Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Герцен, Кетчер и законы брака http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1232 |
Страница 1 из 5 |
Автор: | Danilin [ 19 июл 2012, 14:06 ] |
Заголовок сообщения: | Герцен, Кетчер и законы брака |
Прошу прошения - тему я, конечно, объявил путано. Лето, слушателей мало... хочу позволить себе провести эксперимент: провести пробную передачу по истории простых идей, создающих нашу культуру и мышление. Откуда, например, берутся наши представления о браке? А.И. Герцен - создатель теории о последствиях интеллектуального неравенства в браке. Предлагаю к обсуждению не всю книгу "Было и думы", а только главу, которая называется "Н.Х. Кетчер". Герцен пытался активно вмешиваться в личную жизнь своих друзей. Н.П. Огарева ему удалось развести с женой, а вот Кетчера - нет... Я не думаю, что кто-то из слушателей помнит эту историю или прочтет эту главу до завтра. Поэтому экспериментальность передачи заключается, собственно говоря, в том, что завтра я хочу пересказать эту историю и сформулировать вопросы, чтобы в среду 25.07. попробовать эти вопросы обсудить. Фигура Кетчера сама по себе очень интересна - он был врачом и известным "чудаком" своего времени. Я очень надеюсь, что участники форума мне помогут, прочтут соответствующую главу "Былого и дум" и задумаются о том, какую связь имеет история брака Кетчера и отношение к нему Герцена к сегодняшним представлениям об отношениях мужчин и женщин. |
Автор: | Селена [ 19 июл 2012, 19:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Информация к размышлениям… А.И. Герцен. Былое и думы. Часть четвертая Н. X. КЕТЧЕР (1842-1847)
Н.X.КЕТЧЕР
Еще о Кетчере в воспоминаниях П. Д. Боборыкина “За полвека”
П.Д.Боборыкин.За полвека
http://www.belousenko.com/books/memoirs ... olveka.htm … и из работы А.М. Страхова “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОЛА И ЛЮБВИ (КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ) XIX – начало XX вв.” о философских размышлениях Герцена о семье и браке… "Много внимания уделяет Герцен браку и семье. Признавая важность и нужность брака в данный исторический период, философ отказывается в силу преходящего и исторического характера брачных отношений общую теорию брака создавать, но выступает в оправдание последнего. Уничтожив брак, бед и коллизий во взаимоотношениях полов все равно не устранить. Другое дело, что при вступлении в брак не следует поступать опрометчиво, руководствуясь одной только страстью, надо учесть и взвесить многие сопутствующие факторы. Мыслитель совершенно прав – брак по расчету, конечно, аморален, но брак вовсе без расчета, дополняющего склонность, любовь, – глуп и даже опасен. «Всякий брак может привести к бедам, но тот, который основан не только на одном увлечении, а на равенстве развитий, на общей религии, на взаимном уважении, тот, который даже взял в расчет кусок хлеба себе и детям, – тот имеет больше шансов рациональных», – пишет Герцен дочери Тате . При неравенстве запросов, интересов и развития, убежден Герцен, рушилась половина браков. «Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность. Но одинаковость развития сглаживает многое. А когда его нет, а есть праздный досуг, нельзя вечно пороть вздор, говорить о хозяйстве или любезничать; а что же делать с женщиной, когда она – что-то промежуточное между одалиской и служанкой, существо телесно близкое и умственно далекое. Ее не нужно днем, а она беспрестанно тут; мужчина не может делить с ней своих интересов, она не может не делить с ним своих сплетен», – описывает неприглядную, но распространенную (в том числе, пусть значительно реже, и в настоящее время) ситуацию Герцен . В самом деле, без равенства мужа и жены нет брака, поскольку жена в таком случае не соратник, не товарищ, не друг, а наложница, экономка, нянька, но только не жена. Причем к возможности развить, воспитать уже сложившуюся женщину философ относится весьма скептически, и трудно в этом с ним не согласиться. Разумеется, в браке идет неминуемая взаимная притирка, происходят уступки и компромиссы, но обычно запас прочности у супругов бывает не так уж велик. Не срабатывает даже теория «чистой доски» (к локковской отношения не имеющая), когда опытный и зрелый мужчина берет себе в жены вчерашнюю школьницу, лепя из нее жену по своим собственным представлениям об идеале; проходит время, и все равно начинаются серьезные проблемы, если нет близости духовной. Особенно трудно добиться в воспитании и развитии положительного результата, подчеркивает Герцен, если браку предшествовала легко, ветрено начатая связь: такие связи редко поднимаются выше спальни и кухни. Без взаимной общности интересов никак не обойтись, но понимается эта общность философом не буквально – кто-то может предпочитать музыку, кто-то – живопись, – это равенства не нарушает, были бы равно высокие пристрастия. Общим интересом, позволяющим надолго сохранить любовь, может быть воспитание детей." |
