Во вчерашней передаче больше всего поразили слова, относившиеся к Огареву… “Огарев страдал, – признается Герцен. - Его никто не пощадил, ни она, ни я, ни другие. Мы выбрали его грудь (как он сам выразился в одном из писем) "полем сражения" и не думали, что тот ли, другой ли одолевает, ему равно было больно. Он заклинал нас мириться, он старался смягчить угловатости, но дико кричало оскорбленное самолюбие, и наболевшая обидчивость вспыхивала войной от одного слова”. Любимая женщина и близкие друзья напополам рвали сердце. Никто не хотел уступать. Шла война. Ну почему?... что любила та женщина?... чем дорожили те друзья?...
Вчера после программы вспомнился старый черно-белый французский фильм “Супружеская жизнь”. Фильм в двух сериях рассказывал о различных эпизодах недолгого брака, начавшегося волшебной любовью и закончившегося разводом. Причем в первой серии все это рассказано от лица мужа Жан-Марка, а во второй почти те же эпизоды рассмотрены глазами жены Франсуазы. И эти взгляды на одни и те же события оказались очень разными, порой до противоположности. Эти различия незаметно стали строить стену отчуждения, пока совсем не закрыли любовь в сердце двоих. Собственное видение не замечало, не принимало видение другого, причем близкого и любимого человека. Кетчер и Огарев глазами Герцена – это всего лишь один из многих взглядов на ситуацию. Как видели те же самые события его друзья, мы не знаем.
Близость – удивительное чувство. Именно оно лежит в основе и любви, и дружбы. Близость – необыкновенное, незабываемое, непередаваемое единство двух душ. Но именно близкие наиболее сильно ранят сердца друзей и любимых. Близость, поглощенная прекрасным единением, забывает об индивидуальных различиях. А когда вспоминает о них, то начинает воспринимать различия как помеху, смертельную помеху и любви, и дружбе. Идея Герцена о необходимости равенства в любви и дружбе мне близка. Только вот равенство это, на мой взгляд, выражается не в равенстве сходства, а в равенстве различий, в том, что именно различия близкого человека уравниваются в один ряд с собственными индивидуальными различиями.
Опять-таки же мало очень знаю о Кетчере, поэтому какие-то противоречивые мысли в моей голове об этом человеке. Но ведь в Серафиме он именно различия начал рассматривать и интересоваться ими. Возможно, Серафима была единственной или одной из немногих, в которых его заинтересовала непохожесть, несхожесть с его жизнью. Судя по прочитанным отзывам друзей и знакомых, к иному мнению Кетчер был крайне нетерпим. В Серафиме же было иное бытие и он с ним вполне сжился. Серафима терпеливо и покорно принимала его целиком, таким, каким он был. Не предъявляя ему претензий, не требуя изменений. Впрочем, и сама она всем попыткам изменить ее вполне стойко сопротивлялась. Два разных человека Кетчер и Серафима вполне ужились в браке. Два разных человека Огарев и Тучкова в браке ужиться не смогли. Хотя, наверное, у них было больше общих пространств души. Примириться с тем, что близкий тебе по непонятной невероятной тайной основе человек имеет право на индивидуальные иногда противоположные тебе различия, думаю это и есть подлинное равенство двоих в любви и браке. Взгляд со стороны видит различия. И дружба, и любовь постепенно исчезают, когда индивидуальные различия становятся более приоритетными, чем внутреннее единство. И именно в таком перекосе приоритетов любовь обращается в свою противоположность, во власть. А ведь в основе любви изначально лежит интерес к тайне другого непохожего на тебя человека. О любви Герцен говорит: “Мы прежде близки, потом знакомимся”. Но ведь прежде же близки. И физиологическое влечение, если это любовь, а не просто половой акт, следует за влечением душевным. Это влечение каким-то внутренним душевным инстинктом обнаруживает близость, что-то близкое, похожее, и следует вслед за ней. А затем начинает, знакомясь, узнавать различия. А узнав, принимать. Изменить, воспитать сложившуюся личность сложно, если вообще возможно… и Герцен это отмечает: “Позднее воспитание сложившейся женщины - дело очень трудное”. Пишет он и о том, что… “Одна Natalie серьезно думала о том, чтоб развить ее”. Видимо именно этому развитию, даже наверное не самому развития, а именно желанию Natalie, и встала бессознательно в оппозицию Серафима. Подобное желание должно возникнуть в самом человеке. Чужое же желание извне воспринимается, как попытка лишить человека его индивидуальных особенностей. Только собственное желание развивает личность, сохраняя индивидуальные особенности. Чужое желание твоего изменения – это опять-таки претензия на власть, но не на любовь. Попытка взглянуть изнутри брака Кетчера и Серафимы на их взаимоотношения с четой Герценов, меняет взгляд на сложившуюся ситуацию. Кто прав?... кто виноват?... не знаю. Думается мне, что в подобных ситуациях самое верное и самое сложное - не искать виноватых, не утверждать свою правоту, а искать примирения, через сходство и единство примеряясь в своей душе с различиями и непохожестью другого, других.
P.S. Вдруг поняла насколько сложной и тяжелой оказывается для меня эта тема. Как ее обсуждать? Как относиться к ее героям? Прочила одну главу, вторую,… Кетчер, Огарев. Кто они?... литературные герои?... Нет же, ведь нет. Они живые люди. Они жили когда-то, давно. Они любили, мечтали, страдали, ошибались, были неправы и правы. Они были разные. Как читать литературный текст воспоминания о реальных людях? Как характеристику автора?... или характеристику тех, о ком он пишет?... Даже в реальной жизни разобраться в текущих ситуациях, связанных с близкими, родными, друзьями очень непросто. Надо обязательно понять и почувствовать все стороны, увидеть ситуацию разными взглядами или хотя бы попытаться по-разному взглянуть на нее. В данном случае есть только взгляд Герцена, его мысли и выводы и нет взгляда с другой стороны. Додумывать бессмысленно. Это ведь не литературное произведение, где читатель зачастую становится соавтором повествования, вкладывая свою душу и свое понимание в авторский текст. Но не принимать в расчет другую сторону, другое мнение, другие взгляды, неправильно. Там на другой стороне в событиях участвовали такие же живые люди со своей правотой и правдой. Сложно… написала много. Больше постараюсь не писать.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|