? Только одно имеет значение - понять человеческое существование.
И первое, что мы видим, открыв глаза, - это присутствие Зла, Зла настолько сильного, настолько притворного, настолько тесно связанного с нашим существованием, что напрасны желания его победить. Оно ловко принимает любые формы и рядится, если нужно нас обмануть, в одежды Добра. Тот, кто хочет противостоять Злу, попадает в еще большую зависимость от него: "Одним из его самых эффективных средств соблазнения является вызов на бой. Это как борьба с женщинами, которая заканчивается в постели". Добросовестность - худшее из зол: это зло, ставшее настолько сильным, что не считает больше необходимым хитрить. Мораль, которая стремится спрятать Зло, сделана из лжи, и Кафка показывает в коротком рассказе "содружество подлецов (то есть это были не подлецы, а обыкновенные люди)": совершая подлые поступки, они оправдывают друг друга и, подобно невинным детям, возносятся на небо, но, "поскольку перед небом все разбивается на свои составные части, они падали поистине каменными глыбами". Из-за невозможности эффективно бороться со Злом, к нему приспосабливаются, делают его частью повседневной жизни: "Леопарды врываются в храм и выпивают до дна содержимое жертвенных сосудов; это повторяется снова и снова, и в конце концов это может быть предусмотрено и становится частью обряда". Добро без присутствия Зла станет ли чем-нибудь другим, кроме прискорбного спектакля? Именно Зло является двигателем мира; только из-за него совершается все движение здесь внизу. Перефразируя обычную формулу, Кафка пишет: если Зло хорошо знает, что такое Добро, то Добро в свою очередь ничего не знает о Зле. Одним словом, Земля - место обитания демона. И если нет необходимости поклоняться ему, никогда не нужно забывать о его силе и "в Дьяволе всегда почитать Дьявола". Зло, которое держит нас точно так же в своей власти, тем не менее не смогло бы, если мир имеет смысл, автономно существовать. Мысль Кафки не является манихейством; Бог и Дьявол не представляют собой два независимых принципа, сражающихся друг с другом. Зло - это всего лишь необходимость какого-то момента нашего развития, оно представляет опасность до тех пор, пока мы не вырвемся из земной грязи. Поскольку в действительности существует только духовный мир. Зло - это осадок, накипь, которая образуется по мере удаления от центрального огня. "То, что мы называем чувственным миром, - пишет Кафка, - есть Зло в мире духовном". Оно - внешний облик, который держит нас в оковах, пока нам не удастся освободиться от чувственной оболочки.
http://www.vehi.net/kafka/biograf/13.htmlВ сердцевине статьи про Бога в мире Кафки - очень сложно,но весьма познавательно.