Автор: | Людмила [ 19 июл 2012, 21:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Да, тему за ОДИН день не поднять. Герцен ,к сожалению, всегда был в ПРОГРАММАХ периферийныи писателем. Его толком ни преподавали и не читали. ЧТО,впрочем,идеологически объяснимо.По первым аккордом темы понимаю,что мысли о БРАКЕ Герцена сродни роману ЧЕРНЫШЕВСКОГО "Что делать?" Я всегда очень любила этот роман за КОНЦЕПЦИЮ брака в нем, которую принято считать УТОПИЧЕСКОЙ. "Разумный эгоизм" и БРАК. Наверное,так ? Хотя... Надо найти время перечитать самого ГЕРЦЕНА. |
Автор: | Иван Журавский [ 20 июл 2012, 00:11 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Головные это идеи. Меня раздражало это и в Герцене, и в Чернышевском. Кажется, оба так и не разобрались со своими то браками, а туда же, идеи) |
Автор: | Сергей [ 20 июл 2012, 09:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Ну, прочёл я главу «Кетчер» из «Былого и Думы» Герцена. До уточнения темы – «Владимир на Клязьме» Тьфу! Герцена я «проходил» в школе. Абсолютно ничего не помню. Кафку – «Превращение и ещё что – то – в институте. Я то думал Кафка – это некий вымышленный аспект абсурда наложенный на реальность – ради пущей выпуклости. Бонусом оказалось, что с ходом истории происходит ещё более глубокое сближение с реальностью. И вот, пожалуйста, Кетчер – чем не Грегор. Серафима – хитиновый панцирь. Герцен, Огарёв, Natalie, Грановский (дааа … Имена) …. – семья Грегора. Мир «Превращения» чужд мне, однако эта чуждость воспринимается как стиль, литературный приём. Мир «Кетчера» - реален и ещё более чужд мне. Какое то сборище индивидуалистов. Каждый – пользуются каждым. По началу – весело, ко взаимному удовольствию. Потом – угрюмо, ловя какой то непостижимый, болезненный кайф в ссорах. Но реальность – реальна и компании Герцена хватило ума и денег разбежаться. -------------------------------------------------------------------------- Я этот текст на телефон говорил, перед этим - правил. Вставляю как есть. ------ Прочёл я главу «Кетчер» из «Былого и Думы» Герцена. До уточнения темы прочёл главу «Владимир на Клязьме». Ну что сказать? Тьфу! Неприятное чтение. Герцена я «проходил» в школе. Абсолютно ничего не помню. «Превращение» и ещё что – то Кафки читал в институте. Мир «Превращения» чужд мне, однако эта чуждость воспринимается как стиль, литературный приём. Я полагал стиль Кафки – это некий вымышленный аспект абсурда наложенный на реальность – ради пущей выпуклости. Бонусом оказалось, что с ходом исторического времени происходит сближение его творений с реальностью. Мир «Кетчера» - реален и ещё более чужд мне. Какое то сборище индивидуалистов. Каждый – пользуются каждым. По началу – весело, ко взаимному удовольствию. Потом – угрюмо, ловя какой то непостижимый, болезненный кайф в ссорах. Герценовский Кетчер подал мне мысль, что у Кафки прототип Грегора неожиданно для всех и себя женился. Это было столь же катастрофично, что и превращение в жука. Кетчер – чем не Грегор. Герцен, Огарёв, Natalie, Грановский (какие имена) …. – это как семья Грегора. Женитьба Кетчера на Серафиме это их превращение в жука. Она - его хитиновый панцирь. Окружение Кетчера стремится исправить их. Не получается, Ссоры в их компании нужны были всем для поддержания тонуса, подстройки характеров, самоутверждения. В Кетчере - Серафиме ссоры застревают в них как яблоки в Жуке там гниют отравляя всех. Но реальность – реальна и компании Герцена хватило ума и денег разбежаться. Пожалуй, что всякая семейная пара в каком то смысле превращается в жука – чужого, непонятного и непонимающего. Всё будет хорошо, если жук – добрый, а люди вокруг не кидаются яблоками, чтобы вернуть всё как было. |
