Юлия Фёдоровна писал(а):
Иногда искренностью можно причинить боль другому. Тогда обычно и возникает выбор: сказать или нет.
Но как правду ни скрывай, она все-таки наружу выйдет. Может, выйти боком для обоих: для скрывающего и от кого скрывают.
Наверное, лучше сказать, набравшись мужества, подобрав нужные слова, чем потом показаться подлецом и предателем.
Хотя в таких случаях, делая больно другому, заставляешь и себя страдать, можешь оказаться непонятым, непрощенным, потерять близкого человека.
quagga писал(а):
Юлия Фёдоровна писал(а):
Часто потом такой человек если и может говорить правду, то только злую, резкую, опережающую возможные выпады, обороняющуюся.
Резкая, злая- вот эпитеты для правды. Нежное признание в любви, потерянное признание вины своей- переместилось в сферу лжи по преимуществу.. Лицемерно признать свою вину- чтобы тот, у кого просишь прощения, САМ почувствовал себя виноватым. Выразить свое одобрение- чтобы потом похвалили тебя. Говорить о своей "любви", чтобы партнер оказался связаным твоим "признанием"..
Хочу дополнить.
Правда бывает резкой лишь в устах "подростка". Такая правда сообщает узкую, чрезвычайно узкую информацию в большой, сложный, уравновешенный, как говорит
quagga, мир. Для неё даже имеется, на мой взгляд, точный эпитет - "голая правда".
Пример. Человек признаётся: "я взял эту вещь". (Говорить "украл" будет моральной оценкой, поэтому говорим правдиво просто: "взял"). Это узкая правда.
Если посмотрим несколько шире (глубже), можно сказать правду более полную: "у меня возникло желание взять, что я и осуществил". Ещё более полная правда может прозвучать так: "моя мама больна, ей нужно помочь, я увидел лучший способ помощи в этой вещи, а никого рядом не оказалось, я решил спасти маму, не дожидаясь кого-то". Полноту правды можно и дальше увеличивать, и мы дойдём, наконец, до правды общечеловеческих ценностей, которая реализовалась конкретным образом в данном поступке.
Замечу, что уточнения, которые мы получаем при более глубоком
рассмотрении события, являются чистой правдой!
.(А не оправданиями, имеющими целью манипулирование моральными оценками, поэтому лживыми; правда, "лживость" эта тоже относительна...)Если бы человек, говорящий правду, более полно представлял её, признание не было бы резким, беспощадным и т.д. Он признался бы только в том, что другим людям знакомо и близко.
Казалось бы, тот, кому признаются, может не видеть так глубоко, каково признание, поэтому воспринять его резко..
Однако сама трудность видения полноты является тоже правдой. Признание может включать в себя и эту правду - о том, что некоторые вещи при другом взгляде видны по-другому... Учёт этой правды в общем поле правды снимает проблему резкости восприятия.
Секрет бесконфликтности признания в том, что оно, будучи объемлющим, уже уладило в себе возможные конфликты.
Узкая же, "голая" правда "вынуждена" улаживать эти конфликты со всеми сторонами уже после признания.
Поэтому я пытаюсь сказать, что внутреннему переживанию (внутренней правде) для естественного признания нужно созреть, чтобы оно не стало бомбой. "Зрелая" же правда не нарушает равновесия.
С другой стороны, время дорого. Поэтому иногда резкая правда бывает лучше молчания...
Более того, где-то всё равно должен быть поставлен порог "созревания", и величина этого порожка (величина шага, который предстоит сделать признанием) может быть сглажена сердечной теплотой говорящего и сердечной теплотой слушающего. То есть чем-то, что находится вне конфликтов и сближает людей...