Автор: | Селена [ 20 июл 2012, 11:05 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Иван Журавский писал(а): Головные это идеи.А разве бывают идеи не головные?... ))))… по-моему, все что вне головы – это инстинкты. Весь вопрос в том каковы эти идеи, насколько они прочувствованы и что именно в них прочувствовано. Человек ведь на самом деле есть глубина прочувствования идеи. Вот, как-то так мне думается и чувствуется тоже. Многие идеи Герцена мне близки, впрочем не все… (хотя прочла из “Былого и думы” только главу “Н. X. КЕТЧЕР”. С философией Герцена, честно говоря, не знакома. Немного читала его литературные произведения, но почти ничего не помню) “При ее развитом сердце у нее было тяжелое, упирающееся понимание, та неповоротливость мозга, которую мы часто встречаем в людях, совершенно не привыкнувших к отвлеченной работе, и которая составляет одну из отличительных черт допетровских времен. Соединенная с своим "кровным, болезным", она ничего не желала и ничего не боялась”. Неповоротливость или поворотливость мозга, соединенная с чувствами, и создает личность. Некоторые идеи, какие-то глобальные, кладутся в основу базовых чувств: любви, верности, долга,… и создают фундамент, который может стать основой здания, а может стать и могильной плитой. “Сирота безумно отдалась Кетчеру. Недаром воспиталась она в раскольническом скиту - она из него вынесла способность изуверства, идолопоклонства, способность упорного, сосредоточенного фанатизма и безграничной преданности. Все, что она любила и чтила, чего боялась, чему повиновалась: Христос и богоматерь, святые угодники и чудотворные иконы - все это теперь было в Кетчере, в человеке, который первый пожалел, первый приласкал ее. И все это было вполовину скрыто, погребено... не смело обнаружиться”. Это реальность Серафимы. Упорство, безграничная преданность, покорность, терпение, поклонение из базовых черт характера становятся могильными плитами личности. “Но, оглядевшись, обжившись в нашем круге и, может, подстрекаемая другими, тешившимися ее странностями, она начала показывать страдательную оппозицию и на всякое замечание говорила далеко не наивно: "Уж я такая несчастная... где мне меняться да переделываться? Видно, уж такая глупая и бесталанная и в могилку сойду". В этих словах, с ведома или без ведома, звучало задетое самолюбие”. Задетое самолюбие сворачивало все эти сами по себе прекрасные чувства в плотные замкнутые комки, не позволяя этим чувствам развиваться и углубляться. Терпение, покорность и преданность оборачивались гордыней. Не нашла воспоминаний Кетчера о своей жизни. Есть ли они, не знаю. Но судя по воспоминанию других о нем, что-то похожее было и в душе Кетчера. Его верность собственным идеям оборачивалась нетерпимостью к мыслям других. Вот еще о нем из воспоминаний Е.Я. Панаевой… “Надо было удерживать Кетчера, чтобы он не мешал Грановскому говорить. Но зато, когда тот замолчал, Кет-чер разразился страшной бранью на защитников Петербурга. Его старались остановить возражениями, но он пришел в такой азарт, что огулом начал бранить всех окружающих. Корш воскликнул: — Господа, оставьте его, пусть кричит и ругается! Он, как дервиш, пока сам не упадет от головокружения, его нам не остановить. Все засмеялись. Кетчер обиделся, схватил свою фуражку и хотел уйти, но жена Герцена остановила его, увела в другую комнату и насилу успокоила. После этого вечера Кетчер почему-то считал меня виновной в происшедшем, дулся на меня и постоянно делал мне шпильки. Грановский советовал мне не обращать внимания на него, говоря, что Кетчер и на него сердится, что он всегда дуется на тех, кто противоречит его мнению или сделает ему замечание, а сам позволяет себе делать неуместные и даже грубые замечания всем, что он усвоил себе такую привычку и трудно растолковать ему, что она вовсе некрасива в развитом человеке”. http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/ ... aeva_8.htm Все то же самое уязвленное самолюбие. Однако я не думаю, что именно брак с Серафимой стал углублять угрюмость и раздражительность Кетчера. Они были похожи в чем-то самом глубоком, что не видно было на поверхности, что не афишировалось и скрывалось. Именно в глубинном они были равны. Возможно это было стремление к власти. У этого стремления всегда два полюса: властелин и подчиненный. Серафима нашла себе господина, бога. Кетчер нашел себе подданную. Цепляясь друг за друга, они позволили себе остаться верными фундаменту и не строить на его основе здание личности. “Она окончательно испортила жизнь Кетчеру, как ребенок портит кистью хорошую гравюру, воображая, что он ее раскрашивает”. А была ли та гравюра так хороша?... |
Автор: | Иван Журавский [ 20 июл 2012, 11:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Головные, в смысле не от сердца, не от души, а от рассудка |
Автор: | Danilin [ 20 июл 2012, 12:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Я надеюсь, что все пишущие в этой теме понимают, как нам сегодня нужны умные звонки! Всем, кто решится записать свое сообщение, мы будем очень благодарны! |
Автор: | Eugenia [ 20 июл 2012, 15:26 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Доктор, ну почему так мало вы дали времени-то? Я думаю, что всё равно не хватит одной программы на то, чтобы всё это обсудить: и истории у Герцена, и современный идеальный брак, и необходимость интеллектуального равенства… За 45 минут это всё не обговоришь. Надо же ещё выяснить: а какой сейчас идеал брака? Поэтому предложение: сегодня поговорить о том, какой брак считается У НАС СЕЙЧАС идеальным. Ну, говорили же об идеале человека, так почему бы не обсудить идеал брака? А все истории Герцена и обсуждение необходимости интеллектуального равенства оставить на среду. Поскольку – ну мы же даже ещё не начали про них здесь говорить, а программа уже сегодня. Это всё получится комом и кое-как, если не вчитаться и не обдумать. И не просмотреть всю книжку. Потому что одну главу выдёргивать и только её обсуждать – тоже не очень правильно, надо хоть в общих чертах знать всё. Звуковые сообщения… Ага, сами требуете, а готовиться когда?? И не очень я представляю, что именно нужно говорить, что для этой экспериментальной программы нужно, а что нет. Записывать времени нет, извините, только успела что-то прочитать и выписать; сейчас ухожу на работу до утра. Дали бы времени больше - записала бы. |
Автор: | Eugenia [ 20 июл 2012, 15:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Вот кое-что из «Былого и дум» я выписала, но это ещё очень сыро. Нужно, наверное, начать с отношения Герцена к женщинам вообще. Это отношение было, в общем, уважительным. Сформировалось оно во многом под влиянием матери. Брак его родителей не был счастливым; в доме царила скука, главным источником которой был отец. Герцен вспоминает, что в доме было как бы две атмосферы: в комнатах отца нужно было вести себя тихо и чинно, а в комнатах матери он мог бегать, играть, дурачиться, в общем, он чувствовал там свободу. Большое значение для него имела дружба с тверской кузиной – это тоже был источник таких же чувств. Это во многом определило его отношение к женщинам. В женщине он умел разглядеть внутреннюю бесконечность, сильные душевные порывы. Вот, например, его слова о развитии души женщины: «Женское развитие - тайна: все ничего, наряды да танцы, шаловливое злословие, и чтение романов, глазки и слезы - и вдруг является гигантская воля, зрелая мысль, колоссальный ум. Девочка, увлеченная страстями, исчезла, - и перед вами красавица-трибун, потрясающая народные массы, княгиня Дашкова восемнадцати лет, верхом, с саблей в руках среди крамольной толпы солдат» О его собственном браке. Герцен был женат на своей двоюродной сестре (не той, о которой говорилось выше). Наталье Александровне Захарьиной. Он подробно рассказывает о её детстве. В 8 лет она осталась сиротой и попала к старой княгине, родственнице, где её воспитывали одни только чопорные старухи. Это была девочка грустная, молчаливая, диковатая. Скупые воспитательницы жалели денег на её образование и мало о нём думали. Но находились люди, которые видели, что она очень способная, давали ей книги, и всё это, по словам Герцена, «пошло на дело, все принесло удивительные плоды: так мало нужно для развития, если только есть чему развиться». Вот ещё одна характеристика юной Натали: «Это не было ни отчуждение, ни холодность, а внутренняя работа - чужая другим, она еще себе была чужою и больше предчувствовала, нежели знала, что в ней. В ее прекрасных чертах было что-то недоконченное, невысказавшееся, им недоставало одной искры, одного удара резцом, который должен был решить, назначено ли ей истомиться, завянуть на песчаной почве, не зная ни себя, ни жизни, или отразить зарево страсти, обняться ею и жить,- может, страдать, даже наверное страдать, но много жить». И отрывок из письма Герцена к Натали, написанного за 4 года до свадьбы: «Я хочу, чтоб ты сделала из себя то, что можешь из себя сделать, с своей стороны я берусь способствовать этому развитию, отнимать преграды. Что касается до твоего положения, оно не так дурно для твоего развития, как ты воображаешь. Ты имеешь большой шаг над многими; ты, когда начала понимать себя, очутилась одна, одна во всем свете. Другие знали любовь отца и нежность матери, - у тебя их не было. Никто не хотел тобою заняться, ты была оставлена себе. Что же может быть лучше для развития? Благодари судьбу, что тобою никто не занимался, они на тебя навеяли бы чужого, они согнули бы ребяческую душу, - теперь это поздно». Всё это говорит о том, что Герцен ценил в женщинах именно способность самостоятельно думать. С Натали он обвенчался тайно (её воспитательницы были против их брака) уже после своего ареста и ссылки, в 1838 году. Вот как он описывает первое время после свадьбы: «Какие светлые, безмятежные дни проводили мы в маленькой квартире у Золотых ворот и в огромном доме княгини!.. В нем была большая зала, едва меблированная, иногда нас брало такое ребячество, что мы бегали по ней, прыгали по стульям, зажигали свечи во всех канделабрах, прибитых к стене, и, осветив залу, читали стихи. Матвей и горничная, молодая гречанка, участвовали во всем и дурачились не меньше нас.. Порядок "не торжествовал" в нашем доме. И со всем этим ребячеством жизнь наша была полна глубокой серьезности. Заброшенные в маленьком городке, тихом и мирном, мы вполне были отданы друг другу. Изредка приходила весть о ком-нибудь из друзей, несколько слов горячей симпатии - и потом опять одни, совершенно одни. Но в этом одиночестве грудь наша не была замкнута счастием, а, напротив, была больше, чем когда-либо, раскрыта всем интересам; мы много жили тогда и во все стороны, думали и читали, отдавались всему и снова сосредоточивались на нашей любви; мы сверяли наши думы и мечты и с удивлением видели, как бесконечно шло наше сочувствие, как во всех тончайших, пропадающих изгибах и разветвлениях чувств и мыслей, вкусов и антипатий все было родное, созвучное. Только в том и была разница, что Natalie вносила в наш союз элемент тихий, кроткий, грациозный, элемент молодой девушки со всей поэзией любящей женщины, а я - живую деятельность, беспредельную любовь да, сверх того, путаницу серьезных идей, смеха, опасных мыслей и кучу несбыточных проектов. ...Мои желания остановились. Мне было довольно, - я жил в настоящем, ничего не ждал от завтрашнего дня, беззаботно верил, что он и не возьмет ничего. Личная жизнь не могла больше дать, это был предел; всякое изменение должно было с какой-нибудь стороны уменьшить его». Их брак с Натали – это была любовь-дружба. Он писал, что часто называл её сестрой, даже когда они уже были женаты. Каких-то африканских, итальянских страстей там, похоже, не было. А между тем, Герцен, видимо, нуждался в этих страстях, поскольку иногда его всё же «заносило» на какое-нибудь увлечение, то есть измены всё-таки были, хотя он очень в них раскаивался. Да и вообще… Удалось ли им построить какую-то семейную идиллию, основанную на равенстве? Похоже, что не очень. Постепенно, особенно с рождением детей, их брак превратился в обычный, патриархальный, где было чёткое разделение ролей: она сидит дома с детьми, и, следовательно, всё равно теряет в своём кругозоре и своём развитии, а он занимается литературой, публицистикой, увлекается политикой, философией и общественной жизнью. Если в 3 и 4 частях «Былого и дум» Герцен часто пишет о Натали, то в дальнейшем он уже редко о ней упоминает, она превращается как бы в фон его жизни. Результатом этого является то, что через 10 лет брака, уже в эмиграции, Натали призналась ему, что она серьёзно влюблена в его друга Г. Гервега. Она говорила, что «неудовлетворенность, что-то оставшееся незанятым, заброшенным искало иной симпатии и нашло её в дружбе с Гервегом» и что она мечтает о «браке втроем», причем, скорее духовном, нежели чисто плотском. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой жили в одном доме. Затем Герцен потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, а Гервег шантажировал Герцена угрозой самоубийства. Гервеги всё же уехали. В международном революционном сообществе Герцена осуждали за то, что он подверг жену «моральному принуждению» и воспрепятствовал её соединению с любовником. |
Автор: | Eugenia [ 20 июл 2012, 15:29 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
А вот история с браком Огарева, описанная в 3 части. Когда улеглась радость свиданий и миновались пиры, когда главное было пересказано и приходилось продолжать путь, мы увидели, что той беззаботной, светлой жизни, которую мы искали по воспоминаниям, нет больше в нашем круге и особенно в доме Огарева. Шумели друзья, кипели споры, лилось иногда вино - но не весело, не так весело, как прежде. У всех была задняя мысль, недомолвка; чувствовалась какая-то натяжка; печально смотрел Огарев, и К(етчер) зловеще поднимал брови. Посторонняя нота звучала в нашем аккорде вопиющим диссонансом; всей теплоты, всей дружбы Огарева недоставало, чтоб заглушить ее. То, чего я опасался за год перед тем, то случилось, и хуже, чем я думал. Отец Огарева умер в 1838; незадолго до его смерти он женился. Весть о его женитьбе испугала меня - все это случилось как-то скоро и неожиданно. Слухи об его жене, доходившие до меня, не совсем были в ее пользу; он писал с восторгом и был счастлив, - ему я больше верил, но все же боялся. В начале 1839 года они приехали на несколько дней во Владимир. Мы тут увиделись в первый раз после моего ареста и ссылки. Тут было не до разбора - помню только, что в первые минуты ее голос провел нехорошо по моему сердцу, но и это минутное впечатление исчезло в ярком свете радости. У меня в комнате, на одном столе, стояло небольшое чугунное распятие. - На колени! - сказал Огарев, - и поблагодарим за то, что мы все четверо вместе! Мы стали на колени возле него и, обтирая слезы, обнялись. Но одному из четырех вряд нужно ли было их обтирать. Жена Огарева с некоторым удивлением смотрела на происходившее; я думал тогда, что это просто сдержанность, но она сама сказала мне впоследствии, что сцена эта показалась ей натянутой, детской. Оно, пожалуй, и могло так показаться со стороны, но зачем же она смотрела со стороны, зачем она была так трезва в этом упоении, так совершеннолетня в этой молодости? Огарев возвратился в свое именье, она поехала в Петербург хлопотать о его возвращении в Москву. Через месяц она опять проезжала Владимиром - одна. Петербург и две-три аристократические гостиные вскружили ей голову. Ей хотелось внешнего блеска, ее тешило богатство. "Как-то сладит она с этим?" - думал я. Много бед могло развиться из такой противуположности вкусов. Но ей было ново и богатство, и Петербург, и салоны; может, это было минутное увлеченье - она была умна, она любила Огарева - и я надеялся. В Москве опасались, что это не так легко переработается в ней. Артистический и литературный круг довольно льстил ее самолюбию, но главное было направлено не туда. Она согласилась бы иметь при аристократическом салоне придел для художников и ученых - и насильно увлекала Огарева в пустой мир, в котором он задыхался от скуки. Ближайшие друзья стали замечать это, и К(етчер), давно уже хмурившийся, грозно заявил свое veto. Вспыльчивая, самолюбивая и не привыкнувшая себя обуздывать, она оскорбляла самолюбия, столько же раздражительные, как ее. Угловатые, несколько сухие манеры ее и насмешки, высказываемые тем голосом, который при первой встрече так странно провел мне по сердцу, вызвали резкий отпор. Побранившись месяца два с К(етчером), который, будучи прав в сути, был постоянно неправ в форме, и восстановив против себя несколько человек, может слишком обидчивых по материальному положению, она наконец очутилась лицом к лицу со мной. Меня она боялась Во мне она хотела помериться и окончательно узнать, что возьмет верх - дружба или любовь, как будто им нужно было брать этот верх. Тут больше замешалось, чем желание поставить на своем в капризном споре, тут было сознание, что я всего сильнее противудействую ее видам, тут была завистливая ревность и женское властолюбие. С К(етчером) она спорила до слез и перебранивалась, как злые дети бранятся, всякий день, но без ожесточения; на меня она смотрела бледнея и дрожа от ненависти. Она упрекала меня в разрушении ее счастья из самолюбивого притязания на исключительную дружбу Огарева, в отталкивающей гордости. Я чувствовал, что это несправедливо, и, в свою очередь, сделался жесток и беспощаден. Она сама признавалась мне, пять лет спустя, что ей приходила в голову мысль меня отравить, - вот до чего доходила ее ненависть. Она с Natalie раззнакомилась за ее любовь ко мне, за дружбу к ней всех наших. Огарев страдал. Его никто не пощадил, ни она, ни я, ни другие. Мы выбрали сердце его (как он сам выразился в одном письме) "полем сражения" и не думали, что тот ли, другой ли одолевает, ему равно было больно. Он заклинал нас мириться, он старался смягчить угловатости - и мы мирились; но дико кричало оскорбленное самолюбие, и наболевшая обидчивость вспыхивала войной от одного слова. С ужасом видел Огарев, что все дорогое ему рушится, что женщине, которую он любил, не свята его святыня, что она чужая,- но не мог ее разлюбить. Мы были свои - но он с печалью видел, что и мы ни одной, капли горечи не убавили в чаше, которую судьба поднесла ему. Он не мог грубо порвать узы брака, связывавшего его с нею, ни крепкие узы симпатии, связывавшие с нами; он во всяком случае должен был изойти кровью, и, чувствуя это, он старался сохранить ее и нас, - судорожно не выпускал ни ее, ни наших рук, - а мы свирепо расходились, четвертуя его, как палачи! Перемежаясь, продолжалась вражда. Озлобленная женщина, преследуемая нашей нетерпимостью, заступала дальше и дальше в какие-то путы, не могла в них идти, рвалась, падала - и не менялась. Чувствуя свое бессилие победить, она сгорала от досады, от ревности без любви. Ее растрепанные мысли, бессвязно взятые из романов Ж. Санд, из наших разговоров, никогда ни в чем не дошедшие до ясности, вели ее от одной нелепости к другой, к эксцентричностям, которые она принимала за оригинальную самобытность, к тому женскому освобождению, в силу которого они отрицают из существующего и принятого, на выбор, что им не нравится, сохраняя упорно все остальное. Разрыв становился неминуем, но Огарев еще долго жалел ее, еще долго хотел спасти ее, надеялся. И когда на минуту в ней пробуждалось нежное чувство или поэтическая струйка, он был готов забыть на веки веков прошедшее и начать новую жизнь гармонии, покоя, любви; но она не могла удержаться, теряла равновесие и всякий раз падала глубже. Нить за нитью болезненно рвался их союз до тех пор, пока беззвучно перетерлась последняя нитка, - и они расстались навсегда. Во всем этом является один вопрос не совсем понятный. Каким образом то сильное симпатическое влияние, которое Огарев имел на все окружающее, которое увлекало посторонних в высшие сферы, в общие интересы, скользнуло по сердцу этой женщины, не оставив на нем никакого благотворного следа? А между тем он любил ее страстно и положил больше силы и души, чтоб ее спасти, чем на все остальное; и она сама сначала любила его, в этом нет сомнения. Много я думал об этом. Сперва, разумеется, винил одну сторону, потом стал понимать, что и этот странный, уродливый факт имеет объяснение и что в нем, собственно, нет противуречия. Иметь влияние на симпатический круг гораздо легче, чем иметь влияние на одну женщину. Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка. В аудитории, в церкви, в клубе одинаковость стремлений, интересов идет вперед, во имя их люди встречаются там, стоит продолжать развитие. Кружок Огарева состоял из прежних университетских товарищей, молодых ученых, художников и литераторов; их связывала общая религия, общий язык и еще больше - общая ненависть. Те, для которых эта религия не составляла в самом деле жизненного вопроса, мало-помалу отдалялись, на их место являлись другие. Сближение с женщиной - дело чисто личное, основанное на ином, тайно-физиологическом сродстве, безотчетном, страстном. Мы прежде близки, потом знакомимся. У людей, у которых жизнь не подтасована, не приведена к одной мысли, уровень устанавливается легко; у них все случайно, вполовину уступает он, вполовину она; да если и не уступают - беды нет. С ужасом открывает, напротив, человек, преданный своей идее, что она чужда существу, так близко поставленному. Он принимается наскоро будить женщину, но большей частью только пугает или путает ее. Оторванная от преданий, от которых она не освободилась, и переброшенная через какой-то овраг, ничем не наполненный, она верит в свое освобождение - заносчиво, самолюбиво, через пень-колоду отвергает старое, без разбора принимает новое. В голове, в сердце - беспорядок, хаос., вожжи брошены, эгоизм разнуздан... А мы думаем, что сделали дело, и проповедуем ей, как в аудитории! |
Автор: | Людмила [ 20 июл 2012, 19:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Тема ЛГРОМАДНАЯ. Нашла по клику ГЕРЦЕН .ПРОБЛЕМА БРАКА и такое http://www.alexherzen.ru/v-emigratsii/problemi-v-brake Как БУРНО-то у них все протекало ! И идейно ! Нда ) |
Автор: | Людмила [ 20 июл 2012, 19:21 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
А. И ГЕРЦЕН Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность. Но одинаковость развития сглаживает многое. А когда его нет, а есть праздный досуг, нельзя вечно пороть вздор, говорить о хозяйстве или любезничать; а что же делать с женщиной, когда она - что-то промежуточное между одалиской и служанкой, существо телесно близкое и умственно далекое. Ее не нужно днем, а она беспрестанно тут; мужчина не может делить с ней своих интересов, она не может не делить с ним своих сплетен. Каждая неразвитая женщина, живущая с развитым мужем, напоминает мне Далилу и Самсона: она отрезывает его силу, и от нее никак не отстережешься. Между обедом, даже и очень поздним, и постелью, даже тогда, когда ложишься в десять часов, есть еще бездна времени, в которое не хочется больше заниматься и еще не хочется спать, в которое белье сочтено и расход проверен. Вот в эти-то часы жена стягивает мужа в тесноту своих дрязг, в мир раздражительной обидчивости, пересудов и злых намеков. Бесследным это не остается. Владимир Высоцкий "Тут за день так накувыркаешься ! Придешь домой - там ТЫ сидишь..." Сорри. |
Автор: | E-layna [ 20 июл 2012, 19:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Честно говоря, совместное жительство с человеком мне кажется чем-то обременительным, навязанным, даже ненужным, ведь куда удобнее любить на расстоянии (не нахордясь под одной крышей) встречаться, проводить вместе время, столько сколько не напрягает другого, общая крыша навязывает общепринятые понятия об обязанностях каждого, не желая видеть правду о себе один из партнеров может спрятаться за спиной другого, тем самым лишая себя творческого пути и дальнейшего развития (часто относится к женщинам, прячутся за спиной мужа, полагая, что он должен обеспечивать ее всем по гроб, что вполне естественно дает мужу право на уход или сови потехи, но последнее может относиться далеко не только к женщинам ), в отношениях должно быть достаточно свободы, т.е если это идет на благо обоим, то лучше вовремя расставаться, если нет кроме механических домашних обязанностей никакого духовного внутреннего взаимодополнения. И Еще при совместной жизни теряется какая-то тайна, которой человек бывает охватан в начале знакомства, любовь, нет конечно можно жить и под одной крышей, ведь есть счастливые пары, но во взаимоотношениях все должно сопутствовать саморазвитию (как внутреннему так и внешнему) и созидательному началу |
Автор: | Кунгуру [ 20 июл 2012, 22:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Герцен, Кетчер и законы брака |
Пока читал в голове вертелась фраза из песни А. Машнина: "Вышли из лусу в белых рубашках двое влюбленных - вампир и донор" Типичные отношения "жертва-тиран". Жертве невозможно самоопределить себя без тирана, и тирану некого унижать без жертвы. Со временем эти отношения надоедают обоим: жертва не может терпеть унижений, и тирану надоедает терпиливое молчание жертвы. Однако разойтись нет возможности, в силу указанных выше причин. Получается что-то вроде "и вместе тошно, и врозь никак". Как такие отношения зарождаются? Недавно прочитал интервью с Петром Мамоновым, он интересную вещь говорит: "Известно, что свет от ближаишей звезды идет к нам 6 лет, т.е. сегодня мы видим звежды 2006 года. Вот они наши масштабы, наши глубины. И чем мы их заполняем? Водочкой и порнухой. А почему? Человеку скучно с самим собой." И Кетчеру скучно. И многим сегодня скучно. И человек пытается заполнить эту пустоту, скуку другим человеком. Вот только этот другой зачастую сам пустой. В итоге "Чуда Брака" не происходит. 0*0=0 Хотя может мне так легко рассуждать потому, что я сам не женат. |
Страница 1 из 5 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |